Как подготовить болван для матрицы?

Sanya

Всем привет. В-общем выстругал из куска бальзы болван для фюзеляжа метательного планера. Что дальше нужно делать? И как лучше подготовить его, чтобы потом можно матрицу было сделать из 2-х половинок? Какими материалами обработать надо?

Sanya

Так чем бальзу покрыть надо? может обрубками стеклоткани смешанной с эпоксидкой, зашпаклевать неровности мелкие и потом еще стеклом тонким полностью обклеить болван? потом что делать? как довести болван до зеркального вида?

111

для болванов лучше использовать более твердые сорта дерева, чем бальза (липа, осина, ель)

нужно решить из того что есть в наличии
можно на основе нитроклея типа МЦ, можно на основе эпоксидки, можно использовать 2 компонентный химолак или автомобильнуя шпаклевку (шпатлевку) или нитрошпаклевку серую или розовую.

с помощью нитры (нитроцеллюлозный клей, эмалит, лак первого покрытия)
сначала промазываешь болван нитрой средней густоты и даешь высохнуть (задача закрыть поры)
шлифуем на сухую
дальше покрываем несколькими слоями нитры, в которую добавлен какой-либо краситель (для контроля толщины при шлифовке)
шлифовать до матовой поверхности с бензином.
покрывать лучше с пульвера, но можно и мягкой кистью.
после сушки опять шлифовка - задача получить матовую поверхность без блесток (если есть блестки - там ямка).
после получения матовой поверхности на всей болванке, ее покрывают жидкой нитрой, каждый слой высушить (главное чтоб не получить пузырьков, потеков и чтобы пыль не села на сырую поверхность)

то же можно делать с эпоксидными составами и химолаками, хотя их обрабатывать труднее, пленка более износоустойчивая.

Stalker

Ох и посоветовал… Нитролаком будет он бальзу мазать долго и нудно, а результат не получит хороший.
Мой совет:

  1. Берешь стеклоткань 20-30г/м2. Оклеиваешь стеклотканью болван. В 2-3 слоя. Потом шлифовка. Можно применить виброшлифовальные машинки для этого.
  2. Если остались ямки какие-то, изъяны, берешь автомобильную шпатлевку, лучше стеклониполненную, она прочнее. Шпатлюешь, подгоняешь все критичные размеры, чтоб труба становилась потом.
  3. Снова шлифуешь, до 400 зерна. Из пульвера автомобильной краской, тонким слоем. Потом если нужно снова поправляешь мелким абразивом, 400 и выше, до 1200. И финишный слой краски.

Ну а как делать матрицу - юзай поиск. Сам пока не делал, потому рассказывать не буду. “не имею права” )))

111

раньше с нитрой и делали, так другие были в дефиците.
и все получалось и матрицы давили и вакуумом и комбинированным способом (вакуум+давление), и все в то время, когда некоторых даже в проектах не существовало.

Stalker

НУ я ж не утверждаю что ваш способ не работает. Я утверждаю что предложенный мной лучше в наше время. Я так уже делал.

Битник

Stalker, мы так и делаем, хороший способ. Только не красим. Для чего?

вжик
Битник:

Stalker Только не красим. Для чего?

Если покрасить акриловой краской автомобильной ,то можно потом болван отполировать и качество матрици будет выше.

Sanya

Всем спасибо за советы, в-приципе я так и думал делать… Главное наждачную бумагу найти мелкую. Где ее купить? На авторынке?
И еще вопрос, лучше именно автомобильную шпаклевку стеклотканевую применить, или самому можно смешать со смолой рубленную стеклоткань и так же нанести?
А пулевер како-то специальный нужен? Я слышал что вроде есть такие что саму краску только выпрыскивают, без воздуха, вроде бы они лучше? Где купить пуливер нормальный? А если из балончика красккой покрыть то результат хуже будет?
И еще такой вопрос грунтовку надо наносить перед покраской? Или если есть грунтовка, то и красить не нужно?

Wit
Stalker:

Я утверждаю что предложенный мной лучше в наше время. Я так уже делал.

