А что там в космосе..?

And
rrteam:

Я вот понимаю, что запуск Энергии мог вывести на орбиту примерно 100т полезного- это примерно 2 ЖД вагона в грузу…
Те таскать по 5-10-20 тонн выгоднее?

Наверное так и есть. На сегодня самый востребованный груз до 10т. Больше просто ни кому не надо.

IP
Samson:

Самый мощный на сегодняшний день серийный носитель - “Протон”.
Четырехступенчатая модификация СЛ-12 носителя “Протон” может доставлять около 4 т полезной нагрузки на геосинхронную переходную орбиту (ГСПО), что примерно на 200 кг больше аналогичной грузоподъемности носителя “Ариан 44LP” и почти на 500 кг меньше, чем у “Ариана 44L”. Однако сейчас ведутся работы по модернизации “Протона”, чтобы увеличить массу доставляемого им на геосинхронную орбиту груза.
В варианте трехступенчатого носителя СЛ-13 “Протон” может выводить 20 т на низкую околоземную орбиту (НОО). Послужной список запусков “Протона” включает 7 выведенных в советское время станций “Салют”, станцию “Мир” и все ее модули.

Что то очень мало.
Сатурн 5 выводил на низкую орбиту 118 тонн груза, а к луне 47 тонн (и это в каком-то там лохматом году).
На самом деле с двигателями в СССР всегда была беда просто.

Prophead
IP:

Что то очень мало.
Сатурн 5 выводил на низкую орбиту 118 тонн груза, а к луне 47 тонн (и это в каком-то там лохматом году).
На самом деле с двигателями в СССР всегда была беда просто.

Вы сравните для начала то и другое…
Протон
Сатурн-5

Palar

На самом деле с двигателями в СССР всегда была беда просто.

Беда , не беда, но напряг с двигателями был всегда и у всех - «российский двигатель стал рабочей лошадкой Пентагона».
www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/sdfsdfsdfg
www.aviaport.ru/digest/2006/06/29/106751.html

Информация о системе “Энергия” (11К25). В смысле того, что успели наворочать и что теперь с этим можно сделать.
www.buran.ru/htm/rocket.htm

IP
Prophead:

Вы сравните для начала то и другое…
Протон
Сатурн-5

У Сатурна был один маршевый двигатель в первой ступени. Я его видел своими глазами. Это ТАКОЙ МОНСТР, что просто офигиваешь…

Prophead
IP:

У Сатурна был один маршевый двигатель в первой ступени. Я его видел своими глазами. Это ТАКОЙ МОНСТР, что просто офигиваешь…

Первая ступень “Сатурн-5” имеет ПЯТЬ двигателей F-1…

IP
Prophead:

