Обкатка двухтактных ДВС авиомоделей
Несколько лет назад по личной инициативе опубликовал в этом форуме усредненные рекомендации по обкатке движков хобби класса. И был можно сказать здорово обгажен.Самое смешное обгаживали не меня а механиков мирового уровня… Дело в том . что средний юзер производит эрзац обкатку и именно на него пишутся эрзац инструкции.А тут тахометры , хронометры.Да ну его .Лучше как обычно обосрем…Если хотите добиться максимума от любого двигателя …А в прочем судите сами .Итак .ПЕРВЫЙ ЭТАП.Заводим на одну минуту .Оборты 2500-3000.Глушим.Даем остыть .Проверяем нет ли скрипов , заеданий , жевания металла.Тут неплохо бы выкрутить свечу и аккуратно все прослушать …Если все хорошо ВТОРОЙ ЭТАП .заводим 2-3 мин на 2500-3000.дальше 1 мин на 4000 дальше 2-3 мин на 2500-3000 дальше 1 мин на 5000.дальше 2-3 мин на 2500 -3000 дальше 1 мин на 6000.дальше 2-3 мин на 2500-3000.дальше 1 мин на 7000.дальше 2-3 мин на 2500-3000.глушим Хотя можно дойти и до 8000…даем остыть .ТРЕТИЙ ЭТАП.2-3 мин на 2500-3000- дальше 1 мин на .4000 дальше 1 мин на 5000 дальше 1 мин на 6000.дальше 1 мин на 7000.дальше 2-3 мин на 2500-3000…ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП .2-3 мин на 2500-3000- дальше 7-10мин на 7000 Дальше 2-3 мин на 2500-3000.Глушим даем остыть .ПЯТЫЙ ЭТАП. 2-3 мин на 2500-3000.Дальше 1 мин на максимум .Дальше 2-3 мин на 2500-3000дальше 2 мин на максимум.Чередуя максимум и охлаждение доходим до 5 мин на максимуме.После чего 2-3 мин на 2500-3000.Глушим.Все начальная обкатка закончена дальше летаем на богатой смеси .Зависит от обьема двигателя .В среднем неплохо до часа и более…Рекомендации по установлению правильного режима богатой смеси есть в инструкциях…Кому интересно пробуйте.Кому подходит потарахтеть пару баков в одном режиме без притирки тепловых зазоров .Флаг в руки.Хотя сам фактор обкатки у современных двигателей играет все меньшую роль…И сразу ответ аппонентам.МНЕ ГЛУБОКО ПОФИГ ЛЮБЫЕ ОТЗЫВЫ ЛЮБЫХ ГУРУ ПО МОТОРАМ,Второй раз в дискуссию вступать не собираюсь…Да забыл добавить -эти цифры в среднем для двухтактных моторов с рабочими оборотами 11000-13000.У более скоростных сразу все обороты пропорционально выше. У 4 тактников можно оставлять. обороты на том же уровне только удлинять время каждой опции … в среднем на 2-3 мин…Ну и богатый режим на 3-5 галлонов в зависимости от обьема…Успехов…А в целом можно действительно особо не париться с обкаткой…и действительно просто потарахтеть и подергать там разные рычажки . Хорошие моторы и так будут работать . главное не перегреть…
такая точка зрения мне тоже нравится. я так мотоцыкал обкатываю, когда новую поршневую ставлю. только там обороты поменьше 😃
Эх, нарушаю великолепную находку последних лет НИЧЕГО НЕ ПИСАТЬ В ФОРУМЕ …По поводу вопроса о ресурсе.Определенно ответить невозможно .и Вы сами это знаете не хуже меня …Для каждого мотора это индивидуально .И гибнут они чаще всего от аварий…И общий ресурс зависит от последующей эксплуатации .Чаще всего на продолжительность работы влияют пара тройка других очень важных факторов.А именно общая тенденция к сползанию шатуна на заднюю крышку.ЛЕЧТИСЯ ПУТЕМ БЛОКИРОВКИ СТАЛЬНОЙ КАЛЕНОЙ ОТПОЛИРОВАННОЙ ПЛАСТИНОЙ… и вторая важная составляющая -балансировка.По результатам большого количества разных кубатур ОС МАХ.могу констатировать -эти моторы в балансировке не нуждаются.С Супер Тиграми не мел дела. А вот АСР малых кубатур почти все не мешало бы дополнительно подбалансировать .Если мотор трясет -это помимо прогиба вала и проседания в подшипниках являетя дополнительным фактором к сползанию шатуна .Его как бы отчасти струшивает.Не говоря , что вибрации негативно сказываются и на режимах и на общем ресурсе.ХОТЯ НЕ ПРОСИЛИ быстренько расскажу как за час отбалансировать любой мотор. Взвешиваем поршень и палец и берем половину их веса .