Опять авария, теперь Ту-204
то о микронных допусках можно забыть.
На тех размерах о которых можно говорить, что они нуждаются в постоянной температуре в помещении, микронов не меряют. И микрометр имеет деление сотку.
-----------------
Действительно, при местном нагреве обрабатываемого материала может, и изменяется геометрия изделия. Даже при снятии части материала, без сильного нагрева геометрия может изменяться за счет внутренних напряжений и их изменений. Старение, нормализация, отжиг не всегда могут при этом помочь.
--------------------
Почитал некоторые посты создалось впечатление, что ТАБЛИЦУ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК принятую во всем машиностроении, для титана специально отменили???
Бессмысленно ловить сотки на длине, которая дает возможность изменения размера от нагрева руками.
Полазил, при длине 500 минимальный допуск почти 3 сотки. А у СаНа при подсчете за 10 цельсиев уже 5 соток убежит.
Да и ранее приборов таких просто не было. Пассаметр и тот больше сотки не попадался.
Еще раз, бессмысленно обеспечивать сотки на метровых деталях, когда при изменении температуры на “пару” гр. они, сотки, просто убегут. Ни одна деталь не эксплуатируется в идеальных условиях и при изготовлении это надо учитывать и учитывалось в вышеназванной таблице для усредненного ЛКТР.
Я реально, в материале, а не в инете, видел, как бегают сотки в руках как вхолодную при трении, приваривается титан к титану, знаю как тяжело в нем резать резьбу, нюхал алеиновую кислоту и пережженый нигрол.
Любителям пугать сотками и никому не щупаными микронами расскажу два случая из реальной жизни, правда не с титаном, а с фторопластом. (та еще козья морда)
Со мной:
Делал ролики или бобышки, не помню как звались, штук 50. Ф около 10, Длина около 15. по диаметру допуск около 5 соток, по длине также. Одним резцом, материал мягкий, и торец и проход и отрезка. Настроился поехал. Пять-шесть штук промерял, полет нормальный. Сделал еще штук 30, меряю и пипец, сотки на три проя,ал. Не вопрос, кидаю на стеллаж и подкорректировав размер переделываю. Сдал ОТК , все нормально.
Через месяц приходит еще наряд на 30 штук. перед тем как делать, беру со стеллажа брак и хрен зачем меряю. И охреневаю, они располнели по длине на 4-5 соток каждая! Причем диаметр не изменился. Собрал со стеллажа и сдал в ОТК.
С Матвеевым Петром Ивановичем.
В те годы ему было под 60, но звали мы его либо Петр Иванович, либо Петруха. (Для не в темк, все рабочиие звали друг-друга на ТЫ и это говорило об уважении и некоием доверии. На ВЫ незнакомых, козлов и начальство. Но обращались без фамильярностей, даже к Петрухе).
Делал Петруха какое-то кольцо из фторопласта. Деталь не простая куча буртов и выточки. Диаметр около 250. И ему принесли ответную, для проверки, поскольку точно померять нутро было нельзя, деталь прогибалась т.к. стенка тонкая.
Короче в конце расточки, под вечер, Пертуха внутренний размер проZбал и она пролетела на ответную, хотя должна была сесть крепенько. Он расстроился, чуть не заплакал и пошел домой.
Пришел утром, заготовки нет, это не мои бобышки, понятно, что браковка, вычет и переделывать. И перед выбросом прослабленой детали он пытается ее надеть на ответную и она НЕ НАДЕВАЕТСЯ. Причем он теперь не может ее расточить заново, поскольку не зажать уже.
Скандальчик, конструктора пялили, все унесли, чем закончилось не рассказали. Но Петруха сказал, что ему показали таблицу, где написано было, что коэфф. расширения фторопласта не регламентирован.
------------
Ну и к самолетам. Там температура меняется от -50 до +50 за короткий промежуток времени. Бегают уже десятки, а то и миллиметры.
И какой смысл изготавливать при дифференте 0,5?
Вот еще вспомнил, так, для понимания титана и почему он дрянь. (ВТ1-0)
Обрабатывать его быстрорезом было очень сложно, титан налипал и приваривался. Твердый сплав вел себя много лучше. Но ни плашек ни метчиков из ТС не было тогда.
Очень часто при резке внутренней резьбы титан закусывал метчик и сделать ничего было нельзя. просто выбрасывать деталь с обломком. Несколько раз ходил к знакомым на электроискровой участок и за отдельное “ку” выжигали.
ВТ5 раз попался, так нарезать М3 внутри не смогли. Сходил в термичку, померял его твердость так она была под 35-40 Роквеллов!!!
