Фобос грунт или как разваливается Российска космонавтика...

blade
Андрей15:

где смолы вставали значительно быстрее

При этом- трескаясь по всем направления? 😃
То есть, дураки -технологи, когда писали технологическую карту- не имели понятия о существовании печек?
А бригадир- умница, всех на@бал?
И зарплату своей бригаде сделал космическую (что потом в комосе с этими изделиями происходило-не интересовались?)
Не этой ли бригады изделия сейчас падают регулярно ? 😂
ЗЫ Когда итальянцы запускали ВАЗ, то поставили железное условие: никаких “перевыполнений планов, соцсоревнований” и прочей херни.
Иначе-они снимают с себя все гарантии 😦
На возмущенный “вАААУ!!!?” от секретарей КП, СС, ЛКСМ и пр.- был простой ответ: если токарь (к примеру) делает вместо 10 ти- 15 коленвалов в смену, это означает две вещи :
1 Он нарушает технологию обработки, тем самым снижая качество изделия
2 Два коленвала в моторе- не нужны.
На ВАЗе- не было никаких соцсоревнований до 1976 г, пока не уехали итальянцы.
(Сведения от моего родного дяди, проектировавшего там все трубопроводы, ГИП с 1969 по 1976 гг)
У меня сосед по гаражу- имеет 2101 1975 г/в
До сих пор- родной распредвал, кузов…
Ни о чём не говорит?

Palar:

Всего-то - “инженер технолог лаборатории звукозаписи”.

Документ- уникальный!
Показывает и то, насколько ценность специалиста- отличалась от ценности домработницы (а не как сейчас: учись- переобучись, а слесарь в шиномонтаже- всё равно больше получает)
Второе, не менее важное: права и обязанности сторон-чётко и однозначно определены.
И никогда домработница- не могла стать “инженером-практиком”.

Albert
asw:

Представители фирмы производителя тех уплотнителей из-за которых взорвался Челенджер перед самым стартом оборвали все телефоны, били во все колокола предупреждая чем все кончится,

Второй Шаттл будучи пристыкован к орбитальной станции имел повреждения теплозащиты.

Много ошибок. Протестовали против пуска сотрудники фирмы “Мортон Тиокол” Макдональд (корпус) и руководитель группы по уплотнениям Роджер Бойсджоли.
(По поводу последнего - наберите в поисковике, история поучительная). А руководство как раз перло как по рельсам, не желая отмены.

“Колумбия” летала автономно, не стыкуясь к МКС.

По поводу конструкции стыка - можно найти более правильную картинку, где показано, как в результате деформации отходит от корпуса первичное уплотнение.
Еще при проектировании некоторые спецы возражали против идеи заставить работать стык как механизм (внутреннее давление должно было поджимать уплотнение).

Мне повезло изучить 5 томов доклада “Комиссии Роджерса” - та еще история.

blade
Albert:

А руководство как раз перло как по рельсам

Что лишний раз доказывает :попадая в чиновники- человек превращается в сволочь.
Что у них, что у нас.
Только там их- потом сажают, а у нас- повышают.
А платят за всё это (жизнями)- лётчики, космонавты, моряки…

Lazy
blade:

Только там их- потом сажают

Пожальте в студию ссылку на материалы судебного процесса над виновными, по результатам которого были посадки?

kraftwerk
blade:

У меня сосед по гаражу- имеет 2101 1975 г/в

Парадоксально, но этот факт часто приводят “патриоты” в доказательствах, какие классные машины умел строить СССР.

blade:

ри этом- трескаясь по всем направления?

А как же. Я в свое время столкнулся с такими “бригадирами”. Однажды в СССР решили развить парусный спорт путем изготовления яхт класса “Луч”. За океаном он назывался “Laser”, желающие могут ознакомиться en.wikipedia.org/wiki/Laser_(dinghy)
В стране победившего социализма никто не стал заморачиваться покупкой лицензии, и решили своровать проект. Купили пару корпусов, разобрали, и на таллинской судоверфи спортсудостроения наладили процесс. Всего тысяч 5 наклепали. Сначала корпуса (в пределах первой тысячи) делали более-менее по технологии и служили они много лет. Зато потом процесс был улучшен, и корпуса с трудом жили пару сезонов, после чего начинались вечные ремонты. Первые корпуса были жесткие и нормально сопротивлялись знакопеременным нагрузкам. А затем началось производство диванов, корпус играл на волне, в конечном счете выламывались жесткости, стаканы мачт, крепления силовых элементов, происходил подсос воды через гелькоут. Про качество местных блоков (очень и очень дефицитных), шкотов даже ничего говорить не хочется. Все мечтали продукцию harken и польские веревки достать.

