Непонятки с флайбаром или посоветуйте, как настроить вертолёт

sirQWERTY

Щас попробовал специально, у меня такой фичи нет… ну если и есть составляющая перпендикулярного направления, то я ее, держа верт в руке, ощутить не смог…

Val-ksd

Ребят вы же слышали про такую штуку как фазинг, при отклонении скажем тарелки в лево, по элеронам в каком месте, и как у вас образуются максимальные углы по циклическому шагу?Правильно с опережением порядка 90*, а теперь берём модель ставим на пол и раскручиваем ротор, при даче крена в лево сперва диск ротора наклоняется в лево но так как смещения не происходит диск начинает догонять ту фазу которую ему задали.

sirQWERTY

Со смещением на 90 градусов. А поворачивает верт туда, куда нужно, благодаря гироскопической процессии…Фазинг позволяет подкорректировать косяки механики и прочие нюансы. Но как правило это особо не требуется
Но вот вопрос: как верт может наклонятся в воздухе нормально, согласно движению стиков, а на земле с завалами? Есть, конечно, мысль, что при отсутствии реакции вертолета на наклон диска флайбара, он стремится завалиться против направления своего вращения, подобно падающей юлы (это и есть гироскопическая процессия), и соответственно влияя на лопасти верт будет тянуть назад, но это достаточно сложная наука, без математики не разобраться.
ТС: ну ты что, подлетнул? Как в воздухе верт себя ведет?

kimu
sirQWERTY:

А поворачивает верт туда, куда нужно, благодаря гироскопической процессии…

Вот в упор непойму кому могла прийти в голову мысль запустить байку об смещении наклона диска ротора от циклического шага на 90 градусов гироскопической прецессией -__-
А шаг на лопасти значица подъёмную силу ниразу не меняет, а так для виду только в ± ходит.
Какая нафиг прецессия на свободно подвешенном весле режущем воздух как нож масло? К чему приложена сила вызывающая эту прецессию на летающей по кругу гире? о_О

Как маятник лопасть шатается:
Шаг максимальный - лопасть в горизонте и летит вверх с максимальной скоростью.
Шаг начинает убывать - лопасть летит дальше вверх, но медленнее.
Шаг нулевой (середина) - лопасть долетела до верхней точки и остановилась.
Шаг растёт в минус - лопасть начинает лететь вниз.
Шаг минимальный - лопасть в горизонте, летит вниз с максимальной скоростью…

sirQWERTY
kimu:

Шаг максимальный - лопасть в горизонте и летит вверх с максимальной скоростью.
Шаг начинает убывать - лопасть летит дальше вверх, но медленнее.
Шаг нулевой (середина) - лопасть долетела до верхней точки и остановилась.
Шаг растёт в минус - лопасть начинает лететь вниз.
Шаг минимальный - лопасть в горизонте, летит вниз с максимальной скоростью…

И че все это значит? Я прекрасно понимаю, что лопасть так шатается. Но подъемной силой (поворачивающей диск ротора) лопасть обладает, находясь под углом, а не когда она будучи в горизонте долетывает свою вертикальную составляющую движения.
Я не уверен 100 процентов в гироскопической процессии. Ты попробуй, ну я не знаю, надо что то быстро вращающееся, дрель к примеру (ее якорь вращается довольно быстро), раскрути, и попробую наклонить строго вперед, направо, налево, или назад. Я думаю ты удивишься, как она себя поведет…

kimu
sirQWERTY:

Я думаю ты удивишься, как она себя поведет…

Как работает гироскоп (и железный, и лазерный, и в котором железка не крутится, а только вибрирует) я прекрасно знаю.

sirQWERTY:

И че все это значит? Я прекрасно понимаю, что лопасть так шатается.

Так и знал что не прочитаешь… может вечером картинку нарисую, с маятником и лопастью.

sirQWERTY:

Но подъемной силой (поворачивающей диск ротора) лопасть обладает, находясь под углом, а не когда она будучи в горизонте долетывает свою вертикальную составляющую движения.

