Саяно Шушенская ГЭС, катастрофа

new225

Вы подождали бы - на дром.ру перебрали все версии - в том числе и поля торсионные вместе с активностью коры земной… Версию инопланетян тоже трогали…
ps Ни одна подобная стройка без косяков не обошлась…

rrteam
new225:

Вы подождали бы - на дром.ру перебрали все версии - в том числе и поля торсионные вместе с активностью коры земной… Версию инопланетян тоже трогали…
ps Ни одна подобная стройка без косяков не обошлась…

А что тогда говорить о подвижках в миллиметры, когда туда уйдут мегабаксы.
И собственно ваши… А Вы Акционер росгидро.?.
Я пока нет…

Частную контору будут восстанавливать за счёт государства.?
И Чубайс то в прессе так и не засветился… молодец!!! типа не моё дело…

vahoko

-извините,не смог удержаться…
…помнит всяк,борода из Союза,верняк:-кому война,(катастрофа СШгэ
в данном случае),а кому и мать родна…
-Уроды,мля! )))
Просят на восстановление 40 мил.,тока вопрос-на реальное дело
по теме вопроса,скока денег израсходуют…😃
Грустно всё это…(с)

new225
rrteam:

А что тогда говорить о подвижках в миллиметры, когда туда уйдут мегабаксы. И собственно ваши… А Вы Акционер росгидро.**

Теплое со сладким не путайте…
Если я веду речь о причинах, то не надо меня подвязвать на стоимость восстановления…

blade
rrteam:

Частную контору будут восстанавливать за счёт государства.?

Ну, если знать устройство нашего “государства”,то этот вопрос- отпадёт сам собой 😛
А если воспринимать “нарисованный очаг” (“Приключения Буратино”) всерьёз- тогда можно удивляться до вывиха челюсти 😊

Karalexey
rrteam:

Частную контору будут восстанавливать за счёт государства.?

Не совсем так.

Вячеслав_Старухин

blade как раз и заметил, что наше государство есть по сути частная контора.
Ну 61% как раз для того, чтобы было на кого списать ремонт.

blade
Вячеслав_Старухин:

Ну 61% как раз для того, чтобы было на кого списать ремонт.

Уже 😁
www.newsru.com/russia/14sep2009/newges.html
Оказывается, проектировщики виноваты 😈

dmitryu
blade:

Оказывается, проектировщики виноваты 😈

А то - забыли на каждом углу таблички повесить - "В случае обрыва шпилек ГА - всем кранты ! " 😦

new225

Владельцы - эксплуатационники по любому виноваты (исключая версии теракта) …
ps В случае теракта впрочем опять таки они же будут виноваты…

Вячеслав_Старухин

www.izvestia.ru/investigation/article3132968

авария предупреждала о себе несколько месяцев. Если не несколько лет.

Когда все в порядке, в машинном зале находится до 15 человек. Они следят, чтобы показания датчиков не выходили за пределы допустимого. Но утром 17 августа в зал набилось 70 человек. 50 из них собрались у второго гидроагрегата. Проблемы с ним начались задолго до этого момента.

Колесо насажено на вал, который передает вращающий момент на 920-тонный ротор. Между колесом и ротором расположена семиметрового диаметра многотонная крышка турбины. Крышку на своем месте удерживают 80 болтов (несмотря на 8-сантиметровый диаметр их называют “шпильками”) и 20 цапф, каждая диаметром в 30 см. Этими устройствами крышка крепится к бетонному основанию агрегата.
Поток воды внутри рабочей камеры распределяют 38 лопаток (их на станции еще называют заслонками). Представьте себе деревенский колун, затем увеличьте его до размеров 170 на 140 сантиметров - вот это и будет “лопатка”. Эти лопатки на Саяно-Шушенской ГЭС крепятся к крышке турбины. Это очень важно: когда лопатки закрываются, вода давит на них и на крышку турбины.
Выше крышки турбины - генератор. Сверху его накрывает еще одна крышка, тоже довольно массивная, но несущая скорее эстетическую функцию.

второй гидроагрегат “трясло” несколько месяцев. Впрочем, слово трясло мы зря взяли в кавычки. На агрегате действительно то и дело отмечалась повышенная вибрация. В марте этого года он был запущен после ремонта, и именно с этого момента начались проблемы. Пока вибрация не превышала допустимые пределы, никто не беспокоился. Но к вечеру 16 августа ситуация, видимо, стала критической.
В ночь с 16-го на 17-е агрегат дважды пытались остановить. До 20.30 работал с мощностью 600 МВт, затем мощность была существенно снижена - до 100-200 МВт. В 3 часа ночи 17 августа второй гидроагрегат снова “раскрутили” до 600 МВт на полчаса, затем снизили нагрузку до 200 МВт, а в 3.45 снова подняли ее до 600 МВт.
При каждой попытке остановки вибрация выходила за все разумные пределы. Это зафиксировали даже сейсмологи. Ротор генератора словно пытался выскочить наружу. По всей видимости, при закрытии лопаток давление на них и на крышку турбины увеличивалось, что и приводило к вибрации. Возможно, некоторые шпильки, крепившие крышку турбины, в этот момент уже были вырваны. Или вообще вся конструкция ходила ходуном?

