Резонансный глушитель OS-55

Magirus

Желаю поставить резонансную трубу на самолёт с ДВС 55, глянул в интернет выбора не много, фирма Macs по цене заряжена.
Вопрос:

  1. Какой альтернативный бренд, господа пилоты, глянуть?
  2. Можно ли ставить трубы от судомоторов (естественно адекватной кубатуры)?
  3. Во многих трубах не вижу воздушного штуцера для создания давления в баке - как быть?
Александр_В

А зачем резонансной трубе бавление в бак?Для того она и труба резонансная чтоб в бак не дуть. Вы хотите сделать гоночный самолет с мотором 55 размера что-ло? Четвертушку это я еще понимаю. Но вот резонансную увы нет.

12 days later
Magirus

Для 2т обратное давление в баке обязательно!
Резонансный глушитель планирую поставить на копию - капот портить не хочу, + есть место для трубы по всей длине фюзеляжа…
У кого нибудь был опыт эксплуатации судомодельных глушаков на пилотажках F3A например?

Ант157

Резонансная труба на обычном моторе работать не будет, фазы не те.
Альтернатива - Базановские четвертушки.

Magirus
Ант157:

Резонансная труба на обычном моторе работать не будет, фазы не те.
Альтернатива - Базановские четвертушки.

Это что такое?..

ДедЮз
Magirus:

Это что такое?..

Уважаемый Максим. Резонансный глушитель расчитывается под характеристики каждого мотора индивидуально. Есть методика достаточно точного расчета резонансных труб. Но для этого, во первых, нужно быть уверенным, что вы сможете изготовить глушитель, во вторых нужно задасться вопросом, для каких целей он нужен. Для любого мотора можно расчитать резонансный глушитель, но эффекты, в зависимости от параметров мотора могут быть разными. Например, можно не увеличивая оборотов, увеличить крутящий момент мотора - тогда рискуете прочностью шатуна, вала или подшипников. Повышая обороты, теряете ресурс двигателя. Есть еще одно свойство Резонансных труб - экономия топлива без повышения механических характеристик. Так подробно объясняю, чтобы Вы знали: Моторы с Резонансными системами выхлопа, проектируются специально с учетом ряда специфических моментов, свойственных только высокофорсированным двигателям. На реплику “Ант157” можно возразить. С любыми фазами можно расчитать газодинамический насос для выхлопа, просто эффективность будет различная, но ощутимое влияние будет! Четвертьволновые трубы, тоже эффективны но проблемы с их применением аналогичные, хотя для авиамоделей они не совсемь подходят из за слабости эффекта наддува, то же и для судомоделей. Автомодельные ДВС-ы работают в несколько другом режиме.

Magirus

Немного понял.
Итак, как рассчитать трубу - метода есть?..накидал бы расчёты, выложил тут - может и ещё кому пригодиться!?

Движок налёт ~ 40% ресурса, хорошо заводиться, имеет электроподогрев, привык к нитре 3-5% (знаю просит 10%), эксплуатировался с родным глушителем и от ASP (он тише). Ставил на пробу Маки OS .40FP/LA 0,46L (на башне код LXZ654) - впечатляет, моща увеличилась, переходные режимы стабильнее. Но мне нужна труба по-более в 2 раза чтоб выхлоп был за крылом - чистый пипилац хочется приносить в дом.

От сей затеи хотел бы получить тягу + приятный звук с винтом 12х6, на праздник может поставлю 11х8…11х9.

ДедЮз
Magirus:

Итак, как рассчитать трубу - метода есть?..накидал бы расчёты, выложил тут - может и ещё кому пригодиться!?

Просче расчитать и подарить чертежик, чем “накидать”. Расчеты, формулы занимают несколько страниц, а с пояснениями не менее 10. Укажите фазы перепуска и выхлопа, если не можете по углам, то сообщите высоты окон (перепускных боковых и выхлопного), Номинальные обороты реальные с Вашими винтами и паспортные, ход и диаметр поршня, длину шатуна, геометрию выхлопного окна и расстояние торца окна от зеркала поршня. Предупреждение: Резонансный “глушитель” не шибко сбрасывает шум, поэтому понадобится еще и акустическая насадка (как у судомоделистов) и еще, для ввода в режим, понадобится Вам дополнительный канал управления иглой (количеством топлива), такую иглу фирма “OS-MAX” продает отдельно, или одолжите у судомоделистов. При настройке трубы, вероятнее всего, придется чуть расжать головку (увеличить камеру), величина расжатия зависит от режимов настройки, косвенный признак - состояние калильной свечи.

