Серийные двигатели для моделизма пр-ва СССР

helico

Компрессионный двигатель МК-12В (“Моторология”)
Часть вторая

У последующих моторов (условно «V-II») была увеличена площадь оребрения рубашки, и она сохранила бочкообразную форму. Сверху на рубашке были сделаны два отверстия под ключ, для ее откручивания. Гильза цилиндра МК-12В (V-II), получила немного другие внешние размеры, резьба для ввинчивания в картер и для рубашки стала более крупной. Такая гильза осталась без изменений до самых последних моторов. Высота картера стала больше на несколько миллиметров . Мотор также оснащался текстолитовым дисковым золотником. Жиклер стал изготавливаться с резьбой под иглу М4.


Мотор МК-12В (V-II)


Схема из инструкции мотора МК-12В , нумерация деталей перепутана !


Текстолитовый золотник МК-12В (V-II)

У последующей модификации мотора (условно «V-III, черный») была увеличена площадь оребрения рубашки, и она стала характерной конусообразной формы.
Картер анодировался в черный цвет, золотник изготавливался из алюминия.
Винтр контрпоршня оснастили контрящей гайкой в виде рычага. Шатун стали ставить штампованный с диаметром отверстия нижней шейки 4,5 мм.
Отличительной чертой этих моторов был яркий красный цвет анодировки рубашки охлаждения и опорной шайбы винта, что придавало им особый «нарядный» вид. На моторах этих модификаций встречались латунные винты крепления носка и задней крышки картера.
Очевидно, это была самая массовая версия двигателя.
Начиная с этой модификации мотора МК-12В (V-III), вероятно в средине 1970-х годов, качество внешней обработки деталей стало гораздо хуже: грубое литье, порой не снятые фаски, заусенцы, непроточенные поверхности. К примеру, поршневой палец в целых партиях моторов, изготавливался из очень мягкой стали и гнулся при первых запусках. Красная анодировка , порой смывалась после первой промывки двигателя. Застрявшая стружка между ребрами цилиндра или внутри мотора встречалась очень часто. В условиях тогдашней экономики в СССР, качеству подобной продукции уделялось мало внимания, более важно было количество выпущенных изделий.


Мотор МК-12В (V-III) с упаковочной коробкой и принадлежностями


Детали мотора МК-12В (V-III)


Схема устройства мотора

Поле «черного» МК-12В, мотор претерпел еще оду модификацию. Основное изменение в двигателе МК-12В (V-IV) коснулось картера, он стал цельным, с неотъемным носком. Конструкция задней крышки не изменилась, но на ней появилась едва заметная надпись «МК 12В». Штампованный шатун заменили на более качественный точеный. Винтр контрпоршня стал большего диаметра, с мелкой резьбой и без контрящей гайки. Конусообразное оребрение цилиндра стало грубым, с меньшим количеством ребер, в большей части даже не протачивалось снаружи. Детали уже не окрашивались и оставались белого (алюминиевого) цвета, значительно хуже стало качество и точность изготовления деталей.
Нужно сказать, что первые выпуски мотора МК-12В (V-IV) , так сказать переходные, выпускались с красной головкой и опорной шайбой такой-же как и у «черного» двигателя.


Двигатель МК-12В (V-IV) (вариант еще с красными деталями как у предыдущей версии)


Самая последняя версия мотора МК-12В, «весь в белом»

Все моторы разных модификаций отличались только по внешнему виду, конструкция коленвала, поршневой группы и карбюратора была почти одинаковой.
Моторчики МК-12В были, в основном, вполне работоспособными, и «выдавали» заложенные в них мощностные характеристики. В качестве топлива рекомендовалась смесь: эфир- 33%, масло МС20- 17%, масло касторовое- 17%, керосин- 33%.
Двигатель МК-12В продавался в картонной коробочке, комплектовался инструкцией, специальным ключом для гайки крепления пропеллера и откручивания цилиндра, кусочком хлорвиниловой топливной трубочки, винтами и гайками М3 для крепления, стоил 8 рублей СССР. Мотор с успехом применяли для кордовых, свободнолетающих авиамоделей, аэромобилей и др. Нет сомнений, что МК12-В был мотором многих тысяч нынешних моделистов, дал им возможность прикоснутся к техническому творчеству.
На смену мотору МК-12В, который выпускался более четверти века, в средине 1980-х годов , пришел двигатель МАРЗ-2,5.

Технические данные компрессионного мотора МК-12В
_​
Объем……………….2,46 куб.см
Ход поршня………13 мм
Диаметр цилиндра…15,5 мм
Обороты…………….15000 об/мин
Мощность……………0,191 кВт
Вес……………………130 г
_

Olaf
helico:

Вес……………………130 г

Это может быть у самых первых МК-12В такой вес и был, почти как у Вебры Мах I. У всех остальных вес был поболе, хотя в паспорте все продолжали писать “130г”. С черным картером начала 70-х весили около 150г (сейчас взвесил, благо под рукой еще те движки как память остались).

Olaf
helico:

Моторчики МК-12В были, в основном, вполне работоспособными, и «выдавали» заложенные в них мощностные характеристики.

Не знаю как позже, а МК-12В начала 70-х с черным картером “выдавали”. Любой движок безотказно работал - прямо из коробки и на модель. Правда, ресурс был маленький.

Вот мой первый с тех времен, храню. За 8р в “Юном технике”. Иглу мы переставляли, чтобы она торчала вверх на бойцовке - так, конечно, было удобнее.

