2.4ГГц и общая "земля" борта и зажигания ДВС
Особо одарённым: “землю” надо подключать тщательнее и отдельным кабелем, чтобы не отваливалась и вообще к постройке самолёта надо относится серьёзнее, а то можно и крыло потерять в полёте и стабилизатор не дай бог…
Хотел ответить резко,на открытое хамство, но не буду. Хамов ведь везде хватает, к сожалению и этот форум не исключение.
Теперь по предмету, полагаю, что если бы требовалось отдельное подключение, то производители конечно предусмотрели бы это. Специально переговорил с людьми которые собрали не один десяток бензиновых самолетов, думал что я такой отсталый, тоже как-то обходятся. Видимо, компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства, а проблем с надежностью и так нет.
Вы правы, я излишне резко выразился. Приношу извинения…
компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства
Не совсем понимаю о каком удобстве идёт речь?
Если Вы имеете ввиду снятие\установку двигателя и при этом надо открутить лишний винт с заземлением от картера, то уж не знаю кому как, а мне не влом открутить лишний винтик зная, что он имеет достаточно большое значение.
Единственное что не понял из блога, так это можно ли приобрести полный комплект телеметрии, т.е. с передающим и принимающем модулем?
И еще, на сколько понял аппарат снимет данные оборотов с оптического датчика, но сами же вы говорите, что можно снимать с датчика холла, так и проще и надежнее и дешевле. Есть ли какое либо законченное изделие на продажу? Я имею в виду полный комплект. По мне так напряжение борта мне совсем не нужно, да еще и массы соединять (пользую 35 и 40МГц). а вот все что касаемо двигателя более чем полезно. В общем ждемс…
Теперь по предмету, полагаю, что если бы требовалось отдельное подключение, то производители конечно предусмотрели бы это. Специально переговорил с людьми которые собрали не один десяток бензиновых самолетов, думал что я такой отсталый, тоже как-то обходятся. Видимо, компромис между надежностью и удобством находится на стороне удобства, а проблем с надежностью и так нет.
Если надежность и безопасность при полетах Вам превыше всего, то примите следующее как аксиому.
“Земля” к двигателю подается не через оплетку высокольтного кабеля зажигания, а только через отдельный многожильный медный кабель сечением примерно от 1 кв. мм.
Кабель припаивается на клипсу, которая зажимается винтом крепления картера к мотораме.
Оплетка высоковольтного кабеля зажигания используется только для уменьшения помех, а не для работы по постоянному току.
С другой стороны “земляной” кабель припаивается к точке соединения аккумулятора с блоком электронного зажигания.
Все вышесказанное не мое изобретение - так сделано на всех автомобилях, на которых мы ездим.
Относительно удобства не сделать нормальное соединение по “земле”, а потом искать источники помех на управлении - сомневаюсь в разумности такого подхода. Не говоря уже о стоимости бензиновых моделей, подумайте о безопасности окружающих.
Это примерно как ДВС двигатель двумя винтами крепить…
Грамотный или нет, не важно, если развалится свечной колпак.
Если даже развалится свечной колпак, то ничего с каналом управления на 2.4 ГГц не произойдет (в отличии 35 и 40 МГц) - характер спектра будет такой же.
Правильные слова…
Только вот вопрос еще один: Если развалится свечной колпак притом что есть такое соединение массы как вы описали? Почему пойдет помеха на низкочастотный каналы? Только из за того что не экранирован высоковольтный провод?
И еще небольшое уточнение, провод массы кидать именно от аккумулятора зажигания на корпус двигателя, а не с выхода зажигания? Я правильно понял? Почему то все пишут про выход с зажигания, а не массу с аккумулятора зажигания.
Ну и на мой вопрос по приобретению комплекта тоже нет ответа… 😃
Заранее благодарю.
Единственное что не понял из блога, так это можно ли приобрести полный комплект телеметрии, т.е. с передающим и принимающем модулем?
