Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

helico

Компрессионный двигатель ЦАМЛ-50

Компрессионный двигатель ЦАМЛ-50 производился с 1950 года. Это был небольшой моторчик объемом 1,8 куб.см., предназначенный для установки на авиамодели.
За прототип мотора, очевидно, был взят популярный чешский двигатель Super Atom-1,8 , ЦАМЛ-50 полностью повторял его конструкцию.

Двигатель имел цельный литой картер (с хорошей гладкой поверхностью) с тремя крепежными „ушками” на задней стенке. Стальная гильза цилиндра вставлялась в картер, на нее навинчивалась алюминиевая рубашка охлаждения. Задняя часть картера закрывался круглой точеной алюминиевой крышкой на резьбе.

Газораспределение осуществлялось чугунным поршнем через всасывающую трубку картера, на которой крепился топливный бачек с карбюратором. Опорная шайба, винт контрпоршня и регулировочная игла карбюратора никелировались.
Мотор ЦАМЛ-50 выпускался в достаточно большом количестве и стал одним из первых массовых двигателей для моделизма, его с успехом использовали на свободнолетающих и кордовых моделях.

Технические данные мотора ЦАМЛ-50:
Объем……………….1,8 куб. см
Ход поршня………16 мм
Диаметр цилиндра…12 мм
Обороты…………….4500 об/мин
Мощность……………0,04 кВт
Вес……………………125 г

Требуют ответа вопросы:
-Годы выпуска
-Где их выпускали
-В каком виде поставлялся (коробка, инструкция, пропеллер)

fil_pitch
helico:

-Где их выпускали

Ответ в самом названии моторчика Центральная Авиа-Модельная Лаборатория ,а вот где это место ,где этот дом надо думать.

helico
fil_pitch:

Ответ в самом названии моторчика Центральная Авиа-Модельная Лаборатория ,а вот где это место ,где этот дом надо думать.

ЦАМЛ- это просто контора, КБ, позже называлась СТКАМ, ЦСТКАМ, у них не было своих производственных мастерских . Ответ скорее всего как и с К-16 : “на одном из заводов ДОСААФ”

Небольшое кино про ЦАМЛ-50

Его старший товарищ чешский Super Atom 1,8

Aloha
helico:

Его старший товарищ чешский Super Atom 1,8

Мне показалось или на самом деле винт стоит толкающий и задом наперед ?

Марат
Aloha:

Мне показалось или на самом деле

Нет не показалось - дым тянет вперёд… вот только по какой причине такой винт стоит непонятно…

Prophead

В комментариях автор видео пояснил, что поставил какой под руку попался, бо на стенде не принципально…

fil_pitch
Aloha:

Мне показалось или на самом деле винт стоит толкающий и задом наперед ?

Этим моторчикам все равно в какую сторону вращаться по часовой или против, в какую ткунули в ту и вращается ))

Aloha
fil_pitch:

Этим моторчикам все равно в какую сторону вращаться по часовой или против, в какую ткунули в ту и вращается ))

Симметричное газораспределение ? Прикольно . Можно и лепестковый золотник присобачить .

fil_pitch

А зачем , газораспределение осуществляется поршнем он и является лепестком))

helico

Впервые попался в руки абсолютно новый ЦАМЛ-50, пролежал более 50 лет, даже не прикручивался к стенду.
Раньше не видел у таких моторов фиксирующей пластинки на игле жиклера, встречались только витая пружинка.

Ну и качество небрежной токарной обработки рубашки охлаждения удивило. До этого видел моторы, прошедшие через руки моделистов, и очевидно они были заботливо «вылизаны» счастливыми обладателями.

15 days later
fil_pitch

А может сделать самому ?)) Самтик, а моторчик прикупить))))

Наиль
fil_pitch:

А может сделать самому ?)) Самтик, а моторчик прикупить))))

Самолет-то сделать не проблема, а вот такой винтажный мотор - да!