За тем взвешиваем шатун и берем четверть веса. С полученными цифрами изготавливаем свинцовый грузик -колечко и надеваем на мотылевый палец. После чего вал на лезвия , установленные по уровню или в идеально отмытый коренной подшипник расположенный по центру . Если есть возможность расположить в центрах -еще лучше. Но в домашних условиях такой возможности конечно нет…И стачиваем на наждаке противовес с обратной стороны мотыля под углом 45 градусов .Пока мотыль не перестанет явно опускаться вниз.Нельзя сильно ослаблять точку соединения мотыля с щекой .Поэтому можно снимать и с боков от мотыля…Там вносит корректировку впускное окно .Поэтому в одну сторону вал будет опускаться быстрее в другую медленнее. Со временем вырабатывается опыт и эта операция не вызывает каких бы то ни было осложнений.Блокировка задней крышки в совокупности с балансировкой имеют тенденцию к продлению ресурса при прочих равных условиях…А советские моторы почти все требовали дополнительной балансировки.Я не пишу о загрузке вольфрамовыми грузами и балансировке по окну -это сложно и не всегда оправдано в хоббийных целях.
эт ясно что от каждого движка зависит и от аварий, если опустить эту теорию об авариях и т.д. и не делать такой дороботки. и всетаки сколько ASP наработает?
Я АСР никогода не покупал для личной эксплуатации .Пользовался в основном Вебрами и Осами .Этим моторам сносу нет …Это десятки а в случае с Вебрами сотни часов. Ну естественно там подши поменять или колечко…Мне приносят знакомые ребята моделисты моторы разных производителей .Ставят задачу на доводку я довожу , обкатываю , отдаю. у парня паршивая АСР шка с вырезанной гильзой в нижней части в виде окон прожила 3 года.После балансировки и блокировки задней крышки , причем в очень жестких условиях. Правда на хорошем топливе и подшипниках, которые менял ему каждый сезон.Очень важно следить за подшипниками .Чуть подработались -начинается увеличенная просадка , это тянет износ нижней втулки шатуна и мотыля в ряде случаев… Трудно сказать сколько он налетывал.Летал гарантированно 2-3 раза в неделю, правда в летние месяцы. так чтобы очень скромно -думаю часов 50-60 может прожить .А может и больше.Тут нет смысла париться по поводу ресурса. Как обычно происходит если это просто хобби полетал сезон другой вырос из модели , строишь другую. А если для спорта -тогда это не тот двигатель однозначно .
Я АСР никогода не покупал для личной эксплуатации .Пользовался в основном Вебрами и Осами .Этим моторам сносу нет …Это десятки а в случае с Вебрами сотни часов. Ну естественно там подши поменять или колечко…Мне приносят знакомые ребята моделисты моторы разных производителей .Ставят задачу на доводку я довожу , обкатываю , отдаю. у парня паршивая АСР шка с вырезанной гильзой в нижней части в виде окон прожила 3 года.После балансировки и блокировки задней крышки , причем в очень жестких условиях. Правда на хорошем топливе и подшипниках, которые менял ему каждый сезон.Очень важно следить за подшипниками .Чуть подработались -начинается увеличенная просадка , это тянет износ нижней втулки шатуна и мотыля в ряде случаев… Трудно сказать сколько он налетывал.Летал гарантированно 2-3 раза в неделю, правда в летние месяцы. так чтобы очень скромно -думаю часов 50-60 может прожить .А может и больше.Тут нет смысла париться по поводу ресурса. Как обычно происходит если это просто хобби полетал сезон другой вырос из модели , строишь другую. А если для спорта -тогда это не тот двигатель однозначно .
это если 60 часов выходит всего три дня и ему капут? да что-то я все больше разочерован в них
это если 60 часов выходит всего три дня и ему капут?
Интересно,а сколько времени за полетный день Вы проводите в небе?У меня АСП- 52 скушал более 80-и литров и еще живой.
20 часов в день😆
и 4 часа поспать
Интересно,а сколько времени за полетный день Вы проводите в небе?У меня АСП- 52 скушал более 80-и литров и еще живой.
