Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

Яшин_Н_М

Я менял на “Ритме” двухканальную гильзу (с правильной геометрией), на гильзу от своего мотора( как на фото), прибавка 1 000-1 500 об. в мин. Хотя продувка на первый взгляд (и на второй тоже) дебильная.
Да, еще расход топлива резко уменьшился.

helico

Вот вчера приобрел Ритм, с еще одним вариантом коробки:)

5 months later
helico

Компрессионный двигатель МК-12В (“Моторология”)

Компрессионный моторчик МК-12В можно назвать эпохальным в истории моделизма СССР. Это был один из первых массово производимых двигателей объемом 2,5 куб.см… В 60-70-х годах его можно было купить (правда, если очень повезет) только в крупных городах в магазинах «Юный техник», «Учтехприбор» или заказать по каталогу «Посылторга», мотор также распространялся через систему ДОСААФ по всем станциям юных техников.
К этому мотору я лично отношусь с особым трепетом.
Это был мой первый двигатель! Чувство радости, которое охватило меня, когда я бежал на почту за посылкой, помню по сегодня, хотя это и было более тридцати лет назад. Помню и хлопоты по изготовлению бачка, моторамы, пропеллера, поиски керосина и эфира для топлива. Вспышки моторчика при запуске, запах топлива и выхлопа делали меня просто счастливым, вдохновляли на творчество.
Первые двигатели МК-12В стали производиться в СССР в 1956 году. Конструктивно он был очень похож на мотор немецкой фирмы Webra Mach-1. Очевидно, что конструкторы ЦАМЛ не стали тратить силы на особые изыскания и взяли за прототип готовый работоспособный образец популярного в то время в Европе двигателя, и полностью повторили его конструкцию. В результате чего, получилась практически точная копия мотора Webra Mach-1. Очевидно, что буква «В» в названии мотора обозначает «Вебра».
МК-12В выпускался московским авиационно-ремонтным заводом ДОСААФ в больших количествах. Начиная с 1956 года по 1990 год на этом заводе было выпущено более миллиона микродвигателей: МАРЗ-2,5, ЦСТКАМ-1, ЦСТКАМ-2,5Д, Тайфун, и большая часть из них были МК-12В.



Серия моторов МК-12В

Интересную историю о появлении мотора МК-12В, поведал мне, наш коллега Иосиф Асланян.
Его старший коллега и тренер москвич Тигран Драмбян, в 1955году получил из Германии (от немецкого товарища, с которым он был узником лагеря Маутхаузен во время войны) посылку с двумя авиамодельными моторчиками Webra. Двигатель Webra Winner он установил на свою таймерную модель, а Webra Mach-1 одолжил своему коллеге, для участия на чемпионате СССР по скоростным кордовым моделям.
На чемпионате, мотор Webra Mach-1 попал в руки Михаила Васильченко, который был главным тренером сборной СССР по кордовым моделям. Будучи штатным работником ДОСААФ многократным Чемпионом СССР в скоростных моделях и грамотным специалистом в области механики и радио, он занимался внедрением на предприятиях страны модельной техники. В частности моторы МК-16, МК-12С, Комета, МК-12В и другие, выпускались предприятиями благодаря внедренческой деятельности Михаила Васильченко.
Через некоторое время, после этого Чемпионата, Тигран Драмбян получил обратно свою «Вебру» и две ее копии. Это и были моторы уже под названием МК-12В. Вскоре двигатель был внедрен в серийное производство на московском авиаремонтном заводе ДОСААФ МАРЗ.


Двигатели Webra Mach-1 и МК-12В

_Тигран Самсонович Драмбян, еще до второй мировой войны увлекался рекордными авиамоделями. Ушел на фронт штурманом бомбардировщика, попал в плен. После реабилитации в 1956 году, получил военные награды, ушел из московской СЮТ, где только и мог работать, как репрессированный. Окончил МГИМО, свободно разговаривал на 12 языках. На Чемпионате Мира 1962 года в Киеве, был диктором-переводчиком с немецкого и французского языков. В 1960 году защитил кандидатскую степень, а затем и докторскую диссертацию по истории. До кончины в 2007 году, был профессором московского университета им. П. Лумумбы.
_

Конструкция мотора
Мотор МК-12В (первых выпусков) имел очень легкий литой картер с отъемным носком и задней крышкой. Цилиндр, выточенный из стали, ввинчивался на резьбе в картер и на него, также на резьбе накручивалась алюминиевая рубашка охлаждения.
Рубашка цилиндра, опорная и шайба под гайку анодировались, в основном в красный (с разными оттенками) цвет.
Коленвал мотора вращался в двух шарикоподшипниках и соединялся алюминиевым шатуном с чугунным поршнем. Поршень имел конусообразную форму верхней части, соответствующую форму с обратной конусностью имел и контрпоршень. Впуск смеси осуществлялся через дисковый золотник, который вращался на задней стенке картера. Карбюратор состоял из жиклера и регулировочной иглы, которая фиксировалась от нежелательного вращения прижимной пластинчатой пружинкой «трещоткой».

