Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР
Да, держал когда-то в руках этот моторчик
И где этот моторчик сейчас?
Монолог получается какой то)))))))))))))) Мне что больше всех надо??? АММ - 2 остался не охвачен.И плавно переходим к К-16 или ЦАМЛ-50?
Виктор, может все таки имеет смысл Вам перенести эту ветку в раздел коллекции двс?
Александр ,а зачем, ведь здесь все конкретно обозначено и поэтому народа так мало, так что смысла не вижу тему переносить.
Есть четыре спеца helico, Nat ,saturno и fil_pitch и если Эдик к нам примкнет то вполне достаточно и еще Андрей Курылев .
я несомненно за то, что бы хоть как то систематизировать то ,что заложено в названии ветки - тем более,что тема мне близка, как и множеству ,начинавших моделизм в СССР. Просто тут слишком долго была тишина! Копирую последний пост оттуда сюда))):
helico по поводу метеора - посмотрел пару своих - один 68 года (номер р-3628) и второй -действительно первых серий под номером А-2785, перепускные каналы обычной,не такой как у Вашего, формы, наверно пробовали в 73 году немного видоизменять форму канала. Вообще-по ходу изготовления постоянно какие то незначительные изменения вводились. Позже выложу фотки. И еще,отвечая на Ваш вопрос - когда они пошли в серию :первое упоминание про калильный Метеор было в ЮМК № 9 подписанного в печать 14.7.1964 года. Статья начинается словами “Один из последних двигателей, выпускаемый нашей промышленностью. - двигатель Метеор…” В книжке Иржи Калины начало обозначено 62 годом Значит,то ли наши со статьей тормознули на два года - во что с трудом верится или Калина чуток ошибся)
Компрессионный мотор К-16
В начале 1950-х годов, в СССР было начато серийное производство компрессионных двигателей для авиамоделей. Первыми такими массовыми моторами были К-16 и ЦАМЛ-50.
Компрессионный мотор К-16 рабочим объемом 4,4куб.см имел простую и надежную конструкцию.
Цельный картер мотора был отлит из алюминиевого сплава, имел две боковых крепежных „лапки” и три ушка на задней стенке. Сзади, картер закрывался круглой, точеной алюминиевой крышкой на резьбе.
Газораспределение осуществлялось через коленвал, который вращался в бронзовой втулке.
Цилиндр вытачивался из стали вместе с ребрами охлаждения, снаружи на нем припаивался (медным или серебряным припоем) корпус перепускного канала. На верхней части цилиндра прикручивалась алюминиевая головка с регулировочным винтом контрпоршня.
Цилиндр крепится к картеру четырьмя винтами М3.
Поршень с гладким дном изготавливался из чугуна, на нем наносились четыре смазочных канавки. Тонкий стальной шатун оснащался двумя бронзовыми втулками. На картере мотора, как было модно в те времена, крепился маленький бачок, его объема хватало на время работы двигателя ок.1,5 минуты. Этого времени было достаточно для полета с набором высоты свободнолетающей модели. Карбюратор мотора это отдельная стальная деталь, которая вкручивается в картер, состоит из жиклера с регулировочной иглой и поворотной воздушной заслонки.
Цилиндр, опорная шайба, гайка-кок и винт контрпоршня никелировались.
Вторая версия мотора имела некоторые отличия. Диффузор карбюратора отливался вместе с картером, опорная шайба точилась из алюминия и устанавливалась на конусную проточку коленвала.
На лапке мотора выбивался серийный номер, никаких других надписей и обозначений не наносилось.
Моторы тех лет работали на, в основном, рекомендованном топливе состоящем из 33% эфира, 33% керосина и 34% масла.
Мне встречались рекомендации по составу топлива, для новых с хорошей компрессией моторов, состоящее из равных частей авиабензина, керосина и масла. Для моторов со слабой компрессией в топливо добавляли ок. 1% резинового клея.
По воспоминаниям старых моделистов К-16 был вполне работоспособным мотором и в большинстве случаев не требовал доработок. Двигатель поставлялся в картонной коробке и комплектовался деревянным пропеллером 345х203 мм. В те времена приобрести модельные двигатели в свободной продаже было невозможно, подобная техника распределялась системой ДОСААФ по станциям и кружкам технического творчества.
Вот несколько примеров использования мотора К-16 моделистами для достижения рекордных результатов (по публикациям в брошюрах тех лет).
