Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

Saturno

Начало…Браун Юниор дает точное представление об наших АММах (фотки как то в беспорядке и некоторые лёжа загрузились, там всем схемам соответствует описание)

Saturno

в 1935 году вышла книга Э,Б, Микиртумова Двигатели летающих моделей самолетов. В ней подробно описаны принципы конструкций двигателей,работающих на сжатом воздухе и еще некоторые типы(см фото), но о ДВС (на которых а США моделисты добиваются значительных успехов) сказано вскользь, по всей видимости до 35 года в СССР таких двигателей еще не было

[QUOTE=helico;3314288]Красота 😃 , так что за книга?
Это были схемы из “Атлас чертежей летающих моделей” изд. гонти 1938

далее,я выпишу названия двигателей советских инженеров(и сфотографирую схемы), упоминаемых в книге Бескурникова А.А. “Микролитражные моторы” оборонгиз 1939
И хотя это не совсем по теме(о серийных двс) но все же начало-есть начало, откуда ноги растут

Nat

Фото схемы мотора БД-1 конструкции Миклашевского и Сильмана.
Таблица 1936 года.

Saturno

Информация из книги Бескурникова 39год: В НИИ Томского Гос. Университета изготовлены двигатели ЧШ-2,ЧШ-3 с возвратной продувкой. Моделисты Кутко из Брянска и Мартынов Б. из Харькова так же изготовили моторчики с возвратной продувкой. Моторчики с радиально-возвратной продувкой изг инженер Н.С. Абрамов, а так же известная в те годы моделистка из Башкирии Лена Бойкова под руководством Игнатьева.
ЦАМЛ-5: Летом 39 года в ЦАМЛ ЦС Осоавиахима СССР и на других детских технических станциях посторена серия моторов с подобными конструкциями ЦАМЛ-5.

В книжке “Рекордные летающие модели” написано , что одним из первых в СССР изготовленным двигателем для моделей указан моторчик Г. Миклашевского. К сожалению фотографии в посте появились совсем не в той последовательности,что я закачивал. Надеюсь, сможете разобраться,что к чему

helico

Да, держал когда-то в руках этот моторчик

Saturno

Виктор,а на фото у вас самолет в стиле 50-х с К-16?

fil_pitch
Saturno:

Виктор,а на фото у вас самолет в стиле 50-х с К-16?

А по моему это МК-17)

Saturno

Филя,а тему поддержать?))Давай, скрипни суставами и полезай в свои закрома))годов до 50 -х -все что у тебя есть, для начала

helico
Saturno:

Виктор,а на фото у вас самолет в стиле 50-х с К-16?

Да, модель с моторм К-16.
Вероятно, можно плавно переходить в теме к этому мотору.😒

Saturno

Отлично-очень стильно!Надо было бы название ветки расширить до …и ретро-самолеты! … рум рулит???Может видео выложите?

helico

ОК. видео будет.
Ретро самолеты можно “подкидывать” и под тему обсуждаемого мотора.
Но хочется завершить в целом с АММ, а именно расставить по порядку версии , что выпускались.
Из вышесказанного есть фото АММ-1 и АММ-4. У мотора АММ-5 картер уже был из двух половин разборной (?)
А что было между 1 и 2?

fil_pitch
helico:

А что было между 1 и 2?

Я так понимаю между 1 и 4. Мне кажется только опытные образцы, которые не пошли в серию или еще по каким причинам , например предположить АММ2 это БЕБИ ЦИКЛОН. Или вот еще ветка была rcopen.com/forum/f5/topic169406

Saturno

Виктор, может все таки имеет смысл Вам перенести эту ветку в раздел коллекции двс? Будет некая подтемка - может и народ поактивней включится -

helico

Думаю, что это совсем другая, конкретная тема. Ведь в разделе авиамоделей нет темы «самолеты», где все что летает, выставляют подряд на тысячи страниц.
По АММ моторам, собрал такую картинку. Очевидно, что это были самые массовые модификации, а все что между ними , переходные варианты.

fil_pitch

Да но еще есть упоминания про АММ-3 у Иржи Калины .

fil_pitch
helico:

Да, держал когда-то в руках этот моторчик

И где этот моторчик сейчас?

fil_pitch

Монолог получается какой то)))))))))))))) Мне что больше всех надо??? АММ - 2 остался не охвачен.И плавно переходим к К-16 или ЦАМЛ-50?

Saturno:

Виктор, может все таки имеет смысл Вам перенести эту ветку в раздел коллекции двс?

Александр ,а зачем, ведь здесь все конкретно обозначено и поэтому народа так мало, так что смысла не вижу тему переносить.
Есть четыре спеца helico, Nat ,saturno и fil_pitch и если Эдик к нам примкнет то вполне достаточно и еще Андрей Курылев .