Я потом его весь заныкал и гвоздодер сделал. До сих пор на даче у отца. Супер.
Да и на наружной резьбе были гадости. К примеру при прямом проходе за плашкой ты видишь нормальную резьбу, а при обратном, при сворачивании с резьбы, плашка закусывает и резьба уже круглая, как дюймовая.
Раз прогонял резьбу на валу, то ли М10, то ли М12, калибровал, после прорезки резцом и вижу, что закусила, при свертывании. Пошел плашку наждаком срезал, вал был важней.
Опять касаясь температуры в помещении.
Я понимаю, что технологии обработки идут вперед (не у нас, к сожалению), но ведь физические свойства материалов никто не в силах поменять.
И еще, пошарил не знакомые мне термины термостабилизация и термофиксация.
К титану отношение-то какое имеют?
------------------------
Да вот интересный факт вспомнил.
Станина у Петрухиного 1К62 была удлиненная. Ну где-то на метр длиннее обычной.
Подошел срок капиталки и выяснилось, что твердосплавный шабер ее не берет. Три-четыре реза и все!!! Садится.
Весь отдел главного механика на ушах стоял. Такого никто не встречал. Поднимали литературу и историю станка и ничего не выяснили. В итоге поставили на воздушку (почти болгарка, но без поворота оси вращения) резино-абразив и “шабрили” им. Напахали, как черт с перепою.
Ремонт, конечно сдали, но вид у станины был ужасный, ни о каком “морозе” речь просто не шла.
Станина у Петрухиного 1К62 была удлиненная
твердосплавный шабер ее не берет
Был аналогичный случАй: в 90е в ОПИ ЦАГИ взялись за заказ- сделать безыгольный шприц,( который дырку в коже не иглой колет, а струей самого лекарства).
Всё изобрели, кроме бойка (там принцип, как у пистолета: курок лупит со всей дури по поршню, за которым налита микродоза лекарства, оно вылетает через дюзу под 200 атм)
Так вот, для курка нашли где то на складах бронеспинки от ИЛ-2…
Чем только их не пытались обрабатывать- фигвам 😦
Пока в Институте стали и сплавов не нашли лазер (тогда они ещё не стояли во всех подвалах)
ЗЫ: что характерно, рецепт стали- нигде так и не нашли.
что характерно, рецепт стали- нигде так и не нашли.
Верю, верю- сам рыбак…
Качественная, годная байка… 😒😉
Скандальчик, конструктора пялили, все унесли, чем закончилось не рассказали. Но Петруха сказал, что ему показали таблицу, где написано было, что коэфф. расширения фторопласта не регламентирован.
Петруху обманули, все там тоже регламентировано, см. справочник Каменева 1985 г. “Применение пластических масс”, согласованный с Госстандартом. Для фторопласта-4 (8…25)x10 -5 1/K Просто у всех “металлистов” при переходе на пластики возникают проблемы. С фторопластом работали постоянно (ролики, антифрикционные вкладыши). Точности особой не требовалось, но считать линейное расширение приходилось всегда. Изменение длины 200 мм вкладыша относительно обоймы из нержавейки при охлаждении с +20С до -30С составляло более миллиметра и было видно невооруженным глазом. Еще у фторопласта есть особенность “течь” под нагрузкой.
А вот с титаном работать не довелось (самым хреновым материалом была нержавейка с олеиновой кислотой), но практически все станочники с ним эпизодически сталкивались, отношение было как к нечистой силе 😃
Ну и к самолетам. Там температура меняется от -50 до +50 за короткий промежуток времени. Бегают уже десятки, а то и миллиметры.
И какой смысл изготавливать при дифференте 0,5?
Там детали вместе “бегают”. Либо “забег” заранее считается по температурным полям.
ЗЫ: что характерно, рецепт стали- нигде так и не нашли.
В жисть не поверю, чтобы неизвестный сплав допустили к прямому контакту с лекарственным препаратом, особенно при Советской Власти. А еще уже тогда был и химический, и спектральный анализ 😃
Петруху обманули, все там тоже регламентировано, см. справочник Каменева 1985 г.
Могли его, мог и он. Мы ж только с его слов про это слышали. Было это в 1982-1983 году, перед армией моей.
Там детали вместе “бегают”. Либо “забег” заранее считается по температурным полям.
Я понимаю, что так должно быть.
Однако также понимаю, что охлаждение происходит неравномерно по всему объему детали.
Тут вчера повтор знатоков был, так там вопрос про коврик в сверхзвуковом самолете был. То ли ТУ, то ли Конкорд.
Коврик рвался, поскольку самолет удлинялся, от нагрева в полете, а коврик нет.
спектральный анализ
Про химический не скажу, но спектральный тогда не шибко корректный был.