Гораздо позже представился случай сравнить оригинал(laser) и копию(Луч). Результаты - как ВАЗ-2109 и Гольф III сравнивать. Издали все примерно одинаково, а как только на детали и реализацию смотришь - то понимаешь насколько все убого в Луче сделано.

И когда говорят, что буржуины ничего делать не умеют - мне смешно. У них корпуса яхт таких десятками лет служат в условиях соленой воды и океана. А у нас - за 5 лет корпус разваливался.

blade
kraftwerk:

этот факт часто приводят “патриоты”

Кто то из великих писателей сказал “патриотизм- последнее прибежище негодяев” 😦
Я совершенно не склонен (как считают почему то здешние ж@полизы) хаять всё, что было в СССР- много было и хорошего.
Но и хвалить всё без разбору- никакой пользы не приносит: не зная причины- ничего поправить нельзя.
А с бригадирами- рационализаторами я и сталкивался и сталкиваюсь постоянно, поскольку производством занимаюсь.
Причём, любой токарь начинает разговор с вопроса :“какой дурак это рисовал”?
Потом, когда ему говоришь, что это- я, мы начинаем выяснять- кто же из нас дурак?
И почему то очень быстро приходим к выводу- что не зная всего замысла изделия, обзываться- несколько преждевременно.
И вдруг выясняется, что я на станке умею работать- не хуже него, и знаю что такое суппорт а что- пиноль 😃
Русский характер таков, что не можем мы (почти все) принять , чертеж- как руководство к действию, а не к открытию диспута 😦

makSSim
kraftwerk:

И когда говорят, что буржуины ничего делать не умеют - мне смешно. У них корпуса яхт таких десятками лет служат в условиях соленой воды и океана. А у нас - за 5 лет корпус разваливался.

“Луч” в океане? Что-то я сомневаюсь, что он на волне адекватно будет себя вести. Эх, детство вспомнилось… Помню, как в тренер радостно сообщил, что привезли “поляков”. Старые лодки конечно, потрепанные были, но…были. И “Луч”, и “470”. И “Кадеты” с “Оптимистами” (или как он назывался, корытце такое?).
А сейчас? Российский школьник может бесплатно заниматься парусным спортом? Хоть на наших лодках, хоть на гондурасских?

Андрей_Зазулин
makSSim:

А сейчас? Российский школьник может бесплатно заниматься парусным спортом? Хоть на наших лодках, хоть на гондурасских?

Сразу извинюсь за оффтоп . В соседней Синеокой Стране , ну , там где диктатура еще жуткая , и правозащитников за аплодисменты на улице волоком тащут в кровавые подвалы , обычные (не блатные) школьники , обучаются полётам на Як-52 СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО . Живут мальчишки в казарме аэроклуба , бегают на зарядку , учат матчасть и ЛЕТАЮТ . 600 км от Москвы . Город Могилёв .

Панкратов_Сергей
Андрей_Зазулин:

В соседней Синеокой Стране , ну , там где диктатура еще жуткая , и правозащитников за аплодисменты на улице волоком тащут в кровавые подвалы , обычные (не блатные) школьники , обучаются полётам на Як-52 СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО . Живут мальчишки в казарме аэроклуба , бегают на зарядку , учат матчасть и ЛЕТАЮТ . 600 км от Москвы . Город Могилёв .

И в эту страну поехал жить и работать господин Худяков. Заметьте не в Украине остался , не к к горячо любимому Пу поехал .
Все же видит разницу .

Lazy
Панкратов_Сергей:

горячо любимому Пу

Я где то признавался в своей любви к Путину? Чёт не припоминаю себе…

pentajazz

в продолжении темы автоваза и “лазера”, о “русских рационализаторах”, есть у меня история, верне даже не одна, но эта самая прозрачная.
место действия: тут, то есть Израиль.
действующие лиТСа: группа производственных инженеров вот главе с инженером Борей, и еще там было “наших”.
объект действа: машина - японский автоматический пресс, 4 секции, упаковывает мосфеты в эпоксидный компаунд.
цель рационализации - повысить призводительность.