спишем сие утверждение на юнешеский максимализм… и полнейшую некомпетентность…

2 Sanya
 порядок следующий

  1. бальзовый болван покрывается один раз нитролаком
    цель- закрыть поры, поднять “шубу”- свободно висящие ворсинки бальзы.
  2. болван ошкуривается, слегка…
    цель- снять “шубу” не вскрывая закрытые поры
  3. болван покрывается эпоксидной смолой и на смолу укладываются пара слоёв стеклоткани.
    НЕ смесью рубленного стекла и смолы, а тканью на смоле!
    причины-
    3.а. слои стекла лягут всегда ровнее, чем смесь рубленного стекла и смолы!
    3.б. бальза должна быть равномерна закрыта стеклом, поверхность должна быть однородной!
    иначе- при шлифовке смеси рубленное стекло/смола стекло будет сошлифовываться ДОЛЬШЕ, чем просто смола, пока выровняется шишка с ворсинками стекла, рядом появится яма до самой бальзы!
    И начинай опять всё по новой…
  4. грубо вышкуренное стекло прошпаклёвывается МЯГКОЙ 2-х компонентной автомобильной или модельной шпаклёвкой, без стеклонаполнителя!
    причины- см. п. 3.б. пока сотрёшь стеклянную шпаклёвку, рядом дотрёшь дыры до бальзы…
  5. весь болван ошлифовывается и доводится до совершенно ровной поверхности, лёгкой шпаклёвкой.
  6. ровный болван покрывается грунтовкой или филером.
    цель- закрыть поры и придать однородную структуру поверхности!
    6.а грунтовка или филлер могут быть как однокомпонентными, так и двух!
    Лучше двухкомпонентные! но если нет таой возможности- компрессор, пистолет и пр. то пойдёт и…
    6.б. однакомпонентные, например из аэрозольного баллона из ОБИ, но!!!
    6.б.1- грунтовка должна наносится тонкими слоями!
    6.б.2- каждый слой должен основательно просушиваться! не пол часа, а минимум 2 дня в теплом помещении! НЕ НА БАТАРЕЕ!!!
    почему- совсем другая физика чем у 2-х компонентных, 1-но компонентные высыхают за счёт испарения растворителя! т.е. один слой высыхает неравномерно! сначала верх, а потом низ, в котором всёравно есть ещё присутствие растворителя! такая шпаклёвка ещё “газует”, выделяет пары растворителя неделями!
  7. поверхность болвана доводится мелкой наждачкой- 600=> 800=> 1000=> 1200… до нужного состояния
  8. красить теперь не обязательно, можно просто отполировать до блеска!
  9. так подготовленный болван обрабатывается теперь разделителем, несколько слоёв с тщательным располировыванием и просушыванием каждого слоя!!!
    9.а. работать в х/б перчатках, не допускать прямого касания рук с болваном!
    9…
    9.я.- если однокомпонентная грунтовка/шпаклёвка/филлер не просушены как следует,
    остаточные газы растворителя уничтожат разделительный слой… и придётся выдирать болван из матрицы… в лучшем случае… в худшем- опять все пункты от Nr-1 до Nr-9a

пы.сы. готовый, отшпаклёванный и отшкуренный болван легче отнести в ближайшую автопокраску и за пару чириков попросить покрыть нормальной грунтовкой для кузовов на два раза…

вот пример- бальза, стекло, грунтовка из баллончика, полировка до кондиции

Sanya

2Wit: Спасибо за такую подробную инструкцию! Постараюсь сделать так как вы написали…
Еще такой вопрос: Как уложить стеклоткань чтобы складок не было? Особенно в носовой части где “острый” угол… я делал оборачивая вокруг болвана и появлялись нежелательные складки… плетение стеклоткани(поперечные и продольные волокна) не позволяет хорошо округлые части огибать. А если кусками обклеивать то наверное не получится равномерной толщины на поверхности болвана…

Сергеич

Я вот смотрю, болван из переклея сделан. Это есть фигово - клеевые швы проступить могут. Лучше бы из цельного куска.