  1. Лопасть это какбы и есть диск ротора, не?
    Если лопасть в горизонте, эта часть диска в горизонте. Если лопасть вверху, эта часть диска приподнята вверх.
  2. У лопасти висящей горизонтально (тобиж пролетающей мимо этой точки) максимальный угол атаки, и следовательно максимальная вертикальная скорость, не?
    А вот когда лопасть долетела до верха и начала поворачивать обратно, скорость её как ни странно равна нулю, как и угол атаки.
sirQWERTY
kimu:

Как работает гироскоп (…, и лазерный, и в котором железка не крутится, а только вибрирует) я прекрасно знаю.

А причем тут это? То, что ты умный, я уже понял.

kimu:
  1. Лопасть это какбы и есть диск ротора, не?
    Если лопасть в горизонте, эта часть диска в горизонте. Если лопасть вверху, эта часть диска приподнята вверх.
  2. У лопасти висящей горизонтально (тобиж пролетающей мимо этой точки) максимальный угол атаки, и следовательно максимальная вертикальная скорость, не?

Ты хочешь сказать, что лопасть, находясь по углом атаки по отношению к движению в плоскости ротора, лишь придает сама себе вертикальную/горизонтальную скорость (перпендикулярную диску ротора), а переворачивает диск инерция этой разогнанной лопасти (слева, к примеру вниз а справа, к тому же примеру, вверх)?

kimu:

А вот когда лопасть долетела до верха и начала поворачивать обратно, скорость её как ни странно равна нулю, как и угол атаки.

Вот тут не понял, какая скорость равна нулю, и почему угол атаки равен нулю, если ты в этом же предложении пишешь, что она начала поворачивать обратно?
ЗЫ, если хорошо рисуешь, то нарисуй, будет очень интересно посмотреть…

Val-ksd

Вы упускаете момент что речь идёт о флайбарном вертолёте где за счёт флайбара и микширования идёт другая песня.На вертолёте без флайбара циклический шаг именно там где и должен быть.На флайбарном идёт задержка за счёт работы микшера, и тогда мы наблюдаем что на земле, когда составляющая сходит на нет из за того что не последовало отклонения, мы и видим отклонение диска с нашего взгляда не туда куда нужно.

sirQWERTY

Сергей, какая задержка? Задержка наклона диска флайбара по отношению к движению стика да, есть, за счет инерции. А в круговом движении ротора там никакой задержки нет. Лопасть также начинает, грубо говоря, на 0 градосов идит вниз, через 90 градусов доходит до минимума, через 180 идет вверх и тд точно также, как и на фбл вертолете. Просто значение угла наклона по циклику увеличивается медленно, но по отношению к обороту ротора лопасть меняет углы все вовремя.

Val-ksd

Хорошо, где изменяется циклический угол на флайбарном и где на безфлайбарном?

sirQWERTY

Вопрос не совсем понятен. Если ты имеешь в виду момент максимального отклонения угла атаки относительно продольной, к примеру, оси вертолета, при отклонении ручки стика в обоих случаях в одну и туже сторону, то этот момент одинаков и для фбл, и для фб.

Val-ksd
sirQWERTY:

то этот момент одинаков и для фбл, и для фб.

Да чёт я тупанул;).Значит всё таки это происходит дествительно под влиянием гироскопической процессии.То есть когда у нас вертолёт на земле в начале диск наклоняется с учётом опережения а дальше уже нет.

sirQWERTY

Бывает, но тут появилось мнение, альтернативное процессии. Хотелось бы услышать и ее толкование. Может там корень истины. Хотя я не очень в нее верю пока.

Val-ksd
sirQWERTY:

но тут появилось мнение, альтернативное процессии.

Если про это

kimu:

Если лопасть в горизонте, эта часть диска в горизонте. Если лопасть вверху, эта часть диска приподнята вверх.

