Резонансный глушитель OS-55

ДедЮз

Максим здравствуй! Расчеты закончил, скидываю геометрию и текст по возможным вариантам изготовления. Чертеж был выполнен с большой точностью, что получится при конвертации не знаю, поэтому дал размеры и описания кривых, если что-то не ясно, обращайся. Ниже текст из моей статьи начала 70-ых.

МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ГДН

Далее буду очень краток. Кого интересую подробности, с удовольствием поделюсь.

МАТЕРИАЛЫ КОНСТРУКТИВНЫЕ:

  1. Листовая сталь для глубокой вытяжки пригодная для контактной сварки, толщиной от 0,2
    до 1,0 мм.
  2. Листовой деформируемый алюминий марок АМ, АМГ и т.п. толщиной 0,5-1,2 мм.
  3. Листовые деформируемые медные сплавы толщиной 0,3-0,8 мм. ( Когда вес безразличен).
  4. Те же материалы в виде труб или стаканов (аэрозольные балоны без швов).
  5. Стеклоткани толщиной от 0,1 до 0,3 мм ситцевого плетения с диагоналльной ориентацией.
  6. Углеткани толщиной от 0,1 до 0,3 любой текстуры с диагональной ориентацией.
  7. Углеволоконный ровинг со связующей пропиткой (для технологии плетенной намотки).
  8. Идеальный материал – кевларовый, стекло или углетканный ЧУЛОК.

МАТЕРИАЛЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

  1. Жаростойкий (от 400градС и выше) герметик или лак для герметизации и покрытия сварных
    ГДН.
  2. Твердые припои для пайки алюминия, стали, медных сплавов (ПСР и т.п.).
  3. Термостойкие смолы, лаки, клеи имеющие хорошую адгезию к стекло и угле тканям и рабочую температуру от 500градС и выше. (+100градС – цена перехода с металла на пластик).
  4. Растворители и обезжириватели для очистки соответствующих материалов.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

  1. Апроксимированные геометрии.
    а) Строятся развертки из листового металла с технологическими припусками на сборку и последовательно монтируются. Степень апроксимации зависит от мастерства исполнителя. Сборка пайкой, контактной сваркой или более современными способами.
  2. Классические геометрии.
    а) Две половинки апроксимированного ГДН (разъем по максимальному диаметру) надеваются на стальные болванки с требуемыми обводами и на токарном или давильном станке методом ротационной обработки доводятся до нужной кондиции. Затем коректируются размеры и производится окончателиная сборка. При качественном выполнении выдавливания и геометрии стыка сопряжений, ГДН получается очень высокого качества. ГДН из стали Я1М толщиной 0,15 мм, по прочности и работе не уступает алюминиевому из АМГ S=0,5 мм, а по весу (с жаростойким лаком) на 25-30% легче.
    б) Ротационное выдавливание из листа или трубчатой заготовки по стальным болванкам с последующей сборкой.
    в) Электродинамическая (магнитодинамическая) или импульсная штамповка из трубчатых заготовок (ГДН без соединительных швов) на специальной оснастке.
    г) Токарная обработка из болванок, включая конструкционные магниевые сплавы. Разъемы лучше выполнять на резьбе с мелким шагом 0,3-0,5 мм, число витков 8-12. Идеально подходит для обладателей токарных станков с ЧПУ.
    д) Выдавливане (штамповка) под резину или полиуретан (гидропласты) на прессах с удельным давлением 300-500 кг/см2 по моделям имеющим разъем по осевой плоскости. Удобно для ГДН с изгибами в одной или нескольких плоскостях. Готовая к сборке заготовка должна иметь оббортовку по плоскости разъема равную 2-5 мм, в зависимости от технологии последующей сборки. Модели можно изготовить из Дельта-древесины, эпоксидных композиций с наполнителями (алюминиевый или стальной порошок, аэросил, маршалит), или из других материалов имеющих достаточную прочность на сжатие.
    е) Пластиковые ГДН формуются на выплавляемых болванках. Болванки из парафина, церезина или литьевых модельных составов, а также из легкоплавких сплавов типа РОЗЕ или ВУДА, отливаются в силиконовые формы или изготавливаются любым доступным методом (литье в гипс, токарная или ручная обработка из болванки и т.д.). В зависимости от конструкционного материала (ткани), ровинга, ленты и пр.Производится намотка или формование пропитанных связующим заготовок, затем обмотка эластичной лентой (ПВХ, Полиэтилен, Тефлон) – шириной 15-25 мм. Лучше получается формовка в толстостенную силиконовую матрицу. Силиконовая матрица изготовляется из бытового силиконового герметика (строительный в больших тубах), обмазкой с толщиной слоя около 10 мм, болванка предварительно покрывается слоем разделителя (воскового или жирового). После полной желатинизации силикона, с одной стороны, вдоль длины делается разрез острым ножом и болванка извлекается. При формовании, рабочая поверхность матрицы покрывается разделителем для клеящих смол.
    Заформованный ГДН закладывается в силиконовую матрицу и обматывается с небольшой натяжкой эластичной лентой. После полимеризации изделие вытаскивается из матрицы, болванка выплавляется и производится окончательная обработка ГДН. Заделка дефектов, механическая обработка, окраска, затем термообработка готового ГДН, если это предусмотрено по технологии жаростойкого связующего.
    P.S. Должен подчеркнуть, что у двигателя “OS-MAX 55”, “очень трубные” фазы, почти как на первых “Rossi 15R” и скорость поршня соответствующая!
    Еще раз напоминаю. Эксплуатировать с ГДН, двигатель лучше с управляемой иглой жиклера.
Magirus