Sanya
Сергеич:

Я вот смотрю, болван из переклея сделан. Это есть фигово - клеевые швы проступить могут. Лучше бы из цельного куска.

Да, так и есть… ну это только первый вариант так сказать… попробую сделать из того что есть…Потом из осины сделаю болван.
Какой нитролак применить? Где искать в продаже(на строй рынке, на авто рынке или еще где)?

Битник
Sanya:

И еще вопрос, лучше именно автомобильную шпаклевку стеклотканевую применить, или самому можно смешать со смолой рубленную стеклоткань и так же нанести?

Именно автомобильную, она очень твёрдая, но хорошо шлифуется. Самому мешать - это не шпатлёвка, а фигня полная.

Сергеич:

Я вот смотрю, болван из переклея сделан. Это есть фигово - клеевые швы проступить могут. Лучше бы из цельного куска.

Да как они проступить могут, когда сверху будет слой стеклоткани и шпатлёвки. А последняя для того и наносится, чтобы все косяки убрать.

Сергеич
Битник:

Да как они проступить могут, когда сверху будет слой стеклоткани и шпатлёвки. А последняя для того и наносится, чтобы все косяки убрать.

Ну, вам виднее. Не буду спорить.

Wit
Битник:

Да как они проступить могут, когда сверху будет слой стеклоткани и шпатлёвки. А последняя для того и наносится, чтобы все косяки убрать.

Вы в этом точно увернны? У Вас такой огромный опыт в постройке мастермоделей?
ну тогда флаг в руки…

Битник
Wit:

Вы в этом точно увернны? У Вас такой огромный опыт в постройке мастермоделей?
ну тогда флаг в руки…

Вам со своими дедовским методами куда виднее…

Wit
Битник:

Вам со своими дедовским методами куда виднее…

ой как всё запущено…
нам кнешна до передовой эстонии далеко отсталым, но… ну мы уж какнибудь дедовскими методами… потихонечку… 😎

Битник

Это лично моё мнение, что склеив балван из нескольких кусков, хорошо его отшилифовав, покрыв пару слоями стеклоткани и шпатлёвкой, никакие шви не выступят. Скорее выступят швы от наложенное стеклоткани.

Болван для яхты вообще обшивают рейками и что выступают шви омежду рейками? Ну-ну.

Sanya

Так все-таки, скажите как стеклоткань класть на болван чтобы равномерно ткань легла? Одним куском не получится, т.к. складки образуются… и как острый угол (носик) обклеить стеклом?

Wit
Sanya:

как стеклоткань класть на болван чтобы равномерно ткань легла? Одним куском не получится

значит либо ткань не та, либо руки )))
какая у тебя ткань? вес? вид плетения? если не знаешь, то отмотай 1м² взвесь и сделай фото, что бы плетение видно было!

Sanya
Wit:

значит либо ткань не та, либо руки )))
какая у тебя ткань? вес? вид плетения? если не знаешь, то отмотай 1м² взвесь и сделай фото, что бы плетение видно было!

Скорее всего 2-е ))
Ткань легкая и тонкая, но вот когда загибать ее приходится, то она может через время отстать от поверхности…
У меня 2 вида есть, очень тонкая и потолще… весов нету, взвесить не смогу…

Wit
Sanya:

У меня 2 вида есть, очень тонкая и потолще… весов нету, взвесить не смогу…

скорее первое 😁 это лён, самое неподходящее плетение для сложной кривизны…
для таких дел надо брать либо саржу/twill/köper либо ещё лучше атлас, весом от 80-100гр/м².
сферические поверхности, носики и прочее тяжело получить одним куском, надо укладывать в перехлёст несколькими лоскутами. Потом перехлёсты сошлифовываются, подгоняются к “общей” поверхности…
Если найдёшь саржу, 80, 100, или 140гр то можно умудриться обтянуть твою болванку одним куском, как презервативом, но для этого потренероваться нужно 😉