небольшое лирическое отступление - единственным козырем дорогого производства здесь, а не в китае, было гораздо (!) более высокое качество продукции

япы привезли пресс, настроили, проверили, все ок. цикл каждого пресса - 90 секунд, за это время компаунд встает, твердеет, покрывается прочной корочкой, прям как выпечка.
япы сказали - 90 секунд цикл - минимум для этого пресса, для этого компаунда и требуемых прочностных характеристик корпуса транзистора (SOIC8).
цикл загрузчика 35 секунд (каретка такая бегает, в прессы загружает и выгружает детальки и компаунд)
загрузчик загружает 4 секции и ждет.

япы уехали, и началось:
инженер: - давайте укоротим цикл
техники - нельзя, япы сказали так, и песец.
инженер: я своей властью! (давление на техников осуществлялось так же и со стороны производственного начальства, которым инженеры лизали жопу, или они обоюдно, не знаю)
техники: в печатном виде, за подписью, и вообще, вот тебе машина, можешь сам делать.

при 36 секундах пресс открывался с “пригоревшим печеньем”, то есть, смола прилипшая к половинкам пресса там и оставалась, в формах, …
а вот при 42 секундах, все вроде как выходило, хотя даже на вид, печенюшки были так себе, серенькие и матовые, а не черные и блестящие…

прошла неделя, детальки дошли до конечной стадии, проверки и упаковки, с трудом пройдя лазерную маркировку (корочки нет, лазер жжет компаунд глубоко, маркинга не видно)
и вся партия пошла в мусор. и еще такая же партия (задел за неделю), и еще, пока “инженеры” разобрались…
прочность не позволяла транзисторам пройти по машине, они просто разваливались, электрические тесты не проходили и пр…

свалили все на рабочих, на техников (им, правда, было похер, у них была бумажка)…
потом еще было много “прорывов в эффективности”, устроенных компанией с Борей во главе. там их (Борь), кстати, даже двое было, один другого хлеще…
завод закрыли через 2 года, перевезя в китай все барахло,
вердикт владельца:“такое говно я и там смогу делать, и дешевле в 10 раз”

Борю, кстати, выперли немного ранее, но это завод спасти уже не могло, эта бездарность, умеющая делать умное лиТСо и говорить непонятно, продержалась около 4-х лет главным инженером…

вот и все.

к слову о российских специалистах - коль уж они именно специалисты - их здесь очень высоко ценят.

kraftwerk
makSSim:

Луч" в океане? Что-то я сомневаюсь, что он на волне адекватно будет себя вести.

Адекватно. Это олимпийская лодка, регаты на открытой воде очень даже проводятся. Сборы в СССР были в Анапе и Севастополе обычно. Видео - в ютубе - laser boat sailing.

makSSim:

Российский школьник может бесплатно заниматься парусным спортом?

Он и раньше не мог. Я занимался парусным спортом. Отсев был жутчайший: не показываешь результат - на вылет. Нет данных - на вылет. Никто с вами цацкаться за гос счет не будет, стране медали нужны а не ваши покатушки.

Сейчас с моим ребенком будут заниматься. ЗА ДЕНЬГИ. Но никто не скажет - пошел ты отсюда, ты чемпионом не будешь - у тебя данных нет.

Андрей_Зазулин:

, обучаются полётам на Як-52 СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО .

О да ! В СССР тоже бесплатно обучались. Вот только не всем, а только тем - кто показывает результат и имеет соответствующие характеристики здоровья. Нет результата - хочешь просто заниматься - пошел вон из бассейна-самолета-яхты.

makSSim:

И “Луч”, и “470”. И “Кадеты”

Польских лучей никогда не было. Поляки воровством лодок не занимались, а покупали лицензии и даже заказывали проекты у вероятного противника Зазулина. Кадеты польские были, 470 тоже. Хотя, в 470 сомневаюсь - больно сложная лодка для эксплуатации без нормальной матчасти.