В июне 1950 года свободнолетающая авиамодель Смирнова, оснащенная К-16 пролетела расстояние 87,106 км.
Радиоуправляемый самолет Величковского с мотором К-16 в 1952 году установил три рекорда: - продолжительность полета 1 час, 2 минуты и 30 сек.; - высота полета 845 метров; - скорость полета 39,299 км/ч.
Технические данные мотора К-16:
Объем……………….4,4 куб. см
Ход поршня………22 мм
Диаметр цилиндра…16 мм
Обороты…………….4500 об/мин
Мощность……………0,11 кВт
Вес……………………280 г
Небольшое кино:
Как всегда традиционные вопросы:😃
-Годы выпуска
-Где их выпускали
-Автор мотора (прототип)?
В паспорте К-16 № 604 написано …выпускался серийно одним из заводов ДОСАВ СССР (завод №6 Всесоюзного Добровольного Общества Содействия Авиации) 1950 год.
Комплектация: ключ,воронка, пропеллер, описание-инструкция. Упаковывался в коробку. Принимало продукцию ОТК.
загадочности нет-просто все почтовые ящики в совдеповское время(якобы секр. заводы и КБ) выпускали побочную продукцию .
загадочности нет-просто все почтовые ящики в совдеповское время(якобы секр. заводы и КБ) выпускали побочную продукцию .
Это так, но завод ДОССАФ это не почтовый ящик, а самое примитивное предприятие.
На многих моторах встречается съемный выхлопной патрубок. Интересно, эта деталь появилась позже, она комплектная?
C ДНЕМ ПОБЕДЫ!!!
Да, модель с моторм К-16.
Ну как же так, такую красоту испортили современными колесами. Непорядок,исправляйтесь😁
Ну как же так, такую красоту испортили современными колесами. Непорядок,исправляйтесь😁
Согласен, недоработка, заменим , но не знаю на что. Колеса раньше делали из целлулоида. Позже (даже я застал) из… извините 😊 противозачаточных колец, покупали в аптеке. Точили к ним текстолитовые диски и получались “дутики”
противозачаточных колец,
Это - маточные кольца… А для чего - сами найдёте?
лирическое отступление: жена не поверила, что тот презик, что валялся у меня в столе-нужен был для резиновых колечек)
Это - маточные кольца.
Уже не помню про кого, но ходила байка про копииста, который пришёл за ними в аптеку со штангелем. 😃
Очевидно ОН был не первым…😇
я тоже в детстве забегал в аптеку,за ними.не дали.Просил брата.
На многих моторах встречается съемный выхлопной патрубок. Интересно, эта деталь появилась позже, она комплектная?
Судя по всему штатная на многих моторчиках К-16 встречается. И маленькое напоминание, тема про Советские серийные двигатели, а не про презы и маточные кольца просьба не засорять тему есть курилка и т. п…
Компрессионный двигатель ЦАМЛ-50
Компрессионный двигатель ЦАМЛ-50 производился с 1950 года. Это был небольшой моторчик объемом 1,8 куб.см., предназначенный для установки на авиамодели.
За прототип мотора, очевидно, был взят популярный чешский двигатель Super Atom-1,8 , ЦАМЛ-50 полностью повторял его конструкцию.
Двигатель имел цельный литой картер (с хорошей гладкой поверхностью) с тремя крепежными „ушками” на задней стенке. Стальная гильза цилиндра вставлялась в картер, на нее навинчивалась алюминиевая рубашка охлаждения. Задняя часть картера закрывался круглой точеной алюминиевой крышкой на резьбе.
Газораспределение осуществлялось чугунным поршнем через всасывающую трубку картера, на которой крепился топливный бачек с карбюратором. Опорная шайба, винт контрпоршня и регулировочная игла карбюратора никелировались.
Мотор ЦАМЛ-50 выпускался в достаточно большом количестве и стал одним из первых массовых двигателей для моделизма, его с успехом использовали на свободнолетающих и кордовых моделях.
Технические данные мотора ЦАМЛ-50:
Объем……………….1,8 куб. см
Ход поршня………16 мм
Диаметр цилиндра…12 мм
Обороты…………….4500 об/мин
Мощность……………0,04 кВт
Вес……………………125 г
Требуют ответа вопросы:
-Годы выпуска
-Где их выпускали
-В каком виде поставлялся (коробка, инструкция, пропеллер)
-Где их выпускали
Ответ в самом названии моторчика Центральная Авиа-Модельная Лаборатория ,а вот где это место ,где этот дом надо думать.