Все верно я это и говорю.Если в среднем расход плюс минус около 2 литров в час , то Ваш мотор отработал от 40 до 60 часов.Я написал что можно и еще поработать , что Вы и подтвердили…
2 nsklital Или я не все понял,или Вы не так,но за помидоринку сласибо!!!
Вы на Перта нашего не гоните
он уважаемый человек и грамотный моторист , у него золотые руки
после него моторы работают лучше чем часы , я уже молчу про то что он ровняет коленвалы движков вогнаных в асфальт а 4-х тактники после его рук работают так что лучше вы не сделаете
про разбитые головы и восстановленные моторы тема отдельного разговора , тут ему равных нет
он на этом не зарабатывает а за настройку и ремонт мотора берет символическую плату
у нас в одессе если говорят что двигатель если был у петра и он его делал или настраивал то вопросов вобще при покупке не возникает
при покупке мотора позвонить ему и спросить про конкретный мотор
он их все знает наизусть
что касаемо методики обкатки то это уже проверенно на двух одинаковых моторах
один катался по классической инструкции , другой по рекомендациям петра
поверьте на слово , в работе эти моторы как земля и небо
Подскажите, где и как купить метанол. Лучше в личку.
Можно достать у газовиков- у тех, которые обслуживают системы коммунального газоснабжения. они им чистят систему, но при этом их трудно уговорить, тк это ЯД!
Очень важно следить за подшипниками .Чуть подработались -начинается увеличенная просадка , это тянет износ нижней втулки шатуна и мотыля в ряде случаев…
Очень дельное замечание.А то приходилось слышать здесь на форуме, что подшипники смазывай чем хочешь, им якобы от этого фиолетого, а мотыль вот может пострадать…
Собственно в мире все относительно…Если брать советские моторы и разные дешевые клоны-для них обкатка играет более существенную роль…Но посмотрим условно два чисто теоретических случая .ПЕРВЫЙ .Советский движек.Я не хочу сказать что они плохие.Было другое время , другой класс точности .и.т.д.Мне очень нравилась РАДУГА 10. Первых выпусков.Она и сегодня в умелых рука еще даст прикурить половине всего ассортимента двигателей…Ну допустим обкатываем по среднестатистической буржуйской методике.То есть завели потарахтели и время от времени на 10 -20 сек выводим на максимум. Что может случится …Где то повышенный натяг и трение.То есть пока это не притрется на мой взгляд вообще нельзя давать большие обороты .Там и так возможно уже есть разрыв масляной пленки.Но мы даем максимум. Двигатель не прогрет тепловые зазоры не непредсказуемы и легко могут оказаться АНТИЗАЗОРАМИ…Ну вот эти 10-20 сек в таком месте вероятнее всего начнется непредсказуемый износ .Возможно с задирами и наволакниванием металла.Не дай бог на мотылевый палец накипят микрочастицы бронзовой втулки.Все шатуну конец.А я видел и не раз коленвалы с желтыми мотылевыми пальцами…Ну вернули на холостые мотор остыл и мы опять даем на максимум .процесс разрушения усугубляется.Другая крайность-ПУСТЬ подольше потарахтит почти на холостых… Это то же плохо- Мотор должен работать в определенном тепловом режиме.Иначе опять же повышенный износ.Что же делать7 Куда ни кинь везде плохо.Поэтому самое разумное- Разбить паспортные обороты на две половины и сначала подготавливать двигатель к работе в первой половине этих оборотов.Не просто тарахтеть ,а именно подготавливать… То есть завели на холостых оно пару минут поработало прогрелось для этого этапа, чуток прибавили оно прогрелось .И может отпустило то место где заедает.А если и нет -то небольшая прибавка нанесет меньший ущерб … .И так постепенно чередуя режимы с прогревом в каждой фазе и последующим охлаждением .Мы очень осторожненько подводим к верхушке первой половины оборотов…С наименьшими потерями наш мотор научился выходить с холостых на 4 -7-8 тысч .И научился прогревать себя и охлаждать с 3 на 4, с 3 на 5, с 3 на 7 тысч.Теперь мы можем надеяться что прогрев и охлаждение отработаны .дальше опять начинаем с холостых и уже без этапов охлаждения ступенчато опять подводим к середине оборотов.После этого .Мы можем надеяться что с наименьшими потерями мотор будет держать эту середину .НУ ВОТ прогреваем и сразу выводим на середину…И после 5-7 -10 минут работы уже в нормальном тепловом режиме средних оборотов.мы можем надеяться что с наименьшими потерями можно дать максимум.Но дать максимум на 10-20 сек .Что мертвому припарка.Нам ведь нужна притикра на этих оборотах.Вот так с каждым разом даем все больше возможности отработать тепловой режим максимума с последующим охлаждением уже по всей шкале оборотов…Я смотрю на новый двигатель как на новорожденное дитя которое нужно научить ходить…Как научишь так и пойдет.Возможно это совершенно не оправдано и выглядит как мазохизм…может быть но переучиваться поздно да и нет желания…Шли десятилетия появлялись точные двигатели .И наверняка сегодня можно вообще не обкатывать Вебры ,Осы и другие их класса …Но рефлекс никуда не денешь.Любой мотор обкатываю по старому …При прочих равных условиях что -то мне подсказывает -что лишняя перестраховка не мешает делу …Извините .Короче не получалось.Нужно было дать возможность осмыслить ту схему, что приведена выше.Кому нравится кому нет это естественно дело вкуса…Она не моя …Но мне нравится…
Вот уж воистину- Век живи, век учись. Спасибо за науку.
