радуга р10р(востановление+конверсия)
Брали в свое время простую Советскую газету и не читая ее, ее обтирали поршень. Работало даже без ультразвуковой ванны!!!😛
А с каким поршнем вы так поступали? С чугунным, наверно. А то если из АЛ спплавов, то просто не верится, там не так просто.
Все когда то выходит из строя, дольше силиконового шланга живет вставка из материала внешне похожего на фторопласт, который крепиться на патрубок расжимными хомутами. Использую на вертолете, довольно долговечно…
Да, об этом знаю и применяю у 4-тактника. Кстати, это и есть фторопласт (teflon).
Володя. К чему тогда эти теоретические выкладки?
Какие теоретические. Целый пост описывает именно практику, мой личный опыт. Теории там минимум. А опыта у меня тоже хватает, но не с МДС, конечно.
Иосиф об этом ясно написал.
Ну не знаю кто тут читает с пониманием, но мне кажется, что Иосиф наоборот написал что-то другое. Просто труба у Вас была не такая как надо, видно слишком малая, и ее резонансные обороты были слишком уж высокие.
Конечно я вполне понимаю, что Вам не было надобности гонять десятку за 20 тысяч оборотов, я бы ее тоже не гнал. Тут неизвестно для какого типа моделей выла предназначена эта вроде штатная труба, может именно для лодочных или автомобильных вариантов? Про судомодели ведь писал Иосиф.
В любом случае применение 1/2-волновой дудки не используя резонанса не имеет никакого смысла. Именно потому, что под резонансом в ней возникают неблагоприятные колебания, волны давления, которые не повышают а наоборот сильно снижают мощность двигателя. А в качестве лишь глушителя намного лучше ставить экпансный глуштель как можно большего объема. Он будет отбирать минимум мощности причем и намного лучше снижать уровень шума.
А может та дудка была предназначена для 6,5-кубового МДСа?
Еще несколько слов, по поводу прочитанного. 1) Трубы на МДС-ы по размерам, скопированы с ОРS-ов, в отличие от фаз выхлопа и других параметров необходимых для резонанса. 2) Быстрый выход из строя свеч и коксообразование говорит о превышении степени сжатия. Увеличение камеры сгорания и доработка формы вместе с удачно подобранным карбюратором способствуют уменьшению описанных проблем. 3) Все моторы эксплуатируемые на высоких оборотах при скорости поршня в диапазоне 13…20 м/с требуют дополнительной балансировки и доводки пар, меняется конусность и перепад размеров зависящий от новых тепловых режимов, от материала и теплообмена в материалах.
А опыта у меня тоже хватает, но не с МДС, конечно.
Я вел речь о МДС-10. Если Вы думаете что я не имел дело с резонансом в авиамоделизме, то это не так. Повторюсь, я говорил о моторах Радуга-10РУ и МДС-10КРУ. И их эксплуатации в обычном радиоварианте. И при чем тут гонки и скоростники? Вы ведь эти классы упомянули.
А может та дудка была предназначена для 6,5-кубового МДСа?
Сударь. А вот это уже оскорбление. Вы что меня за идиота держите?
Я вел речь о МДС-10. Если Вы думаете что я не имел дело с резонансом в авиамоделизме, то это не так. Повторюсь, я говорил о моторах Радуга-10РУ и МДС-10КРУ. И их эксплуатации в обычном радиоварианте. И при чем тут гонки и скоростники? Вы ведь эти классы упомянули.
Ну естественно, применение резонансных труб в радиоварианте отличается от их применения в скоросных категориях. Все зависит от того, что вы от этой трубы хотите получить. У кордовых уверенный пилотажный режим, у скоростных большой подъем мощности, тем самым повышение оборотов, и скорости, у радио пилотажных также подъем мощности и уверенный плавный переход в и из резонансного режима. То, что наконец получится зависит не только от трубы, но и от самого мотора (например фаз, степени сжатья, как написал Иосиф).
Я не оспариваю то, что у Вас есть большой опыт. У меня тоже, но у вас возможно и больше. B-)Но ведь большой опыт не всегда значит, что мы делали все так, как положено. Лично я, зная в те времена то, что знаю сейчас, бы многое точно делал иначе. И думаю, также и многие другие.😒
Кроме того есть много старой литературы и рекомендаций как расчитать и сделать резонансный выхлоп, но почти всю писали именно скоростники, так что их рекомендации следуют именно той цели. К сожалению последнее время все больше моделистов орьентируется на электодвигатели и боюсь, что особо нового об ДВС вряд ли кто напишет.
