Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

helico

«Опознавательные знаки» моторчика Ритм-М

На носке картера была отлита надпись «Ритм М», снизу картера «ДОСААФ г. Киев», на некоторых моторах и логотип завода. На лапке снизу, выбивался номер мотора, порядок исчисления не известен.

helico

Моторчики Ритм поставлялись в картонной коробке, с инструкцией и винтиками для крепления. Этикетки коробки менялись на протяжении периода производства.
Располагаю двумя вариантами. Укого есть другие?, поделитесь.

Художник работавший над правой коробкой, очевидно, вдохновлялся дизайном сигарет “Мальборо”😒

pavelnb

Здравствуйте! У меня тоже два варианта коробок.
Первый движок достался б/у, но с родной коробкой, ранняя двукханалка. Наверное начало 70-ых.

Второй движок нулевой, в родном масле. Тоже ранняя двухканалка.Дизайн коробки уже другой, год выпуска 73.

Интересно то, что на обоих коробках нарисованы двигатели с золотистым анодом, а в коробках двигатели с обычной для ритмов тех годов черной анодацией.

dENISCA
pavelnb:

Здравствуйте! У меня тоже два варианта коробок

Что-то он так на МАРЗ походит, вот только заднюю крышку поменять, и тогда вообще не отличить.

helico

В какой то период, первые Ритмы комплектовались цельнолитым пластмассовым коком-гайкой

Такая “рационализация” долго не продержалась.

fil_pitch

А вот еще фото, интерестно кто у кого содрал?))))

Яшин_Н_М
helico:

В какой то период, первые Ритмы комплектовались цельнолитым пластмассовым коком-гайкой

Такая “рационализация” долго не продержалась.

Вы про “Ритм-В”, ничего не рассказали. А мы в нетерпении.

helico


Последний из Ритмов.
На киевском заводе ДОСААФ, в самом конце 1980-х, было изготовлено несколько образцов двигателя РИТМ-В.
Мотор был утвержден в ЦСТКАМе к производству, но после развала “великого и могучего” история Ритмов закончилась.

Яшин_Н_М

А про продувку, ничего не известно? Других чертежей или информации нет ?

Яшин_Н_М

Там же с гильза разворотом,поэтому палец на ребре.

helico

А про продувку, ничего не известно? Других чертежей или информации нет ?

Яшин_Н_М

Я менял на “Ритме” двухканальную гильзу (с правильной геометрией), на гильзу от своего мотора( как на фото), прибавка 1 000-1 500 об. в мин. Хотя продувка на первый взгляд (и на второй тоже) дебильная.
Да, еще расход топлива резко уменьшился.

helico

Вот вчера приобрел Ритм, с еще одним вариантом коробки:)

5 months later
helico

Компрессионный двигатель МК-12В (“Моторология”)

Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых массово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см… В 60-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) только в крупных городах в магазинах «Юный техник», «Учтехприбор» или заказать по каталогу «Посылторга», мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников.
К этому мотору я лично отношусь с особым трепетом.
Это был мой первый двигатель! Чувство радости, которое охватило меня, когда я бежал на почту за посылкой, помню по сегодня, хотя это и было более тридцати лет назад. Помню и хлопоты по изготовлению бачка, моторамы, пропеллера, поиски керосина и эфира для топлива. Вспышки моторчика при запуске, запах топлива и выхлопа делали меня просто счастливым, вдохновляли на творчество.
Первые двигатели МК-12В стали производиться в СССР в 1956 году. Конструктивно он был очень похож на мотор немецкой фирмы Webra Mach-1. Очевидно, что конструкторы ЦАМЛ не стали тратить силы на особые изыскания и взяли за прототип готовый работоспособный образец популярного в то время в Европе двигателя, и полностью повторили его конструкцию. В результате чего, получилась практически точная копия мотора Webra Mach-1. Очевидно, что буква «В» в названии мотора обозначает «Вебра».
МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ в больших количествах. Начиная с 1956 года по 1990 год на этом заводе было выпущено более миллиона микродвигателей: МАРЗ-2,5, ЦСТКАМ-1, ЦСТКАМ-2,5Д, Тайфун, и большая часть из них были МК-12В.