Андрей_Зазулин:

обучаются полётам на Як-52

Это очень умная мысль - первоначально обучаться на склонном к штопору самолете с ресурсом планера в 30 лет.

makSSim
kraftwerk:

Он и раньше не мог. Я занимался парусным спортом. Отсев был жутчайший: не показываешь результат - на вылет. Нет данных - на вылет. Никто с вами цацкаться за гос счет не будет, стране медали нужны а не ваши покатушки.

Какие медали в спортивной секции? Вернее не так: какой отсев за безрезультатность? На “470” парни вкалывали вполне профессионально, а в остальных классах все попроще. Но другое дело, что глаза у всех горели, самим что-либо хотелось доказать! А государство давало возможность им это сделать! И богатые родители для этого не требовались!

Palar
pentajazz:

инженер: - давайте укоротим цикл

Стандартный ответ - “давай”, подготовь расчёт техпроцесса и обоснование за своей подписью. На этом вся "рацуха " обычно заканчивается. А вообще эта болезнь, заразная.
Партнёры разрабатывают электронику здесь, производство в Тайване. SMD монтаж.
Тайваньский производитель проверенный и очень аккуратный. Продукция полгода приходит без нареканий качества. Вдруг очередная партия на входном контроле 50% брака. Разбираются. Номинал одного из резисторов сдвинут к краю допуска, а разброс по платам выходит за его пределы. Запрос в Тайвань…мать, экономишь на некондиции !? Ответ оттуда - ой …детали кондиционные, но производства другой японской фирмы, по каталогу один в один с предыдущими, которых в нужное время не было, ну и заменил чтобы не задерживать заказ… Проверяют по каталогу, точно один в один по всем параметрам. Снова письмо в Тайвань: “без нашего согласия не менять по отношению к согласованной техдокументации ни одной детали или производителя , иначе обратимся к другой фирме. При необходимости замены по причине отсутствия, немедленно уведомлять и присылать образцы для тестирования даже при совпадении параметров по каталогу”. Воспитали, но другие технологические косяки возникают постоянно, глаз и глаз нужен.

BlackCat_2
kraftwerk:

Он и раньше не мог. Я занимался парусным спортом. Отсев был жутчайший: не показываешь результат - на вылет. Нет данных - на вылет. Никто с вами цацкаться за гос счет не будет, стране медали нужны а не ваши покатушки.

ЭТО утверждение не совсем соответствует истине даже для времен Брежнева, я уж не говорю о временах до 53 года.
Мой отец занимался парусным спортом в бытность студентом и никто его не прогонял, как не дающего олимпийские результаты.
Я так же занимался парусным спортом, когда был студентом и это были не гонки на Ершах или Олимпиках для достижения олимпийских результатов (кто хотел - тот - гонялся), а на тех самых Конрадах 24 и 25, не говоря уж об оставшихся в парусной секции МГУ старых типов яхт и швертботов не олимпийских классов. И мне показывали яхту - на которой гонялся мой отец. Это к вопросу о недолговечности всего советского.

Hainov:

Ну раз для Вас это такие принципиально разные и несовместимые вещи - работать и зарабатывать - приезжайте ко мне по весне вскопать огород. Сможете хорошо и качественно поработать. Деньги, так и быть, я Вам навязывать не стану.😁

Вы почитайте, к примеру историю Генри Форда - написанного сами Генри Фордом. И хотя есть сложности перевода и разного смысла в одинаковых при переводе слов - но у Генри Форда - главное именно работа, а прибыль - как средство для работы, а не заработок для отдыха в Египте или собственной восхитительной машины. Вот он - промышленник - производитель - организатор производства и создатель рабочих мест.

Hainov:

Ну раз для Вас это такие принципиально разные и несовместимые вещи - работать и зарабатывать - приезжайте ко мне по весне вскопать огород. Сможете хорошо и качественно поработать. Деньги, так и быть, я Вам навязывать не стану.😁

Опять отошлю к классикам - Достоевский и Экзюпери в один голос ( возможно из-за переводчиков) говаривали - каторга - это не то место где работают киркой и работают тяжело, каторга - это то место - где работа не имеет смысла.

Что за деньги, что без них - работать на предпринимателей россиянского рОзливу - смысла не имеет ни разу. Так что извиняйте - я и без Вашего предложения найду где и когда мне заняться тяжелым и физическим трудом.

