Разрушение коренного подшипника.
Мужики такое впечатление,что шарики не так “закалены”.
Сколько свечей в нём сгорело?
Мотор ТК8 с четвертухой, ни одной свечи не сожрал.изначально был очень сильно разжат, без накала при обогащении отказывался работать, глох.
А марка подшипников и рабочие обороты?
4 ГПЗ размер 17х30х7 замерить нечем, на звук 12-13 тысяч
ни одной свечи не сожрал
В таком случае это мгновенное разрушение вызванное попаданием постороннего предмета.
У меня случалось такое при больших люфтах подшипника, разрушалась или дорожка, или сам шар, как когда…Иногда такое может случится если неправильно подобран подшипник по класу зазоров(С3…С4 и тд). Если имеем посадки с большим натягом между деталями, использовать высокоточный подш. нельзя
Подшипник родной, который производитель поставил, мотор не разбирался до обкатки. На счет постороннего предмета такая вероятность существует, мотор стоял на тренера, посадка на пузо в поле с работающим мотором на х.х. но в этом случае проходное сечение в карбе меньше 0.5мм, и если я вижу мусор на входе, то промываю карб и мотор.
В таком случае это мгновенное разрушение вызванное попаданием постороннего предмета.
После взлета отлетал минут 6-8, А Потом появился посторонний шум, пошел вразнос. Если был мусор после посадки, то подшипник еще работал так несколько минут.
Значит внутри чё-то отпало. Кусок втулки, пальца или ещё чего твёрдого.
Значит внутри чё-то отпало. Кусок втулки, пальца или ещё чего твёрдого.
Мотор раскидал и на даче бросил, в расстройстве. Через недельку-две осмотрю еще раз поподробнее.
К чему тему то создал, есть еще один мотор, новый, и очень не хочется наступить на грабли второй раз. Сейчас понимаю что точно поменяю коренной на альтернативный, скорее всего SKF будет. Возможно поставлю винт больше для снижения оборотов или перейду на топливо без нитры, по регулировкам и работе мотора смотреть надо.
Не затягивайте с осмотром…
Я остаюсь при своем мнении что это брак подшипников. К сожалению сталкивался с этим даже у хороших мировых производителей, в конце концов даже к производителю мотора могла попасть подделка. А шарик сломало частью от другого шарика(попалось на пути), уж слишком большой питтинг на фотографиях.
Не затягивайте с осмотром…
Я остаюсь при своем мнении что это брак подшипников. К сожалению сталкивался с этим даже у хороших мировых производителей, в конце концов даже к производителю мотора могла попасть подделка. А шарик сломало частью от другого шарика(попалось на пути), уж слишком большой питтинг на фотографиях.
Очень хочется в это верить, кстати на обоймах нет столь сильных повреждений и вообще не производят впечатления качественных.
Мы уже с Виталием пару дней обсуждали этот вопрос через личку, где я выставил несколько гипотез, в том числе и ту, что, подшипник мог быть некачественный, также и насчет мусора. Источник мусора может быть внешний, но и внутренний (скол юбки поршня, стопорное кольцо пальца, спираль свечи, кусок твердого покрытия цилиндра, или скобление задней крышки мотылевой шейкой колен вала).
Но кроме того выдвинул и такую гипотезу, что это могло быть следствие черезмерной осевой нагрузки подшипников. Даже я это сначала посчитал самой вероятной причиной.
Дело в том, что такое иногда бывает даже у совершенно новых двигателей. Ее частой причиной - неграмотная сборка двигателя, которая вызывает наличие осевого сжатья подшипников. Например бывает такое, что у новых двигателей сочитается расстояние подшипников в носке картера по верхнему допуску а длинна толстой части вала по нижнему. Такой двигатель без пропеллера проворачивается совсем легко а стоит поставить и как следует гайкой притянуть пропеллер, то вдруг проворачивается туго. Встречал несколько таких двигателей. Также может быть и в следствии неокончательно запрессованного коренного подшипника, что приведет также к большему растоянию подшипников, и при затяжке винта может вызывать осевой натяг. И также скоблить крышку картера.
Я в начале не хотел входить в эту ветку, чтобы не влиять зря на Ваше соображения, но теперь, думаю, могу спросить про мнение Вас всех насчет этого осевого натяга???