  • Можно было остановить гидроагрегат аварийно: перекрыть воду в верхнем бьефе и вывести персонал из машинного зала, - рассказал нам один из сотрудников ГЭС. - После падения скорости вращения до 15 процентов можно было бы начинать действовать механическими тормозными устройствами - вроде колодок на машине".
    Но на аварийную остановку надо было решиться, собраться духом, взять ответственность на себя. А те, кто находился в зале, видимо, не совсем представляли, что происходит под их ногами. Или к повышенной вибрации агрегата все настолько привыкли, что не считали это чем-то из ряда вон? Звонил ли кто-нибудь из имевшихся на станции начальников гендиректору ГЭС Николаю Неволько? Скорее всего - нет. Ведь 17-го у директора день рождения, и рано утром он уехал в Абакан встречать прибывающих гостей. Известие о ЧП застало его в пути.
    Все это привело к тому, что в 8.14 крышку турбины вырвало, многотонный агрегат подбросило, словно теннисный шарик на питьевом фонтанчике. Крышка генератора - самая верхняя часть всей конструкции - вылетела, как пробка от шампанского, и, круша все на своем пути, полетела по залу. Та самая тысяча кубометров воды в секунду хлынули в зал - участь находившихся там людей была предрешена.

    в качестве основной следователи рассматривают версию, согласно которой не выдержали шпильки, державшие крышку турбины. Здесь необходимо пояснение: до сих пор говорилось о крышке генератора - именно она летала по залу и произвела массу разрушений. Но она носит скорее декоративный характер, ее роль в аварии ничтожна. Вырвало же крышку турбины, которая находится гораздо ниже. Сейчас оперативники скрупулезно собирают остатки 80 шпилек, которыми крепилась крышка турбины. Каждая из них в свое время станет вещественным доказательством. По нашим данным, одна из основных версий сейчас: из-за вибрации шпильки не выдержали и при попытке остановить агрегат и соответственном увеличении давления просто лопнули по всему диаметру.

    В этом случае вполне объяснимо, почему не сработала автоматика предупреждения об износе конструкций. Инженеры напичкали агрегат датчиками трещин в бетоне и металлических конструкциях. Но они не предусмотрели того, что не выдержать могут, грубо говоря, болты. На них никаких датчиков не было.
    Разбиравшиеся в причинах катастрофы специалисты обращают внимание на состояние шпилек и цапф, крепивших крышку турбины. На многочисленных фотографиях с места катастрофы видно, что часть шпилек срезана, будто бритвой, а часть - выломана и вырвана, в последнем случае - это классическая усталость металла. Но если шпилька затянута по всем правилам, то усилие, которое способно было бы ее разорвать, как пластилин, должно составить 7 тонн - на нее одну! С одним “но”: если на месте крепления шпильки была ржавчина, то усилие, необходимое для разрушения шпильки, уменьшается в десятки раз - ржавчина вымывается, и шпилька оказывается не закрученной до конца. Крошечного, в доли микрона, зазора вполне достаточно, чтобы ее со временем вырвало или выломало.
    Даже если их и правда после ремонта “посадили” на ржавчину, это стало лишь звеном в цепи событий, закончившихся 17 августа в 8.14. Катастрофа могла быть следствием как изношенности деталей, так и их обновлением. К примеру, известно, что при ремонте было произведено наплавление на лопастях рабочего колеса, на которых за 30 лет работы образовались трещины и раковины. Но вряд ли после этого колесо было отбалансировано. Неотбалансированное автомобильное колесо приводит к тому, что автомобиль начинает “стягивать” влево или вправо, его начинает колотить. В конце концов разбивается подшипник. Не это ли случилось с гидроагрегатом?
    Обратим внимание на лопатки, регулирующие доступ воды к колесу. Они должны работать синхронно. Если предположить, что какая-то лопатка пропускает больше воды, чем остальные, это может привести к неравномерности работы колеса и, как следствие, к вибрации. Примечательно, что схема работы этих лопаток была изменена как раз в процессе последнего ремонта, о чем с гордостью сообщается на официальном сайте компании “РусГидро”: “Заменена колонка электрогидравлического регулятора частоты вращения”.
    Если прежде все 38 лопаток по команде с пульта “все вдруг” принимали одно положение, то теперь автоматика управляла каждой по отдельности. Малейший сбой мог привести к перекосу, очень небольшому. Но вода камень точит - специалисты утверждают: малейшее изменение в геометрии турбины может привести к ее разрушению.