Пётр Андреевич, как бы Вы порекомендовали обкатывать бензиновые двигатели, разумеется двухтактные для авиамоделей?
Заранее благодарен
обкатывая свой движок АСП61 старался следовать правилам описанным выше. чередовал холостые и повышенные обороты постепенно выводя движок на более высокие. все это делалось на богатой смеси. при этом движок выплевывал масло светлое розоватое как топливо. но на оборотах близких к максимуму начинал чернить. нормально ли это? если должно пройти то когда? отработано около 1.5 литра топлива.
для ASPишки нормально
летайте и не заморачивайтесь
выносливые живучие моторы если правильно обкатали
метал картера мягковат под резьбу но свои деньги отрабатывают на все 100
может чернить в течение всего срока службы (литров 80-100 топлива) до замены пары , а может и 200 литров , зависит от полетных режимов
главное подшипники не прощелкать когда люфтить начнут , а может и не начнут
но это тема другого разговора
обкатывая свой движок АСП61 старался следовать правилам описанным выше. чередовал холостые и повышенные обороты постепенно выводя движок на более высокие. все это делалось на богатой смеси. при этом движок выплевывал масло светлое розоватое как топливо. но на оборотах близких к максимуму начинал чернить. нормально ли это? если должно пройти то когда? отработано около 1.5 литра топлива.
у меня при обкатке ASP .21 черноты не замечалось. и до сих пор тоже. выкатал уже 2 л топлива. обороты отличные, холостые держит отлично.
засем ругаеся насяльника ?
три ASP в наличии, два 46 отлетали активно весь прошлый сезон и один 52 практически новый
все чернят и
обороты отличные, холостые держит отлично.
движок АСП61 отработано около 1.5 литра топлива.
Пора ему в небо,там докатается.У знокомого на АСП-75 чернота периодически появлялась из-за раскручивания половинок глушителя. При заведенном двигателе задняя часть глушителя вращалась по кругу,хотя стяжной винт затянут и контрогайка таже - спас герметик.Ну это так,на заметку. Удачных полетов.
спас герметик
недавно сам для себя открыл чисто случайно лучше не герметик а газовый фум или водопроводный (фторопластовая лента)
не горит , не плавится , не выдавливается давлением , не реагирует ни на масло ни на спирт , прекрасно выжимается винтами
для сборки половинок глушителей лучше не придумаешь , особенно для 4-т OS альфа , где в соединении толстое резиновое кольцо которое со временем дубеет
так же фум использую для герметизации соединения карбюратор - картер для 2-т моторов
рекомендую
у меня тоже через соединение половинок глушака появлялась чернота но только ближе к максимальным оборотам. тоже думал дополнительно герметезировать. да и под карбюратор надо бы подмотать. видимо немного воздух подсасывает. бывает трудно заглушить. а лента получше герметика будет.
лучше не герметик а газовый фум или водопроводный (фторопластовая лента)
Чёрт его знает. Фторопласт под давлением таки течёт очень хорошо.
А водопровод с этой лентой собрать ну ни разу не получилось - прорезается она и подкапывать начинает. Несколько раз помучился, плюнул и вернулся к пакле.
Водопровод просто пакля (или с тавотом); газ - пакля + масляная краска густая (из тюбика для художников).