Взрослая теория устойчивости вертолета, вопросы!

Hainov

Ну, коллеги, развели базар не пустом месте! Все ведь предельно просто!

Возьмите листок бумаги и нарисуйте для простоты схемку.

Наш модельный верт на чем висит? Правильно, на точках, где приложена подъемная сила, т.е. на центрах площадей лопастей. Потому, что лопасть не имеет горизонтального шарнира и является, грубо, одним целым с ротором.

Большой верт с горизонтальными шарнирами висит на шарнирах. В этом и вся разница.

Кто сказал, что нет моментов? Куда им деться? Просто они разные.

Увеличивая шаг на модели, мы прикладываем подъемную силу в центре лопасти. А на большом верте мы её прикладываем в шарнире. А подъемная сила одинаковая!

Что есть момент? Сила, приложенная на плече. Теперь сравните плечо от оси ротора до центра пощади лопасти с расстоянием от оси до горизонтального шарнира. (Пренебрежем тем, что Ц.Т. не совпадает с центром головки ротора).

Во сколько раз эти расстояния отличаются, во столько же раз управление моделью более эффективно, чем управление большим вертом.

Наблюдения из жизни. Рядом с моей дачей, метров 500-700, газоперекачивающая станция. И туда 3-4 раза в день, в любую погоду, независимо от кризисов и курсов валют, прилетают МИ-8. А я ведь не равнодушный, я на них смотрю.

Особенно интересно в сильный ветер, метров 20-25. Они летают, им штормовые предупреждения пофиг!

Так вот конус ротора живет своей жизнью относительно вертолета. После взлета верта сначала наклоняется конус, потом начинает двигаться фюзеляж.

В самый сильный порывистый ветер верт летит ровно, а конус постоянно шевелится, управляемый пилотом по ж-сенсору.😃

T34
Hainov:

Ну, коллеги, развели базар не пустом месте! Все ведь предельно просто!

Кто сказал, что нет моментов? Куда им деться? Просто они разные.

Что есть момент? Сила, приложенная на плече. Теперь сравните плечо от оси ротора до центра пощади лопасти с расстоянием от оси до горизонтального шарнира. (Пренебрежем тем, что Ц.Т. не совпадает с центром головки ротора).

Так вот конус ротора живет своей жизнью относительно вертолета. После взлета верта сначала наклоняется конус, потом начинает двигаться фюзеляж.

В самый сильный порывистый ветер верт летит ровно, а конус постоянно шевелится, управляемый пилотом по ж-сенсору.😃

Ура%) теорию, прочитанную мной в книжке, поддерживает еще один человек:)

За одним исключением:) В том что сила подъемная приложенная к шарнирам для всех лопастей одинаковая (ну во всяком случае ее вертикальная составляющая), потому все моменты созданные лопастями для шарниров самокомпенсируются в роторе, и на вертолет не передаются. Потому ротор и живет своей жизнью не дергая вертолет, циклический шаг наклоняет ротор, но ротор не наклоняют вертолет. Вот о чем мы тут никак не договоримся. И вопрос не в малом плече, снижающим эффективность управления, а в том, что вообще нет передачи кренящих моментов (вернее суммарный кренящий момент от всех лопастей 0), если шарниры идеальные, а не упругие…

хотя я даже не знаю, может все уже согласны, а мы просто переливаем из пустого в порожнее:)? называя одно и тоже разными словами

DmitryB

Возможно так и есть и все согласны…
кренящий момент может быть и ноль а может и не ноль, он вроде как должен быть мал. А вот сумма моментов и вектор результирующей силы есть, т.е. если конус наклоняется то и прикладывает он вектор к валу и вектор этот направлен вбок, что и рождает движение вертолета вбок ну и так далее…
Все ИМХО…
А томатов то некоторые накидали… жуть…

111
T34:

какие забавные должности у авторов книги…
странно что это так лежит в свободном доступе…

а в остальные книги по этой ссылке соизволили заглянуть, в части заданных вопросов.😃
или только до должностей духу хватило?😊

иначе этот сумбур начинает напоминать классику, в вольном изложении - “Мартышка и очко”.😇

T34
111:

а в остальные книги по этой ссылке соизволили заглянуть, в части заданных вопросов.😃
или только до должностей духу хватило?😊

иначе этот сумбур начинает напоминать классику, в вольном изложении - “Мартышка и очко”.😇

там где книжка лежала, много еще козырных книжек было%) но не прочитать же мне их все за вечер%)… посматриваю почитываю…
но должности не мог не отметить

DmitryB:

Возможно так и есть и все согласны…
кренящий момент может быть и ноль а может и не ноль, он вроде как должен быть мал. А вот сумма моментов и вектор результирующей силы есть, т.е. если конус наклоняется то и прикладывает он вектор к валу и вектор этот направлен вбок, что и рождает движение вертолета вбок ну и так далее…
Все ИМХО…
А томатов то некоторые накидали… жуть…

да вот теперь все верно
наклон конуса - дает силу в бок, а она уже наклоняет вертолет, а не сам конус напрямую (в случае идеальных шарниров). А вот у Ка-50 уже сам конус наклонит вертолет, так как там специальные упругие шарниры, потому ка-50 на всех рекламных видео и летает как пилотажная моделька, с такими углами, что аж дух захватывает… и как на нем летчики умудрялись нарушать критические углы, если они такие широкие…

кинуть помидором, отличная кнопка… на многих форумах ее не хватает:)))

111
T34:

и как на нем летчики умудрялись нарушать критические углы, если они такие широкие…

так как винты вращаются в противоположных направлениях, то при эволюциях есть точки (по азимуту), где лопасти ВНВ и ННВ максимально сближаются.
Если система исправна и правильно отрегулирована, а экипаж не нарушает летные ограничения, то между лопастями будет гарантированный зазор при любых эволюциях вертолета и внешних воздействиях, в пределах ограничений.

Если же экипажем нарушаются летные ограничения - по перегрузке, падению оборотов НВ ну и т.д., то это может привести к печальным последствиям в виде схлеста НВ и как минимум - аварии.

Да еще - не забывайте, что масса НВ и масса вертолета достаточно сильно различаются.
Как следствие - фюзеляж вертолета значительно более инеркционен чем НВ, или как тут описывается - “конус”.

Примерно по этим же причинам рубят НВ балки вертолетов с ХВ и вал НВ.

T34
111:

так как винты вращаются в противоположных направлениях, то при эволюциях есть точки (по азимуту), где лопасти ВНВ и ННВ максимально сближаются.
Если система исправна и правильно отрегулирована, а экипаж не нарушает летные ограничения, то между лопастями будет гарантированный зазор при любых эволюциях вертолета и внешних воздействиях, в пределах ограничений.

Если же экипажем нарушаются летные ограничения - по перегрузке, падению оборотов НВ ну и т.д., то это может привести к печальным последствиям в виде схлеста НВ и как минимум - аварии.

Да еще - не забывайте, что масса НВ и масса вертолета достаточно сильно различаются.
Как следствие - фюзеляж вертолета значительно более инеркционен чем НВ, или как тут описывается - “конус”.

Примерно по этим же причинам рубят НВ балки вертолетов с ХВ и вал НВ.

😃) конус - быстро писать и не сокращение:)… НВ - это для тех кто давно в теме %), хотя, наверное, конус тоже для тех кто ветку читал, ну да ладно…

вопрос как ломаются винты риторический:)… просто я читал протоколы все они были почти из-за нарушения критических углов, а на видео вертолет так вертится, что кажется нарушить эти углы невозможно…

а как вал рубят? чем?

111

это на вертолетах типа Белл с двухлопастной втулкой (смотри маст бампинг (mast bumping)).
здесь кратенько www.avia.ru/press/13906/

в большой авиации если лопасти лупят по упорам, то это уже тема для разборок между летным отрядом и АТБ (это если в гражданской).

конус в большой авиации - обычно идет разговор о размытии конуса.
Проводятся работы по отбивке конуса.
Сначала обычно на МГ (1 режим), потом на режиме поддержания постоянных оборотов НВ (2 режим) и, если надо, регулируют тем или иным способом.

12 months later
lenin959

Не кормите тролля. Кстате, по всем законам аэродинамики и шмель лететь не может. А жужжит. Опыляет малину и спать по утрам не дает.

3 months later
Vladlen

в ветке про соосники возникла тема о проблемах связанных с достижением вертолетом максимальной скорости.
в результате возникло несколько вопросов:
1)как образуется немалая горизонтальная тянущая сила, если угол наклона ротора и наклон вертолета классической схемы на максимальных скоростях не так велик (при горизонтальной составляющей тяги, равной силе тяжести и отсутствии циклического шага, наклон ротора должен быть более 45градусов)
2)чем смысл махового движения лопастей?- выровнять подъемную силу, на наступающей и отступающей сторонах, того-же самого можно добиться меняя шаг (возможно наличие связи между лопастями через тарелку перекоса не позволяет это делать правильно?)
так чем мах принципиально отличается от изменения шага? за исключением того что мах саморегулируется? при движении вперед нос вертолета задирается из-за разности подъемной силы справа и слева (вертолет не кренится как можно подумать), для компенсации тарелку нужно наклонить вперед (наклон тарелки вперед уменьшает шаг на наступающей стороне и увеличивает на отступающей)