Модификации
За все время производства МК-12В было выпущено несколько модификаций. Если быть точным, то основных, пять. Модификации делались это не для повышения мощности, а для упрощения технологии изготовления и, это сказывалось на ухудшении качества мотора, особенно последних выпусков.
Самые первые МК-12В (копия Webra Mach-1, условно «V-I») имели составной картер с отъемным носком и задней крышкой белого цвета которые крепились точеными стальными винтами с резьбой М 2,5 (встречались образцы и с бронзовыми винтами). Оребрение цилиндра МК 12-В (V-I) было бочкообразной формы анодировалась в красный цвет разных оттенков (вероятно были золотистого и зеленого цветов).
Эти моторы оснащались текстолитовым дисковым золотником. Шатун точеный, выполнен очень аккуратно. Диаметр отверстия нижней шейки шатуна 5 мм. Жиклер имел резьбу М3. Между гильзой и картером ставилась тонкая медная прокладка. Мощностные характеристики были близкие к оригиналу Webra Mach-1.


Идеальный коллекционный экземпляр: МК-12В (V-I) с оригинальной коробкой.
Фото Анатолий Шкируть

Детали мотора МК-12В (V-I)

Продолжение следует…

RUSLAN_KIEV

Виктор,большое Вам человеческое спасибо!..с большим интересом прочитал вашу статью!..вспомнилось свое беззаботное детство!..достал из коробки свой МК-12 которому 35 лет,подыркал его за винт - компрессия супер,хоть сейчас в бой!..храню его как реликвию!..не продам его никому ни за какие деньги - ПАМЯТЬ как ни как!

КОТяRUS


Глубоко уважаемые гуру, а фото чертежика можно полностью, интересует сталь из которой он был сделан? В смысле есть задумка попробовать повторить сей экземпляр.

helico

Компрессионный двигатель МК-12В (“Моторология”)
Часть вторая

У последующих моторов (условно «V-II») была увеличена площадь оребрения рубашки, и она сохранила бочкообразную форму. Сверху на рубашке были сделаны два отверстия под ключ, для ее откручивания. Гильза цилиндра МК-12В (V-II), получила немного другие внешние размеры, резьба для ввинчивания в картер и для рубашки стала более крупной. Такая гильза осталась без изменений до самых последних моторов. Высота картера стала больше на несколько миллиметров . Мотор также оснащался текстолитовым дисковым золотником. Жиклер стал изготавливаться с резьбой под иглу М4.


Мотор МК-12В (V-II)


Схема из инструкции мотора МК-12В , нумерация деталей перепутана !


Текстолитовый золотник МК-12В (V-II)

У последующей модификации мотора (условно «V-III, черный») была увеличена площадь оребрения рубашки, и она стала характерной конусообразной формы.
Картер анодировался в черный цвет, золотник изготавливался из алюминия.
Винтр контрпоршня оснастили контрящей гайкой в виде рычага. Шатун стали ставить штампованный с диаметром отверстия нижней шейки 4,5 мм.
Отличительной чертой этих моторов был яркий красный цвет анодировки рубашки охлаждения и опорной шайбы винта, что придавало им особый «нарядный» вид. На моторах этих модификаций встречались латунные винты крепления носка и задней крышки картера.
Очевидно, это была самая массовая версия двигателя.
Начиная с этой модификации мотора МК-12В (V-III), вероятно в средине 1970-х годов, качество внешней обработки деталей стало гораздо хуже: грубое литье, порой не снятые фаски, заусенцы, непроточенные поверхности. К примеру, поршневой палец в целых партиях моторов, изготавливался из очень мягкой стали и гнулся при первых запусках. Красная анодировка , порой смывалась после первой промывки двигателя. Застрявшая стружка между ребрами цилиндра или внутри мотора встречалась очень часто. В условиях тогдашней экономики в СССР, качеству подобной продукции уделялось мало внимания, более важно было количество выпущенных изделий.


Мотор МК-12В (V-III) с упаковочной коробкой и принадлежностями


Детали мотора МК-12В (V-III)


Схема устройства мотора

Поле «черного» МК-12В, мотор претерпел еще оду модификацию. Основное изменение в двигателе МК-12В (V-IV) коснулось картера, он стал цельным, с неотъемным носком. Конструкция задней крышки не изменилась, но на ней появилась едва заметная надпись «МК 12В». Штампованный шатун заменили на более качественный точеный. Винтр контрпоршня стал большего диаметра, с мелкой резьбой и без контрящей гайки. Конусообразное оребрение цилиндра стало грубым, с меньшим количеством ребер, в большей части даже не протачивалось снаружи. Детали уже не окрашивались и оставались белого (алюминиевого) цвета, значительно хуже стало качество и точность изготовления деталей.
Нужно сказать, что первые выпуски мотора МК-12В (V-IV) , так сказать переходные, выпускались с красной головкой и опорной шайбой такой-же как и у «черного» двигателя.