Magirus:

Ставил на пробу Маки OS .40FP/LA 0,46L (на башне код LXZ654)

Просмотрел каталог, данных на указанное Вами не нашел. Какого года техника?

Magirus
ДедЮз:

Просмотрел каталог, данных на указанное Вами не нашел. Какого года техника?

я вам ответил в личку, опросник готовлю

arkadievich
ДедЮз:

Просче расчитать и подарить чертежик, чем “накидать”. Расчеты, формулы занимают несколько страниц, а с пояснениями не менее 10.

Скажите, методика расчета Ваша собственная или где то в литературе описана (может и программы для РС есть?). Если где-то есть нельзя ли скинуть ссылку?
И можно ли по этой методе рассчитывать глушители для 4-х тактников?

ДедЮз
arkadievich:

Скажите, методика расчета Ваша собственная или где то в литературе описана (может и программы для РС есть?). Если где-то есть нельзя ли скинуть ссылку? И можно ли по этой методе рассчитывать глушители для 4-х тактников?

В данном случае, моя. Опробированная многолетним опытом. Но есть и другие методики. 1) Родоначальника модельных труб, американца Била Вишневского. 2) В и-нете есть Джавовский калькулятор для расчета резонансных глушителей. Для 4-х тактных моторов резонансные системы на выхлопе, смысла не имеют. Хотите улучшить продувку - ставьте мегофон на выхлопной патрубок, вместо штатного глушителя. Можно улучшить работу карбюратора при пом. резонатора Гумгольца. Но такие работы (форсирование) ведутся комплексно, включая сам мотор. Повышая мощность вы рискуете а) ресурсом мотора; б) надежностью и прочностью некоторых деталей и узлов.

ДедЮз

Максим здравствуй! Расчеты закончил, скидываю геометрию и текст по возможным вариантам изготовления. Чертеж был выполнен с большой точностью, что получится при конвертации не знаю, поэтому дал размеры и описания кривых, если что-то не ясно, обращайся. Ниже текст из моей статьи начала 70-ых.

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГДН

Далее буду очень краток. Кого интересую подробности, с удовольствием поделюсь.

МАТЕРИАЛЫ КОНСТРУКТИВНЫЕ:

  1. Листовая сталь для глубокой вытяжки пригодная для контактной сварки, толщиной от 0,2
    до 1,0 мм.
  2. Листовой деформируемый алюминий марок АМ, АМГ и т.п. толщиной 0,5-1,2 мм.
  3. Листовые деформируемые медные сплавы толщиной 0,3-0,8 мм. ( Когда вес безразличен).
  4. Те же материалы в виде труб или стаканов (аэрозольные балоны без швов).
  5. Стеклоткани толщиной от 0,1 до 0,3 мм ситцевого плетения с диагоналльной ориентацией.
  6. Углеткани толщиной от 0,1 до 0,3 любой текстуры с диагональной ориентацией.
  7. Углеволоконный ровинг со связующей пропиткой (для технологии плетенной намотки).
  8. Идеальный материал – кевларовый, стекло или углетканный ЧУЛОК.

МАТЕРИАЛЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

  1. Жаростойкий (от 400градС и выше) герметик или лак для герметизации и покрытия сварных
    ГДН.
  2. Твердые припои для пайки алюминия, стали, медных сплавов (ПСР и т.п.).
  3. Термостойкие смолы, лаки, клеи имеющие хорошую адгезию к стекло и угле тканям и рабочую температуру от 500градС и выше. (+100градС – цена перехода с металла на пластик).
  4. Растворители и обезжириватели для очистки соответствующих материалов.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

