радуга р10р(востановление+конверсия)
А дедушка Иосиф еще здесь? На днях удалось ознакомиться с его трудом о резонансных трубах - до этого не удавалось найти статью. Сделал прикидки относительно трубы от МДС-10 - согласно статье она сильно зажатая и работы от нее можно добиться только условной. Но если покрасить (термоизолировать) и доработать выпускной патрубок - будет лучше.
Так же пытался просчитать глушитель Радуги-10 как резонатор Гельмгольца. Входные данные такие: размер окна - 7,2х36мм (площадь 2,6см2), длина канала от поршня до камеры 3,7см, объем камеры 94см3. Скорость звука взял из труда Иосифа для топлива метанол/касторка 80/20 С=562м/с. Тогда по известной формуле получил собственную частоту такого резонатора f=773Гц. Для двигателей с узким выхлопным окном 130-140 град, как я понимаю, надо закладывать 4 имппульса резонатора на оборот (тогда волна высокого давления приходит к окну через полтора периода т.е. через 135град и поспевает аккурат к закрытию выпуска. Тогда рабочие обороты данного резонатора n=f/4*60=773/4*60=11595 об/мин. Т.е. чтобы получить хорошую отдачу от этого мотора надо крутить его в диапазон 11-12тыс. Если же мотор используется с тяжелыми винтами, с которыми мотор не выходит на данные обороты - надо увеличить объем камеры глушителя. Конечно это расчет в первом приближении и допущен ряд упрощений (а то и грубых ошибок)
На днях узнал интересную информацию, оказывается на кордовых скоростных аэросанях лет пять как тому назад, запретили резонансный выхлоп
На днях узнал интересную информацию, оказывается на кордовых скоростных аэросанях лет пять как тому назад, запретили резонансный выхлоп
И правильно сделали. При коротких кордах и хлипких моделях ставять “бешенную” ВМГ, в результате много обрывов, травм и побитой техники.
И правильно сделали. При коротких кордах и хлипких моделях ставять “бешенную” ВМГ, в результате много обрывов, травм и побитой техники.
Ну а как же авто запускают??? Там вообще за 300 едут, думаю это недоработки судейства и контроля. А иначе к чему стремиться…
Ну а как же авто запускают
верно рассуждаете, но авто пускают на толстенных кордах, модели монолитные и от слова бронебойные. А воздушки деревянные по конструктивной прочности намного уступают даже судомоделям с ВВ, а пользуются такими же ВМГ и кордами, но при 12 (приблизительно) метрах. Судомодели пускают на 15,92м кордах.
ерно рассуждаете, но авто пускают на толстенных кордах, модели монолитные и от слова бронебойные. А воздушки деревянные по конструктивной прочности намного уступают даже судомоделям с ВВ, а пользуются такими же ВМГ и кордами, но при 12 (приблизительно) метрах. Судомодели пускают на 15,92м кордах.
Если память не изменяет, то в классе 2,5 кубика на аэросанях диаметр корды не менее 0,7 мм…
Кстати 6.5 МДС переделанный из судо варианта в авиа только рубашкой охлаждения и головкой у меня со штатной трубой на резонанс выходил. Надо было чуть разогнать самолет вниз и труба включалась. Но тяжелый был мотор для гонки.
Вот именно так себя вел и мой MVVS 2,5 GRR RC, с винтом 8 х 4" приходилось разгонять для выхода на резонанс. Ностоило уменьшить диаметр на 7 х 4" тоуже выходил на резонансуверенно. Но лучше было удлиннить соеденительную трубку между трубой и двигателем на 65мм, резонансные обороты упали на 16-18 тысячь и все надежно работает с 8" винтом.
Но еще к различиям авия и судо вариантов ДВС.
