Доработка шатуна OS 35S

Jordan23

Доброго времени суток дорогие друзья!
Пришло время и мне немного по работать руками.
Есть у меня несколько экземпляров двигателей OS MAX 35S. Сам двигатель мне очень понравился, но вот есть у него больное место. Это шатун, он не завтулен и очень быстро образуется люфт.
У меня есть несколько вариантов действия.

  1. Взять шатун от наиболее подходящего современного ДВСа это OS 32 или ASP32-36. И развернуть отверстия до нужного значения.

  2. Уже имеющиеся шатуны попробовать завтулить

  3. Изготовить новый шатун.

  4. и 3) варианты пока откладываю а вот со вторым хочется повозиться.

Благодаря этой неисправности я узнал что, существует такой инструмент как “развертка” и даже купил на базаре небольшую коллекцию.
Теперь вопросы

  1. Чем втулят шатуны? бронзой или Латунью?
  2. Где в бытовых приборах можно найти подходящий материал
  3. Какова последовательность действий?

Мне интересно мнение моделистов форумчан, так как тут много компетентных людей.
Буду рад каждому отклику!

Рашкин
Jordan23:
  1. Чем втулят шатуны? бронзой или Латунью?

Женя втулки нужно изготавливать из бронзы( БРБ 9-4)Разворачивать втулки разверткой не очень правильно,я сказал бы совсем не правильно,нужно растачивать.

Токсик

Привет всем!

Рашкин:

Разворачивать втулки разверткой не очень правильно,я сказал бы совсем не правильно,нужно растачивать.

Рашид, вопрос без подколов? Объясни свою точку зрения, почему развёрткой не правильно?
Просто хочу понять.
На своём станке могу получить требуемую точность разными методами и разным инструментом.
Чтобы в последствии делать правильно.

Всем пока, пока, пока.

Alerksandr

Рашид, разверткой изделие испортится окончательно или будет пригодно к эксплуатации?

Рашкин

Совсем не пригодное конечно не будет,работать будет но как долго .Если вы можете развёрткой получить точную посадку без перекосов и с нужным зазором,не вопрос.Меня так не учили,пробовал развёрткой,меня результат не устроил.

Марат

Рашид, результат работы развёрткой зависит от способов закрепления детали и самой развёртки. Если шатун закреплён на планшайбе на токарном станке, а развёртка в конусе задней бабки (машинная развёртка) - получим один результат, если развёртка в патроне задней бабки - совсем другой результат… То же самое и на фрезерном. Про обработку втулки шатуна в руках я даже говорить не хочу… Ну и соответствено нужно иметь набор развёрок с шагом хотя бы через сотку…
Но в любом случае, при наличии только токарного расточка даёт хороший результат. Но ко всему сказанному надо ещё добавить, что для правильной обработки отверстия нужен ещё и правильный мерительный инструмент - как минимум заранее изготовленный набор калибров-пробок для правильного контроля диаметра отверстия. Так что как говориться с втулками шатуна не всё так просто, как кажется на первый взгляд…

Рашкин
Марат:

Но в любом случае, расточка даёт более стабильный результат.

Поэтому я и не запариваюсь по этому поводу.

Марат

есть и ещё моменты - трудно найти токарный у которого задняя бабка стоит точно по оси шпинделя… А тогда развёртка начинает работать только одним лезвием, как простой расточной резец и смысл развёртки как многолезвийного инструмента теряется…

STORMBRINGER

Дык тогда для зачем нужен такой токарник еже-ли З\Б не соотватствует оси… Да и горе такому токарю…😃

Марат

Токарь здесь непричём… Любой токарь знает что направляющие изнашиваются всегда ближе к патрону, поэтому когда вы сдвигаете заднюю бабку как м0жно ближе к патрону, она как раз и попадает в место сильного износа направляющих и центр уходит…

bumerang

Износ направляющих,отдельная тема,а ближе к самому шатуну. Я так понимаю делается заготовка на горячую прессуется втулка.И растачивается. Или не на горячую? Мне лично самому интересна сама технология…😃

Марат

Можно на горячую. но можно и на холодную…

Pavlin2000

Женя разбитие шатуна это бич этого мотора. Там по моему мало мяса основного тела шатуна и для нижней втулки некуда наращивать…, когда учился в Харькове видел как делали на заказ для США партию из 100 шатунов для этого мотора из В95Т1 без втулок. Легкий деревянный винт и масло только касторка 23% минимум, а лучше 25% продлит жизнь родному шатуну, да и втулка вала и черная пара тоже любят касторочку ведь 35-S это ближайший родыч Фокса и нашей Талочки…) Колесников и Листопад на втулочных моторах летали не менее 27% касторки.

