Выбор новичка

Motorhead_in_therion
  1. Нитра последние 2 лет стала практически полностью нецелесообразна и ее есть смысл брать только в случае 100% желания возится с ДВС (и опыт тут крайне желателен - вопрос про хранение показывает высокий шанс его отсутствия), иначе летать будете мало. Проблем с хранением нет, т.к. нет запаха.

  2. Вы живете в районе (Мск+МО) высокой концентрации вертолетных тусовок - съездите, посмотрите, поговорите.

ВладимирМ

Выяснил что,МАСТЕР СР,это ВАЛКЕР.Нашол,посмотрел.Пол ночи изучал ветку по этой модели.Да,для меня это претендент на приобретение.Но просматривая тему обратил внимание на то,что на некоторых моделях при определенных условиях возникает закручивание хвоста.Понятно что при вращении О.Р. возникает сила пропорциональная нагрузке на О.Р. стремящаяся повернуть фюзеляж или корпус в сторону противоположную вращению.О.Р. Х.Р. своей тягой компенсирует эту силу(силу реакции винта).Это общеизвестно. Система стабилизации,если я правилно понял(фбл),призвана дозировать тягу Х.Р. в зависимости от нагрузки на О.Р удерживая этим фюзеляж от проворота .Так почему тогда в какие то моменты хвост все таки закручивается?Не могу сам допереть.Разъясните плиз кто в курсе. Владимир.М.

Александр_1-й

Потому что там мотор в жопе.
В этом есть плюсы и минусы.
Плюс собственно только один - значительно более высокая крашестойкость, в общем то уникальная для вертолета такого размера, за счет того, что нет передачи тяги ОР на хвост.
Минусы - продолжение плюсов. Дополнительный мотор, как источник повышенной ненадежности, но это пол-беды, самое главное, что скорость изменения вращения мотора ОДНОЗНАЧНО меньше, чем просто передвинуть серву и изменить угол атаки лопастей ХР.
Т.е. вертолет для новичка. Повышенная крашестойкость - это плюс, мотор в жопе - минус, как продолжение плюса, будет сворачивать хвост на силовых фигурах. Однако новичку сначала до силовых фигур как до Пекина раком, поэтому на это можно не обращать внимание.

БОРИС_ЗИМАРСКИЙ
Александр_1-й:

Т.е. вертолет для новичка. Повышенная крашестойкость - это плюс, мотор в жопе - минус, как продолжение плюса, будет сворачивать хвост на силовых фигурах. Однако новичку сначала до силовых фигур как до Пекина раком, поэтому на это можно не обращать внимание.

+100. Александр-1 плохого не посоветует. К примеру- долго выясняли и пришли к выводу- Валкера 450 для новичков. Учитесь в удовольствие, так оно и есть.

ВладимирМ

Спасибо Александр.Все понял-техн не совершенство.У меня конечно пока будет плоский пилотаж,без изяществ.Следующий вопрос-На сколько я понял,управление верт…с коллективным ш…отличается от только с цикликом в основном тем,что при посыле аппарата в любое направление и при возвращение стика в 0,аппарат продолжает движение в том направлении.Другими словами,если к примеру,элеваторным стиком послать верт влево,а левый стик чуть отклонить влево,то верт будет описыватть окружность левым боком против часовой с… даже если вернуть элеваторный в 0. Тоесть тарелка не ложитса в горизонталь пока элеваторный не дерниш в противоположное. Если это так,то это на всех пилотажных или только на бесфлайб и на всех режимах или только в пилотажном? И это ни как настройками не убрать?И именно это имеется ввиду когда говорят что после 911 надо заново учиться,Очень жду ответа.В.М.

БОРИС_ЗИМАРСКИЙ
ВладимирМ:

после 911 надо заново учиться

Да, конечно. Теория это конечно хорошо, но сим- пара-тройка часов и Вы в воздухе и получаете наслаждение полетом… Удачи!

ВладимирМ

СИМ,я полагаю,это наработка моторики,это правильно,это нужно.Но я должен четко представлять себе что,для чего,и почему так а не иначе.Конечно будут крашы,но пусть они будут по неопытности,а не по невежеству.Хочу иметь представление о предстоящем,но так как самой модели и аппаратуры в руках пока нет,а (звездной) болезнью я не страдаю,то и спрашиваю у тех кто занимается этим не с сегодня.Надеюсь поможете разобраться.Владимир М.