Да, такое тоже возможно, но увеличенный осевой натяг не заметить, после установки винта… Думаю автор это сразу бы заметил. Здесь идёт отслаивание материала с поверхности шариков, и не шелушение тонких пластинок а именно толстого закалочного слоя. Края питтинга имеют грубые и замятые границы, это указывает на работу подшипника в это время и то что это не одномоментно произошло. То что это не мусор, из вне, видно по тому что отслаивание есть на всех шариках и основная их поверхность в основном гладкая, царапин и матирования нет. Просто даже сами представьте, работающий мотор, мусору извне достаточно сложно проникнуть в зону подшипника, надо протиснуться между коленвалом и картером в достаточно узкую щель, да ещё когда коленвал крутится, создавая момент на выталкивание наружу. Если мусор попал на стоящем двигателе, должны быть следы и на мягком картере, дорожки волочения.
К автору, Виталий, есть возможность сделать более детальные фото частей мотора при помощи микроскопа USB?, обойм, коленвала, картера… сильно бы нам помогло.
С уважением, Максим.
Коллеги, спасибо за участие в теме!
Сильный осевой преднатяг я бы заметил при установке винта, знаю что это такое. Последние 30 минут жизни мотор активно настраивается и очень часто глох прям с максимальных оборотов, то есть будучи прогретым. Если осевой зазор мал, то шары начали хрустеть или закусывать, я ничего такого не ощущал, всегда завожу рукой. Касательно мест прикатки, то да, мотор после активного разрушения еще работал минуту-полторы. Я не сразу понял что за посторонний звук на холостых идет, под нагрузкой за звоном трубы не слышал. Обоймы могу отфоткать, попозже сделаю.
Возможно поставлю винт больше для снижения оборотов
А, какой стоял?
перейду на топливо без нитры, .
Не совсем понятно.
Да, нитрометан и обороты тут ни причем и винт по ходу тоже, если балансировка верная.
Спасибо! А сколько мотор лежал после производства и как его хранили? Потемнение внешней обоймы с одной стороны, это консервационное масло, след от шариков почти по центру дорожки, перетяга не было. А вот волнистые следы с другой стороны от дорожки указывают на слишком мягкий материал. Так что это точно брак в производстве. Коррозия при хранении тоже может быть и к такому привезти, поперечный темный след на внешней обойме это вроде след коррозии между шариком и обоймой. А может и оба этих фактора сложились в столь печальную картину.
В моторе живые детали остались?
Сколько пролежал сложно сказать, предполагаю лет 15 точно, как хранился неизвестно, я второй владелец. Мотор обкатывался на стандартной горючке, а потом работал с нитро 5 и 10%. Всегда промывался, очень часто даже после нитры заправлял стандартным топливом на минуту-две и потом еще раз полоскал стандатным топливом. Поршень в утиль, страшно смотреть, цилиндр надо подробнее осмотреть, там изначально был косячок, возможно даже еще выживет. Головку начеканило, шатуну и задней крышке досталось, но все косметически. Если найду поршень, то можно думать и о цилиндре.
Через мои руки прошло пару десятков калилок хоббийного класса, многие эксплуатировались с нитрой без промывки вообще, подши и колено выглядели ржавыми, не просто потомневшие, а ржавые с раковинами. Такие моторы давали о себе знать грязным выхлопом или грохотом шаров. Однако ТК8 это далеко не хобби мотор и признаков скорой кончины не подавал. Возможно из-за высокой мощности и стечения обстоятельств процесс развивался мгновенно. Как вариант это резонанс сепаратора или подшипника на высоких оборотах, когда против ветра со снижением шел на полных парах.
В принципе, профессиональность мотора не имее большого значения. В большой технике, где я работаю, не буду называть марок и названий, есть несколько ступеней форсированности двигателей, на первой ступени мотор отработает свои 20000 часов до капремонта и потом второй раз столько же, но он будет давать свои полные 300 сил и всё будет хорошо. И на последней ступени форсировки он отработает 10часов на полную только не 300 сил а 1500 и его спишут на переплавку после такого. Это один и тот же мотор (в плане модели двигателя). Это аварийный (страховочный) мотор, он для этого и предназначался. К чему я это всё. Конечно к удельной нагрузке на материал деталей. При большой нагрузке важны любые мелочи. И хранение и установка и эксплуатация и материалы. Всё должно быть на высоте.
С уважением, Максим.