Мой покойный товарищ активно участвовал всудо гонках FSR.40, значит 6,5 кубовых глиссеров. Сначала была беда с двигателями. На судовариант дорабатывали авия MVVS 6,5 GRRT, который был первично преднвзначен для пилон рейсинга. Меняли головку цилиндра под водное охлаждение, ставили RC карб, поворачивали на 180° цилиндр выхлопом в сторону вала, ставили маховик с муфтой и дорабатывали резонансную трубу (укорачивали, так-как обороты глиссеров выше, и ставили дополнительную камеру для снижения уровня шума). Но вскоре оказалось, что требования судоварианта более строгие, и простой доработкой авиаварианта просто не возможно удовлетаорить все требования. Основная беда - это колен вал. Он был недостаточно жестким, что при оборотах порадка 30 тысяч приводило кбыстрому износу иполомке шатуна и также сокращения ресурса подшипников. Кроме того на выход вала было просто невозможно на разжимной конус установить маховик без биений. Так что решили делать новые валы, большего диаметра свыходом вала с пазом для клина фиксируюшего положение маховика, который устанавливался на более тесную посадку. Тем самым удалось значительно уменьшить уровень биений, более толстый и жесткий вал меньше гнулся и обладал волее вывысоким моментом инерции, что такжесказывалось положительно. Но больший диаметр вала требовал и подшипники большего размера - естественно пришлось переделывать и носок картера. Наконец переделали и весь картер, практически наконец спроектировали новый мотор, где от МВВСа брали только пару. В последствии и фирма MVVS решила разработать судовую 6,5-ку, использовала некоторый наш опыт, и у моего товарища заказали 200 шт. усиленных колен валов, которые он им поставил, и они их потом ставили на свои MVVS 6,5 GRR-Marine.
Но с обратной конверсией такого судового ДВС на аэро возникает проблема. Конечно с технической точки зрения судовой мотор лучше, но беда в том, что масса такого ДВС становится почти неполетной, даже после устранения водяного охлаждения, маховика и пр.
Но с обратной конверсией такого судового ДВС на аэро возникает проблема. Конечно с технической точки зрения судовой мотор лучше, но беда в том, что масса такого ДВС становится почти неполетной, даже после устранения водяного охлаждения, маховика и пр.
Да ну. У меня вполне себе летал. Хотя тяжеловат конечно. Но другого способа попробовать мотор с резонансом на радиомодели в 90е годы у меня не было. Сделать мотор с нуля не хватало квалификации а купить гоночный мотор не хватало денег. А эти судо МДС 6.5 были в местном ДОСААФ за бесплатно.
верно рассуждаете, но авто пускают на толстенных кордах, модели монолитные и от слова бронебойные. А воздушки деревянные по конструктивной прочности намного уступают даже судомоделям с ВВ, а пользуются такими же ВМГ и кордами, но при 12 (приблизительно) метрах. Судомодели пускают на 15,92м кордах.
Диаметр круга 19,8 м -+ , а в тамбове у ребят автоскоростников был, запускали 10 кубов , рядом стоять страшно, едет за 300, корда кажется 0.9, но выхлоп странный у трубы еще свисток, диаметр ,на первый взгяд мм5-6
Да ну. У меня вполне себе летал. Хотя тяжеловат конечно. Но другого способа попробовать мотор с резонансом на радиомодели в 90е годы у меня не было. Сделать мотор с нуля не хватало квалификации а купить гоночный мотор не хватало денег. А эти судо МДС 6.5 были в местном ДОСААФ за бесплатно.
Просто, снимается рубашка и точится новая голова, как на тайфуне, алсолютно не перегревается, 2 сезона отлетал на летающем крыле, пока летчик в землю не влетел и полный мотор земли…
Так я ведь писал про MVVS, а не МДС, те возможно отличались именно только той рубашкой и маховиком. Ведь и М-варантов Метеоров и Комет были полные прилавки а А-вариантов в магазинах почти не было, вот их и покупали, переделывали. Но там было просто, достаточно было заменить маховик на опорную шайбу, и все, летай на здоровье. Правда с Метеором просто, Комету надо было еще сбалансировать.
МДС, те возможно отличались именно только той рубашкой и маховиком
Нет Владимир. Фазы газораспределения у них различаются. Я имею ввиду МДС одной кубатуры, но судо и авиа.
Всем привет! Вопрос пл Радуге10! Поделитесь пожалуйста опытом, кто с какими винтами и с какими свечами ( кроме штатных КС-10) эксплуатировал Радугу 10, на стандартном топливе 80/20 ? Было бы интересно, может у кого есть статические данные.
Летал на Радуге 10РУ с винтами 11/7(перегазовки блеск, тяга плохо), 11,3/6,5 (перегазовки блеск, тяга лучше, но длительные вертикали не тянул), 12/5 (перегазовки с небольшой задержкой, тяга идеал), 12/6 (перегазовки хуже всех вариантов, тяга аналог 11,3/6,5). Самолет Экстра от Феникса. Карбюратор стоял от АСП-46. Работа мотора в прямом и инверсном режиме стабильна. В конце сезона попробовал родной карбюратор, резвость мотора превзошла все ожидания. Летал с винтом 12/6, Самолет прет дуром. Горючее - самомес 80/20 или покупное, масло 16%, нитры 15%, с добавлением касторки на литр 30мл.(аптечный пузырек). С нитрой заводка за кок в обратку, особого прироста оборотов не заметил, холостые на порядок лучше. Из за закапотированности мотора, с нитрой в горючем даже в -2 лучше на земле долго полный газ не держать, мотор греется. Свечи КС-2 летом, какая то китайская №3(горячая) зимой, хотя и КС-2 в холод работает нормально. Мотор налетал около 10 часов. Признаков износа нет. В свое время летал на Радуге 10РУ, самолет был другой, эта Радуга крутила винт ТТ 12,5/5,5 10500 об/мин. На самомесе с карбюратором от ОС46АХ. Сейчас этот мотор не у меня, подарил. Но тот, который эксплуатирую сейчас такие обороты с 12,5/5,5 выдаст только с родным карбом.
