Выбор 450ки ( +stretched )

Vladimir_K=

Хотел было стартануть сравнительный топик “Gaui X3 vs Align 450L Dominator”, но Игорь опередил, грамотно расширив тему до всех 450-к. Так что мой материал будет к месту.

Верты по классу равны, по конструктиву весьма схожи, по ценам - рядом.
Читал подобные темы на импортных форумах и не удержался, решил сравнить сам. Так у меня прописалась Гайка. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграл приобретенный опыт, о чем я писал здесь: rcopen.com/forum/f60/topic328403/560 и вообще в той ветке.

Про разницу в конструкциии и материалах говорить не буду, переговорено. В двух словах для непосвященных: обилие пластика в Gaui на прочности в худшую сторону не отразилось, а то и наоборот: по отзывам нештатно приземлившихся, верт достаточно прочен, и там где металл гнется, пластик демпфирует. Смотря какой пластик и какой металл. Общее мнение: пластик в Гайке - правильный. Хотя нет, одну конструктивную особенность Доминатора обойти стороной не могу: кушать не могу, какую личную неприязнь испытываю к тому, кто придумал кейс с передними коничками. Чтоб он в своем азиатском аду бесконечно их менял.

Итак:

  1. Валы.
    Основной - 6мм, межлопастной - 5мм. Соответственно и подшипники крупнее, а значит надежнее. Похоже у Гайки нет и не будет проблем с кривыми ОР, как у Доминатора. И я даже не крашеустойчивость имею в виду. Нагрузки у Доминатора выросли, а валы ОР - прежние, вот их и гнет. Да еще и с техпроцессом закалки недоглядели. Кстати, у Гайки вал ОР трехопорный.

  2. Канопа.
    Лучшая читаемость у Гайки, но не это главное. Главное, что Алайновская канопа в местах крепления крошится, несмотря на весьма бережное обращение. Подклеил полистирольные кругляши изнутри.

  3. Люфты.
    Да, они должны быть, никто не спорит. Но, то что у Доминатора - это уже не рабочие люфты, беспредел это, однако. О допусках и посадках или алайновские инженеры имеют слабое представление или производители: расхлябанные тарелки (у меня их три), проваленные отверстия под подшипники в цапфах ОР. Встречались межлопастные валы, которые приходилось стачивать для устранения осевого люфта. Вы пробовали стачивать каленую сталь? Настройка такой насыпной конструкции несколько охладила мой восторг по поводу того, как же здорово все детальки при сборке подошли друг к другу без напильника.

  4. Качество.
    Собрав Доминатор, так и не смог вывести углы в ноль, пока не заменил голову. Видно что-то с геометрией. С новой головой выставились углы (хитровыдрюченным способом) и снизились вибрации, но отверстия под подши в цапфах - это пипец, и с каждым полетом ситуация ухудшается, потому что при перекладке шагов стальные подши разбивают алюминиевый пипец больше и больше. На Гайке голова вообще не люфтит. Углы выставились как надо с пол-тычка. Алайновская DFC голова - вопрос, конечно, обсуждаемый, но сочетание существующих люфтов и DFC головы сводит на нет преимущества последней (если они есть). Насчет “удовольствия” снять-поставить линки писать не буду. Кстати менял DFC тарелку на обычную - разницы в полете не почувствовал. Нечувствительный, наверное. Повторюсь про валы ОР Доминатора: у меня их 7 шт, 4 из них - кривые сразу из пакетика. Подшипники - говно откровенное, вот последняя история.

  5. Хвостовой плавник.
    У Гайки - редкостная сопля, как и ее крепление. Алайн тут рулит. Был у меня случай, когда Доминатор в воздухе закрутило из-за глюка аппы, так я эту юлу посадил без повреждений. У Гайки хвост ушел бы в минус, что у предыдущего хозяина и случилось на старте из-за неверно выставленной компенсации. Хвост крутануло и плавник просто вырвало, несмотря на то, что он явно короче, чем надо, до земли не достает.
    Плавник, на Доминаторе тоже надо удлинять, от ХР до земли всего ничего, чего не скажешь про Гайку, там при всем желании не зацепишься.