  1. Апроксимированные геометрии.
    а) Строятся развертки из листового металла с технологическими припусками на сборку и последовательно монтируются. Степень апроксимации зависит от мастерства исполнителя. Сборка пайкой, контактной сваркой или более современными способами.
  2. Классические геометрии.
    а) Две половинки апроксимированного ГДН (разъем по максимальному диаметру) надеваются на стальные болванки с требуемыми обводами и на токарном или давильном станке методом ротационной обработки доводятся до нужной кондиции. Затем коректируются размеры и производится окончателиная сборка. При качественном выполнении выдавливания и геометрии стыка сопряжений, ГДН получается очень высокого качества. ГДН из стали Я1М толщиной 0,15 мм, по прочности и работе не уступает алюминиевому из АМГ S=0,5 мм, а по весу (с жаростойким лаком) на 25-30% легче.
    б) Ротационное выдавливание из листа или трубчатой заготовки по стальным болванкам с последующей сборкой.
    в) Электродинамическая (магнитодинамическая) или импульсная штамповка из трубчатых заготовок (ГДН без соединительных швов) на специальной оснастке.
    г) Токарная обработка из болванок, включая конструкционные магниевые сплавы. Разъемы лучше выполнять на резьбе с мелким шагом 0,3-0,5 мм, число витков 8-12. Идеально подходит для обладателей токарных станков с ЧПУ.
    д) Выдавливане (штамповка) под резину или полиуретан (гидропласты) на прессах с удельным давлением 300-500 кг/см2 по моделям имеющим разъем по осевой плоскости. Удобно для ГДН с изгибами в одной или нескольких плоскостях. Готовая к сборке заготовка должна иметь оббортовку по плоскости разъема равную 2-5 мм, в зависимости от технологии последующей сборки. Модели можно изготовить из Дельта-древесины, эпоксидных композиций с наполнителями (алюминиевый или стальной порошок, аэросил, маршалит), или из других материалов имеющих достаточную прочность на сжатие.
    е) Пластиковые ГДН формуются на выплавляемых болванках. Болванки из парафина, церезина или литьевых модельных составов, а также из легкоплавких сплавов типа РОЗЕ или ВУДА, отливаются в силиконовые формы или изготавливаются любым доступным методом (литье в гипс, токарная или ручная обработка из болванки и т.д.). В зависимости от конструкционного материала (ткани), ровинга, ленты и пр.Производится намотка или формование пропитанных связующим заготовок, затем обмотка эластичной лентой (ПВХ, Полиэтилен, Тефлон) – шириной 15-25 мм. Лучше получается формовка в толстостенную силиконовую матрицу. Силиконовая матрица изготовляется из бытового силиконового герметика (строительный в больших тубах), обмазкой с толщиной слоя около 10 мм, болванка предварительно покрывается слоем разделителя (воскового или жирового). После полной желатинизации силикона, с одной стороны, вдоль длины делается разрез острым ножом и болванка извлекается. При формовании, рабочая поверхность матрицы покрывается разделителем для клеящих смол.
    Заформованный ГДН закладывается в силиконовую матрицу и обматывается с небольшой натяжкой эластичной лентой. После полимеризации изделие вытаскивается из матрицы, болванка выплавляется и производится окончательная обработка ГДН. Заделка дефектов, механическая обработка, окраска, затем термообработка готового ГДН, если это предусмотрено по технологии жаростойкого связующего.
    P.S. Должен подчеркнуть, что у двигателя “OS-MAX 55”, “очень трубные” фазы, почти как на первых “Rossi 15R” и скорость поршня соответствующая!
    Еще раз напоминаю. Эксплуатировать с ГДН, двигатель лучше с управляемой иглой жиклера.
Magirus

Классная труба!..буду делать, давно - давно занимался резиномоторками…там такая же технология (только применял авиационную смолу и потом была долгая термообработка) - обязательно выложу фото и облёт на тренировочной пилотаге

Спасибо ДедЮз за обширный очерк…

ДедЮз
Magirus:

Классная труба!..буду делать, давно - давно занимался резиномоторками…там такая же технология (только применял авиационную смолу и потом была долгая термообработка) - обязательно выложу фото и облёт на тренировочной пилотаге

Максим! Желаю успеха!
Личный вопрос, знаеш ли старых питерцев, Виктора Жельмана, Колю Булкина, Вили Вартанова, Николая Туркина и др. Передай привет!

pakhomov4

Могу сказать только за Вартанова… Болеет… Сына иногда вижу…

Magirus

Мы обосновались в Приморском районе…летаем на поле 3 а теперь и 2 (бывший аэродром), залив не доезжая Сестрорецка и аэродром МЧС (хорошие люди…разрешают полетать если свободно)…из наших знаю многих, но сих авиаторов не припомню.