Александр_1-й
ВладимирМ:

Другими словами,если к примеру,элеваторным стиком послать верт влево,а левый стик чуть отклонить влево,то верт будет описыватть окружность левым боком против часовой с… даже если вернуть элеваторный в 0. Тоесть тарелка не ложитса в горизонталь пока элеваторный не дерниш в противоположное. Если это так,то это на всех пилотажных или только на бесфлайб и на всех режимах или только в пилотажном? И это ни как настройками не убрать?И именно это имеется ввиду когда говорят что после 911 надо заново учиться,Очень жду ответа.В.М.

Да любой, да в любом режиме. Что же касается описанного вами поведения и выводов - примерно так, но не совсем. Тарелка в горизонталь как раз ложится. При возврате стика в 0, тарелка становится строго горизонтальной, но это не значит, что ВЕРТОЛЕТ выправится в горизонталь. Но и “по кругу” его закручивать не будет, как это вы себе представляете. Он просто все время будет лететь ВЛЕВО с одинаковой скоростью, зависящей от того, насколько вы наклонили ротор. Т.е. приведу более простой пример. На FP вертолете 911, чтобы полететь вперед, вам надо нажать стик вперед и ДЕРЖАТЬ его. На нормальном вертолете стик надо качнуть вперед и вернуть на место! Вертолет полетит вперед, и будет лететь вперед все время, пока не сядут батареи (сопротивлением воздуха, а также альтернативно одаренными товарищами, утверждающими, что он “самовыравняется из-за смещения центра масс” мы сейчас пренебрежем). А вот чтобы остановить и зависнуть - надо качнуть стик уже назад, и опять вернуть на место. Поскольку из-за “смещения центра масс” назад он не выровняется, пусть там альтернативно одаренные хоть застрелятся.

Про сравнение с 711 - да, именно это и имеется в виду, поскольку из вышесказанного следует, что когда вы отпускаете стик, вертолет НЕ САМОВЫРАВНИВАЕТСЯ, как ФП и соосник, а продолжает лететь в направлении которое вы ему задали ранее, откуда следует, что просто ВИСЕТЬ надо уже долго учиться.
Для иллюстрации возьмите в руки кусок стекла и поставьте на него металлический шарик от подшипника. И попытайтесь держать этот шарик в одной точке. Вот так и СР вертолет управляется.

kasmirov
ВладимирМ:

Тоесть тарелка не ложитса в горизонталь пока элеваторный не дерниш в противоположное.

Тарелка никак не привязана к горизонтали. Она выполняет команды фбл, которая поддерживает заданные угловые скорости по каналам с пульта.
Т.е. отклонили вы стик вперед и удерживаете, выртолет начнет совершать вращение вперед с постоянной скоростью пропорционально отклонению стика.
Как только вы перевели стик в центр, фбл будет поддерживать нулевую скорость в данном канале (последнее положение вертолета).
Т.е. если стик отклонен вперед, а потом возвращен в центр, верт отклонится вперед и будет лететь, сохраняя данное положение.

Грубо говоря тарелка никогда не будет строго перпендикулярной валу, но будет близка к этому. У нее очень небольшие отклонения на компенсацию разных моментов.
Вот мы даже кино сняли для лучшего понимания работы тарелки 😃

www.youtube.com/watch?v=zR3DcGiJMRk

alien131314

интересно было посмотреть. Еще более интересно мне было бы посмотреть работу руддерной сервы - насколько она при разных маневрах отклоняется, т.е. насколько выбирается запас хода механики хвоста. Есть такое видео где - нибудь?

БОРИС_ЗИМАРСКИЙ
Александр_1-й:

Для иллюстрации возьмите в руки кусок стекла и поставьте на него металлический шарик от подшипника. И попытайтесь держать этот шарик в одной точке. Вот так и СР вертолет управляется.

+100 Идеально правильное сравнение (без дебрей теории).

ВладимирМ

Уважаемые Александр 1 и Kasmirov.Большое спасибо за науку.Все доходчиво и на примерах.И хоть я не согласен с каждым по одному пункту(склонен думать что просто ошибка или опечатка),в чем хотел,я с вашей помощью разобрался.Видео прекрасно и интересно с точки з…механики.Правда я, не узрел где тарелка оставалась в определенных положениях по воле пилота,а где по принуждению фбл.Но это уже не столь важно.Еще раз благодарю вас.Владимир М.