  6. Цапфы ОР.
    Никогда бы не подумал, что пластиковые цапфы могут быть так хороши: широкие, с шестигранным поднутрением внизу. Ну что, так трудно было на Доминаторе сделать это поднутрение? Да еще и гаечка на 5,5, хрен ключ подберешь, разводной с собой таскаю. Никаких люфтов в цапфах Gaui, так они еще и апгрейд предлагают, чтобы эти никакие люфты уменьшить.
    Еще один момент: на Гайке вот так, как на фото, не получится.

  7. Установка батарей.
    В обеих моделях загрузка батарей - на салазках внутрь рамы. В Алайне к этому узлу явно приложили голову, а в Gaui - другое место. Фиксатор - дешевка, которую на морозе я бы руками не трогал. Салазки, что крепятся на батарею - муд рыдания: липучку не используешь, ширина рамы не позволит этот пирог вставить. С Генсами
    www.fast-lad.co.uk/store/prod...ducts_id=25748
    не получается. А если не липучка, то - изолента или скотч. Попробуйте скотч 2-3 раза через отверстие просунуть без упоминания тайваньской мамы. Для меня этот вопрос актуален, т.к. акки я использую на обеих вертушках.

  8. Лопасти.
    Родные 360мм лопасти Gaui на деле оказались 350мм. И разбалансированнее алайновских. Из трех комплектов алайновских только на одной паре пришлось подклеить несколько сантиметров 12мм скотча, меньше обхвата лопасти. Можно было бы этих блох и не ловить. На Гаечную же лопасть намотал 4 слоя того же скотча.

  9. Вибрации.
    Блин, в Гайке их нет. Во всем диапазоне оборотов. Да, вертолетов без вибраций не бывает, но в Доминаторе я с ними в бесконечной, заведомо проигрышной войне, а с Гайкой даже неинтересно. Кстати, и основная шестерня и обгонка у Гайки круглые и ровные, ну как такое бывает?
    У Гайки вал привода хвоста сидит в одном промежуточном подшипнике и не пыхтит. В Доминаторе с одним подшипником трясло, хотя вал по стеклу катался ровно.
    Для виброперфекционистов Gaui предлагает апгрейд с ремнем. Куплю обязательно.

  10. Комплектация.
    Ожидаю критику: мол, чтобы сравнивать, надо вертушки одинаково упаковать. Упаковка:

Доминатор:
Регуль - стоковый helidirect.com/align-rce-bl45x-brushless-escgovern…
Мотор - стоковый helidirect.com/align-460mx-brushless-motor1800kv-p…
Перекос - hobbyking.com/…/__31624__TGY_306G_HV_High_Voltage_…
Хвост - www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
ФБЛ - iKon

Gaui:
Регуль - www.helidirect.com/hobbywing-...el-p-35801.hdx
Мотор - www.helidirect.com/scorpion-h...ft-p-33622.hdx
Перекос - www.helidirect.com/mks-ds95-m...vo-p-22108.hdx
Хвост - www.helidirect.com/mks-ds95i-...vo-p-23315.hdx
ФБЛ - iKon

В общем то весьма похожая комплектация. ФБЛ - принципиально одинаковая, хоть и был соблазн на Гайку V-Bar прикрутить.

  1. Полет
    Оба на 3000 об. с iKon’вским гувером и идентичными настройками ФБЛ, на вышеупомянутых Генсах и Тандерах 1300mah.
    Ну вот не могу я выбрать любимчика.
    Гайка кажется заряженнее, меньший вес сказывается. Читал, что ее можно раскручивать до 4500. Как по мне, это - перебор, но до 4000 попробую, просто интереса для. Должен получиться монстр. Не разобрался бы в воздухе этот монстр. Что понравилось в Гайке очень - четкость управления, будто жесткая связь между стиками и вертом. Может из-за отсутствия люфтов, может из-за не самых последних серв. Прямо, как в симе. Доминатор, например, не хочет в точке висеть, подруливать надо. Я взлетаю и сажусь на полиуретановый коврик, который таскаю с собой на поле, так вот, на Гайке завис и нежно опустился в центр, а Доминатор все время сдриснуть норовит, отлавливаю момент, когда его приземлить. Однажды доотлавливался до отсечки.
    Зато Доминатор в полете плавнее, повальяжней что-ли, мне нравится эта инерционность. Воронки, кстати, на нем легче получаются.