Точнее, издать книгу о самых передовых технологиях и конструкций авиамоделных ДВС, большим тиражом, как раньше, в настоящее время практически невозможно.
Вот один чешский специалист по аэродинамике полета моделей издал в свое время (70-годы) об этом очень полезную книгу. Ее расхватали с прилавков в течении полугода. В 90-е годы техника продвинулась, появились новые технологии, которые способствовали применению новых конструктивных решений и новых профилей, поверхностных слоев итд. Так он создал хороший сайт, да и на собстенные затраты издал серию опять очень хороших книг. Но продавались они уже очень плохо. До сих пор так и не продал весь тираж (притом он был всего пару сотен экземпляров).
Конечно и о ГДН есть очень много информации на Интернете, их может даже слишком много, на разных сайтах, в разных языках и с разной степенью достоверности. Тем самым нам очень трудно воспринять эту проблематику как одно целое. Вот раньше купил книжку видного успешного моделиста, зная, что он точно не написал чепуху. Прочитал, изучил и использовал что надо. Книжки Гаевского или даже Филиппычева про моторы я читал как белетристику. Правда сравнивать было не с чем, только со своим собственным наращяющимся опытом.
Из старых книг наверное самая передовая от Мерзилкина В.Е. - Микродвигатели серии ЦСТКАМ с 1991-го года, также немецкие от Peter Demuth - Modell Motoren с 1994-го (8-е издание) года и Viertakt-Modell-Motoren с 1998-го года (4-е издание). Правда Демутх к сожалению умер в 1991-м году, но как видно его книги издавались еще пару лет после его смерти. Наверное вплоть до наступления экетрики. И я также очень благодарен Иосифу, за тот его труд “Что я узнал о резонансных глушителях” с 2008-го года. Думаю, ничего лучшего в настоящее время написанного не было. Но также думаю, что если бы он это издал в настоящее время в печати, то до распродажи тиража наверное не дожовет, и большая часть тиража останется на полках или в складах, и наконец попадет в макулатуру. Хотя рускоязычный рынок примерно в 15 раз больше чехословацкого рынка, тем не менее наверное именно такова была бы судьба издания, точно. Мир вступает в эпоху избытка информации, в том числе и множества дезинформации, что порождает всеобщее невежество.😦
Сударь. А вот это уже оскорбление. Вы что меня за идиота держите?
Ну я ведь просто спросил, зачем Вы обижаетесь.😮
Кстати 6.5 МДС переделанный из судо варианта в авиа только рубашкой охлаждения и головкой у меня со штатной трубой на резонанс выходил. Надо было чуть разогнать самолет вниз и труба включалась. Но тяжелый был мотор для гонки.
Мы переделывали МДС-6,5 из судо в авиа. Помню еще трехкубовик переделал товарищ. Но наверно потому что судовариант изначально спроектирован под большие обороты (и холостые и рабочие) как то у нас они не прижились. Моторы работали, но у 6,5 холостые были достаточно высокие (ну не получалось у нас) да вообще что то там было не то, уже не помню,но точно помню что мощность у них была больше авиаварианта. А вот переделанная трешка летала, правда с рук, но вполне успешно.
А дедушка Иосиф еще здесь? На днях удалось ознакомиться с его трудом о резонансных трубах - до этого не удавалось найти статью. Сделал прикидки относительно трубы от МДС-10 - согласно статье она сильно зажатая и работы от нее можно добиться только условной. Но если покрасить (термоизолировать) и доработать выпускной патрубок - будет лучше.