И еще, на сколько понял аппарат снимет данные оборотов с оптического датчика, но сами же вы говорите, что можно снимать с датчика холла, так и проще и надежнее и дешевле. Есть ли какое либо законченное изделие на продажу? Я имею в виду полный комплект. По мне так напряжение борта мне совсем не нужно, да еще и массы соединять (пользую 35 и 40МГц). а вот все что касаемо двигателя более чем полезно. В общем ждемс…
Пока можно приобрести только сам телеметрический блок без радиоканала (в ЛС).
Радиоканал был сделан в нескольких вариантах и сейчас проходит испытания.
Полученные результаты испытаний на 2.4ГГц открывают возможность получения информации об оборотах двигателя с датчика Холла блока электронного зажигания бензиновых ДВС (вместо установки оптического или магнитных датчиков).
Изменения в блоке телеметрии для этого не требуется.
Испытания будут проведены в ближайшее время.
Оптический датчик оборотов необходим только при установки аппаратуры на модели с калильными ДВС и электрички.
Только вот вопрос еще один: Если развалится свечной колпак притом что есть такое соединение массы как вы описали? Почему пойдет помеха на низкочастотный каналы? Только из за того что не экранирован высоковольтный провод?
Помеха на 35 и 40 МГц будет иметь место, так как блок зажигания будет продолжать работать. Импульсный характер выходного сигнала блока зажигания имеет весьма широкий спектр, при этом излучение будет идти как с оплетки высоковольтного кабеля, кабелей питания, так и с корпуса блока зажигания.
И еще небольшое уточнение, провод массы кидать именно от аккумулятора зажигания на корпус двигателя, а не с выхода зажигания? Я правильно понял? Почему то все пишут про выход с зажигания, а не массу с аккумулятора зажигания.
Провод массы должен быть соединен в точке соединения “земли” аккумулятора с блоком зажигания.
Ну и на мой вопрос по приобретению комплекта тоже нет ответа… 😃
Ответил выше.
Провод массы должен быть соединен в точке соединения “земли” аккумулятора с блоком зажигания.
А это как? В смысле, на практике? ☕
Если из блока, торчит трехжильный проводок(одна жила не используется), заканчивающийся стандартным
разъемчиком как на сервах, только “папа”, потом от него идет цепь выключателя питания и индикатора,
и только потом разъем аккумулятора…
В какое место по Вашей теории надо цеплять провод массы, и главное, учитывая его сечение, в сравнении
с остальными проводами, как - ???
ЗЫ У меня блок в жестяном корпусе, и провод я припаял прямо к корпусу, недалеко от резинки, через
которую проходит свечной кабель. Внутри блока, масса на корпус запаяна с печатки в нескольких местах,
что в общем-то по всем законам радиотехники тоже не хорошо, причем, корпус токоведущий(был прецидент -
одна пайка треснула, и искры небыло, пришлось все пропаивать), но, что делать - так с завода сделано…
А это как? В смысле, на практике? ☕
Если из блока, торчит трехжильный проводок(одна жила не используется), заканчивающийся стандартным
разъемчиком как на сервах, только “папа”, потом от него идет цепь выключателя питания и индикатора,
и только потом разъем аккумулятора…
В какое место по Вашей теории надо цеплять провод массы, и главное, учитывая его сечение, в сравнении
с остальными проводами, как - ???
Стандартный разъем с блока зажигания удаляется (извините, воспитание ВПК) и к проводам припаиваются 2.5 мм золоченные разъемы с замочками.
Земляной провод от корпуса двигателя соединяется на разъеме с минусовым проводом блока зажигания.
Полученные результаты испытаний на 2.4ГГц открывают возможность получения информации об оборотах двигателя с датчика Холла блока электронного зажигания бензиновых ДВС (вместо установки оптического или магнитных датчиков).
Ну а для тех кто на низкочастотных каналах? Можно ли использовать ваше оборудование без оптического датчика? Ну понятно, что когда общая земля борта и зажигания, то там идет помеха по низкой частоте, а если не соединено? Мне например не нужно видеть по телеметрии напряжение борта, смогу ли я на 35МГц использовать телеметрия подключаемую к датчику Холла? Лично я не вижу проблем в этом плане, т.е. разницы никакой вроде бы.