И пока будет возможность - буду работать там, где работаю - по специальности и …в случае восстановления порядка в стране - мой труд будет вполне иметь смысл.

blade
pentajazz:

инженер: я своей властью!

Ну так-это и был “бригадир Вася” 😃
Аналогичная история была в г.Г.Киеве, в НИИ Маяк.
Только там “дядя Федя- рационализатор”- решил кристаллы для 741 операционников делать по “удешевлённой” схеме, типа валюту сэкономил 😃
Аж 25 рублей премии отхватил !
Результат: линия стояла пару месяцев.
Японеза- было осення недовольна 😢

Панкратов_Сергей
makSSim:

А государство давало возможность им это сделать! И богатые родители для этого не требовались!

Как бы не совсем верно . Я именно по причине не богатых родителей отказался от парусного спорта , потому как будучи студентом все лето проводить под парусом и каким то образом содержать себя - возможности не было . Приходилось работать летом , да и во время учебы - лаборантом.

kraftwerk
makSSim:

Какие медали в спортивной секции? Вернее не так: какой отсев за безрезультатность?

Очень простые: чемпионат города - области - страны. Выполнение разрядов: 1, 2, 3, КМС, МС. У тренеров ЗП от этого зависела. Лодок мало, народу много. Вы всерьез хотите сказать, что 50 лодок (это довольно большой клуб) решали проблему страждущих заниматься ?

makSSim:

На “470” парни вкалывали вполне профессионально

Мне можете не рассказывать. Я был рулевым 470.

makSSim:

И богатые родители для этого не требовались!

Факт недоступности лодок для людей средних способностей вы, как всегда, отрицаете. Горящие глаза - это как раз и есть отбор. Не выполнил норму - пошел вон к своим нищим родителям. Как то так было.

Панкратов_Сергей:

отказался от парусного спорта , потому как будучи студентом

Это уже покатушки студенческие, а не спорт. Если бы вы умели ходить по парусом в СССР в студенческом возрасте - то были бы в каком нибудь ШВСМ.

BlackCat_2:

Это к вопросу о недолговечности всего советского.

На воде много шаланд держится. А если речь идет про МГУ - то это было довольно элитарно-гламурное место для услады междусобойчика лиц, приближенных. Опять таки, студенты - ни разу не дети, о которых там печется известны патриот.

BlackCat_2:

а на тех самых Конрадах 24 и 25

Польские вот только они были.

BlackCat_2:

не совсем соответствует истине даже для времен Брежнева

В плане детей - соответствует. Вы плавно спрыгнули на студентов, которые совсем не дети. И после окончания ВУЗА, они по идее должны были освободить место для студентов, что делали с крайней не охотой. В итоге в основном в ЯК тусовались преподы - аспиранты - близкие им люди и немного студиозов на упоротой матчасти.

Hainov
BlackCat_2:

главное именно работа, а прибыль - как средство для работы, а не заработок для отдыха в Египте или собственной восхитительной машины

В корне неверно! Бизнесом люди занимаются для получения удовольствия. Просто разным людям удовольствие доставляют разные вещи. Одним - вкусно пожрать и окружить себя мишурой, другие любят хорошие машины, кому-то хочется вертолет или самолет (хотя толку от них ноль, поскольку простаивают большую часть времени), у кого-то амбиции стать круче конкурента (не забывайте, стремление к превосходству, к первенству - это один из основных инстинктов самцов. Так природа распорядилась ради позитивной селекции), кто-то и вовсе заработанные средства вкладывает в создание музеев.

Просто тот, кто деньги тратит на роскошь, получает удовольствие от бизнеса опосредованно, а тот, кто строит бизнес-империю, получает свой кайф в чистом виде и сразу. (не моя мысль, стырил здесь же).

BlackCat_2:

Вот он - промышленник - производитель - организатор производства и создатель рабочих мест.

Если Вы думаете, что хоть одного человека сподвигла заняться бизнесом идея создать рабочие места для тех, кто не может работать самостоятельно - это верх наивности. Создание рабочих мест - это инструмент, средство достижения цели.

kraftwerk
BlackCat_2:

и создатель рабочих мест.