    Вибрация на втором гидроагрегате никого не удивляла уже лет 10, - рассказывает “Известиям” сотрудник питерской компании, поставлявшей программное обеспечение на ГЭС. - Я несколько раз ездил на ГЭС, и каждый раз при пуско-наладке этого агрегата мы подпрыгивали от ужаса. А диспетчер нас успокаивал: дескать, это ничего, это нормально. Даже улыбался как-то снисходительно.
    При критическом превышении нормы вибрации датчик должен был перекрыть подачу воды на гидроагрегат.
  • Но такая защита идет вразрез с коммерческими интересами энергетиков, - пожимает плечами собеседник “Известий”. - Как правило, такую глобальную защиту стараются не ставить. Перекрытый автоматом водовод - это падение мощности, то есть убытки.
    О том, что, “выдаивая” из агрегата с его “усталым” металлом повышенную мощность, энергетики разрушают его, больше 10 лет назад предупреждал и первый директор станции Валентин Брызгалов. В переводе на “бытовой” язык, он писал, что агрегат может не выдержать работы в зоне тех самых усиленных вибраций. Он же говорил - больше 10 лет назад! - о вертикальной вибрации крышки турбины. Иначе говоря, все это время крышка подпрыгивала на своих гнилых шпильках.
    То есть получается, второй гидроагрегат был в роли ружья, висящего на стене с первого акта. В последнем оно должно было выстрелить. И это случилось - 17 августа.
jessy

--------------
Спустя неделю после аварии глава Ростехнадзора Николай Кутьин отмечал, что оборудование повело себя вопреки законам физики. “Полторы тысячи весом летательный аппарат вопреки законам физики поднялся в воздух и летал. Мы побили рекорд Гинесса и ученые теперь испытывают внутренний ужас от того, что законы физики были нарушены”, - подчеркнул Кутьин. “По количеству одномоментно выделившейся энергии, по количеству разрушений эта авария превышает Чернобыль”, - считает руководитель ведомства
--------------

Полный текст тут.

new225

малость нездорового несет Кутьин.😌

jessy

Схемы и фотки элементов, “летавших” по машзалу тут

Подробный график телеметрии события

Там же много интересного от озадаченного персонала “той самой” ГЭС.

dmitryu
jessy:

Схемы и фотки элементов, “летавших” по машзалу тут

Самые интересные фотки - тут forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745-p444.html
Достаточно посмотреть на состояние остатков шпилек крепления ГА, чтобы понять степень рас…дяйства 😦

jessy

В форумах есть обсуждение видео самой аварии, записанное из машзала скорее всего системой видеонаблюдения. В частности, там якобы видно как вода заливает другие генераторы, и в том числе видно фонтаны воды из пока еще работающих генераторов, что и было причиной обсуждения. Кто нибудь знает где найти это видео ?

new225
jessy:

**якобы видно как вода заливает другие генераторы**

Где выпрыгивающий второй агрегат ? - то была компьютерная графика… Реального я вроде не видел…

dmitryu:

** Достаточно посмотреть на состояние остатков шпилек **

Не все так однозначно…

jessy
dmitryu:

Скорее всего да. Видимо, это первые минуты после закрытия заслонки 2ГА на верхнем бьефе, когда еще несколько других машин работали (по крайней мере крутились).

Спасибо !

new225
jessy:

Видимо, это первые минуты после закрытия заслонки 2ГА на верхнем бьефе, когда еще несколько других машин работали (по крайней мере крутились).**

Закрывали все заслонки, а не только второго агрегата, остальные ГА уже не работали. По крайне мере все было обесточено и те агрегаты что не были разнесены и заклинены в лучшем случае вращались на подохших подшипниках оставшихся без давления масла… 😃

blade
jessy:

--------------
Спустя неделю после аварии глава Ростехнадзора Николай Кутьин отмечал, что оборудование повело себя вопреки законам физики. .

Вопреки законам физики- однозначно.
Но- в полном соответствии с законами русского бизнеса 😆
позволю процитировать себя , любимого 😍
Месяц назад (19 августа, #15 в данной теме):
"Думается, всё на СШГЭС было как обычно: вместо траты денег на полномасштабное техобслуживание (с привлечением спецов, которым надо платить!)- ограничивались “покраской травы”.
А "…средства ,выделяемые в полном объёме “(С)- чудесным образом- прихватизировались
А штуковина работает в тяжелейших условиях как по коррозии, так и по нагрузкам.
Вот (за двадцать то лет без присмотра)- крепёж и сгнил…”