Мне шведский подшипник жгли, и так и не все элементы определили.
допустили к прямому контакту с лекарственным препаратом, особенно при Советской Власти
Начало 90х!
Какая “советская власть”?
Да и боек- никакого контакта с лекарствами не имел 😃
Анализа уже тоже не было- ЦАГИ все 90 е- на боку лежало.
(Да и сейчас- тоже 😦)
Верю, верю- сам рыбак…
Боек- где то валяется 😃
Найду- сфоткаю и вывешу 😦
оскольку самолет удлинялся, от нагрева в полете,
Не от нагрева он удлянялся. А от наддува. Б-747 на эшелоне почти на полметра длиннее становится. Изнутри наддувом распирает. Внутри ведь давление сохраняют на уровне около 2500м, а у Конкорда эшелон на 18км повыше будет.
Эх Мытищи…
😁
Был аналогичный случАй: в 90е в ОПИ ЦАГИ взялись за заказ- сделать безыгольный шприц,( который дырку в коже не иглой колет, а струей самого лекарства).
Мне в школе таким шприцем-пистолетом делали инъекции и было это в 80-х.
Потом эти пистоли запретили…
Внутри ведь давление сохраняют на уровне около 2500м
Я как то мерил, выходило 1600 м.
Мне в школе таким шприцем-пистолетом делали инъекции и было это в 80-х.
Потом эти пистоли запретили…
Это по моему другой пистолет, там игла была, нам то-же таким поголовно в школе ставили прививки.
Я как то мерил, выходило 1600 м.
Всё верно, 2500 - верхняя граница.
. Б-747 на эшелоне почти на полметра длиннее становится.
А ежели на земле наддуть - тоже удлиняется?
Резиновые прям.😃
Как только крылья держатся.
А ежели на земле наддуть - тоже удлиняется?
Ну да. Необходимо лишь нужную разницу давлений создать.
Сейчас это нормально воспринимается, а на заре пассажирской реактивной авиации - вспомните, как лихо у англичан Кометы взрывались.
Резиновые прям.😃
Как только крылья держатся.
На болтах как правило.
Сейчас это нормально воспринимается, а на заре пассажирской реактивной авиации - вспомните, как лихо у англичан Кометы взрывались.
Там ещё была проблема с иллюминаторами, они были квадратные, потом стали делать круглыми.
потом стали делать круглыми.
овальными
овальными
На некоторых моделях именно круглые.
Не от нагрева он удлянялся. А от наддува. Б-747 на эшелоне почти на полметра длиннее становится. Изнутри наддувом распирает. Внутри ведь давление сохраняют на уровне около 2500м, а у Конкорда эшелон на 18км повыше будет. Эх Мытищи…
Я не авиатор, я талезритель здесь. Вы как обычно пукните в лужу, а потом удивляетесь пузырькам.
Что по телеку знатокам сказали, то и передал. Читать-то поучитесь, писатель.
Эх, Краснодар…
Не от нагрева он удлянялся. А от наддува. Б-747 на эшелоне почти на полметра длиннее становится.
Позвольте как инженеру не поверить. Если давлением (или другой силой ) удлинить корпус самолета, не меняя температуру, на полметра, то 100% порвет мет. конструкции и обшивку. От давления корпус может увеличить диаметр на миллиметр, другой.
В Конкорде в процессе выполнения полёта фюзеляж мог удлиняться примерно на 24 см (при длине 60 м), в связи с именно тепловым расширением конструкции.
Позвольте как инженеру не поверить.
На самом деле в 747 в хвостовой части есть герметичная переборка-полусфера она и компенсирует колебания, но вот на сколько она удлиняется я не в курсе.
В Конкорде в процессе выполнения полёта фюзеляж мог удлиняться примерно на 24 см
В знатоках в правильном ответе, называли примерно такую цифру.
Сейчас по стрим-тв опять знатоки, если окажется эта же передача и если получится сниму, выложу.
А пока Краснодарские борзописцы могут здесь почитать:
Аэродинамический нагрев конструкции
Например, стекла иллюминаторов «Конкорда» в процессе полёта нагревались так, что могли обжечь, в то время как стекла иллюминаторов обычного авиалайнера часто остывают до отрицательных температур. Особенностью «Конкорда» стало то, что в крейсерском полёте температура носового обтекателя являлась одним из наиболее важных факторов, контролируемых экипажем и даже автопилотом, то есть автопилот ограничивал скорость исходя именно из этой величины.
-----------------------
Вот еще покопался, интересная инфа, не проверенная, правда, но не похоже на враки.
Интересные факты про самые быстрые пассажирские самолёты