Так же пытался просчитать глушитель Радуги-10 как резонатор Гельмгольца. Входные данные такие: размер окна - 7,2х36мм (площадь 2,6см2), длина канала от поршня до камеры 3,7см, объем камеры 94см3. Скорость звука взял из труда Иосифа для топлива метанол/касторка 80/20 С=562м/с. Тогда по известной формуле получил собственную частоту такого резонатора f=773Гц. Для двигателей с узким выхлопным окном 130-140 град, как я понимаю, надо закладывать 4 имппульса резонатора на оборот (тогда волна высокого давления приходит к окну через полтора периода т.е. через 135град и поспевает аккурат к закрытию выпуска. Тогда рабочие обороты данного резонатора n=f/4*60=773/4*60=11595 об/мин. Т.е. чтобы получить хорошую отдачу от этого мотора надо крутить его в диапазон 11-12тыс. Если же мотор используется с тяжелыми винтами, с которыми мотор не выходит на данные обороты - надо увеличить объем камеры глушителя. Конечно это расчет в первом приближении и допущен ряд упрощений (а то и грубых ошибок)
На днях узнал интересную информацию, оказывается на кордовых скоростных аэросанях лет пять как тому назад, запретили резонансный выхлоп
На днях узнал интересную информацию, оказывается на кордовых скоростных аэросанях лет пять как тому назад, запретили резонансный выхлоп
И правильно сделали. При коротких кордах и хлипких моделях ставять “бешенную” ВМГ, в результате много обрывов, травм и побитой техники.
И правильно сделали. При коротких кордах и хлипких моделях ставять “бешенную” ВМГ, в результате много обрывов, травм и побитой техники.
Ну а как же авто запускают??? Там вообще за 300 едут, думаю это недоработки судейства и контроля. А иначе к чему стремиться…
Ну а как же авто запускают
верно рассуждаете, но авто пускают на толстенных кордах, модели монолитные и от слова бронебойные. А воздушки деревянные по конструктивной прочности намного уступают даже судомоделям с ВВ, а пользуются такими же ВМГ и кордами, но при 12 (приблизительно) метрах. Судомодели пускают на 15,92м кордах.
ерно рассуждаете, но авто пускают на толстенных кордах, модели монолитные и от слова бронебойные. А воздушки деревянные по конструктивной прочности намного уступают даже судомоделям с ВВ, а пользуются такими же ВМГ и кордами, но при 12 (приблизительно) метрах. Судомодели пускают на 15,92м кордах.
Если память не изменяет, то в классе 2,5 кубика на аэросанях диаметр корды не менее 0,7 мм…
Кстати 6.5 МДС переделанный из судо варианта в авиа только рубашкой охлаждения и головкой у меня со штатной трубой на резонанс выходил. Надо было чуть разогнать самолет вниз и труба включалась. Но тяжелый был мотор для гонки.
Вот именно так себя вел и мой MVVS 2,5 GRR RC, с винтом 8 х 4" приходилось разгонять для выхода на резонанс. Ностоило уменьшить диаметр на 7 х 4" тоуже выходил на резонансуверенно. Но лучше было удлиннить соеденительную трубку между трубой и двигателем на 65мм, резонансные обороты упали на 16-18 тысячь и все надежно работает с 8" винтом.
Но еще к различиям авия и судо вариантов ДВС.
Мой покойный товарищ активно участвовал всудо гонках FSR.40, значит 6,5 кубовых глиссеров. Сначала была беда с двигателями. На судовариант дорабатывали авия MVVS 6,5 GRRT, который был первично преднвзначен для пилон рейсинга. Меняли головку цилиндра под водное охлаждение, ставили RC карб, поворачивали на 180° цилиндр выхлопом в сторону вала, ставили маховик с муфтой и дорабатывали резонансную трубу (укорачивали, так-как обороты глиссеров выше, и ставили дополнительную камеру для снижения уровня шума). Но вскоре оказалось, что требования судоварианта более строгие, и простой доработкой авиаварианта просто не возможно удовлетаорить все требования. Основная беда - это колен вал. Он был недостаточно жестким, что при оборотах порадка 30 тысяч приводило кбыстрому износу иполомке шатуна и также сокращения ресурса подшипников. Кроме того на выход вала было просто невозможно на разжимной конус установить маховик без биений. Так что решили делать новые валы, большего диаметра свыходом вала с пазом для клина фиксируюшего положение маховика, который устанавливался на более тесную посадку. Тем самым удалось значительно уменьшить уровень биений, более толстый и жесткий вал меньше гнулся и обладал волее вывысоким моментом инерции, что такжесказывалось положительно. Но больший диаметр вала требовал и подшипники большего размера - естественно пришлось переделывать и носок картера. Наконец переделали и весь картер, практически наконец спроектировали новый мотор, где от МВВСа брали только пару. В последствии и фирма MVVS решила разработать судовую 6,5-ку, использовала некоторый наш опыт, и у моего товарища заказали 200 шт. усиленных колен валов, которые он им поставил, и они их потом ставили на свои MVVS 6,5 GRR-Marine.
