Выбор 450ки ( +stretched )
Очень хочется поднять эту тему. Когда речь идет о 450ке, у всех на слуху что -
тарот, доминатор. И типа - все, других моделей нету и/или они почему - то не рассматриваются. Между тем, в классе 450к ( лопасти 325-360 мм. ) я к своему удивлению обнаружил довольно много интересных аппаратов.
JR FORZA 450 - по умлолчанию идет с 325 лопатами, но есть возможность поставить и лопасти побольше. Регуль по умолчанию поддерживает 3 и 6 банок. В комплекте - очень хорошие сервы. Есть JRка EX, в гоблиновском стиле, которая сразу поддерживает 6 банок. Цена - я не делал предметного сравнения, но на момент, когда я ее брал, цена от Align 450L отличалась на где - то 20 евро. ФБЛка у них - вещь в себе, я бы от нее воздержался. Здесь ремень. Аппарат имеет часть пресобранных узлов - хвост и голову. Они уже собраны на локтайте, пересобирать их не нужно, что сэкономит некоторое время. Собирается очень четко и без вопросов, по эксплуатации есть некоторые минимальные придирки, но в целом все пока нравится, хотя точно можно будет сказать после хотя бы 500 полетов и десятка крашей ( тьфу - тьфу )
Mini protos - вроде бы тоже доступен стретч, и регуль аналогично поддерживает 6 банок. Может быть укомплектован хорошей фблкой MSH Brain и моторами на 3/6 банок.
Вертолет - на ремне, причем - что интересно - ремень идет аж от мотора, что делает по идее срыв какой - либо шестерни практически невозможным. Один раз в Литве общался с владельцем, насколько помню - владелец был доволен.
GAUI X3 - тоже весьма обсуждаемый вариант, который хвалят, но здесь - вал, и цена краша, насколько я понял, не является достоинством. Там фактически V-Bar, что тоже можно рассматривать как достоинство.
Blade 450X - дешевый и старый. Тоже ремень. Достоинство - хорошая фблка микробист. Сервы - спорные. мотор, я так понимаю - гавно, короче, похоже, что алайн все же лучше 😃 но тем не менее, такой аппарат тоже есть. Он на 3 банки.
Thunder Tiger Mini Titan 360 - тоже имеет свою фблку, качество которой, если честно, мне непонятно. Саму фирму вроде хвалят, вроде относительно гуманая цена. Черт знает. Очень мало инфы, но лично я бы, если б у меня не было 450ки, тоже его рассмотрел. У него - редкий 4 баночный сетап и 350е лопасти. Аппарат на 95% пресобран, что лично для меня является плюсом.
Что еще хочу сказать: здесь у нас написано - еще со времен ХК, что для новичков - ремень, для продвинутых - вал. Я считаю, что эта информация уже неактуальна ( разве что для вертолетов ХК, которые брать не надо - ни с ремнем, ни с валом ). В ХКшке и блейдах ремень очень сильно перетянут, в современных вертах ремень натянут слабее и это уменьшает расходование мощности. Ремень тише, краш - дешевле, ну а проблемы с статикой эффективно лечатся.
Что касается выбора 450ки как рабочего вертолета - ну…как минимум не хотелось бы обсуждать это в этой теме. Вопрос считаю неоднозначным. Но аргументы в пользу выбора нормальной 450ки есть - в первую очередь это - цена и возможности экспериментов с сетапом, более дешевые акки и т.д. Лично я - возможно - поэкспериментирую с теми же сервами, лопастями на своей JRке - чисто для общего развития - а вот на 500ке в силу цены серв ( и цены краша ) я эксперименты уже не могу себе позволить.
3 или 6 банок? Лично меня пока устраивает 3, и производители выпускают как правило оба варианта. Я подозреваю, что для 450ки 6 банок - скорее мода, чем необходимость. Акки на 6 банок несколько ( некритично ) дороже.
ФБЛку тоже нынче можно взять по относительно нормальной цене - или вообще б/у, и не портить карму всякими к-барами.
Хотелось бы услышать мнение тех, кто эксплуатирует 450ки об упомянутых моделях, и то, какие еще есть модели 450к, достойные упоминания.
Ещё не надо забывать про Warp 360. Уникальная жёсткая голова, придающая полёту фундаментальность 500-ки. И прочная к тому же. 2 ремня - на мотор и на хвост. Мотор на 6s в комплекте. При желании - регулятор (ребрэндиг YGE), сервы и брендированный MSH Brain. Малое количество деталей. Ремонтируется очень быстро. Авторотирует, хотя хвост при этом неуправляемый, т.е. как флюгер. Тихий, насколько можно. Только шум лопастей ОР и хвоста.