Создатель рабочих мест внедрил конвейер и увеличил производительность труда, тем самым сократив рабочие места. Примерно таким же образом внедрение CAD-ов сделало безработными чертежников и копировальщиков.

BlackCat_2:

вполне иметь смысл.

Вопрос : а кто определяет этот самый смысл ? Высший разум ? Пролетарий с пивасиком ? Светские дивы ? Патриоты ? Решение ЦК КПСС или ЕР ? А может вы сами ? Где тот самый арбитр, которому можно верить ?

Я , например, считаю, что предложенное вам вскапывание огорода имеет гораздо больший смысл, чем ваши непонятные занятия во имя высшего знания.

Вот, видел я тут передачу по ящику. Какие то тетки рассказывали, как они классно сидели в НИИ, ничего не делали и Луноход изобретали. А к 8 марта луноход им на луне восьмерку нарисовал, и они были счастливы. Как по мне - все это бред, не имеющий смысла. А для кого то - смысл. И они снова метчают восьмерку на луне рисовать к дню клары цеткин.

Я вполне соглашусь, что часть граждан из НИИ и КБ были грамотными специалистами. Вот только основная масса шла в институты не ради какого то смысла, а по совершенно прозаическим идеям: тепло, уютно и ничего делать не надо. Вяжи носок , про смысл рассуждай и не думай ни о чем.

Было бы иначе - СССР был бы самой великой страной в мире, толпы грамотных специалистов построили бы коммунизм в отдельно взятой стране уже к олимпиаде. А после развала бы СССР (который не должен был бы случиться) , Боинг и Эробус уволили бы всех местных специалистов и набрали грамотных инженеров. Но такого не произошло. Увы, из советских Маш и Вань что-либо из себя представляют тот самый 1 %. И то с трудом. Зато все 99% могут рассказывать, какие они классные, со смыслом и их не оценили. Обычно это происходит в комплекте с текущим унитазом и замазанными щелями в окнах.

Я позволю себе цитату из Темы Лебедева:
" Гордиться страной, состоящей из прославленных коллективов, но не имеющей ни одного шоссе постоянной ширины с разделителем, которое соединяло бы два города с населением больше ста тысяч от границы до границы, мне кажется странным. "

Palar

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР 787_1940 г. - “О соблюдении технологической дисциплины на машино-строительных заводах”.

Невыполнение настоящего Постановления рассматривать как уголовное преступление, а директоров, главных инженеров и главных технологов заводов, допустивших эти нарушения, предавать суду.
lost-empire.ru/index.php?option=com_content&task=v…

kraftwerk
Palar:

Постановление Совета Народных Комиссаров

Вот только не помогло ни разу. Читаем, например
war1945.ru/…/136-oboronnaya-promyshlennost-novosib…

Признавая нетерпимым положение, создавшееся в литейном цехе комбината № 179, бюро обкома ВКП(б) требует от т. Саханицкого, т. Лаврентьева и т. Жидкова безотлагательно заняться наведением там порядка, обеспечить строгое выполнение технологического процесса изготовления изделий, ликвидировать громадный брак в производстве, доходящий до 70—75 проценто

P.S. Свой народ расстреливать - большого ума не надо. Обычно, чем патриотичнее патриот - тем больше нравится ему идея расстрелов.

Palar
kraftwerk:

Вот только не помогло ни разу.

Хотели, как лучше.
Кто кривые дороги делает ? Кто саморезы и болты молотком забивает ? Кто щели в окнах оставляет ? Кто криво пуговицы пришивает ? К пуговицам претензий нет. Пришиты насмерть, не оторвешь. Кто сшил костюм? Кто вместо штанов мне рукава пришил? Кто вместо рукавов мне штаны пришпандорил? Кто это сделал?!
Что уставились ? … Критиковать, скандалить, это кажий можить …😒

www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=…

V_Alex
Palar:

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР 787_1940 г. - “О соблюдении технологической дисциплины на машино-строительных заводах”.

Оттут расписано про технологическую дисциплину: www.airwar.ru/enc/fww2/yak1.html
Когда заводы с места на место перебрасывались, поставки комплектующих постоянно срывались, а люди жили в землянках и пахали по 16 часов, обеспечить ее было нереально. Крылья взаимозаменяемыми у ЯКа начали получаться только к концу войны и только на московском заводе. Но вариантов не было…