Первая ступень “Сатурн-5” имеет ПЯТЬ двигателей F-1…

Да, действительно - пять 😊

Шифт

толку то от сатурна, как и от энергии? И та и та находится в статусе retired и для восстановления производственного цикла нужно (даже американцам для сатурна) не меньше 10 лет это при условии практически безлимитного финансирования (данные слышал в какойто передаче про лунную программу на дискавери). А вот я не понимаю, люди пишут что типичный груз на орбиту меньше 10т, на большие грузы спросу нет. А почему люди строят космические станции такими крохотными, с блоками по объему как комнатушки в хрущевке, без какой либо противометеоритной защиты, без искуственной гравитации, когда тоская по 100т груза за раз мне кажется можно было бы вполне себе сварганить кольцевую станцию как в н/ф фильмах/книгах с искуственной гравитацией и прочими радостями вроде почти автономной системы жизнеобеспечения? И вообще я не понимаю почему проще строить станцию в виде кучи крошечных соединенных встык модулей которые доставляются уже готовыми и который почти сам является космическим кораблем а не собрать из кусков допустим на орбите гигансткий шар и уже герметизировать его на орбите и будет огромный шар который дели перегородками на комнаты как хочешь, это я еще молчу о кольцевой станции. Такой шар можно было бы потом и к марсу толкнуть, и вот насчет ракет я тоже не понимаю, вот допустим в марсианской программе предполагается насколько я понимаю что либо ракета изначально с земли разгоняет спутник или косм. корабль до самой траектории на марс или собственные двигатели которые понятно маленькие) спутника или косм. корабля толкают его с орбиты, в общем в любом случае получается слабый импульс и корабль летил целый год в одну сторону, а что мешает из модулей собрать на орбите огромный двигатель типа тех что изначально выводит из атмосферы сами ракеты типа сатурна и толкнуть как следует корабль или спутник и тогда не надо будет придумывать систему жизнеобеспечения на 2-3 года непрерывного полета? В общем мне многие пути по которым идет развитие космонавтики непонятно, наример пока суд да дело можно было уже давно собрать и запульнуть на геостационарную орбиту марса пяток разгонных блоков которые потом толкнут пилотируемый корабль, когда его уже наконецто соизволят послать, обратно в сторону земли. А то в разрабатываемых сейчас планах насколько я понял предполагается все барахло (в том числе возвратный на землю модуль с нехилым двигателем и баком с горючим) тащить одним караваном так это конечно никакого двигателя не хватит нормально разогнать такой поезд

boroda_de

Какая броня спасёт от вольфрамового осколочка метеорита диам 10мм и летящего со скоростью хотя-бы 10км/с ?
Многие другие вещи или упираются в финансы (даже маленькой модуль себе не каждое государство из восьмёрки может позволить) или в целесообразность.
П.С. Жил-бы я в Москве, обязательно поинтересовался-бы, в какую школу Шифт ходил…

Samson
Шифт:

А как устанавливались модули на станцию мир, ведь у протона нет руки-манипулятора как у шаттла?

Стыковали! Нафига там нужен манипулятор, чтобы модуль пристыковать к стыковочному узлу?

Шифт:


а что мешает из модулей собрать на орбите огромный двигатель типа тех что изначально выводит из атмосферы сами ракеты типа сатурна и толкнуть как следует корабль или спутник и тогда не надо будет придумывать систему жизнеобеспечения на 2-3 года непрерывного полета? В общем мне многие пути по которым идет развитие космонавтики непонятно, наример пока суд да дело можно было уже давно собрать и запульнуть на геостационарную орбиту марса пяток разгонных блоков которые потом толкнут пилотируемый корабль, когда его уже наконецто соизволят послать, обратно в сторону земли. А то в разрабатываемых сейчас планах насколько я понял предполагается все барахло (в том числе возвратный на землю модуль с нехилым двигателем и баком с горючим) тащить одним караваном так это конечно никакого двигателя не хватит нормально разогнать такой поезд

Если бы все было так просто - давно бы сделали… Как думаешь - зачем проходили эксперименты по сварке в космосе? Двигатель “собрать” - это надо предварительно завод туда забросить! А двигатель ведь не только собрать - его еще и испытать надо. Стенд - тоже будем забрасывать? На 1 кг груза - надо примерно 100 кг топлива… Дороговато будет!

Sputnik
Samson:

Стыковали! Нафига там нужен манипулятор, чтобы модуль пристыковать к стыковочному узлу?

маленький манипулятор там был, чтобы перенести новый модуль с осевого стыковочного узла на один из четырёх боковых.

Samson
Sputnik:

маленький манипулятор там был, чтобы перенести новый модуль с осевого стыковочного узла на один из четырёх боковых.

Но - не для тех целей, что на Шаттле.

rrteam
Samson:

Но - не для тех целей, что на Шаттле.

Да это и понятно…
А вот ещё вопрос дилетанта- а почему таскать протонами, а не запихать скажем сразу десяток спутников
нашей любимой ГЛОНАС носителем Энергия…? Вероятность риска?