Из недостатков - неоднозначный хвост, у кого-то отлично работает, у меня - нет. Внешний вид многим не нравится. Детали достаточно дорогие, но ломаются буквально единицы.
Мне, в общем, в качестве 360 мм модели очень нравится, другого не хочу.
Внешний вид многим не нравится.
В том числе и мне 😃
В том числе и мне 😃
Поэтому решили не умоминать? 😉
Мне зелёно-жёлтая кабина самому не нравится. С красной совершенно другой вид. Хотя форма та же. С красной мне очень нравится. Балка толстая, подкосов нет. Вид очень крепкий, но он и на самом деле жёсткий и крепкий, как все Компасы.
Поэтому решили не умоминать?
Не, я про него забыл. Хммм… ну, вертолет, как я про него слышал - явно не новичковый. BTW, фактор дизайна не так уж и важен ( для меня ). Скажем, моя JRка мне тоже неособо нравится по дизайну. На любителя.
То, что нету подкосов - хорошо. В JRке, кстати, подкосы крепятся не на винты, а на защелки с линками, при краше оно просто отлетит. А вообще, Компас - хорошие, простые, и - что немаловажно - очень прочные вертолеты. У нас вон 500ку человек регулярно прикладывает. Это важнее.
У Гайки 3 есть набор для переделки в ременный вариант.
Хотел было стартануть сравнительный топик “Gaui X3 vs Align 450L Dominator”, но Игорь опередил, грамотно расширив тему до всех 450-к. Так что мой материал будет к месту.
Верты по классу равны, по конструктиву весьма схожи, по ценам - рядом.
Читал подобные темы на импортных форумах и не удержался, решил сравнить сам. Так у меня прописалась Гайка. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграл приобретенный опыт, о чем я писал здесь: rcopen.com/forum/f60/topic328403/560 и вообще в той ветке.
Про разницу в конструкциии и материалах говорить не буду, переговорено. В двух словах для непосвященных: обилие пластика в Gaui на прочности в худшую сторону не отразилось, а то и наоборот: по отзывам нештатно приземлившихся, верт достаточно прочен, и там где металл гнется, пластик демпфирует. Смотря какой пластик и какой металл. Общее мнение: пластик в Гайке - правильный. Хотя нет, одну конструктивную особенность Доминатора обойти стороной не могу: кушать не могу, какую личную неприязнь испытываю к тому, кто придумал кейс с передними коничками. Чтоб он в своем азиатском аду бесконечно их менял.
Итак:
-
Валы.
Основной - 6мм, межлопастной - 5мм. Соответственно и подшипники крупнее, а значит надежнее. Похоже у Гайки нет и не будет проблем с кривыми ОР, как у Доминатора. И я даже не крашеустойчивость имею в виду. Нагрузки у Доминатора выросли, а валы ОР - прежние, вот их и гнет. Да еще и с техпроцессом закалки недоглядели. Кстати, у Гайки вал ОР трехопорный. -
Канопа.
Лучшая читаемость у Гайки, но не это главное. Главное, что Алайновская канопа в местах крепления крошится, несмотря на весьма бережное обращение. Подклеил полистирольные кругляши изнутри. -
Люфты.
Да, они должны быть, никто не спорит. Но, то что у Доминатора - это уже не рабочие люфты, беспредел это, однако. О допусках и посадках или алайновские инженеры имеют слабое представление или производители: расхлябанные тарелки (у меня их три), проваленные отверстия под подшипники в цапфах ОР. Встречались межлопастные валы, которые приходилось стачивать для устранения осевого люфта. Вы пробовали стачивать каленую сталь? Настройка такой насыпной конструкции несколько охладила мой восторг по поводу того, как же здорово все детальки при сборке подошли друг к другу без напильника. -
Качество.
Собрав Доминатор, так и не смог вывести углы в ноль, пока не заменил голову. Видно что-то с геометрией. С новой головой выставились углы (хитровыдрюченным способом) и снизились вибрации, но отверстия под подши в цапфах - это пипец, и с каждым полетом ситуация ухудшается, потому что при перекладке шагов стальные подши разбивают алюминиевый пипец больше и больше. На Гайке голова вообще не люфтит. Углы выставились как надо с пол-тычка. Алайновская DFC голова - вопрос, конечно, обсуждаемый, но сочетание существующих люфтов и DFC головы сводит на нет преимущества последней (если они есть). Насчет “удовольствия” снять-поставить линки писать не буду. Кстати менял DFC тарелку на обычную - разницы в полете не почувствовал. Нечувствительный, наверное. Повторюсь про валы ОР Доминатора: у меня их 7 шт, 4 из них - кривые сразу из пакетика. Подшипники - говно откровенное, вот последняя история. -
Хвостовой плавник.