Jordan23
Pavlin2000:

Женя разбитие шатуна это бич этого мотора.

Да это бич этого мотора, думаю и других пилотажных моторов с дефлектором. Компрессия сильная детонация хорошая а воспринимает на себя шатун. Мяса на родном действительно там мало. У меня на одном относительно новом движке разбито верхнее отверстие, из за того, что в поршне был дефект отверстия и шатун на микроны имел люфт. Новые образцы OS FP/LA очень надежно этот узел реализовали. А топливо у меня с 25% касторки. ОСы 35S были нескольких видов, у меня 2 с цветной парой,

pv11
Марат:

Любой токарь знает что направляющие изнашиваются всегда ближе к патрону, поэтому когда вы сдвигаете заднюю бабку как м0жно ближе к патрону, она как раз и попадает в место сильного износа направляющих и центр уходит…

За станком следить надо и если он не дает паспортной точности нужно или шабрить или шлифовать направляющие.
Одним из вариантов может быть установка задней бабки в определенной позиции и в этой позиции производить настройку центров. Например путем подкладок под направляющие.

Марат

Да кто спорит-то… Только много вы видели в моделках, чтобы ТВ-4 шабрили… тото же…
О пром предприятиях никто и не говорил…

bumerang

Тема в сторону станка скатывается…

Jordan23

Я может покажусь глупым но все же. Допустим я нашел токарный станок. И полагаю самым важным в процессе сделать правильные отверстия затем завтулить их бронзовыми втулками, и снова расточить до нужного диаметра?
Если так то как фиксируется заготовка шатуна?

pv11
Марат:

Да кто спорит-то… Только много вы видели в моделках, чтобы ТВ-4 шабрили… тото же…

Делать попытки равертывания точных отверстий на станке нормальной точности? Посмотрите какое допускается в этом классе станков биение на конусе шпинделя.
Кстати о ЗБ, даже в станках повышенной точности они ходят по другим дорожкам.😒
И к тому же существуют приспособы с конусной посадкой (КМ) для установки в резцедержатель. При этом вполне можно выставить ее по центру с помощью центроискателя установленного в КМ в шпинделе и далее работать продольной.
Но станок нужен все равно класса П и лучше.
И кстати любителям точить резцом, он имеет какой никакой радиус, а значит поверхность у вас будет гребенка, от которой избавляются развертыванием в частности. Заодно при этом уплотняя метал.😌

bumerang:

Тема в сторону станка скатывается…

И приспособлений, в т.ч. и мерителных, как точно было сказано ранее. Без всего этого увы ничего не выйдет.

Jordan23:

Если так то как фиксируется заготовка шатуна?

Вместо патрона ставится планшайба на которой есть отверстие с винтом-эксцентриком и скоба которая держит заготовку. Предварительно сверлится отверстие в заготовке, потом это отверстие служит базой в которую вставляется винт с эксцентриком, поворачивая который можно точно выставить заготовку шатуна и точно просверлить второе отверстие. Далее меряются диаметр просверленного отверстия и точится втулка с внутренним отверстием с припуском в минус, внешний диаметр д.б. в размер посадки. Далее на горячую ставится втулка в заготовку шатуна или на локтайте. Иногда видел что втулки раскернивали, защищая от проворота, но если правильно делать это лишне. После ставится опять в оправку на станке, эксцентриком выставляете точно по центру и разворачиваете. Как то так, если говорить коротко. Там есть есть много, но…

Рашкин:

Женя втулки нужно изготавливать из бронзы( БРБ 9-4)

Я полагаю здесь д.б. БРАЖ-9-4. Разве нет…?