Двигатель МК-12В (V-IV) (вариант еще с красными деталями как у предыдущей версии)


Самая последняя версия мотора МК-12В, «весь в белом»

Все моторы разных модификаций отличались только по внешнему виду, конструкция коленвала, поршневой группы и карбюратора была почти одинаковой.
Моторчики МК-12В были, в основном, вполне работоспособными, и «выдавали» заложенные в них мощностные характеристики. В качестве топлива рекомендовалась смесь: эфир- 33%, масло МС20- 17%, масло касторовое- 17%, керосин- 33%.
Двигатель МК-12В продавался в картонной коробочке, комплектовался инструкцией, специальным ключом для гайки крепления пропеллера и откручивания цилиндра, кусочком хлорвиниловой топливной трубочки, винтами и гайками М3 для крепления, стоил 8 рублей СССР. Мотор с успехом применяли для кордовых, свободнолетающих авиамоделей, аэромобилей и др. Нет сомнений, что МК12-В был мотором многих тысяч нынешних моделистов, дал им возможность прикоснутся к техническому творчеству.
На смену мотору МК-12В, который выпускался более четверти века, в средине 1980-х годов , пришел двигатель МАРЗ-2,5.

Технические данные компрессионного мотора МК-12В
_​
Объем……………….2,46 куб.см
Ход поршня………13 мм
Диаметр цилиндра…15,5 мм
Обороты…………….15000 об/мин
Мощность……………0,191 кВт
Вес……………………130 г
_

Olaf
helico:

Вес……………………130 г

Это может быть у самых первых МК-12В такой вес и был, почти как у Вебры Мах I. У всех остальных вес был поболе, хотя в паспорте все продолжали писать “130г”. С черным картером начала 70-х весили около 150г (сейчас взвесил, благо под рукой еще те движки как память остались).

Olaf
helico:

Моторчики МК-12В были, в основном, вполне работоспособными, и «выдавали» заложенные в них мощностные характеристики.

Не знаю как позже, а МК-12В начала 70-х с черным картером “выдавали”. Любой движок безотказно работал - прямо из коробки и на модель. Правда, ресурс был маленький.

Вот мой первый с тех времен, храню. За 8р в “Юном технике”. Иглу мы переставляли, чтобы она торчала вверх на бойцовке - так, конечно, было удобнее.

Яшин_Н_М

Недавно, реставрировал МК-12в, с отъемным носиком, в Питер.
Что делал?
1.Сделал нормальную геометрию пары.
2.Облегчил поршень и палец.
3.Привел в порядок золотник и канал диффузора.
Это все.Фазы не трогал.
И о чудо! С винтом 8х4 (китай) 16 000 в мин. Как КМД!
Ни в жисть бы не поверил, если б сам не заводил.

pakhomov4

😒 Ага… Только КМД - длинноходовой… И момЭнт поболе имел…

Olaf
Яшин_Н_М:

И о чудо! С винтом 8х4 (китай) 16 000 в мин. Как КМД!

А мне не верили… Туда б еще амилнитриту… 😉 Все 18000 выдал бы! 😁

Alx1m1k

18000 об.в мин.-это из области фантастики.если с амилнитритом и поработать еще над поршневой (поршень-шатун) может быть 16800максимум.больше ничего внутри не выдержит.

Olaf
Alx1m1k:

18000 об.в мин.-это из области фантастики.если с амилнитритом и поработать еще над поршневой (поршень-шатун) может быть 16800 максимум.больше ничего внутри не выдержит.

16000 оборотов нормально для Вебры Мах I. Даже в паспорте записано. 17000 оборотов нормально для Карл Цейс Йены 2.5сс (тоже копия Вебры Мах I) с дисковым золотником и 19000 оборотов с мембранным, тоже в паспорте записано. Ну чем наш МК-12B хуже !? Конструкция практически та же. Кстати, он же короткоходный - менее нагруженный, если сравнивать с длинноходными. Ничего у него не разрушалось. Единственное отличие нашего от Вебры и Йены - это крайне низкий ресурс. МК-12В - на амилнитрите изнашивал пары очень быстро. Не хватало на одни соревнования по бою.

Марат:

и вал оборвало бы…

Не а… Не оборвало бы. 😉

pakhomov4
Olaf:

19000 оборотов с мембранным

Увы… Не больше 14000… Хлопать не успевает😌
Ресурс МК сильно зависел от партии… Особенно чугуния… У КМД - ХНМ, а тут просто серый… По большей части…

Яшин_Н_М

16000, это с определенным винтом (8х4 китай), это много, я знаю как с ним, другие моторы работают.
Табуретка взлететь хотела.
Успокаивает то, что мотор будет стоять на таймерке, и развалиться не успеет.

Марат
Olaf:

Не а… Не оборвало бы.

Да ладно - из моих 6 штук, которые я имел в детское время у всех валы оборвало - скорости поболее хотелось 😁 Винты подрезал до 170мм и амил лили 😒

Olaf
Марат:

Да ладно - из моих 6 штук, которые я имел в детское время у всех валы оборвало - скорости поболее хотелось Винты подрезал до 170мм и амил лили

Мало обрезали. Мы укорачивали до 160. 😉 Хотя, смотря какой винт.
Я не помню случая обрыва валов вообще. Вот шатуны ломались - это да. Но эта беда случалась при запуске перезалитого движка от неопытности, когда по винту били со всего размаху. 😃