У Гайки - редкостная сопля, как и ее крепление. Алайн тут рулит. Был у меня случай, когда Доминатор в воздухе закрутило из-за глюка аппы, так я эту юлу посадил без повреждений. У Гайки хвост ушел бы в минус, что у предыдущего хозяина и случилось на старте из-за неверно выставленной компенсации. Хвост крутануло и плавник просто вырвало, несмотря на то, что он явно короче, чем надо, до земли не достает.
Плавник, на Доминаторе тоже надо удлинять, от ХР до земли всего ничего, чего не скажешь про Гайку, там при всем желании не зацепишься. -
Цапфы ОР.
Никогда бы не подумал, что пластиковые цапфы могут быть так хороши: широкие, с шестигранным поднутрением внизу. Ну что, так трудно было на Доминаторе сделать это поднутрение? Да еще и гаечка на 5,5, хрен ключ подберешь, разводной с собой таскаю. Никаких люфтов в цапфах Gaui, так они еще и апгрейд предлагают, чтобы эти никакие люфты уменьшить.
Еще один момент: на Гайке вот так, как на фото, не получится. -
Установка батарей.
В обеих моделях загрузка батарей - на салазках внутрь рамы. В Алайне к этому узлу явно приложили голову, а в Gaui - другое место. Фиксатор - дешевка, которую на морозе я бы руками не трогал. Салазки, что крепятся на батарею - муд рыдания: липучку не используешь, ширина рамы не позволит этот пирог вставить. С Генсами
www.fast-lad.co.uk/store/prod...ducts_id=25748
не получается. А если не липучка, то - изолента или скотч. Попробуйте скотч 2-3 раза через отверстие просунуть без упоминания тайваньской мамы. Для меня этот вопрос актуален, т.к. акки я использую на обеих вертушках. -
Лопасти.
Родные 360мм лопасти Gaui на деле оказались 350мм. И разбалансированнее алайновских. Из трех комплектов алайновских только на одной паре пришлось подклеить несколько сантиметров 12мм скотча, меньше обхвата лопасти. Можно было бы этих блох и не ловить. На Гаечную же лопасть намотал 4 слоя того же скотча. -
Вибрации.
Блин, в Гайке их нет. Во всем диапазоне оборотов. Да, вертолетов без вибраций не бывает, но в Доминаторе я с ними в бесконечной, заведомо проигрышной войне, а с Гайкой даже неинтересно. Кстати, и основная шестерня и обгонка у Гайки круглые и ровные, ну как такое бывает?
У Гайки вал привода хвоста сидит в одном промежуточном подшипнике и не пыхтит. В Доминаторе с одним подшипником трясло, хотя вал по стеклу катался ровно.
Для виброперфекционистов Gaui предлагает апгрейд с ремнем. Куплю обязательно. -
Комплектация.
Ожидаю критику: мол, чтобы сравнивать, надо вертушки одинаково упаковать. Упаковка:
Доминатор:
Регуль - стоковый helidirect.com/align-rce-bl45x-brushless-escgovern…
Мотор - стоковый helidirect.com/align-460mx-brushless-motor1800kv-p…
Перекос - hobbyking.com/…/__31624__TGY_306G_HV_High_Voltage_…
Хвост - www.hobbyking.com/hobbyking/…/uh_viewItem.asp?idPr…
ФБЛ - iKon
Gaui:
Регуль - www.helidirect.com/hobbywing-...el-p-35801.hdx
Мотор - www.helidirect.com/scorpion-h...ft-p-33622.hdx
Перекос - www.helidirect.com/mks-ds95-m...vo-p-22108.hdx
Хвост - www.helidirect.com/mks-ds95i-...vo-p-23315.hdx
ФБЛ - iKon
В общем то весьма похожая комплектация. ФБЛ - принципиально одинаковая, хоть и был соблазн на Гайку V-Bar прикрутить.
- Полет
Оба на 3000 об. с iKon’вским гувером и идентичными настройками ФБЛ, на вышеупомянутых Генсах и Тандерах 1300mah.