Серия моторов МК-12В

Интересную историю о появлении мотора МК-12В, поведал мне, наш коллега Иосиф Асланян.
Его старший коллега и тренер москвич Тигран Драмбян, в 1955году получил из Германии (от немецкого товарища, с которым он был узником лагеря Маутхаузен во время войны) посылку с двумя авиамодельными моторчиками Webra. Двигатель Webra Winner он установил на свою таймерную модель, а Webra Mach-1 одолжил своему коллеге, для участия на чемпионате СССР по скоростным кордовым моделям.
На чемпионате, мотор Webra Mach-1 попал в руки Михаила Васильченко, который был главным тренером сборной СССР по кордовым моделям. Будучи штатным работником ДОСААФ многократным Чемпионом СССР в скоростных моделях и грамотным специалистом в области механики и радио, он занимался внедрением на предприятиях страны модельной техники. В частности моторы МК-16, МК-12С, Комета, МК-12В и другие, выпускались предприятиями благодаря внедренческой деятельности Михаила Васильченко.
Через некоторое время, после этого Чемпионата, Тигран Драмбян получил обратно свою «Вебру» и две ее копии. Это и были моторы уже под названием МК-12В. Вскоре двигатель был внедрен в серийное производство на московском авиаремонтном заводе ДОСААФ МАРЗ.


Двигатели Webra Mach-1 и МК-12В

_Тигран Самсонович Драмбян, еще до второй мировой войны увлекался рекордными авиамоделями. Ушел на фронт штурманом бомбардировщика, попал в плен. После реабилитации в 1956 году, получил военные награды, ушел из московской СЮТ, где только и мог работать, как репрессированный. Окончил МГИМО, свободно разговаривал на 12 языках. На Чемпионате Мира 1962 года в Киеве, был диктором-переводчиком с немецкого и французского языков. В 1960 году защитил кандидатскую степень, а затем и докторскую диссертацию по истории. До кончины в 2007 году, был профессором московского университета им. П. Лумумбы.
_

Конструкция мотора
Мотор МК-12В (первых выпусков) имел очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения.
Рубашка цилиндра, опорная и шайба под гайку анодировались, в основном в красный (с разными оттенками) цвет.
Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Впуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пластинчатой пружинкой «трещоткой».

Модификации
За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций. Если быть точным, то основных, пять. Модификации делались это не для повышения мощности, а для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков.
Самые первые МК-12В (копия Webra Mach-1, условно «V-I») имели составной картер с отъемным носком и задней крышкой белого цвета которые крепились точеными стальными винтами с резьбой М 2,5 (встречались образцы и с бронзовыми винтами). Оребрение цилиндра МК 12-В (V-I) было бочкообразной формы анодировалась в красный цвет разных оттенков (вероятно были золотистого и зеленого цветов).
Эти моторы оснащались текстолитовым дисковым золотником. Шатун точеный, выполнен очень аккуратно. Диаметр отверстия нижней шейки шатуна 5 мм. Жиклер имел резьбу М3. Между гильзой и картером ставилась тонкая медная прокладка. Мощностные характеристики были близкие к оригиналу Webra Mach-1.


Идеальный коллекционный экземпляр: МК-12В (V-I) с оригинальной коробкой.
Фото Анатолий Шкируть

Детали мотора МК-12В (V-I)

Продолжение следует…

RUSLAN_KIEV

Виктор,большое Вам человеческое спасибо!..с большим интересом прочитал вашу статью!..вспомнилось свое беззаботное детство!..достал из коробки свой МК-12 которому 35 лет,подыркал его за винт - компрессия супер,хоть сейчас в бой!..храню его как реликвию!..не продам его никому ни за какие деньги - ПАМЯТЬ как ни как!