Александр_1-й

Вы уж сообчите по какому пункту вы не согласны 😉 просто интересно.
ЗЫ Я не совсем там правильно выразился, тарелка возвращается в горизонталь относительно вертолета (не земли), т.е. перпендикулярно валу ОР. Так наверное яснее будет.

ВладимирМ

Если правым с…я послал верт…влево и при этом левый стик наклонил влево,(вращение влево),то двигаясь влево и поворачиваясь влево он тем самым будет описывать круг против час…стрелки.Разве нет?

И хотел бы уточнить-если флайберный верт… ведет себя и управляется также как верт…с фбл(не самостабилизируется),то для чего тогда флайбар?

Александр_1-й

Нет разумеется, он будет делать нечто напоминающее начало пирофлипа. Это если вы будете удерживать И левый И правый стик, а если нет…

У вас вообще все смешалось в доме Облонских. Рассматривайте стики отдельно.

Предположим вы наклонили вертолет на 45 градусов влево правым стиком. Потом вернули правый стик на место. Вертолет остался наклоненным на 45*
Если теперь ничего не будет меняться - вертолет полетит влево с этим креном с какой то определенной скорость. Прямолинейно полетит.

Теперь предположим вы придали вращение руддером (левым стиком) по или против часовой - значения не имеет. Придали вращение - это значит нажали левый стик и держите. Теперь что при этом будет происходить:
Вертолет точно так же будет лететь ПРЯМОЛИНЕЙНО влево, в том же направлении куда он летел раньше, но вращаясь при этом вокруг своей оси по руддеру.

Рассматривайте все относительно вертолета, каждый из стиков руддер/элеватор/элерон придает ему смещение по одной из осей относительно центра вертолета!

Так что НИКАКИХ кругов ни по, ни против часовой стрелки он описывать не будет, он будет лететь прямолинейно влево, вращаясь при этом вокруг своей оси.

ВладимирМ:

И хотел бы уточнить-если флайберный верт… ведет себя и управляется также как верт…с фбл(не самостабилизируется),то для чего тогда флайбар?

Для начала, что значит не “самостабилизируется”? Он как раз именно что “самостабилизируется”, это вы путаете “самостабилизацию” и “автовыравнивание в горизонт”. Это СОВЕРШЕННО разные вещи. “Самостабилизируется” - это значит - удерживает тот же наклон по всем трем осям, который был задан пилотом с пульта ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ от внешних воздействий (воздушных потоков). Вы ему задали скажем наклон вперед на 10*, влево на 15* и повернуть хвост на 45*, вот в этом положении он и будет находится все время, пока вы не воздействуете на него с пульта. РАЗУМЕЕТСЯ при этом он будет лететь вперед и влево относительно земли, но углы - будут неизменны. Вот это и есть “самостабилизация”.
Задача флайбара, так же как и ФБЛ - одна и та же, сопротивляться ВНЕШНИМ воздействиям удерживая вертолет в том состоянии, в котором пилот его поставил с помощью пульта. По сути флайбар - это двухосевой МЕХАНИЧЕСКИЙ гироскоп, стабилизация по третьей оси (по руддеру) делается электронным гироскопом. А ФБЛ - это трехосевой гироскоп, т.е. хвост как и раньше стабилизируется электроникой, но и по двум другим осям, вместо механического гироскопа - флайбара, поставили электронный гироскоп - ФБЛ. Кроме того флайбар еще и усилитель, но это уже дебри.
Обратите внимание на то КАКОЙ там флайбар - аэродинамические лопатки. А вы путаете со своим флайбаром - двумя грузиками. Так вот ФБ с грузиками работает по другому - как юла, выравниваясь в горизонт. Т.е. флайбары оне тоже бывают разные 😉

ЗЫ Добавлюсь еще - ФБЛ вертолет самостабилизируется ЛУЧШЕ, чем вертолет с флайбаром, поэтому новичку им управлять проще. Но это надо рассматривать гироскопы с удержанием/без удержания, разницу в их работе (внешние проявления), в общем лезть далеко в дебри. Поверьте просто на слово - начинать с ФБЛ легче 😉

FRUKT
Александр_1-й:

Поверьте просто на слово - начинать с ФБЛ легче

Саша очень хорошо всё расписал выше, как обычно спасибо:)
К выделенной цитате хочу сделать лишь небольшое дополнение:начинать с грамотно настроенной ФБЛ легче.
При невыполнении этого дополнения гарантированы танцы с бубном на поле и разбитые “непонятно почему” вертолёты;)

alien131314

ну, флайбар тоже надо настраивать. Я помню, когда у меня была ХК450, каждый раз, когда мне надо было ее спускать вниз, я покрывался холодным потом - болтало ее как говно в проруби. ФБЛ верт идет как по рельсам. Если правильно настроен, конечно, но ни с брайном, ни с вибаром проблем в настройке у меня не было, а 3gx это отдельная история. Щас вот микроба пощупаю в 300ке…

Александр_1-й
FRUKT:

начинать с грамотно настроенной ФБЛ легче. При невыполнении этого дополнения гарантированы танцы с бубном на поле и разбитые “непонятно почему” вертолёты

Ну на это, я когда то написал вот это: Некоторые особенности настройки ФБЛ систем, для новичков которые настраивают флайбарлесс первый раз. с дополнениями благодаря коллективному разуму. Некоторым помогло 😉

YIR78
alien131314:

ну, флайбар тоже надо настраивать. Я помню, когда у меня была ХК450, каждый раз, когда мне надо было ее спускать вниз, я покрывался холодным потом - болтало ее как говно в проруби. ФБЛ верт идет как по рельсам. Если правильно настроен, конечно, но ни с брайном, ни с вибаром проблем в настройке у меня не было, а 3gx это отдельная история. Щас вот микроба пощупаю в 300ке…

На “веслах” тоже можно летать, несколько лет назад, когда еще не наступила эра фбл, многие учились именно на них и в 450 размере тоже, с разными гироскопами от НК401 и выше, и ведь летали же, да, может быть и корявенко, но летали. Научившись держать 450-й (и не только) “на веслах” и пересев на фбл - первое ощущение что он сам висит. Освоение навыков полета с фбл заметно быстрее чем с флайбаром.
А фбл нормально настроенный (с нормально настроенной механикой, в т.ч. и клоны) летит и ZYX, и 3ГХ, микроб тем более (эти фбл пробовал). Как летит вопрос отдельный, но тем не менее, летать можно.

ВладимирМ

Да, товарищи вертолетчики,вы меня просто потрясли. Я то полагал что тарелка строго идет за стиком,ан нет,все не так.И зачем? Так ведь не удобно! Как тогда скорость движения убавлять если при возврате стика он все равно летит вперед. Как же тогда по дуге лететь если при движении прямо, руддером он не поворачивает,а вращается?Толи дело на ф.п ,дал элеваторный вперед -верт пошел,добавил элеваторный-он быстрей.Наклонил при этом руддер он по дуге или по кругу,или но восьмерку. .А если пустить по кругу боком и прибавить оборотов и умудриться не влететь в стены или мебель,то верт разгоняется,опускает хвост градусов под 60 и выполняет некое подобие воронки.И это простой ф.п911,ему бы еще коллективных! Ни как я не решусь на фбл! Огромное спасибо всем кто принимал участие в моем ликбезе.Очень приятно с вами общаться.Владимир.М.

Alex_63
ВладимирМ:

На сколько я понял,управление верт…с коллективным ш…отличается от только с цикликом в основном тем,что при посыле аппарата в любое направление и при возвращение стика в 0,аппарат продолжает движение в том направлении.Другими словами,если к примеру,элеваторным стиком послать верт влево,а левый стик чуть отклонить влево,то верт будет описыватть окружность левым боком против часовой с…

Вы описали особенность вертолета с ФБЛ. С флайбаром верт сам стабилизируется в воздухе. Кстати, при отпускании стика верт с ФБЛ будет лететь не по окружности, а по прямой в заданном направлении.
Коллективный шаг отличается от фиксированного тем, что в FP (фиксированный шаг) подъем/опускание верта происходит из-за изменения оборотов мотора ОР, а в CP (коллективный шаг) из-за изменения угла атаки лопастей путем движения тарелки перекоса вверх/вниз. И фигуры высшего пилотажа (3D) можно выполнять только на вертолете с коллективным шагом.