Нет Владимир. Фазы газораспределения у них различаются. Я имею ввиду МДС одной кубатуры, но судо и авиа.
Ну естественно фазы двигателя приспособленного под дудку должны отличатся от фаз двигателя с нормальным экспансньм глушаком. Именно фаза выхлопа должна быть намного шире.
Но, я скорее реагировал именно на различия в весе и размерах других деталей. Имел конечно ввиду двигатели одной кубатуры. Привел пример в чем были различия судового МВВС 6,5 и авиа варианта для пилон рейсинга. Оба двигатели были приспособлены под 1/2 волновую дудку (ГДН), так что фазы в заводском штатном варианте наверное особо не отличались. Но разница была в жесткости и конструкции колен-вала. Вот что я имел ввиду.😉
Моя доработанная Радуга-10РУ (с повышенной степенью сжатья на 1:10.5; с доработаной и отшлифованой формой впускного канала в колен валу; и с карбом од судового АСП21М) крутила с пластиковым винтом APC 13х6" и топливом 5%нитры/10% синтетической и 3,5% касторовой смазки макс около 10 000 об/мин. Свеча была сначала родная КС-2 но потом все время Novarossi C-6 (те ставят штатные в MVVS-ы). Перегазовки отличные, тяга достаточная. В карбе от АСП пришлось сделать небольшую доработку на огле ХХ. Она имеет тупой конец, я его заострил на конус (фаску) под углом примерно 45° на длинне 1мм. После этого перегазовки значителяно улучшились.
Эксперименты с меньшими пропрллерами не принесли никаких улучшений, лишь незначителяное повышение оборотов, но статическая тяга была у всех менше. Просто при сравнительно малом диаметре диффузора карба на нужное повышение оборотов, чтобы использовать как следует эффективно малый винт, не хватает воздуха. Но крутящий момент для большого бинта сохраняется. Кроме того, малый диффузор мне был нужен для лучшей переемистости двигателя в пилотаже. С родным карбом с огромной футоркой пишут, что хоть и максимальная мощность выше, но переемистость никудышняя. Так что я это даже не пробовал, родные карбы сохранил для коллекции, не мучился с их доработками. А мне попались именно такие образцы, так халтурно сделанные, что без доработок они бы точно плохо работали.
Пробовал даже деревянный винт 14х4" (саблеобразный с заостренными концами лопастей с названием Diablotin), обороты немного упали на 9500, но тяга осталась прежней, перегазовки тоже. С этим винтом был отличный эффект торможения в пике на холостых, но уже была проблема с высотой шасси, на травяной полосе регулярно косил траву 😁. На асфальтовой полосе однажды зацепил лопасть при посадке, поломал его, другие такие уже потом не ставил.
… Горючее - самомес 80/20 или покупное, масло 16%, нитры 15%, с добавлением касторки на литр 30мл.(аптечный пузырек). С нитрой заводка за кок в обратку, особого прироста оборотов не заметил, холостые на порядок лучше. Из за закапотированности мотора, с нитрой в горючем даже в -2 лучше на земле долго полный газ не держать, мотор греется…
Я думаю, что нитры вы лили слишком много. Если с нитрой греется, то надо мотор немного отжать или поставить какую-нибудь очень холодную свечу (но там могут возникнуть проблемы с ХХ, которы потребует подкал). Дело в том, что при слишком высокой степени сжатья происходит зажигание смеси со слишком большим опережением, тем самым мотор греется и не дает ожидаемого прироста мощности. Как я написал выше, 5-7% нитры для моей Радуги было достаточно. Да нитру лью не для повышения мощности (для этого надо >20%, что конечно дорого, не стоит) а именно ради улучшения ХХ и перегазовок. А для этого и 2-3% достаточно.
Но, я скорее реагировал именно на различия в весе и размерах других деталей.