ДедЮз
Magirus:

но сих авиаторов не припомню.

Понятно, спасибо. Эти авиаторы - цвет моделизма 60-ых в союзе был.

ДедЮз

Здесь все надписи и размеры, которые не просматриваются на скинутых чертежах.
“Газодинамический насос для выхлопной системы мотора OS-MAX55. Исходные параметры: Расчетная частотота вращения 17000 об/мин; Фаза выхлопа 169град; Перепуск 118град; Объем цил-ра 8,93 см.куб; Скорость поршня 12,183 м/с; Топливо с нитрометаном 5-15%;”
“Расчетные параметры: Длина полуволны сжатия 465,3 мм; Объем резонансной камеры 266,2 см.куб; Приведенный диаметр впуска 16мм (площадь выхлопного окна картера); Диаметр выпуска из ГДН 6…4,5мм.”
“Указаны внутренние (теоретические размеры)”.
Размеры на чертеже: Диаметры - D16; D36,35; D6для жары, можно дросселировать до 4,5 мм.
Справа вверху: “Зона сопряжения R 198мм”
Внизу, слева-на право: “Участок диффузора в моторе 9,5мм”; “Сечение 27х7,5”; “Отгиб и формовка диффузора для сочленения с мотором, средняя линия идентична расчетной”
Далее: “220,124 Диффузор эспонента”; “235,675 Камера с конфузором. Часть эллипсоида вращения”; “28,687 стекатель”; “12мм цилиндр, можно длиннее”;
Ниже: “496,35 конструкционная длина ГДН”.

7 months later
alt
ДедЮз:

Резонансный глушитель расчитывается под характеристики каждого мотора индивидуально.

У меня в связи с этим вопрос? Думаю он заинтересует ещё кого тоже. Так как я не нашёл на него ответа тутни где. Ну может что-то и пропустил, но на форуме я его найти не смог. Вопрос такой, вот глушитель от бвижка самолётного, и мне нужно его попросту укоротить. Думаю, что особого труда не составит, трубу в токарный станок, отрезал сколько надо, расточил до нужного диаметра и собирай. Но!? А вот как всё это скажется на характеристики работы движка? У него же нет поплавковой камеры, и всё давление которое должно быть подавая горючку к карбюратору, создаётся засчёт выхлопных газов в бак. Отрезать надо 22 мм. не получается установить его, мешает крыло. Упирается. Так что скажут знающие?!

ДедЮз
alt:

У меня в связи с этим вопрос?

Уменьшение объема штатного глушителя чревато для мотора. Как правило, объем глушителя составляет приблизительно 10-12 объемов цилиндра, этого достаточно, чтобы не “давить” выхлоп мотора (свободный выпуск отработанных газов), а далее идет тонкий патрубок, который преобразует интенсивность звука, т.е. глушит. Уменьшая объем глушителя вы должны пропорционально уменьшенному объему увеличить площадь выпускного патрубка, для предотвращения падения мощности мотора, но шум при этом усилится. В таких случаях, обычно, разворачивают цилиндр вправо по полету на угол, при котором все компонуется без переделок основных компонентов. Вы не сообщаете и не выставляете фото, трудно судить конкретно. Но для тренера или пилотажки разворот мотора не грозит ни чем отрицательным. Если моторама вклеенная деревяная, то можно её срезать по первому шпангоуту и установить универсальную раму в любом положении.

Bobrikin

я думаю можно смело резать, как скажется изменение объёма на давление в бак я сказать не могу, но думаю пипкой на выход из глушака можно будет в случае чего поправить.

alt

Ок!! Я понял. Вот о чём я и писал, что объём должен быть правильным, это я понимаю. Вот то что двигатель крутнуть, что-то я не дошёл!! 😃 Вернее зациклился на одном. Надо будет просто мотораму другую поставить и всё. Хотя есть вариант, судя по законам физики, обрезать и расточить выхлопное отверстие, но вот это просто надо подумать и посчитать!? Спасибо за ответ!!

Примерно вот что?

Bobrikin
ДедЮз:

Как правило, объем глушителя составляет приблизительно 10-12 объемов цилиндра,

откуда информация такая? я смотрел в справочных материалах, что объём глушителя должен быть примерно 20-30 объёмов мотора.