Классная труба!..буду делать, давно - давно занимался резиномоторками…там такая же технология (только применял авиационную смолу и потом была долгая термообработка) - обязательно выложу фото и облёт на тренировочной пилотаге

Спасибо ДедЮз за обширный очерк…

ДедЮз
Magirus:

Классная труба!..буду делать, давно - давно занимался резиномоторками…там такая же технология (только применял авиационную смолу и потом была долгая термообработка) - обязательно выложу фото и облёт на тренировочной пилотаге

Максим! Желаю успеха!
Личный вопрос, знаеш ли старых питерцев, Виктора Жельмана, Колю Булкина, Вили Вартанова, Николая Туркина и др. Передай привет!

pakhomov4

Могу сказать только за Вартанова… Болеет… Сына иногда вижу…

Magirus

Мы обосновались в Приморском районе…летаем на поле 3 а теперь и 2 (бывший аэродром), залив не доезжая Сестрорецка и аэродром МЧС (хорошие люди…разрешают полетать если свободно)…из наших знаю многих, но сих авиаторов не припомню.

ДедЮз
Magirus:

но сих авиаторов не припомню.

Понятно, спасибо. Эти авиаторы - цвет моделизма 60-ых в союзе был.

ДедЮз

Здесь все надписи и размеры, которые не просматриваются на скинутых чертежах.
“Газодинамический насос для выхлопной системы мотора OS-MAX55. Исходные параметры: Расчетная частотота вращения 17000 об/мин; Фаза выхлопа 169град; Перепуск 118град; Объем цил-ра 8,93 см.куб; Скорость поршня 12,183 м/с; Топливо с нитрометаном 5-15%;”
“Расчетные параметры: Длина полуволны сжатия 465,3 мм; Объем резонансной камеры 266,2 см.куб; Приведенный диаметр впуска 16мм (площадь выхлопного окна картера); Диаметр выпуска из ГДН 6…4,5мм.”
“Указаны внутренние (теоретические размеры)”.
Размеры на чертеже: Диаметры - D16; D36,35; D6для жары, можно дросселировать до 4,5 мм.
Справа вверху: “Зона сопряжения R 198мм”
Внизу, слева-на право: “Участок диффузора в моторе 9,5мм”; “Сечение 27х7,5”; “Отгиб и формовка диффузора для сочленения с мотором, средняя линия идентична расчетной”
Далее: “220,124 Диффузор эспонента”; “235,675 Камера с конфузором. Часть эллипсоида вращения”; “28,687 стекатель”; “12мм цилиндр, можно длиннее”;
Ниже: “496,35 конструкционная длина ГДН”.

7 months later
alt
ДедЮз:

Резонансный глушитель расчитывается под характеристики каждого мотора индивидуально.

У меня в связи с этим вопрос? Думаю он заинтересует ещё кого тоже. Так как я не нашёл на него ответа тутни где. Ну может что-то и пропустил, но на форуме я его найти не смог. Вопрос такой, вот глушитель от бвижка самолётного, и мне нужно его попросту укоротить. Думаю, что особого труда не составит, трубу в токарный станок, отрезал сколько надо, расточил до нужного диаметра и собирай. Но!? А вот как всё это скажется на характеристики работы движка? У него же нет поплавковой камеры, и всё давление которое должно быть подавая горючку к карбюратору, создаётся засчёт выхлопных газов в бак. Отрезать надо 22 мм. не получается установить его, мешает крыло. Упирается. Так что скажут знающие?!

ДедЮз
alt:

У меня в связи с этим вопрос?

