Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

helico
Будулай:

Не большая ощибка на счет золотника в тексте . На Украинском форуме была информация , что первые Ритмы выпускали на зоне .

Про золотник, оговорка, очевидно правильно ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ.
Про зону, не правда.
Киевский завод ДОСААФ располагал полным производственным циклом. Литье, термообработка, мех. обработка, химическое покрытие, сборка. Может картонные коробки привозили…

Но качество изделий (как и большинство продукции в СССР) было часто плохое.
Это тоже реальная часть истории советского моделизма и моторов РИТМ. Пару примеров снятых с новеньких изделий.


Облой, которым можно пораниться, никто не зачищал.


Отв. на лапках крепления просверлены с перекосом, фаски никто снимать и не собирался.


Развороченное отв. под винт крепления.
Стружка в ребрах рубашки, анодировалась вместе с деталью (на 30 лет вперед 😦).


Что там в диффузоре видно и так, ну и прочее

Техописание и инструкция по эксплуатации мотора РИТМ скачать

helico

«Опознавательные знаки» моторчика Ритм-М

На носке картера была отлита надпись «Ритм М», снизу картера «ДОСААФ г. Киев», на некоторых моторах и логотип завода. На лапке снизу, выбивался номер мотора, порядок исчисления не известен.

helico

Моторчики Ритм поставлялись в картонной коробке, с инструкцией и винтиками для крепления. Этикетки коробки менялись на протяжении периода производства.
Располагаю двумя вариантами. Укого есть другие?, поделитесь.

Художник работавший над правой коробкой, очевидно, вдохновлялся дизайном сигарет “Мальборо”😒

pavelnb

Здравствуйте! У меня тоже два варианта коробок.
Первый движок достался б/у, но с родной коробкой, ранняя двукханалка. Наверное начало 70-ых.

Второй движок нулевой, в родном масле. Тоже ранняя двухканалка.Дизайн коробки уже другой, год выпуска 73.

Интересно то, что на обоих коробках нарисованы двигатели с золотистым анодом, а в коробках двигатели с обычной для ритмов тех годов черной анодацией.

dENISCA
pavelnb:

Здравствуйте! У меня тоже два варианта коробок

Что-то он так на МАРЗ походит, вот только заднюю крышку поменять, и тогда вообще не отличить.

helico

В какой то период, первые Ритмы комплектовались цельнолитым пластмассовым коком-гайкой

Такая “рационализация” долго не продержалась.

fil_pitch

А вот еще фото, интерестно кто у кого содрал?))))

Яшин_Н_М
helico:

В какой то период, первые Ритмы комплектовались цельнолитым пластмассовым коком-гайкой

Такая “рационализация” долго не продержалась.

Вы про “Ритм-В”, ничего не рассказали. А мы в нетерпении.

helico


Последний из Ритмов.
На киевском заводе ДОСААФ, в самом конце 1980-х, было изготовлено несколько образцов двигателя РИТМ-В.
Мотор был утвержден в ЦСТКАМе к производству, но после развала “великого и могучего” история Ритмов закончилась.

Яшин_Н_М

А про продувку, ничего не известно? Других чертежей или информации нет ?

Яшин_Н_М

Там же с гильза разворотом,поэтому палец на ребре.

helico

А про продувку, ничего не известно? Других чертежей или информации нет ?

Яшин_Н_М

Я менял на “Ритме” двухканальную гильзу (с правильной геометрией), на гильзу от своего мотора( как на фото), прибавка 1 000-1 500 об. в мин. Хотя продувка на первый взгляд (и на второй тоже) дебильная.
Да, еще расход топлива резко уменьшился.

helico

Вот вчера приобрел Ритм, с еще одним вариантом коробки:)

5 months later
helico

Компрессионный двигатель МК-12В (“Моторология”)

Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых массово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см… В 60-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) только в крупных городах в магазинах «Юный техник», «Учтехприбор» или заказать по каталогу «Посылторга», мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников.
К этому мотору я лично отношусь с особым трепетом.
Это был мой первый двигатель! Чувство радости, которое охватило меня, когда я бежал на почту за посылкой, помню по сегодня, хотя это и было более тридцати лет назад. Помню и хлопоты по изготовлению бачка, моторамы, пропеллера, поиски керосина и эфира для топлива. Вспышки моторчика при запуске, запах топлива и выхлопа делали меня просто счастливым, вдохновляли на творчество.
Первые двигатели МК-12В стали производиться в СССР в 1956 году. Конструктивно он был очень похож на мотор немецкой фирмы Webra Mach-1. Очевидно, что конструкторы ЦАМЛ не стали тратить силы на особые изыскания и взяли за прототип готовый работоспособный образец популярного в то время в Европе двигателя, и полностью повторили его конструкцию. В результате чего, получилась практически точная копия мотора Webra Mach-1. Очевидно, что буква «В» в названии мотора обозначает «Вебра».
МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ в больших количествах. Начиная с 1956 года по 1990 год на этом заводе было выпущено более миллиона микродвигателей: МАРЗ-2,5, ЦСТКАМ-1, ЦСТКАМ-2,5Д, Тайфун, и большая часть из них были МК-12В.



Серия моторов МК-12В

Интересную историю о появлении мотора МК-12В, поведал мне, наш коллега Иосиф Асланян.
Его старший коллега и тренер москвич Тигран Драмбян, в 1955году получил из Германии (от немецкого товарища, с которым он был узником лагеря Маутхаузен во время войны) посылку с двумя авиамодельными моторчиками Webra. Двигатель Webra Winner он установил на свою таймерную модель, а Webra Mach-1 одолжил своему коллеге, для участия на чемпионате СССР по скоростным кордовым моделям.
На чемпионате, мотор Webra Mach-1 попал в руки Михаила Васильченко, который был главным тренером сборной СССР по кордовым моделям. Будучи штатным работником ДОСААФ многократным Чемпионом СССР в скоростных моделях и грамотным специалистом в области механики и радио, он занимался внедрением на предприятиях страны модельной техники. В частности моторы МК-16, МК-12С, Комета, МК-12В и другие, выпускались предприятиями благодаря внедренческой деятельности Михаила Васильченко.
Через некоторое время, после этого Чемпионата, Тигран Драмбян получил обратно свою «Вебру» и две ее копии. Это и были моторы уже под названием МК-12В. Вскоре двигатель был внедрен в серийное производство на московском авиаремонтном заводе ДОСААФ МАРЗ.


Двигатели Webra Mach-1 и МК-12В

_Тигран Самсонович Драмбян, еще до второй мировой войны увлекался рекордными авиамоделями. Ушел на фронт штурманом бомбардировщика, попал в плен. После реабилитации в 1956 году, получил военные награды, ушел из московской СЮТ, где только и мог работать, как репрессированный. Окончил МГИМО, свободно разговаривал на 12 языках. На Чемпионате Мира 1962 года в Киеве, был диктором-переводчиком с немецкого и французского языков. В 1960 году защитил кандидатскую степень, а затем и докторскую диссертацию по истории. До кончины в 2007 году, был профессором московского университета им. П. Лумумбы.
_

Конструкция мотора
Мотор МК-12В (первых выпусков) имел очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения.
Рубашка цилиндра, опорная и шайба под гайку анодировались, в основном в красный (с разными оттенками) цвет.
Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Впуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пластинчатой пружинкой «трещоткой».

Модификации
За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций. Если быть точным, то основных, пять. Модификации делались это не для повышения мощности, а для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков.
Самые первые МК-12В (копия Webra Mach-1, условно «V-I») имели составной картер с отъемным носком и задней крышкой белого цвета которые крепились точеными стальными винтами с резьбой М 2,5 (встречались образцы и с бронзовыми винтами). Оребрение цилиндра МК 12-В (V-I) было бочкообразной формы анодировалась в красный цвет разных оттенков (вероятно были золотистого и зеленого цветов).
Эти моторы оснащались текстолитовым дисковым золотником. Шатун точеный, выполнен очень аккуратно. Диаметр отверстия нижней шейки шатуна 5 мм. Жиклер имел резьбу М3. Между гильзой и картером ставилась тонкая медная прокладка. Мощностные характеристики были близкие к оригиналу Webra Mach-1.


Идеальный коллекционный экземпляр: МК-12В (V-I) с оригинальной коробкой.
Фото Анатолий Шкируть

Детали мотора МК-12В (V-I)

Продолжение следует…