Но с обратной конверсией такого судового ДВС на аэро возникает проблема. Конечно с технической точки зрения судовой мотор лучше, но беда в том, что масса такого ДВС становится почти неполетной, даже после устранения водяного охлаждения, маховика и пр.
Но с обратной конверсией такого судового ДВС на аэро возникает проблема. Конечно с технической точки зрения судовой мотор лучше, но беда в том, что масса такого ДВС становится почти неполетной, даже после устранения водяного охлаждения, маховика и пр.
Да ну. У меня вполне себе летал. Хотя тяжеловат конечно. Но другого способа попробовать мотор с резонансом на радиомодели в 90е годы у меня не было. Сделать мотор с нуля не хватало квалификации а купить гоночный мотор не хватало денег. А эти судо МДС 6.5 были в местном ДОСААФ за бесплатно.
верно рассуждаете, но авто пускают на толстенных кордах, модели монолитные и от слова бронебойные. А воздушки деревянные по конструктивной прочности намного уступают даже судомоделям с ВВ, а пользуются такими же ВМГ и кордами, но при 12 (приблизительно) метрах. Судомодели пускают на 15,92м кордах.
Диаметр круга 19,8 м -+ , а в тамбове у ребят автоскоростников был, запускали 10 кубов , рядом стоять страшно, едет за 300, корда кажется 0.9, но выхлоп странный у трубы еще свисток, диаметр ,на первый взгяд мм5-6
Да ну. У меня вполне себе летал. Хотя тяжеловат конечно. Но другого способа попробовать мотор с резонансом на радиомодели в 90е годы у меня не было. Сделать мотор с нуля не хватало квалификации а купить гоночный мотор не хватало денег. А эти судо МДС 6.5 были в местном ДОСААФ за бесплатно.
Просто, снимается рубашка и точится новая голова, как на тайфуне, алсолютно не перегревается, 2 сезона отлетал на летающем крыле, пока летчик в землю не влетел и полный мотор земли…
Так я ведь писал про MVVS, а не МДС, те возможно отличались именно только той рубашкой и маховиком. Ведь и М-варантов Метеоров и Комет были полные прилавки а А-вариантов в магазинах почти не было, вот их и покупали, переделывали. Но там было просто, достаточно было заменить маховик на опорную шайбу, и все, летай на здоровье. Правда с Метеором просто, Комету надо было еще сбалансировать.
МДС, те возможно отличались именно только той рубашкой и маховиком
Нет Владимир. Фазы газораспределения у них различаются. Я имею ввиду МДС одной кубатуры, но судо и авиа.
Всем привет! Вопрос пл Радуге10! Поделитесь пожалуйста опытом, кто с какими винтами и с какими свечами ( кроме штатных КС-10) эксплуатировал Радугу 10, на стандартном топливе 80/20 ? Было бы интересно, может у кого есть статические данные.
Летал на Радуге 10РУ с винтами 11/7(перегазовки блеск, тяга плохо), 11,3/6,5 (перегазовки блеск, тяга лучше, но длительные вертикали не тянул), 12/5 (перегазовки с небольшой задержкой, тяга идеал), 12/6 (перегазовки хуже всех вариантов, тяга аналог 11,3/6,5). Самолет Экстра от Феникса. Карбюратор стоял от АСП-46. Работа мотора в прямом и инверсном режиме стабильна. В конце сезона попробовал родной карбюратор, резвость мотора превзошла все ожидания. Летал с винтом 12/6, Самолет прет дуром. Горючее - самомес 80/20 или покупное, масло 16%, нитры 15%, с добавлением касторки на литр 30мл.(аптечный пузырек). С нитрой заводка за кок в обратку, особого прироста оборотов не заметил, холостые на порядок лучше. Из за закапотированности мотора, с нитрой в горючем даже в -2 лучше на земле долго полный газ не держать, мотор греется. Свечи КС-2 летом, какая то китайская №3(горячая) зимой, хотя и КС-2 в холод работает нормально. Мотор налетал около 10 часов. Признаков износа нет. В свое время летал на Радуге 10РУ, самолет был другой, эта Радуга крутила винт ТТ 12,5/5,5 10500 об/мин. На самомесе с карбюратором от ОС46АХ. Сейчас этот мотор не у меня, подарил. Но тот, который эксплуатирую сейчас такие обороты с 12,5/5,5 выдаст только с родным карбом.