Я бы посмотрел как он полетал когда к примеру даёш крен в лево и циклический на лопастях с права в плюсе а слева в минусе.

sirQWERTY

Не, ну тут может быть не столько справа плюс а слева минус, просто плюс справа может быть больше плюса слева. Другой вопрос, что он скорее всего это все вычитал из книжек про большие вертолеты, где маховые движения играют большую роль при полете прямо, когда этими махами компенсируется избыток подъемной силы на набегающей стороне ротора и недостаток на противоположной. Но на сколько я в данный момент понимаю, при обычной игре цикликом эти маховые движения (как и вообще в РЦ вертолетах) не играют весомой роли.

kimu
sirQWERTY:

лопасть лишь придает сама себе вертикальную/горизонтальную скорость (перпендикулярную диску ротора), а переворачивает диск инерция этой разогнанной лопасти

Для начала всё-таки прошу согласиться со следующим:

kimu:
  1. Лопасть это какбы и есть диск ротора, не?

“Диск” это лопасть сделавшая 1 оборот.
“Диск” и лопасть не могут находиться в разных плоскостях, они одно целое.

sirQWERTY:

Вот тут не понял, какая скорость равна нулю, и почему угол атаки равен нулю, если ты в этом же предложении пишешь, что она начала поворачивать обратно? ЗЫ, если хорошо рисуешь, то нарисуй, будет очень интересно посмотреть…

Рисунок, если понадобится, будет вечером.

  • Лопасть пролетает над тем участком тарелки где циклик = 0.
  • Лопасть же совершает махи вверх и вниз, что собственно и создаёт наклон диска ротора.
  • Когда циклический шаг на лопасти = 0 она перестаёт подниматься. В следующее мгновение шаг начнёт уменьшаться и уменьшившаяся(отрицательная) подъёмная сила потянет лопасть вниз (помоему где-то тут кроется фазинг, но в него сильно не копал), но именно в этот момент вертикальная скорость лопасти = 0.
sirQWERTY:

Сергей, какая задержка? Задержка наклона диска флайбара по отношению к движению стика да, есть, за счет инерции.

Сюда тоже сильно не копал, нет вертолёта с палкой, но в флайбаре часть управляющего воздействия (шага) передаётся не напрямую, а наклоном плоскости вращения флайбара. Вот пока его наклонит, пока устаканятся силы действующие на лопатки флайбара и лопасти ротора… но это уже думать надо.

Val-ksd:

Я бы посмотрел как он полетал когда к примеру даёш крен в лево и циклический на лопастях с права в плюсе а слева в минусе.

Не виду сути вопроса. Как оно летает я не писал, там всё совсем тяжко.
Я написал почему лопасть движется именно так как она движется. Никаких открытий в форме её траектори я не выдвигал, всё 1 в 1 как у людёв.

Val-ksd
kimu:
  • Лопасть же совершает махи вверх и вниз, что собственно и создаёт наклон диска ротора.

Да это создаёт наклон диска с одним лиш но, в идеале по вашему диск должен наклонятся таким образом:
в лево- максимальный отрицательный угол в левой стороне и максимально положительный справа так?

kimu
Val-ksd:

в идеале по вашему диск должен наклонятся таким образом

Я ж вроде честно сказал - в “идеале по-моему” диск наклоняется ровно туда же куда и “у всех”, но в результате воздействия других сил и моментов.

Val-ksd:

в лево- максимальный отрицательный угол в левой стороне и максимально положительный справа так?

Угол чего? Атаки - нет, диска - да.

kimu:

Шаг максимальный - лопасть в горизонте и летит вверх с максимальной скоростью.
Шаг нулевой (середина) - лопасть долетела до верхней точки и остановилась.

Надеюсь тот факт, что в том месте где лопасть отклонена вверх, диск вращения лопастей тоже отклонён вверх от горизонта (перпендикуляра к валу ОР) понятен и не оспаривается?

Подробнее расписывать процесс и забивать гвоздь в гроб “прецессии поворачивающей диск ротора” надо, или никому не интересно?

sirQWERTY
kimu:

но это уже думать надо

Андрей, а ты сам что ли свои теории выдумываешь?

kimu:

Подробнее расписывать процесс и забивать гвоздь в гроб “прецессии поворачивающей диск ротора” надо, или никому не интересно?

Да, конечно, давай.

kimu
sirQWERTY:

Андрей, а ты сам что ли свои теории выдумываешь?