Помеха на 35 и 40 МГц будет иметь место, так как блок зажигания будет продолжать работать. Импульсный характер выходного сигнала блока зажигания имеет весьма широкий спектр, при этом излучение будет идти как с оплетки высоковольтного кабеля, кабелей питания, так и с корпуса блока зажигания.
Естественно он будет продолжать работать. Но ведь и контакт земли не пропадет и не будет искрить, т.е. мы имеем постоянный контакт “земли” аккумулятора, а значит и блока зажигания на корпусе двигателя. Например слетает металлический колпачек со свечи, сам высоковольтный провод остается как был на свече. Т.е. мы все во лишь теряем небольшую часть экрана непосредственно на колпачке свечи, только и всего. Как при этом изменится работа зажигания и в частности эфирная составляющая? Понятно что без экрана эфир несколько обогатиться по помехам от потери колпачка, но на работе самого по себе зажигания я не думаю что это должно сказаться…
И еще один вопрос по теме помех, но немного в другой плоскости:
Я хочу провести некоторые испытания как раз в плане помех в эфире при слетании колпачка свечи, либо его неплотного контакта и “дребезга” контакта, при этом имея оплетку на ВВ проводе и не имея ее, а также имея стабильный контакт массы от зажигания на корпусе мотора и имея “дребезг” этого контакта. Собственно вопрос в том, могу или я с помощью цифрового переносного осциллографа каким-либо образом “снять” помеху с эфира? или не обойтись без анализатора спектра? Т.е. условно если меня интересует помеха в трого определенном канале частоты, например 35.120МГц, смогу ли я решить данный вопрос при помощи двухканального осциллографа и если да то как? возможно даже испытание без включения передатчика, т.е. не имея на данной частоте сигнала передатчика, могу ли я анализировать уровень помех на заданной частоте при разных условиях?
Прошу извинить за возможные ошибки в терминах.
Спасибо.
Ну а для тех кто на низкочастотных каналах? Можно ли использовать ваше оборудование без оптического датчика? Ну понятно, что когда общая земля борта и зажигания, то там идет помеха по низкой частоте, а если не соединено? Мне например не нужно видеть по телеметрии напряжение борта, смогу ли я на 35МГц использовать телеметрия подключаемую к датчику Холла? Лично я не вижу проблем в этом плане, т.е. разницы никакой вроде бы.
Если используются РУ на 35/40 МГц и нет необходимости измерять напряжение борта (нет общей “земли” с приемником РУ), то в этом случае телеметрию можно использовать для получения данных об оборотах двигателя, температуре двигателя, напряжении аккамулятора зажигания и др. В этом случае можно использовать как встроенный датчик Холла ДВС, так и оптический датчик для подсчета оборотов. Позже, когда Вы возможно перейдете на 2.4 ГГц, Вы сможете иметь общую “землю” и получать с телеметрии данные по напряжению и токам борта.
И еще один вопрос по теме помех, но немного в другой плоскости:
Я хочу провести некоторые испытания как раз в плане помех в эфире при слетании колпачка свечи, либо его неплотного контакта и “дребезга” контакта, при этом имея оплетку на ВВ проводе и не имея ее, а также имея стабильный контакт массы от зажигания на корпусе мотора и имея “дребезг” этого контакта. Собственно вопрос в том, могу или я с помощью цифрового переносного осциллографа каким-либо образом “снять” помеху с эфира? или не обойтись без анализатора спектра? Т.е. условно если меня интересует помеха в трого определенном канале частоты, например 35.120МГц, смогу ли я решить данный вопрос при помощи двухканального осциллографа и если да то как? возможно даже испытание без включения передатчика, т.е. не имея на данной частоте сигнала передатчика, могу ли я анализировать уровень помех на заданной частоте при разных условиях?
Прошу извинить за возможные ошибки в терминах.
Спасибо.
С помощью достаточно широкопосного осциллографа (полоса пропускния как минимум больше частоты несущей передатчика) Вы сможете составить представление об амплитудных изменениях в случае нормальной работы зажигания и в случае работы со слетевшим высоковольтным проводом.