Нет Владимир. Фазы газораспределения у них различаются. Я имею ввиду МДС одной кубатуры, но судо и авиа.
Ну естественно фазы двигателя приспособленного под дудку должны отличатся от фаз двигателя с нормальным экспансньм глушаком. Именно фаза выхлопа должна быть намного шире.
Но, я скорее реагировал именно на различия в весе и размерах других деталей. Имел конечно ввиду двигатели одной кубатуры. Привел пример в чем были различия судового МВВС 6,5 и авиа варианта для пилон рейсинга. Оба двигатели были приспособлены под 1/2 волновую дудку (ГДН), так что фазы в заводском штатном варианте наверное особо не отличались. Но разница была в жесткости и конструкции колен-вала. Вот что я имел ввиду.😉
Моя доработанная Радуга-10РУ (с повышенной степенью сжатья на 1:10.5; с доработаной и отшлифованой формой впускного канала в колен валу; и с карбом од судового АСП21М) крутила с пластиковым винтом APC 13х6" и топливом 5%нитры/10% синтетической и 3,5% касторовой смазки макс около 10 000 об/мин. Свеча была сначала родная КС-2 но потом все время Novarossi C-6 (те ставят штатные в MVVS-ы). Перегазовки отличные, тяга достаточная. В карбе от АСП пришлось сделать небольшую доработку на огле ХХ. Она имеет тупой конец, я его заострил на конус (фаску) под углом примерно 45° на длинне 1мм. После этого перегазовки значителяно улучшились.
Эксперименты с меньшими пропрллерами не принесли никаких улучшений, лишь незначителяное повышение оборотов, но статическая тяга была у всех менше. Просто при сравнительно малом диаметре диффузора карба на нужное повышение оборотов, чтобы использовать как следует эффективно малый винт, не хватает воздуха. Но крутящий момент для большого бинта сохраняется. Кроме того, малый диффузор мне был нужен для лучшей переемистости двигателя в пилотаже. С родным карбом с огромной футоркой пишут, что хоть и максимальная мощность выше, но переемистость никудышняя. Так что я это даже не пробовал, родные карбы сохранил для коллекции, не мучился с их доработками. А мне попались именно такие образцы, так халтурно сделанные, что без доработок они бы точно плохо работали.
Пробовал даже деревянный винт 14х4" (саблеобразный с заостренными концами лопастей с названием Diablotin), обороты немного упали на 9500, но тяга осталась прежней, перегазовки тоже. С этим винтом был отличный эффект торможения в пике на холостых, но уже была проблема с высотой шасси, на травяной полосе регулярно косил траву 😁. На асфальтовой полосе однажды зацепил лопасть при посадке, поломал его, другие такие уже потом не ставил.
… Горючее - самомес 80/20 или покупное, масло 16%, нитры 15%, с добавлением касторки на литр 30мл.(аптечный пузырек). С нитрой заводка за кок в обратку, особого прироста оборотов не заметил, холостые на порядок лучше. Из за закапотированности мотора, с нитрой в горючем даже в -2 лучше на земле долго полный газ не держать, мотор греется…
Я думаю, что нитры вы лили слишком много. Если с нитрой греется, то надо мотор немного отжать или поставить какую-нибудь очень холодную свечу (но там могут возникнуть проблемы с ХХ, которы потребует подкал). Дело в том, что при слишком высокой степени сжатья происходит зажигание смеси со слишком большим опережением, тем самым мотор греется и не дает ожидаемого прироста мощности. Как я написал выше, 5-7% нитры для моей Радуги было достаточно. Да нитру лью не для повышения мощности (для этого надо >20%, что конечно дорого, не стоит) а именно ради улучшения ХХ и перегазовок. А для этого и 2-3% достаточно.