Доработка ДВС для р/у моделей в кордовый вариант

Губанов_Игорь

У электричества тоже своих тараканов хватает. Сейчас в кордовом пилотаже на равных присутствуют три принципиально разных схемы: электромоторы с контроллером Бургера, ДВС с классическим глушителем, ДВС с трубой. В общем виде (естественно с исключениями) Европа отстаивает электричество, Штаты ДВС с трубами, СНГ ДВС с классическим выхлопом. В нашей сборной только Владимир Саломатин летит с дудкой, остальные с глушителями. Но электричество наступает весьма активно во всех странах

persey
VTjr:

Сообщение от Hobbyist
… МК-12В … но при попытке провернуть вал на стандартном топливе “клинит”, проворачивается без заеданий только на чистом масле. Есть ли шанс или только на полку, как музейный экземпляр?

Купил такой МК-12, судя по рубашке круглая с зелёным анодированием, выпуск примерно 1965г. Мотор видно мало использовался по причине сильного клина в ВМТ. Пробовал прикатать на холодную, но результата не получилось. Гильза имеет сильную конусность, т.к. в нижней части поршень ходит совершенно свободно. В результате верхнюю часть поршня до отв под палец обработал на 1 деление по микрометру (примерно 10 мкм). Поршень в ВМТ стал только подкусывать но не клинить. Запуск с полоборота. Значительный осевой люфт вала устранил набором шайб между опорной анодированной шайбой под винт и внутренним кольцом переднего подшипника. Можно заменить одной подходящей втулкой. При затянутом винте небольшой люфт должен остаться, чтобы не клинило подшипник. В середине 70-х это был основной мотор для полетушек. Я не помню каких-либо проблем с МК-12. Да, сделан грубовато, но простой, безотказный, хороший запуск даже с севшей парой путём впрыска автола в окно перед запуском (эффект масляной компрессии). Хвостик у ключа для откручивания гильзы полукруглый и вовнутрь цилиндра никак недоставал. Жаль мой потерялся. Сейчас откручиваю дюралевой пластинкой 1,5 мм, просовывая через окна гильзы насквозь, пока образования заусенцев не было, т.к. дюраль заведомо мягче гильзы. Пользовались ещё Ритмами, но мотор тяжёлый, капризный в запуске (2 оконный), четырёх оконный заметно лучше, но даже в то время это была уже редкость. Хороший результат дала переделка Метеора калилки в дизель. Головка была взята от отработавшего ЦСТКАМа 2,5Д, подошла один в один без доработки. Контрик был выточен из попавшегося под руку подходящего стального кружка. В футорку была ввинчена трубка с внутренним диаметром как у диффузора Ритма. Запускался и работал неплохо. С КМД 2,5 познакомился уже значительно позднее, действительно это была вершина Советского серийного модельного моторостроения по качеству. С уважением.

VTjr
Губанов_Игорь:

У электричества тоже своих тараканов хватает. … Но электричество наступает весьма активно во всех странах

С Игорем Бургером знаком лично, иногда встречаемся на соревнованиях (но я только в качестве зрителя), но часто обсуждаем разные вопросы по моторному делу. Я многое от него научился. Несмотря на то, что он уже 5 лет подряд летает только с электродвигателями, очень хорошо разбирается в ДВС, их капризах и доводках. До перехода на электричество он летал в основном с ОС десятками ЛА (кажется это были десять с половиной, что ли, или тоже с семерками). Кроме того летали и с МВВС 8,0, но их к сожалению перестали выпускать. В одном и другом варианте летали с полуволновой трубой настроенной так, чтобы не позволяла повышение оборотов в пикировании. В общем то я не имею опыта с такой трубой, хоть одну такую он мне подарил для экспериментов (но пока не добрался, не было времени).
Что касается наступления электричества - Вы в общем правы. Еще 2,5 года тому назад был посмотреть на региональном чешском соревновании F2B, так из 15 участников 14 летали с электрикой и только один (!) с ДВС (конкретно МВВС 8 с полуволновой трубой). Спрашивал как было раньше, так год до этого еще были электрики и ДВС приблизительно 1:1. А уже год спустя (то-есть 1,5 года назад) уже все летали только на электродвигателях (конечно все с контролером Бургера). В Словакии в международной категории F2B соревнований меньше, моделистов подсчитать на пальцах двух рук, но все на электрике. Вот только в категории для начинающих (УШ) еще встречаются с ДВС. Вот так.