Яшин_Н_М

Недавно, реставрировал МК-12в, с отъемным носиком, в Питер.
Что делал?
1.Сделал нормальную геометрию пары.
2.Облегчил поршень и палец.
3.Привел в порядок золотник и канал диффузора.
Это все.Фазы не трогал.
И о чудо! С винтом 8х4 (китай) 16 000 в мин. Как КМД!
Ни в жисть бы не поверил, если б сам не заводил.

pakhomov4

😒 Ага… Только КМД - длинноходовой… И момЭнт поболе имел…

Olaf
Яшин_Н_М:

И о чудо! С винтом 8х4 (китай) 16 000 в мин. Как КМД!

А мне не верили… Туда б еще амилнитриту… 😉 Все 18000 выдал бы! 😁

Alx1m1k

18000 об.в мин.-это из области фантастики.если с амилнитритом и поработать еще над поршневой (поршень-шатун) может быть 16800максимум.больше ничего внутри не выдержит.

Olaf
Alx1m1k:

18000 об.в мин.-это из области фантастики.если с амилнитритом и поработать еще над поршневой (поршень-шатун) может быть 16800 максимум.больше ничего внутри не выдержит.

16000 оборотов нормально для Вебры Мах I. Даже в паспорте записано. 17000 оборотов нормально для Карл Цейс Йены 2.5сс (тоже копия Вебры Мах I) с дисковым золотником и 19000 оборотов с мембранным, тоже в паспорте записано. Ну чем наш МК-12B хуже !? Конструкция практически та же. Кстати, он же короткоходный - менее нагруженный, если сравнивать с длинноходными. Ничего у него не разрушалось. Единственное отличие нашего от Вебры и Йены - это крайне низкий ресурс. МК-12В - на амилнитрите изнашивал пары очень быстро. Не хватало на одни соревнования по бою.

Марат:

и вал оборвало бы…

Не а… Не оборвало бы. 😉

pakhomov4
Olaf:

19000 оборотов с мембранным

Увы… Не больше 14000… Хлопать не успевает😌
Ресурс МК сильно зависел от партии… Особенно чугуния… У КМД - ХНМ, а тут просто серый… По большей части…

Яшин_Н_М

16000, это с определенным винтом (8х4 китай), это много, я знаю как с ним, другие моторы работают.
Табуретка взлететь хотела.
Успокаивает то, что мотор будет стоять на таймерке, и развалиться не успеет.

Марат
Olaf:

Не а… Не оборвало бы.

Да ладно - из моих 6 штук, которые я имел в детское время у всех валы оборвало - скорости поболее хотелось 😁 Винты подрезал до 170мм и амил лили 😒

Olaf
Марат:

Да ладно - из моих 6 штук, которые я имел в детское время у всех валы оборвало - скорости поболее хотелось Винты подрезал до 170мм и амил лили

Мало обрезали. Мы укорачивали до 160. 😉 Хотя, смотря какой винт.
Я не помню случая обрыва валов вообще. Вот шатуны ломались - это да. Но эта беда случалась при запуске перезалитого движка от неопытности, когда по винту били со всего размаху. 😃

lentyai

У меня МКашка вызывает только добрые воспоминания, моя первая полетевшая кордяшка на МК, но почему-то в полете всегда иголка отлетала, по запуску только проигрывал КМД. А еще помню свой личный, купленный Метеор компрессионный, как он мне в кровь в 4 классе бил по пальцам в кровь, даже ревел от боли, позвраслев, заставил и его работать, эх были времена 😃
П.С. а еще МКашка умела заводиться в обратную сторону, ставили на аэросани и переворачивали винт 😃

helico
Olaf:

Это может быть у самых первых МК-12В такой вес и был, почти как у Вебры Мах I. У всех остальных вес был поболе, хотя в паспорте все продолжали писать “130г”. С черным картером начала 70-х весили около 150г (сейчас взвесил, благо под рукой еще те движки как память остались).

Весовые параметры МК-12В 😒

petjan
Яшин_Н_М:

Недавно, реставрировал МК-12в, с отъемным носиком, в Питер.
Что делал?
1.Сделал нормальную геометрию пары.
2.Облегчил поршень и палец.
3.Привел в порядок золотник и канал диффузора.
Это все.Фазы не трогал.
И о чудо! С винтом 8х4 (китай) 16 000 в мин. Как КМД!
Ни в жисть бы не поверил, если б сам не заводил.

завел сегодня на стенде, ниппельная трубка из рыболовного магазина оказалась не той системы-“поплыла” и прохудилась почти сразу. Катал на маленьких оборотах…а запааах…эхх))

ДедЮз
КОТяRUS:

Глубоко уважаемые гуру, а фото чертежика можно полностью, интересует сталь из которой он был сделан? В смысле есть задумка попробовать повторить сей экземпляр.

Сделайте из автоматной стали А-12, с последующей нитроцементацией, будет оптимально со многими чугунами для поршней.

Русинов_Сергей
petjan:

ниппельная трубка из рыболовного магазина оказалась не той системы

Хорошо стоит чёрный шланг, который калильщики к соскам прикручивают.

Alx1m1k

Гарь,вонь,кругом срач-а как приятнооо…

helico
КОТяRUS:


Глубоко уважаемые гуру, а фото чертежика можно полностью, интересует сталь из которой он был сделан? В смысле есть задумка попробовать повторить сей экземпляр.

написано:" Сталь20 ГОСТ 1050-74"