Saturno

я несомненно за то, что бы хоть как то систематизировать то ,что заложено в названии ветки - тем более,что тема мне близка, как и множеству ,начинавших моделизм в СССР. Просто тут слишком долго была тишина! Копирую последний пост оттуда сюда))):
helico по поводу метеора - посмотрел пару своих - один 68 года (номер р-3628) и второй -действительно первых серий под номером А-2785, перепускные каналы обычной,не такой как у Вашего, формы, наверно пробовали в 73 году немного видоизменять форму канала. Вообще-по ходу изготовления постоянно какие то незначительные изменения вводились. Позже выложу фотки. И еще,отвечая на Ваш вопрос - когда они пошли в серию :первое упоминание про калильный Метеор было в ЮМК № 9 подписанного в печать 14.7.1964 года. Статья начинается словами “Один из последних двигателей, выпускаемый нашей промышленностью. - двигатель Метеор…” В книжке Иржи Калины начало обозначено 62 годом Значит,то ли наши со статьей тормознули на два года - во что с трудом верится или Калина чуток ошибся)

helico
fil_pitch:

И где этот моторчик сейчас?

Мотор ЦАМЛ-5 Зюрина и Ф-10 Филипычева (фото прилагаю) видел когда-то у коллеги в Германии. Это были, очевидно, старые самоделки выполненные по известным чертежам.

helico

Компрессионный мотор К-16

В начале 1950-х годов, в СССР было начато серийное производство компрессионных двигателей для авиамоделей. Первыми такими массовыми моторами были К-16 и ЦАМЛ-50.
Компрессионный мотор К-16 рабочим объемом 4,4куб.см имел простую и надежную конструкцию.
Цельный картер мотора был отлит из алюминиевого сплава, имел две боковых крепежных „лапки” и три ушка на задней стенке. Сзади, картер закрывался круглой, точеной алюминиевой крышкой на резьбе.
Газораспределение осуществлялось через коленвал, который вращался в бронзовой втулке.
Цилиндр вытачивался из стали вместе с ребрами охлаждения, снаружи на нем припаивался (медным или серебряным припоем) корпус перепускного канала. На верхней части цилиндра прикручивалась алюминиевая головка с регулировочным винтом контрпоршня.
Цилиндр крепится к картеру четырьмя винтами М3.

Поршень с гладким дном изготавливался из чугуна, на нем наносились четыре смазочных канавки. Тонкий стальной шатун оснащался двумя бронзовыми втулками. На картере мотора, как было модно в те времена, крепился маленький бачок, его объема хватало на время работы двигателя ок.1,5 минуты. Этого времени было достаточно для полета с набором высоты свободнолетающей модели. Карбюратор мотора это отдельная стальная деталь, которая вкручивается в картер, состоит из жиклера с регулировочной иглой и поворотной воздушной заслонки.
Цилиндр, опорная шайба, гайка-кок и винт контрпоршня никелировались.


Моторы К-16 разных версий

Вторая версия мотора имела некоторые отличия. Диффузор карбюратора отливался вместе с картером, опорная шайба точилась из алюминия и устанавливалась на конусную проточку коленвала.
На лапке мотора выбивался серийный номер, никаких других надписей и обозначений не наносилось.
Моторы тех лет работали на, в основном, рекомендованном топливе состоящем из 33% эфира, 33% керосина и 34% масла.
Мне встречались рекомендации по составу топлива, для новых с хорошей компрессией моторов, состоящее из равных частей авиабензина, керосина и масла. Для моторов со слабой компрессией в топливо добавляли ок. 1% резинового клея.
По воспоминаниям старых моделистов К-16 был вполне работоспособным мотором и в большинстве случаев не требовал доработок. Двигатель поставлялся в картонной коробке и комплектовался деревянным пропеллером 345х203 мм. В те времена приобрести модельные двигатели в свободной продаже было невозможно, подобная техника распределялась системой ДОСААФ по станциям и кружкам технического творчества.
Вот несколько примеров использования мотора К-16 моделистами для достижения рекордных результатов (по публикациям в брошюрах тех лет).
В июне 1950 года свободнолетающая авиамодель Смирнова, оснащенная К-16 пролетела расстояние 87,106 км.
Радиоуправляемый самолет Величковского с мотором К-16 в 1952 году установил три рекорда: - продолжительность полета 1 час, 2 минуты и 30 сек.; - высота полета 845 метров; - скорость полета 39,299 км/ч.

Технические данные мотора К-16:
Объем……………….4,4 куб. см
Ход поршня………22 мм
Диаметр цилиндра…16 мм
Обороты…………….4500 об/мин
Мощность……………0,11 кВт
Вес……………………280 г

Небольшое кино:

Как всегда традиционные вопросы:😃
-Годы выпуска
-Где их выпускали
-Автор мотора (прототип)?