Почему сразу мои? Вертолёты у всех по одним законам летают. Просто мне интересно по каким именно законам, а верить на слово анонимным статейкам переведённым промтом и выложенным в неведомые интернеты дело неблагодарное… приходится своей головой думать.
Если знаешь где написано подробно, доступным языком и в контексте модельного строения головы (две лопасти, демпферы и межлопастной вал вместо шарнира, отсутствие механического микса меняющего шаг при махе лопасти, практически нулевой конус лопастей, обороты порядка 2500-3000 вместо 100…), дай ссыль.

sirQWERTY:

Да, конечно, давай.

*всё ниже написанное является мыслями вслух и может быть с чистой совестью обозвано ересью любым прочитавшим*

Тогда начну с гвоздя в гроб “прецессии поворачивающей диск ротора”.

На примере получается медленный/равномерный/статичный (ибо в динамике силы и моменты сильно много другие) полёт назад (в таком порядке было удобней писать), соответственно тарелка и “диск ротора” отклонены назад, максимальный шаг на лопасти когда она пролетает над левым бортом, верхняя точка маха (отклонения лопасти по вертикали) - когда она пролетает над канопой.

Если тот факт, что “диск ротора” есть ни что иное как лопасть сделавшая 1 полный оборот, а наклон “диск ротора” получается из маха лопасти вверх-вниз за 1 оборот, правильно понят и принят, придётся принять ещё один факт:
“Диска” (твёрдого тела с массой распределённой в плоскости круга) НЕТ. Есть две лопасти в каждый отдельный момент времени образующие прямую линию с вёслами на концах.

Силы влияющие на вертикальное перемещение лопасти при установившемся равномерном полёте (тяга двигателя и лобовое сопротивление интересны только в динамике, а это тема отдельная):

  • Сила тяжести - в статике уравновешена подъёмной силой от общего шага.
  • Центробежная сила - действует в плоскости вращения центра массы лопасти (которая у модельного вертолёта при спокойном полёте практически совпадает с лопастью ибо конуса почти нет) и стремиться вернуть лопасть на место при её отклонении от этой плоскости.
  • Подъёмная сила - на прямую зависит от угла атаки лопасти, который зависит от шага (здесь и далее - циклический шаг, ибо подъёмная сила от общего шага убилась об силу тяжести) и плоскости вращение центра массы лопасти, направленна перпендикулярно лопасти.
  • Упругость демпферов в хабе - кроме всего прочего ограничивает мах лопастей (вращение лопастей по “крену”) и участвует в передаче момента с лопастей на тушку (в статике воздействие на лопасть уравновешивается вертикальной составляющей центробежной силы).
  • Сила сервы - задаёт и ограничивает угол атаки лопастей и их самопроизвольное вращение по “тангажу” (шагу), связывает лопасть через тяги-тарелку-сервы с рамой вертолёта.

Цитата из вики: “Главное свойство прецессии — безынерционность: как только сила, вызывающая прецессию волчка, пропадёт, прецессия прекратится, а волчок займёт неподвижное положение в пространстве.

Не вдаваясь в теорию, прецессию вызывает сила пытающаяся отклонить ось вращения тела, тоесть в нашем случае подъёмная сила вызванная изменением шага. Факт вроде бы не вызывавший сомнений выше: когда на лопасти максимальный шаг и угол атаки, она находится ровно в середине маха => в горизонте (перпендикуляр к валу ОР), при этом на неё действует максимальная подъёмная сила и следовательно максимальная прецессия. Прецессия вызывает момент, по умному правилу на 90 градусов сдвинутый от точки приложения силы, стремящийся повернуть “диск ротора”. То же самое справедливо и для второй лопасти, на которой отрицательный шаг. Даже прецессия направлена в ту же сторону.
Вроде пока всё сходится, и автор статейки про прецессию наверно останосился вполне довольный собой, НО!
Тут появляется западло принятое, и надеюсь понятое, чуть выше в этом посте: такой вещи как “диск” лопастей НЕТ. Через 90 градусов от лопасти на которую действует сила вызвавшая прецессию в данный момент НИЧЕГО НЕТ, и оно чисто физически не может повернуться и отклонить этот самый “диск лопастей”. Однако сама лопасть обладает массой и прецессия пытается повернуть её по “тангажу” и увеличить угол атаки (шаг). Если вспомнить силы действующие на лопасть, то она жёстко связана с рамой (по тангажу через тяги-тарелку-сервы) и не может просто так повернуться. Поидее прецессия через эти самые тяги должна участвовать в создании лопастями момента поворачивающего сам вертолёт вслед за “диском ротора”, но оказать влияние на вертикальное перемещение лопасти (а следовательно и отклонение “диска ротора”) на данном этапе прецессия не в состоянии.