Hobbyist

Спасибо за советы по МК-12В. Двигатель ни разу не заводился (по той же причине - заедал). Попробую разобрать (ещё не приходилось - и советы очень кстати). Что касторка так "полимеризуется, знаю из собственного опыта - однажды отчищал б/у двигатель. Испробовал все органические растворители, даже ацетон не брал и только 646-й для нитроэмалей через сутки отъел. Может попробовать всё-же сначала на “холодную” - дрелью? Правда, к сожалению вплотную заняться этими вещами пока не получается, а руки чешутся (давненько не брал в руки шашек, очень давненько) да и племянник подрастает - попробую приобщить (собственно, в первую очередь для этого МК-12 и нужен), если у самого всё в этом плане сложится. А по поводу электричек - наблюдал их полёты, даже сам подумывал авиамодельный электромотор приобрести, но что-то не то…

Skyfox

Дрелью не стоит - шатуны жалко.

Hobbyist
  • Я имел ввиду ручную дрель, потихоньку, точно совместив оси. Да, забыл ещё об одном - цены на касторку просто грабительские (самая дешёвая, наверное за 3000 р. за литр - пузырёк 25 мл. стоит больше 80 р.), а о современных синтетических маслах пишут, что они очень даже ничего? И керосин (осветительный) почему то от разных фабрик пахнет тоже по-разному. Какой лучше (где-то видел состав с использованием ДТ)? И самое, наверно, главное - что вместо эфира, естественно, состав “быстрый старт”, но какой?!
Губанов_Игорь

Касторка по всей стране Индийская, на фарм складах стоит одинаково 450 руб/кг, продается в канистре по 5 кг.

VTjr
Hobbyist:

… Может попробовать все же сначала на “холодную” - дрелью? …

Ни в коем случае!!!
Если вы будете принудительно вращать двигатель дрелью (думал электрической, ручной вообще не имеет смысла, да вы его нею даже не прокрутите), то даже при доставочной смазке он только отработается, к тому же в местах где этого не надо. Дело в том, что температурный режим такой холодной обкатки вовсе не совпадает с режимом при нормальном запуске. Когда в камере сгорания сжимается и сжигается топливная смесь, то естественно больше всего греется головка о верхняя часть гильзы и поршня. Наоборот нижняя част гильзы, поршня и картер сильно охлаждаются всасываемой смесью. Естественно это приводит к изменениям геометрии двигателя, горячий его верх растягивается. Так что обычно и в БМТ довольно тесный поршень немного освобождается, хоть и на холодном двигателе клинится. Если вы такую пару обкатаете холодным образом, то при повышении температуры будет двигатель терять компрессию и его ресурс значительно сократится.
Так что заводите и обкатывайте на горячо.

Насчет касторки. Именно такой тесный двигатель требует касторку а не синтетические или минеральные масла! На обкатку как минимум 33%, а после обкатки можно снизить на 10% касторки и 15% минерального масла для двухтактных двигателей.

Эфира тоже не жалейте. Как минимум 30% а после обкатки, когда будет меньше масла то и до 40-45%. Чем меньше эфира будете давать, тем при более высокой степени сжатья будет работать движок - естественно тем будет выше нагрузка на кривошипное устройство. Во так и ломались валы и шатуны, когда пользовались горючим из плохо закупоренных бутылок - большая часть эфира испарилась, мотор плохо заводился и хоть и работал, но страдал. Ведь теоретически эфир вообще не нужен, большие дизели ведь работают на чистой солярке (эфирные бомбочки, то есть тот “быстрый старт”, применяют только при сильных морозах). Но наши маленькие движки не имеют достаточно массивные валы и шатуны, так что не рассчитаны на такое горючее.

Alx1m1k
VTjr:

минерального масла для двухтактных двигателей.

-желательно не применять.смазочные свойства хуже чем К и С.

VTjr:

Ведь теоретически эфир вообще не нужен, большие дизели ведь работают на чистой солярке (эфирные бомбочки, то есть тот “быстрый старт”, применяют только при сильных морозах)

для больших дизелей правильно сказано-у них при сжатии в КС создаётся совсем другое давление.в разы больше.