SAN

Наверно потому, что Энергия изделие существенно более сложное и дорогое в эксплуатации, чем Протон.
Одна водородно-криогенная часть чего стоит.
Подозреваю, что затраты на такой носитель оправданы только при невозможности разделить нагрузку на составные части. А, как писал разработчик, придумать достойную нагрузку для Энергии смежники не смогли (или не захотели).

Samson

Несколько спутников разом - выводили. Но для “Глонасс” спутники должны висеть каждый - на своей позиции, скопом если закидывать - каждому нужен свой маршевый движок для занятия своего места.
Проблема-то не в том, чтобы забросить… Их сделать надо, а делать-то - уже некому, старики уходят, а молодых - не подготовили… Потому и ресурс спутников сейчас ниже, чем в 80-х…

Sputnik
Samson:

каждому нужен свой маршевый движок для занятия своего места.

Маршевый нужен только чтоб орбиту поднимать, а Глонасы сброшены именно на нужной им орбите, чтоб занять нужную точку по орбите достаточно движков (они есть у кажого спутника) с тягой в граммы, два раза пшикнуть и через полгода спутничек вползёт на своё место, а что эти полгода по сравнению с временем существования Вселенной… 😃

rrteam
Samson:

Потому и ресурс спутников сейчас ниже, чем в 80-х…

Ну здесь апять совсем непонятно…
За эти годы разучились делать и обрабатывать материалы?
За 25 лет в свободном доступе (подчеркну- в свободном)
не появилось более надёжной и продвинутой электроники?

Да понимаю, что комплектующие должны быть свои, но если задача сделать и запихать на орбиту,
и дабы там работал и забыть о том что уже работает - в чем проблема-то?
Снова в отсутствии спецов… тогда кто этот ГЛОНАС строит…?

Samson
rrteam:

Ну здесь апять совсем непонятно…
За эти годы разучились делать и обрабатывать материалы?
За 25 лет в свободном доступе (подчеркну- в свободном)
не появилось более надёжной и продвинутой электроники?

Да понимаю, что комплектующие должны быть свои, но если задача сделать и запихать на орбиту,
и дабы там работал и забыть о том что уже работает - в чем проблема-то?
Снова в отсутствии спецов… тогда кто этот ГЛОНАС строит…?

За эти годы - разучились работать, уничтожили преемственность поколений и передачу опыта. Многие технологии - держатся на одном-двух стариках. Средний возраст в КБ - 55-60 лет. Нынешние сорокалетние, которые должны были все это строить и учить нынешних 20-летних - в 90-е ушли туда, где платят, или спились… В той же Москве - очень трудно найти хорошего станочника или слесаря-модельщика… По “Маяку” выступал один товарищ из конторы, которая делала “лунники” и “Венеры”, сказал буквально следующее: “Если что-то надо делать - ищем наших пенсионеров (кто еще жив)”…
Да вот, для примера: forumavia.ru/…/534834014053831936031203543673_1.sh…

Lazy
Samson:

Многие технологии - держатся на одном-двух стариках.

Недокументированные технологии в космической промышленности…Как то с большим трудом верится. 😉

SAN

Обычное дело:
Стеклодув, сварщик (по хитрым материалам) это уже не ремесло, а искусство.
То есть технология описана, конечно, но вот как её реализовать - это “на кончиках пальцев”.

Маэстро
Lazy:

Недокументированные технологии в космической промышленности…Как то с большим трудом верится. 😉

Были бы у Вас знакомые на (например) заводе Хруничева, рассказали бы лично… Документация-то есть. Читать ее уже некому. Школа, практически, потеряна. Приходящие вновь “инженеры”, знают множество компьютерных программ, но профессионального чутья (наития, если хотите)нет практически ни у кого, а передать его - некому. Что-то разрабатывают, а как это будет взаимодействовать, никто не представляет. Про рядовых слесарей-сборщиков и станочников, уже и не говорю.