Шум. Гайка рядом с Алайном шелестит. Ну, это на любителя. Мне больше алайновский свист по душе, когда он мимо проносится, Доминатор он или где!

В общем, как это чаще всего и бывает: хотел сравнить и оставить одного, а похоже на то, что эти два хвостатых деньгоотсоса позволили мне остаться с ними. Ну что же, вопрос времени: самый привередливый пойдет на выход. Надеюсь, не я. 😃

А вот и видео люфтов головы:

Vladimir_K=

И да. Насчет “по ценам - рядом”.
Теперь уже ответственно могу сказать. Ни разу не рядом, учитывая алайновское “качество”. Негуманная цена получается после устранения фирменных косяков.

alien131314
Vladimir_K=:

Кстати, и основная шестерня и обгонка у Гайки круглые и ровные, ну как такое бывает?

У JRки тоже так. Я даже удивился - видя алайны думал, что такого в природе не бывает! Практически нету ни радиального, ни осевого биения. Про видео с люфтами: да, в доминаторах, которые я видел, есть люфт, но - как мне показалось - поменьше. Насколько я понимаю, этот люфт проявляется дополнительными вибрациями и - соответственно - неточностями при переходе лопастей через ноль - неважно, по циклику или коллективу.

Vladimir_K=
alien131314:

этот люфт проявляется дополнительными вибрациями и - соответственно - неточностями при переходе лопастей через ноль

Именно так, а еще именно поэтому нет такой четкой реакции на стики, как у Гайки.

alien131314
Vladimir_K=:

Именно так, а еще именно поэтому нет такой четкой реакции на стики, как у Гайки.

Вообще, четкость управления много от чего зависит - и от люфтов/биений/вибраций, и от фблки, и от серв, и от настройки ФБЛки.
Очень хочется (и - надеюсь - получится ) полетать на доминаторе и на JRке, сравнить - именно в один присест, так - то я на обоих моделях летал. Лично я, немного полетав на Доминаторе, кроме отвратительно читающейся канопы никаких противностей не обнаружил. Все было очень четко, предсказуемо и контролируемо. На JR ке есть больше специфики, но я пока это все списываю на аналог vivid flying style, который выставил в спартане. Т.е. алгоритм цифровой стабилизации при таких настройках работает по минимуму.

Vovets

Чоткость управления очень сильно зависит от демпфирования цапф ОР и от общей жосткости рамы. Ну и от серв, конечно.

alien131314
Vovets:

очень сильно зависит от демпфирования цапф ОР

Кстати, в спартане есть много настроек насчет этого - во - первый, выставляется тип демпферов - мягкий, жесткий и DFC, и есть еще несколько опций по управлению рывками коллективного шага. Короче, все сделано, чтобы уменьшить перегрузки на механику, если это надо, конечно. Но я пока не вникал сильно в эти настройки. Сейчас задача - минимум - добиться чтобы его в принципе на поле можно было настраивать, я пока прошился, но еще не проверял. Датапод приедет хорошо если недели через 2…

Vovets
alien131314:

есть еще несколько опций по управлению рывками коллективного шага

Ну, тут Вы немного преувеличиваете, кроме Collective Boost я ничего не вижу в настройках.

Vovets
alien131314:

Ну а как же Cyclic response?

Есть такое, да. Но было написано про “рывки коллективного шага”, вот я и пошёл смотреть.

Tigron

Думаю, мало у кого сейчас найдется в эксплуатации Thunder Tiger Mini Titan Е360. Однако, я уже 6 с половиной лет летаю на его предшественнике Е325 на 3S с флайбаром. Могу поделиться впечатлениями. По конструктиву эти вертолеты практически не отличаются.

DemidSPb

jr forza лучше не делать стрейч. В ней весь цимус - это 450 с 800г полетного веса.

Vladimir_K=:

А если не липучка, то - изолента или скотч. Попробуйте скотч 2-3 раза через отверстие просунуть без упоминания тайваньской мамы. Для меня этот вопрос актуален, т.к. акки я использую на обеих вертушках.