Skyfox

Я брал в аптечном управлении 1 литр за 500 руб

Hobbyist
  • Большое спасибо всем! Советы обязательно учту. 😁
VTjr:

Если вы такую пару обкатаете холодным образом, то при повышении температуры будет двигатель терять компрессию и его ресурс значительно сократится.

  • Чувствую себя идиотом. Мог бы и сам догадаться - всё-таки инженер по образованию…
Hobbyist
Клапауций:

Масло касторовое

Цена: 127 000 руб. / т
В наличии

  • А каково минимальное количество на продажу (на всякий случай)?
Губанов_Игорь

Мы у себя берем канистрами по 5 кг. На сезон как раз три канистры надо. Кому лень в своем городе фарм-склады найти, могут в Техноспорте купить фирменную касторку тоже по 450 руб/

Ермишин_Дмитрий

Мы у себя берем канистрами по 5 кг. На сезон как раз три канистры надо. Кому лень в своем городе фарм-склады найти, могут в Техноспорте купить фирменную касторку тоже по 450 руб/

Заказал в “Реахиме” по 280 руб./л. Правда не пробовал еще, только на склад привезли…

VTjr
Alx1m1k:

-желательно не применять.смазочные свойства хуже чем К и С…

Думаю что смесь минерального масла с касторовым имеет смысл только из-за экономии. Конечно будет хуже чем чистая касторка, но оно также очень зависит от самого качества масла для двухтактников - конечно бывает и дрянь, но также и очень качественное - но наверняка дешевле касторки. Кроме того эти масла имеют присадки растворяющие карбон, пока что чистая касторка их не имеет. Так что думаю смесь касторки с этими маслами имеет и другой смысл чем экономия. И также можно смешивать касторку и с парафиновым маслом.

Alx1m1k:

-для больших дизелей правильно сказано-у них при сжатии в КС создаётся совсем другое давление.в разы больше.

У больших дизелей степень сжатья бывает около 20:1 и более, а в паспортах большинства авиамодельных компрессионных двигателей пишут от 8:1 до 16:1. Вот поэтому и нужен эфир, как постоянная составная топлива, а не только при холодных запусках, как у больших ДВС. И именно для высокооборотных авиамодельных компрессионных ДВС предпочитают применять топливо с очень высоким содержанием эфира (напр. в паспорте от MVVS 2.5 DFR рекомендуют топливо даже с 45% эфира!) - но это видно для того, чтобы двигатель работал при как можно более низкой степени сжатья и не перегружал кривошипную систему и так уже значительно нагруженную высокими оборотами. В старой книжке от Филипичева (с 1954 года) упоминаются разные рецептуры топлива, в том числе и просто смесь солярки с касторкой (автор пишет, что для двигателей с хорошей компрессией). Но надо также учесть то, что в 50-х годах большенство авиамодельных двигателей делали со стальными шатунами. Кроме того они их не раскручивали на более чем 5-6 тысяч об./мин. Так что видно поджимание на 1:20 им не причиняло особого вреда.

v-romashin921
VTjr:

большенство авиамодельных двигателей делали со стальными шатунами. Кроме того они их не раскручивали на более чем 5-6 тысяч об./мин.

у меня старий К-16 РАБОТАЛ НА СОЛЯРКЕ ПЛЮС КАСТОРКА, но в любой момент, мог начать вращаться в обратную сторону))))))))))))))

Hobbyist
  • А всё же нынешние моторы могут работать на дизельном топливе (вместо керосина, когда остальные компоненты те же - масло и эфир)?
VTjr

По моему личному опыту совершенно безразлично что-ли керосин, или солярка, работают практически одинаково. Кажется только, что от солярки более вонючие выхлопные газы и также то, что остается в выхлопной трубе, чернее.

v-romashin921
VTjr:

керосин, или солярка

Даже на разных керосинах работают по разному, на осветительном лучше чем на авиационном, в номальные движки солярку не пробовал, я бы сказал, что на осветительном мягче, что ли, хотя в этом вопросе больше разбираются гонцы, они уж сильно топливом играют, и фиг кто скажет на каком замесе летит))) я пробовал добавлять синтетику и ЦГН, ЦГН 2 процента, а синтетику КАСТРОЛ 10, очень хорошая работа КМД с цветной парой