Судовариант МДС-6,5 по сравнению с авиа - кирпич. Вес и без весов ощутимо различен. Даже в выточенной новой рубашкой охлаждения.
Я думаю, что нитры вы лили слишком много.
Да не лил я ее Володя. Просто в продаже было только такое горючее, и по причине полного отсутствия пришлось брать это. Но полностью согласен, что если у МДС-10 уменьшение диаметра винта влечет за собой возрастание оборотов , причем существенное, то у Радуги этого не наблюдается. Я уже писал что больше 12000 с нее выжать крайне сложно. Винты 13 дюймов не пробовал, просто тогда их не было у меня.
Судовариант МДС-6,5 по сравнению с авиа - кирпич. Вес и без весов ощутимо различен. Даже в выточенной новой рубашкой охлаждения.
…
Возможно и там внутри некоторые детали усиленны, вот он и кирпичем кажется.
Да не лил я ее Володя. Просто в продаже было только такое горючее, и по причине полного отсутствия пришлось брать это…
Ну конеччно каждый льет то что может, а если нет другого - что поделаешь? Выхода два.
Или отжать мотор прокладкой примерно 0,3мм. К Радуге ведь давали в коробку целый набор разных прокладок, так что отжать его проще пареной репы, а вот поджать намного сложнее, там уже надо точить на токарном станке.
Или разбавить 15% топливо метилом на 5%, конечно с соответствующей добавкой масла. Или просто разбавлять топливом нулевкой, при соотношении 1:2 получится топливо с 5% нитры.
Вернее 3 выхода, как уже писал, экстра холодная свеча могла бы тоже решить проблему.
А выжимать из Радуги-10 более 12 тысяч без дополнителных доработок (например бронзовой втулки в шатуне) думаю даже опасно. Мотор явно не предназначен к работе на таких оборотах.
Но вот, доработанная Радуга-7 у меня со штатным винтом 10х6" крутила более 14 тысяч. Правда неизвестно какой бы был потом ее ресурс. Пара там ведь черная, да и вал во втулке.
так что отжать его проще пареной репы
Сейчас у меня стоят аж 2 прокладки. С одной мотор так лупит в обратку и свечи хватает на 1 полет.
Мотор явно не предназначен к работе на таких оборотах.
Именно! Потому то я дискутировал. Нет смысла убивать в принципе неплохой мотор. А вот МДС-10, тот способен на большее, вот только я мало слышал что кто то брался доводить его. В соцвремена это уже был мощный мотор, имеется ввиду из советских моторов, а кто хотел лучшего предпочитали делать мотор с нуля, благо тогда авиамоделизм пользовался хоть какой то поддержкой государства, ну и плюс шефы в виде разных заводов, которые никогда не отказывали в помощи. “Иномарки” у нас были в основном те же МВВС. Сам пользовал кольцованную “десятку” МВВС с поперечной продувкой и золотником на задней крышке.
…“Иномарки” у нас были в основном те же МВВС. Сам пользовал кольцованную “десятку” МВВС с поперечной продувкой и золотником на задней крышке.
Ну, это уж слишком древняя история😁.
Эти двигатели выпускались в 60-х годах. Были выпущены лишь 2 партии по 400шт одна с передним всасыванием через колен вал а вторая именно как пишете с золотником на задней крышке.😉
Но Вы ошибаетесь в виде продувки. У этих двигателей была не поперечная, а двухканальная возвратно-петлевая (нечто на подобие Шнюрле, но без среднего бюстерного канала). Именно в то время почти все МВВСы имели такую продувку. Может начиная MVVS 2.5TR (был скопирован под Харьков-2,5), MVVS 2.5TRS/RL/D7/G7, малые MVVS 1.0D и MVVS 1.5D и уже упомянутые десятки MVVS 10RL. Ну только за исключением MVVS 5,6А, который действительно имел поперечную (Н) продувку с дефлектором на поршне, именно такую как и Комета МД-5.😃 Но тот был сконструирован еще в конце 50-х лет. Иозеф Габриш именно с ним стал двухкратным чемпионом мира в кордовом пилотаже с моделью Супермастер. Если кому интересно, здесь www.rcmania.cz/viewtopic.php?f=123&t=87300&start=1… недавно вели о ней дискуссию.
Меня наверно закидают помидорами… По Радуге-10( без переделок): если по карбам и винтам уже прояснили, вопрос остался по глушителю- какой ставить?
У меня стоял родной, но на выходной трубке был надет силиконовый шланг длинны около 120мм. Им я во первых отводил выхлопные газы под крыло а во вторых с нею мотор работал намного надежне, видимо зто немного повышало наддув в бак.