Чаевые? А не описаетесь? Оставляете ли Вы на чай?
Погодите, сфера услуг уже подразумевает то, что клиент должен уходить довольным. И расценки на эти услуги - соответствующие. За ЧТО тогда платить больше? За то, что официант Вас не обсчитал и улыбнулся?
совсем недавно на нашем местном форуме поднималась тема чаевых, но несколько в ином свете. процитирую оттуда, как ответ на цитату выше:
Англичане объясняют происхождение слова “tips” (чаевые) сокращением от “To Insure Promptness” (чтобы обеспечить быстроту). Записку с такими словами джентльмены XVIII века передавали трактирщику вместе с монеткой, стимулировавшей его расторопность. С тех пор обычай оставлять чаевые распространился по всему миру. Однако, согласно результатам последних исследований, сумма чаевых уже не зависит от качества обслуживания.
В научной литературе встречаются три различных объяснения функций чаевых. Первое объяснение — чисто экономическое: чаевые представляют собой дополнительную оплату дополнительных услуг. Большая часть людей, которым принято платить чаевые, выполняет обязанности, которые невозможно полностью стандартизировать и проконтролировать. Чаевые, по мнению экономистов, являются механизмом, дополняющим фиксированную рыночную цену услуги в нестандартных ситуациях. Это объяснение кажется вполне разумным, и оно было бы верным в том случае, если бы размер чаевых напрямую зависел от количества и качества оказываемых клиенту дополнительных услуг (скорости обслуживания, внимания, вежливости и т. п.). Однако любой официант подтвердит, что размер чаевых зависит не столько от качества обслуживания, сколько от суммы счета, размера компании и стремления заказчика произвести впечатление на своих сотрапезников.
Другое объяснение обычая платить чаевые дают социологи. Они рассматривают дополнительное вознаграждение как подарок тому, кто оказывает нам услугу. Такой “свободный дар” подчеркивает высокий социальный статус дарителя и является демонстрацией его превосходства. Получатель чаевых должен почувствовать себя облагодетельствованным и преисполниться благодарности и уважения к тому, кого обслуживает. Таким образом, из выражения благодарности чаевые парадоксальным образом превращаются в защиту от чувства благодарности и становятся формой социального контроля.
Действительно, во многих языках (например, в немецком, голландском и русском) в слове “чаевые” содержится унизительный намек на то, что деньги будут потрачены на выпивку или другие неподобающие цели. Советская пропаганда усиленно подчеркивала этот унизительный смысл чаевых, убеждая граждан в том, что чаевые развивают “лакейскую психологию”. Однако если бы социологическое объяснение было верным, официанты и таксисты должны были бы чувствовать себя униженными, когда им платят чаевые. На самом деле большинство из них, наоборот, чувствуют унижение тогда, когда не получают чаевых или когда чаевые недостаточно щедрые.
Кроме того, чаевые обычно не афишируют, а оставляют незаметно. Вежливость требует от официанта, чтобы он не проверял сумму чаевых на глазах у посетителя, а подождал, пока тот уйдет. Это кажется бессмысленным, если предположить, что смысл чаевых — в демонстрации власти и статуса.
Слабость и экономического, и социологического объяснения в том, что оба они могли бы объяснить длительные или регулярные отношения между клиентом и тем, кто его обслуживает. Однако в большинстве ситуаций тот, кто платит чаевые, больше никогда не встречается с тем же самым официантом, таксистом или горничной в отеле. Постоянные же клиенты согласно многочисленным исследованиям оставляют значительно меньше чаевых, чем случайные посетители.
Психологи настаивают на том, что мотивы, по которым мы даем “на чай” — не внешние, а внутренние: с помощью чаевых мы “покупаем” себе позитивную самооценку, чувствуем себя щедрыми и избавляемся от тревоги, возникающей в ситуации социального неравенства.
Но какой бы ни была первопричина возникновения обычая платить чаевые, в настоящее время наиболее мощным фактором, заставляющим нас это делать, является традиция. Бессмысленно спрашивать, почему европейцы держат вилку в левой руке, а японцы едят палочками. Просто так принято. Человек, который нарушает традицию, вызывает всеобщее неодобрение: он просто не умеет себя вести.Нашел по запросу: “Откуда пришла традиция давать чаевые”
с помощью чаевых мы “покупаем” себе позитивную самооценку, чувствуем себя щедрыми и избавляемся от тревоги, возникающей в ситуации социального неравенства
Что и требовалось доказать.😃
в настоящее время наиболее мощным фактором, заставляющим нас это делать, является традиция.