Saturno

ну если поставить на подобный самолет мк12в, с винтом диаметром 250 то тоже вполне винтажно получится

7 days later
8 days later
Пал_Ник

Под К-16 надо делать модель минимум в 2 раза больше.Он таскал такие модели , что будь здоров!!! А это для него просто пшикалка…😉

BigBadWolf

Для коллекции, практически мой первый самостоятельный (ну… почти) шаг в моделизм… Справа МК-17 “Юниор”, был подарен мне на Д.Р. папой, точно не помню, но кажется в “Детском Мире” покупался… у меня их было 3, осталось 2… Конкретно этот летал в январе 2012, на пенолёте…(горючка-Термик)…

Происхождение двига для кордовых авто, помню с трудом… Был модельный кружок, кто-то закрутил корду вокруг столба и долбанул машинку… его наказали, передали движок мне + все что надо было заменить… а я летать хотел и клеил модное тогда летающее крыло-“бойцовку” под КМД… не до авто мне было… как-то так…

Забыл добавить, оба мотора пр-ва СССР, до 90-х.

8 days later
Duschman
BigBadWolf:

Происхождение двига для кордовых авто, помню с трудом

Движок-Темп-1. У нас в авиакружке их пускали на запчасти к Ритму. Поршневая там кажется один в один была.

helico

Компрессионные моторы РИТМ

У каждого человека, при произнесении этого слова, возникают свои, какие-то особые ощущения, впечатления, воспоминания. С середины 1960 по начало 1980-х годов, у всех, кто занимался в различных кружках авиамоделизмом, это слово ассоциировалось с модельным мотором, довольно не плохим для того времени. Моделисты того времени, думаю, до сих пор помнят запах топлива, процесс запуска, побитые пальцы и незабываемое ощущение от полета кордовой модели, оснащенной двигателем «Ритм».


Моторчик Ритм поставлялся в картонной коробке, с инструкцией и винтиками для крепления. Этикетки коробки менялись на протяжении периода производства.

Одноцилиндровый двухтактный компрессионный модельный двигатель «Ритм» сконструирован киевским моделистом, многократным чемпионом СССР Борисом Краснорутским. Его производство было начато с 1962 года на киевском заводе ДОСААФ №9.
Основой конструкции мотора послужил удачный английский двигатель Oliver Tiger Mk III, «Ритм» имел такие же диаметр и ход поршня, фазы распределения, а также очень похожее крепление и устройство цилиндра.
Мотор был предназначен для скоростных кордовых моделей, но стал на долгие годы одним из основных компрессионных двигателей в СССР.


Двигатель Oliver Tiger Mk III, прототип «Ритма»

Картер двигателя отлит из алюминиевого сплава марки АЛ-2 и имеет четыре перепускных канала, полученных механической обработкой.
Коленчатый вал изготовлен из легированной высококачественной стали марки 12ХНЗА, цементирован и термообработан, имеет высокую чистоту обработки. Гильза цилиндра изготовлена из стали марки ШХ15, закаленная, имеет четыре всасывающих канала с направлением и четыре выхлопных окна.


Двигатель «Ритм» первых выпусков

Поршень чугунный, подогнан по гильзе с малым зазором для получения хорошей компрессии. Шатун выточен из материала марки Д16-Т, имеет два канала для смазки. Палец поршня стальной, имеет высокую чистоту обработки. Плоский золотник из стали марки У-8 служит для распределения рабочей смеси во время работы двигателя.
Рубашка цилиндра - из алюминиевого сплава Д-16, механически обработанная, имеет четыре отверстия для крепления к картеру и одно резьбовое отверстие для винта контрпоршня. Контрпоршень чугунный, служит для изменения степени сжатия двигателя.

Карбюратор состоит из диффузора отлитого вместе с задней крышкой картера и жиклера с регулировочной иглой. Двигатели ранних выпусков комплектовались коком-гайкой для крепления пропеллера.