Неудобно вам только из-за того, что вы используете акки на двух вертолетах.
Акки на рельсах изначально не предназначены для постоянного снимания и одевания на рельсу.

Vladimir_K=
DemidSPb:

Акки на рельсах изначально не предназначены для постоянного снимания и одевания на рельсу.

Изначально предназначены. Именно поэтому в ките идет самоклеющееся велькро и две стяжки-липучки. Другой вопрос, что это неудобно. До появления у меня Гайки, ко всем моим аккумам были прикручены пластины. Ну не покупать же еще 6 акков для Гайки. Просто у Алайна это реализовано грамотнее. Должно же у него хоть что-то быть лучше. 😃

alien131314
Tigron:

Однако, я уже 6 с половиной лет летаю на его предшественнике Е325 на 3S с флайбаром. Могу поделиться впечатлениями.

спасибо,лично мне было бы интересно!

7 days later
alien131314

Интересно то, что даже Hirobo имеет в своей линейке электрическую 450ку - Hirobo Embla - утвеждают, что голова имеет очень большой диапазон углов - ±16* ( плюс циклик, разумеется )
Демо видео как - то не впечатлило, и если сейчас стало модно ставить 50-60 А ESC, то у хиробы - всего 40. Трудно сказать, недостаток ли это. Интересно, здесь есть владельцы этой диковинки?

Tigron:

Могу поделиться впечатлениями.

Чего не поделились - то?

BTW, хочется еще затронуть тему 6S vs. 3S
Вот в JR Forza 450, к примеру, можно поставить скорпионовский мотор. Они его делали специально для JR450. Интересно то, что он - 3 баночный. Хотя, я так понимаю, могли бы сделать и 6 баночный.

ottoc

Очень полезная тема.Как раз собираюсь заказывать кит 450ки, но никак не могу выбрать. Пока лидирует тарот из-за цены(5 тысяч рублей это хорошо),но как показывает практика сэкономить-изнасиловать себя потом геморроем с механикой.
Пока выбираю между GUI X3 и компсом (последнего не могу кит без электроники найти).
Надеюсь что более подробно сравните все вертолёты+ фбл(самые ходовые) + всё таки решится 3s VS 6s
PS. извиняюсь за оффтоп

alien131314

Про Warp450 кто - то писал, это это - довольно специфический верт, у него свои муравьи. Но он вроде как достаточно крепкий!
По поводу 3s vs 6s - мои предварительные мысли таковы ( поправьте меня, если я неправ ):

  1. КПД регуля и мотора вряд ли сильно зависит от напряжения. Т.е. я не уверен, что там имеет место зависимость типа “чем выше напряжение - тем выше КПД”. Следовательно, рассеиваемая радиатором мощность будет приблизительно одинаковой-что при токе 20А/11В, что при токе 10А/22В. Если КПД - 95%, то на радиаторе в обоих случаях будет рассеиваться 11 Вт. Т.е. он будет греться плюс- минус лапоть примерно одинаково. Если я неправ- просьба привести конкретное техническое обоснование. Но - да, будут сильнее греться провода к регулю и мотору. Лично мне плевать, греются ли они до 20 или до 30 градусов. Аналогично и с разъемами - допустим, тому же Т коннектору плевать, пропускать ли ток 20А или 40А, равно как и 11 или 22В - это все с лихвой укладывается в допустимые лимиты.
  2. В остальном - главное, чтобы параметры деталей умещались бы в спецификацию - транзистор равновероятно выйдет из строя и при превышении тока, и при превышении напряжения. Как, собственно, и аккумулятор. Если акк рассчитан на ток 25С, то если от него такой ток брать, он будет нормально служить. Для 450ки акка с такой спецификацией вполне достаточно, а меньше нормальных акков, кажется, и не делают. Это при 3S 50А, в то время как мой верт потребляет примерно 23А в среднем за полет ( параметр расчетный, а не из реальных логов ).