ЧТД 😅
Еще есть зависимость чаевых от традиционной модели бизнеса. Скажем, в США чаевые (то есь плюс к счету) - это и есть ЗП официанта. Так что они там как бы обязательны. В Европе все более культурно - ЗП официанта включена в счет и если где и есть в этом вопросе обязаловка - так это в пафосных местах - Ритц на Вандомской и прочих… Правда, они там уже привыкли, что crazy Russians так и норовят им что-то всучить сверх плана.
Лично я даю “сверху” только в тех местах, где бываю постоянно - хорошей девушке в любимой парикмахерской, официантке в любимой “тошниловке” на Арбате…
Пожалуй и все.
ЧТД 😅
Да-да. Именно традиция покупать себе позитивную самооценку.😛
Хочется КРОВИ: Конкретные случаи с заведениями и офсянками.
История не кровавая.
Как-то раз сидели мы в ресторанчике “Пиво” на Плеханова.
Ходили туда с товарищами раз в неделю.
Были уже постоянными клиентами.
В один из вечеров наш столик обслуживала одна из овсянок - приятная такая девушка, но явно с подпорченным настроением.
К середине “чаепития” у нее вежливо был запрошен еще один набор столовых принадлежностей (вилка, нож), на что был получен короткий ответ: Ешьте ложкой.
Расчитались строго по чеку.
На чай не дали.
Обозвала нас овсянка, значит, жлобами. На следующий день овсянку уволили.
Да-да. Именно традиция покупать себе позитивную самооценку.
Всех под одну гребенку чесать не нужно.
Ешьте ложкой.
Расчитались строго по чеку.
На чай не дали.
А вот за такие вещи, и по чеку можно не расплачиваться. Пригласили бы администратора зала и выяснили отношения. Или Вы что-то не договариваете…
Обозвала нас овсянка, значит, жлобами. На следующий день овсянку уволили.
Еще легко отделалась.
Пригласили бы администратора зала и выяснили отношения.
Администратор об этом инциденте был уведомлен.
А вот за такие вещи, и по чеку можно не расплачиваться.
Нет никакой взаимосвязи между грубостью официанта и отказом от оплаты съеденного и выпитого.
Официант не прав. Но платить по счету нужно.
Нет никакой взаимосвязи между грубостью официанта и отказом от оплаты съеденного и выпитого.
Официант не прав. Но платить по счету нужно.
Я не это хотел сказать.😃 Не платить до появления администратора и решения конфликта. По сути, Вам не оказали всего перечня услуг. К блюдам, КАК ПРАВИЛО, полагаются СООТВЕТСТВУЮЩИЕ столовые приборы, в которых Вам было отказано.
Эх, а вот в Японии чаевые не берут ни таксисты ни в ресторанах. Там это вообще не принято. А во многих европейских странах чаевые всегда включены в счет. А в Италии чаевые не дают не потому что не принято, а из-за того что народ в основном бедный. Итальянцы вообще очень экономные, особенно после введения евро в ихней стране.
Пусть, например, товар будет стОить заведомо дороже, но, не надо меня обвешивать и обсчитывать, глядя на меня с доброй улыбкой и говоря кучу комплиментов./
+1
А я вот никак не могу смириться с тем, что в счёте указаны ещё и 10-15% чаевых. И типа, ты обязан заплатить. А если отказываешься, говоря, что я поел на 50-60 грн и за ваше “не очень хорошее” обслуживание я платить не собираюсь, то всё, расстрел на месте. И причём, в начале ты об этих дополнительных % не знаешь. В Крыму это очень даже частая практика 😦
Вот поэтому я и зарекся до пенсии ездить в Крым и в Краснодарский край.
Задорожный Сергей с тойте стойте вы же +1 к Маэстро а это его мечта - поощрение официанту платит хозяин. Деньги конечно из вашего кармана. Они в любом случае из вашего кармана скажут вам сколко отстегивают официанту записав строкой или умолчат замылив в сумму блюда. Но смысл и подход именно тот за который ратует Маэстро - величину поощрения вмененную вам к оплате вписал хозяин заведения. Вот лично он решил что вас обслужили достаточно хорошо и это качество заслуживает именно такой суммы для официанта - а вам отчет кому за что. Сколко хозяину и заведению а сколко от его щедрот за ваш счет обслуге.
Вы уж определитесь. Сами хотите решать и платить тогда когда считаете нужным - по меркам Mаэстро традиционно унижая себя покупкой ложной значимости (или по меркам других без философии давая на чай когда нравится дать) или вменяете в обязанность хозяину заведения поощрять официантов согласно его оценок.
Вы уж или в + или в - к Маэстор но согласованно с его подходом а то как то в разнобой получается - “я за советскую власть но без коммунистов”
WBR CrazyElk
… а я…
…Xочу - плачу чаевые… Причём ПЕРСОНАльно и отдельно…
А хочу - и не плачу…
Вот такое я зверьё…
Я поставил + к цитате насчёт стоимости всех продаваемых товаров, а не ко всем постам. Прочтите внимательней.