Если Вы желаете сделать частотный анализ сигнала, то потребуется или анализатор спектра или сканирующий приемник на соответствующий частотный диапазон с индикатором RSSI. Такие приемники для проверки РУ каналов есть в RC магазинах.
Если будет возможность, то можно провести испытания Вашего решения в Бутово.
Относительно удобства не сделать нормальное соединение по “земле”, а потом искать источники помех на управлении - сомневаюсь в разумности такого подхода. Не говоря уже о стоимости бензиновых моделей, подумайте о безопасности окружающих.
Однако, в разумности такого подхода не сомневаются производители моторов и зажиганий. Они даже не упоминают о такой возможности в своих инструкциях. Более того, ни кто не гарантирует, что оплетка ВВ-провода (читай земля зажигания) и минус его питания - одна и таже цепь, хотя я и допускаю что это всегда так.
Так же не прибегают к этой возможности и большинство пилотов летающих на бензиновых самолетах. “Практика - критерий истины.”, а практика такова…
Ваши апелляции к автомобильному дизайну - не корректны. В авто применяется много разных стандартных решений, которые не приемлемы или не удобны в авиамоделизме. Единая электропроводка - одно из таких решений. А использование электрогенератора для питания зажигания и оборудования - другое стандартное автомобильное решение, тоже малоприменимое к нашей тематике.
Ваши апелляции к автомобильному дизайну - не корректны. В авто применяется много разных стандартных решений, которые не приемлемы или не удобны в авиамоделизме. Единая электропроводка - одно из таких решений. А использование электрогенератора для питания зажигания и оборудования - другое стандартное автомобильное решение, тоже малоприменимое к нашей тематике.
Более того , и решения, давшие результат по устранению помех на каком то определенном моторе и на определенной модели абсолютно не гарантируют получение положительного результата на другой
модели.
Я хочу провести некоторые испытания как раз в плане помех в эфире при слетании колпачка свечи, либо его неплотного контакта и “дребезга” контакта, при этом имея оплетку на ВВ проводе и не имея ее, а также имея стабильный контакт массы от зажигания на корпусе мотора и имея “дребезг” этого контакта.
Проведя эти измерения опять же можно выводы распространить только именно на Вашу конфигурацию.
Пример-
У меня был поврежден колпачок на Зенохе 20-ке с электронным зажиганием.
Аппаратура 2,4 Ггц.
Снял колпачок - все машинки ходуном. Провод дополнительный от зажигания до болта цилиндра не дал практически ничего.
И вот это событие опровергло сразу несколько мифов:
1.Провод, дублирующий общий от зажигания до свечи (кстати на этом двигателе он штатно установлен) панацея от плохого контакта колпачка
2.Аппаратура на 2,4 - лучший выбор на бензин ( как оказалось -наводки легко проникают по другим каналам а не только по радиоканалу)
3.На зенохе с магнето провод высоковольтный без экрана и нет металлического колпачка -однако летая на 72Мгц помех не наблюдал.
А миф заключается в том, что объясняя это ссылаются на то что помеха в основном идет от преобразователя в блоке зажигания.
А оказалось нет.
По поводу общей земли.
На аппаратуре 27-72 Мгц общий провод являлся противовесом(вход несимметричный), а следовательно частью приемной антенны.
Токи, наведенные в нем напрямую попадали на вход приемника.Причем спектр помех содержит составляющие попадающие в полосу приема.
Потому категорически нельзя было объединять.
В случае же 2,4 гГц и спектр помех практически не попадает в полосу приема и вход приемника симметричный ( правда отчасти -заглядывал как он устроен 😃 )
И вроде бы проблем не должно.
Но кто его знает 😦
Только на свой страх и риск.У Вас все нормально - а в несколько другой комбинации могут и быть проблемы.
2.Аппаратура на 2,4 - лучший выбор на бензин ( как оказалось -наводки легко проникают по другим каналам а не только по радиоканалу)
И с этой точки зрения 2.4GHz приемник (по крайней мере Футабий 6014) даже хуже чем классический. Питание потрохов у него 2.7V и сигналы к машинкам, соответственно, 2.7V вместо 3.3V как было на старых. Это сильно снижает помехоустойчивость.