Т.о. я для себя пока не вижу резонов переплачивать за 6S сетап. Возможно, когда я разбогатею, я возьму себе на попробовать 6S мотор и сравню. Но пока я проблем с 3S сетапом не вижу, хотя, конечно, регуль греется, и - боюсь - если акк вылетывать за 3 минуты на 30 градусной жаре, регулю придется худо. Но я правда не уверен, что на 6S будет лучше, в частности у того же Доминатора регуль греется тоже.

Про ФБЛ:
лично я обладал следующими: MSH Brain, Mini V-Bar, Microbeast AR7200, Spartan Vortex 1e, Align 3GX. За исключением последнего я бы сказал, что все они примерно одинаково хороши - настраиваются отлично, летают так же. Из них я бы рекомендовал посмотреть предложения б/у вариантов. 3GX я бы не рекомендовал. Также я слышал, что нормален и Tarot ZYX, и Align Gpro. Вообще, фблка не летает сама, летает пилот, и - ИМХО - качества ее полета зависят больше от ее настройки и состояния туши, чем от конкретной модели.
Особенности - Vbar требует при настройке либо спец.устройство, либо комп, зато в про версии имеет ценную вещь - лог полетов и анализ вибраций.
Brain имеет режим автовыравнивания - если запутался - щелк, и верт равняется в горизонт. Требует компа для настройки.
Vortex может быть настроен с компа, но лучше купить датапод. Тоже имеет логи, дешевле v-bara чуть ли не в 2 раза, но виброанализа нету. Может, сделают…
Microbeast - самый простой по настройке, не требует вообще ничего. И летает отлично! Есть версия с встроенным приемником, только для спектрума.

Еще надо смотреть, где у какой фбл выход на УСБ, иногда бывает неудобно устанавливать фблку в какие - то модели. Самое удобное ( имхо ) расположение усб - у V-bar.

Vovets

По поводу 3s vs 6s. Пусть регулятор на 50А. Из 3s мы выжимаем 11.1В * 50А = 555Вт. Из 6s - 1110Вт. Насчёт кпд. Как ни странно, но сам по себе кпд нас не интересует, он у электро силовой и так запредельно высокий, порядка 80% (сравним с 30% или меньше у ДВС). Нас в основном интересует перегрев регулятора и двигателя. Поскольку, как известно, греет ток, а не напряжение, то снижение тока уменьшает нагрев. Но это всё мелочи. Самое главное - это то, что больше пиковая мощность, что ведёт к “более лутшему” регулированию (поддержанию) оборотов.

Из X3 и Варпа для первого раза я бы посоветовал Х3. Варп классный, летит очень серьёзно для своего размера, но при сборке нужно уже немного понимать, что к чему. Для Х3 я бы сразу взял “апгрейд” на ремень. Звук будет приятнее, и конички не будет резать.

alien131314
Vovets:

Из 3s мы выжимаем 11.1В * 50А = 555Вт. Из 6s - 1110Вт.

довольно странное рассуждение, имхо. Потому как это все справедливо только для одинаковой силы тока. В 6S же сила тока будет ниже, поэтому - с какой радости будет вдвое большая мощность?

AlexandrCNH

Если Вы в силах обуздать мощь 6S - купите и не пожалеете. На 3S уже не вернетесь. А теоретические выкладки и личные домыслы оставьте плз для соответствующих веток форума.

Токоотдача у аккумов будет больше 😉

Vladimir_K=
Vovets:

Пусть регулятор на 50А. Из 3s мы выжимаем 11.1В * 50А = 555Вт. Из 6s - 1110Вт

Закон Ома отменили? Ток зависит от потребителя, а регулятор таковым не является, его 50А - это то, что он может обеспечить. Регулятор может быть и 100А, при этом система может потреблять лишь 30.

А вообще-то Саша прав: рассуждать можно долго, надо послушать того, кто на одном и том же аппарате летал и 3s и 6s. Я это сделать не могу, а переводить свои 2 пепелаца с 6 на 3 ради эксперимента лениво. Я читал, что те, кто апгрейдировались с 3-х на 6, возвращаться не хотят, но это вполне может быть и эффект Плацебо.

С другой стороны, снижение тока - уже причина для апгрейда. Раз ток снизили, значит и емкость аккума рациональней используется и сам он целее будет.