Уменьшение объема штатного глушителя чревато для мотора. Как правило, объем глушителя составляет приблизительно 10-12 объемов цилиндра, этого достаточно, чтобы не “давить” выхлоп мотора (свободный выпуск отработанных газов), а далее идет тонкий патрубок, который преобразует интенсивность звука, т.е. глушит. Уменьшая объем глушителя вы должны пропорционально уменьшенному объему увеличить площадь выпускного патрубка, для предотвращения падения мощности мотора, но шум при этом усилится. В таких случаях, обычно, разворачивают цилиндр вправо по полету на угол, при котором все компонуется без переделок основных компонентов. Вы не сообщаете и не выставляете фото, трудно судить конкретно. Но для тренера или пилотажки разворот мотора не грозит ни чем отрицательным. Если моторама вклеенная деревяная, то можно её срезать по первому шпангоуту и установить универсальную раму в любом положении.

Bobrikin

я думаю можно смело резать, как скажется изменение объёма на давление в бак я сказать не могу, но думаю пипкой на выход из глушака можно будет в случае чего поправить.

alt

Ок!! Я понял. Вот о чём я и писал, что объём должен быть правильным, это я понимаю. Вот то что двигатель крутнуть, что-то я не дошёл!! 😃 Вернее зациклился на одном. Надо будет просто мотораму другую поставить и всё. Хотя есть вариант, судя по законам физики, обрезать и расточить выхлопное отверстие, но вот это просто надо подумать и посчитать!? Спасибо за ответ!!

Примерно вот что?

Bobrikin
ДедЮз:

Как правило, объем глушителя составляет приблизительно 10-12 объемов цилиндра,

откуда информация такая? я смотрел в справочных материалах, что объём глушителя должен быть примерно 20-30 объёмов мотора.

ДедЮз
Bobrikin:

что объём глушителя должен быть примерно 20-30 объёмов мотора

Да, у резонансных глушителей объем доходит до 45 цилиндров, а простые глушители “пляшут” от 10-12. хотя с увеличением меньше создают проблем мотору, если не считать вес. Чтобы убедиться замерьте мензуркой любой подручный глушитель. Фирма ОС делала 10-12 объемов, сейчас на некоторых моторах есть модернизированные глушители до 16 объемов. но они с дефлекторами, а объем первой камеры 10-12 объемов.

alt:

Вот то что двигатель крутнуть, что-то я не дошёл

Поставьте вбок на 90 град. Двух, даже трех зайцев убьете: Меньше мороки с запуском цилиндра вниз; весовая компенсация реакции винта; решение проблемы компоновки и в довесок, карбюратор подальше от пыльных дорог, свечку обслуживать удобнее и прочия…

Bobrikin:

я смотрел в справочных материалах

А что есть такие? Где можно увидеть?

Bobrikin
ДедЮз:

А что есть такие? Где можно увидеть?

думаю сейчас я уже не найду, у себя дома эту книжечку, но там было всё подробно расписано, не только про выхлоп, но и всасывание и прочее, с углублением в теорию и формулы.

вот ещё нарыл

Еще один способ снижения шума ДВС заключается в минимизации пульсаций отработанных газов на выходе выхлопной системы. Для этого выхлоп производится не непосредственно в атмосферу, а в промежуточный ресивер достаточного объема (в идеале - не менее чем в 20 раз превышающий рабочий объем цилиндра), с последующим выпуском газов через относительно маленькое отверстие, площадь которого может быть в несколько раз меньше площади выхлопного окна. Такие системы сглаживают пульсирующий характер движения газовой смеси на выходе из двигателя, превращая его в близкий к равномерно-поступательному на выходе глушителя.

rconline.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=7…

ДедЮз
Bobrikin:

вот ещё нарыл

Прочел, спасибо, не более чем обобщенная декларация. На скоростных моделях, да и большинстве радио (авиа, авто, судо) энергия звука (звуковое давление) исходит в зависимости от расстояния от карбюратора, от выхлопа, от лопастей винта. Понятно, что на авто и судомоделях карбюраторный шум можно заглушить, шум выхлопа тоже успешно глушится без особой потери мощности, объем камеры глушителя имеет значение, но для минимизации объема достаточно выхлоп направлять по касательной (вихревая система: Вебра, ОС-МАХ и др 10-12 объемов цил-ра), на других несколько больше, но вес устрашает. Шум аэродинамический от лопастей при анализе спектра шума занимает около 60% от общего фона, причем, с увеличением числа лопастей звуковая частота повышается, а звуковая мощность падает. Для примера разница по шуму однолопастного винта и двухлопастного около 8 ДцБ, у трехлопастного, на том же моторе ниже на 11 ДцБ, на 6 лопастном-ниже на 15ДцБ. Почему вначале я акцентировал “расстояние”, т.к. частотный спектр разных возбудителей шума разный. В карбюраторе шум соответствует частоте мотора с гармониками до 20 кГц, В выхлопе тоже, но с гармониками ултразвука широкого диапазона, эти шумы легче гасить, а шум от лопастей низкочастотный, трудно гасить, но сам затухает на расстоянии 20-50 м (в зависимости от диаметра) Это результаты конкретных замеров с хорошей измерительной техникой.