С ув. Сергей
Спор за чаевые свёлся к позициям Маэстро и Евжения, на что и я встряну как старый перец(прости Евжений, но я чуть старше) и позиции меняются с возрастом причём прямо пропорционально!
Через десяток лет(если выживем!) вы заговорите по другому, поверьте!
Награда за работу ЛИЧНОЕ дело клиента(если неуказаны % в счёте!).
В Германии кормился и как не странно всегда хотелось отблагодарить УСЛУЖЛИВЫХ халдеев, а вот у нас почемуто, ну не вставляет, как будьто я им чемто объязан только войдя в заведение, насчёт крови замесено правильно, только её менять надо и у халдеев!
Пы.Сы. На Рождество в городок приезжала ярмарка, глювайна можно было ужраться и колбасок с ножками и прочим обожраться, так вот, никаких чаевых никто, заметьте НИКТО не давал!
Я не жлоб, просто люблю платить за работу и плачу.
Как всегда…
Павел… И куча восклицательных знаков…
“Он вернулся!” 😃
чем - то об ъ язан
А я им не обезъян. И даже, необязан…
глювайна можно было ужраться
Это что такое, глинтвейн???
просто люблю платить за работу и плачу.
Я тоже плачУ и плАчу 😃
а это его мечта - поощрение официанту платит хозяин.
Не мечта это моя, а - позиция. Я, не могу понять, почему я должен платить больше, если мне озвучили цену на товар и услуги, заведомо устраивающие меня по качеству и количеству? Есть своеобразные стандарты в каждой профессии, которые включают в себя как качество самой работы, так и способ ее преподношения клиенту. Если есть понятие “Евроремонт”, значит все стены должны быть параллельны и перпендикулярны, потолок и пол должны быть ровные. А получается, что заказав евроремонт по определенной цене, я, по факту, еще доплачиваю за то, что мне сделали все ровно. За качество, так сказать…
Не надо мне дополнительно вылизывать задницу, рассыпаясь в комплиментах , выполняя оплаченную КАЧЕСТВЕННУЮ работу, и ожидая от меня дополнительной платы. Я, не заказывал это вылизывание, и в счете уже оплатил статус того заведения, куда пришел. А уж соответствует работник заведения этому статусу или нет - решать хозяину. Так ведь - нет. Мы, даем персоналу своеобразную взятку в виде чаевых, дабы выглядеть в их глазах благодарным и щедрым господином.
Награда за работу - ЛИЧНОЕ дело клиента
Совершенно верно.
Но кто-то принимает это именно как ЛИЧНОЕ дело, а кто-то обзывает это по-другому, как например, повышение собственной самооценки.
С чем я, лично, несогласен.
Кстати, что-то историй никто не пишет…
Но кто-то принимает это именно как ЛИЧНОЕ дело, а кто-то обзывает это по-другому, как например, повышение собственной самооценки.
С чем я, лично, несогласен.
Тогда, объясните, зачем Вы даете именно ДЕНЬГИ, а не говорите просто спасибо? Давая деньги “на чай” исполнителю, Вы, волей-неволей, на некоторое время приподнимаетесь над его статусом, и показываете, кто в ДАННЫЙ момент хозяин положения. Хочу - дам, хочу - нет…
Меня немного удивил, и вместе с тем порадовал плакат в автосервисе, куда я иногда езжу:
“Внимание!
Дача “чаевых” любому сотруднику автосервиса влечет его немедленное увольнение, а клиента - лишение гарантии на произведенные работы.”
На мой вопрос - что де за интересная политика? - мне было отвечено что хозяин платит механикам весьма достойные деньги, и не хочет чтоб отношение к ремонтируемому автомобилю зависило от состятельности и щедрости клиента.
Второй интересный пример - в печатных салонах “фотоцентр” (там клиент сидит как бы в кофейне, в ожидании печати, и счет выставляется общий, как за печать, так и за кофейню, если что-то заказывалось)
В счете крупным шрифтом написано, что в этом заведении чаевые не приняты, и вместо этого приветсвуется оценить сотрудника по 3-бальной шкале - он будет поощрен по итогам месяца…
ЗЫ. Деньги даю. В ресторане, кафе, курьерам ЕМС 😉 - почти всегда, если не было эксцессов, и на заправке - если я заправлялся не сам, и в кармане есть десятка. В парикмахерской - нет, т.к. стригусь редко 😁, а ныне в парикмахерских основная часть оплаты идет самому мастеру - чаевые тут неуместны (спросил как-то у администратора, удобно ли дать “на чай” мастеру - мне собссно и ответили что это лишнее).