Рекомендуемое производителем рабочее топливо двигателя “ Ритм “
-керосин тракторный(3 части),
-масло касторовое (3 части),
-эфир этиловый (4 части)

Четырехоконные двигатели “Ритм”, выпуска до 1970 года, имели хорошее качество изготовления, что позволяло выполнить норматив Кандидата в Мастера спорта СССР в классе кордовой гонки, при соответствующей доработке двигателя с целью его форсирования. После 1970 года качество изготовления двигателей “Ритм “начало падать. Тем не менее, и такой мотор хорошо зарекомендовал себя в эксплуатации и ремонте и оставался массовым двигателем для моделей в кружках до появления двигателя КМД. Ремонт двигателя сводился к тому, чтобы из кучи запасных частей собрать работоспособный мотор. И моделистам семидесятых годов это удавалось. Как правило, у каждого моделиста была коробочка, где были составные части от 2-3 моторов “ Ритм ” при помощи, которых и поддерживался в хорошем состоянии один основной, полетный, двигатель.


Двигатели Ритм первого и второго выпусков.
У первых моторов резьба на жиклере была М3, болты крепления цилиндра точеные, более массивные лапки крепления, комплектовался точеной гайкой-коком.

В процессе производства двигатель” Ритм “ модернизировался, но, к сожалению, не с целью повышения мощности мотора, а для упрощения технологии производства и выполнения плана производства. Завод выпускал в месяц около 3-5 тысяч двигателей. Вслед за четырехоконным, производились моторы с двумя перепускными каналами и выхлопными окнами, эти моторы тоже хорошо работали.
В начале восьмидесятых годов появился двигатель “Ритм М”, так называемый “трехболтовый” вариант, отличавшийся от оригинала тем, что рубашка цилиндра крепилась к картеру тремя винтами. Задняя крышка картера также крепилась на трех винтах, а карбюратор имел съемный пластмассовый диффузор. Мотор имел немного меньший вес чем “Ритм”. Эти двигатели не получили массового распространения в силу низких технических характеристик в сравнении с новым мотором КМД, который уже широко применялся к моменту появления “Ритм М”.
На базе двигателя “Ритм” был создан автомодельный вариант мотора (по прототипу того же двухвального “Оliver”) получивший название “Темп-1”. Этим двигателем комплектовались наборы для постройки кордовой гоночной автомодели.

Технические данные компрессионного мотора “Ритм “
Диаметр цилиндра - 14 мм.
Ход поршня - 16 мм.
Рабочий объём - 2.46 см.3
Максимальная мощность - 235 Вт. (0.32 л.с.) при 15000 об. мин.
Распределение всасывания - золотниковое.
Направление вращения - против часовой стрелки.
Масса - 200 гр.

По материалу журнала «Моделiст» №3 2009
Компрессионные моторы Ритм
История модельной техники
Сергей Кучерук


Детали мотора Ритм


Картер и гильза первых моторов Ритм


Гильзы моторов Ритм.
Изменения сводились к упрощению технологии изготовления


Двигатели Ритм и Ритм-М


Двигатель Ритм-М
Рубашка цилиндра крепилась к картеру тремя винтами. Задняя крышка картера другой формы, также крепилась на трех винтах, карбюратор имел съемный пластмассовый диффузор.
На носке картера была отлита надпись «Ритм М», снизу картера «ДОСААФ г. Киев», иногда и логотип завода.
Гильза, поршень, шатун, коленвал, опорная шайба, игла жиклера остались прежними как у предыдущего «ритма».


Ряд основных моторов РИТМ
Рубашка охлаждения и опорная шайба, на протяжении времени производства, анодировались в разные цвета: бордовый, желтый, черный. В 1980-х годах окончательно это был только желто-золотистый цвет.
Все свелось к упрощению - на заводе производили еще другое спортивное оборудование, в частности трубки для подводного плавания, в тех ваннах и анодировали все одним самым технологичным цветом. Попадались моторы с белыми, осветленными деталями.