Идём дальше. Лопасть повернулась на 90 градусов, находится в верхней точке маха, шаг и угол атаки на лопасти - ноль, подъёмная сила - ноль, прецессия за неимением силы отсутствует. Да, лопасть сейчас находится именно в той части “диска ротора” которую не так давно пыталась повернуть прецессия, но приведённая выше цитата из вики утверждает, что прецессия безынерционна и момент от неё исчез давно и бесследно. То есть на данном этапе “прецессия поворачивающая диск ротора” отсутствует в принципе.
=> Не может прецессия наклонить “диск ротора”.
Попытаться скрутить мягкую лопасть увеличив шаг на ней - должна смочь. Передать часть момента от наклоняющегося “диска ротора” на тушку вертолёта - вроде тоже может.

Теперь об том что же заставляет лопасть совершить мах и почему она оказывается в верхней точке пролетев 90 градусов от того места, где на лопасти был максимальный шаг и угол атаки:

На виде сверху лопасти вращаются по часовой стрелке. В точке 1 шаг максимальный, в точке 2 шаг нулевой, в точке 3 шаг минимальный, в точке 4 шаг нулевой. Как писал выше, летим назад.

Точка 1. Лопасть перпендикулярна ОР (в горизонте), шаг (циклический) и угол атаки максимальны => подъёмная сила и вертикальная скорость лопасти максимальны и направленны вверх => лопасть поднимается вверх.

Участок 1-2. Шаг и угол атаки постепенно убывают => подъёмная сила и вертикальная скорость постепенно падают, но всё ещё направленны вверх => лопасть замедляется, но продолжает поднимается вверх.

Точка 2. Лопасть достигла верхней точки маха, шаг и угол атаки равны нулю => подъёмная сила и вертикальная скорость равны нулю => лопасть закончила подниматься, но ещё не начала опускаться.

Участок 2-3. Шаг и угол атаки постепенно растут в минус => подъёмная сила и вертикальная скорость постепенно растут, но теперь направленны вниз => лопасть начала опускаться и постепенно разгоняется.

Точка 3. Лопасть перпендикулярна ОР (в горизонте), шаг (циклический) и угол атаки максимально отрицательны => подъёмная сила и вертикальная скорость лопасти максимальны и направленны вниз => лопасть опускается.

Участок 3-4. Шаг и угол атаки постепенно убывают => подъёмная сила и вертикальная скорость постепенно падают, но всё ещё направленны вниз=> лопасть замедляется, но продолжает опускаться.

Точка 4. Лопасть достигла нижней точки маха, шаг и угол атаки равны нулю => подъёмная сила и вертикальная скорость равны нулю => лопасть закончила опускаться, но ещё не начала подниматься.

Участок 4-1. Шаг и угол атаки постепенно растут в плюс => подъёмная сила и вертикальная скорость постепенно растут и направленны вверх=> лопасть начала подниматься и постепенно разгоняется.

Какие силы тянут за собой вертолёт в динамике в слух писать не готов, но шкурой чую, что причина неведомого мне фазинга (читал мало, а руками почувствовать пока скила нет) скрывается где-то в отставании(опережении) угла атаки от шага в точках 1, 2, 3 и 4 при резком манёвре. Тогда максимальная подъёмная сила на лопасти будет не в точке 1, а чуть позже(раньше), до верхней точки маха лопасть доберётся чуть позже(раньше) точки 2 => наклон “диска ротора” будет чуть сдвинут по(против) часовой стрелки от наклона тарелки.