Ну вот не могу я выбрать любимчика.
Гайка кажется заряженнее, меньший вес сказывается. Читал, что ее можно раскручивать до 4500. Как по мне, это - перебор, но до 4000 попробую, просто интереса для. Должен получиться монстр. Не разобрался бы в воздухе этот монстр. Что понравилось в Гайке очень - четкость управления, будто жесткая связь между стиками и вертом. Может из-за отсутствия люфтов, может из-за не самых последних серв. Прямо, как в симе. Доминатор, например, не хочет в точке висеть, подруливать надо. Я взлетаю и сажусь на полиуретановый коврик, который таскаю с собой на поле, так вот, на Гайке завис и нежно опустился в центр, а Доминатор все время сдриснуть норовит, отлавливаю момент, когда его приземлить. Однажды доотлавливался до отсечки.
Зато Доминатор в полете плавнее, повальяжней что-ли, мне нравится эта инерционность. Воронки, кстати, на нем легче получаются.
Шум. Гайка рядом с Алайном шелестит. Ну, это на любителя. Мне больше алайновский свист по душе, когда он мимо проносится, Доминатор он или где!
В общем, как это чаще всего и бывает: хотел сравнить и оставить одного, а похоже на то, что эти два хвостатых деньгоотсоса позволили мне остаться с ними. Ну что же, вопрос времени: самый привередливый пойдет на выход. Надеюсь, не я. 😃
А вот и видео люфтов головы:
И да. Насчет “по ценам - рядом”.
Теперь уже ответственно могу сказать. Ни разу не рядом, учитывая алайновское “качество”. Негуманная цена получается после устранения фирменных косяков.
Кстати, и основная шестерня и обгонка у Гайки круглые и ровные, ну как такое бывает?
У JRки тоже так. Я даже удивился - видя алайны думал, что такого в природе не бывает! Практически нету ни радиального, ни осевого биения. Про видео с люфтами: да, в доминаторах, которые я видел, есть люфт, но - как мне показалось - поменьше. Насколько я понимаю, этот люфт проявляется дополнительными вибрациями и - соответственно - неточностями при переходе лопастей через ноль - неважно, по циклику или коллективу.
этот люфт проявляется дополнительными вибрациями и - соответственно - неточностями при переходе лопастей через ноль
Именно так, а еще именно поэтому нет такой четкой реакции на стики, как у Гайки.
Именно так, а еще именно поэтому нет такой четкой реакции на стики, как у Гайки.
Вообще, четкость управления много от чего зависит - и от люфтов/биений/вибраций, и от фблки, и от серв, и от настройки ФБЛки.
Очень хочется (и - надеюсь - получится ) полетать на доминаторе и на JRке, сравнить - именно в один присест, так - то я на обоих моделях летал. Лично я, немного полетав на Доминаторе, кроме отвратительно читающейся канопы никаких противностей не обнаружил. Все было очень четко, предсказуемо и контролируемо. На JR ке есть больше специфики, но я пока это все списываю на аналог vivid flying style, который выставил в спартане. Т.е. алгоритм цифровой стабилизации при таких настройках работает по минимуму.
Чоткость управления очень сильно зависит от демпфирования цапф ОР и от общей жосткости рамы. Ну и от серв, конечно.
очень сильно зависит от демпфирования цапф ОР
Кстати, в спартане есть много настроек насчет этого - во - первый, выставляется тип демпферов - мягкий, жесткий и DFC, и есть еще несколько опций по управлению рывками коллективного шага. Короче, все сделано, чтобы уменьшить перегрузки на механику, если это надо, конечно. Но я пока не вникал сильно в эти настройки. Сейчас задача - минимум - добиться чтобы его в принципе на поле можно было настраивать, я пока прошился, но еще не проверял. Датапод приедет хорошо если недели через 2…
есть еще несколько опций по управлению рывками коллективного шага
Ну, тут Вы немного преувеличиваете, кроме Collective Boost я ничего не вижу в настройках.
Ну а как же Cyclic response?
Ну а как же Cyclic response?
Есть такое, да. Но было написано про “рывки коллективного шага”, вот я и пошёл смотреть.
Думаю, мало у кого сейчас найдется в эксплуатации Thunder Tiger Mini Titan Е360. Однако, я уже 6 с половиной лет летаю на его предшественнике Е325 на 3S с флайбаром. Могу поделиться впечатлениями. По конструктиву эти вертолеты практически не отличаются.