Пилотирование Jabo

igor12
Влюблённый_в_небо:

Скажите Igor, как же Вы пришли к такому, честно говоря, малоутешительному выводу? Конечно, в общем-то, понятно, что ожидать от Jabo полётов вверх ротором не приходится, но от резюме “летать не пригодна” у кого угодно руки опустятся. А во-вторых, у таких “асов” как я, сразу появится соблазн сказать: “Да разве ж я виноват, что она в принципе летать не может 😠 . Вот дайте мне Хорнет, тогда поговорим”. Расскажите, если Вам, конечно, позволяет время, чуть подробнее о Ваших первых полётах. Всем, я думаю, будет очень интересно! 😒
Михаил

Попытаюсь обьясниться аналогией. Есть модельки машинок за 1500 - 2000 рублей на радиоуправлении. Они тоже от аккумуляторов и тоже могут ездить, НО… нет плавного увеличения оборотов двигателя, поворот можно только правый совершать да и в траве оны тут же останавливаються бессилием, хотя моделька джипа… Вот жаба - это подобие описанной ситуации…

Влюблённый_в_небо

Спасибо, Игорь.
Ваша аналогия вполне прозрачна и ощущаема. Попытаюсь на этом этапе подвести некоторые итоги, опираясь на полученные отклики.
Итак!
Жаба – полуигрушечная радиоуправляемая модель вертолёта с фиксированным шагом винта, к специфическим достоинствам которой относятся: малая цена(≈300$), полная комплектация(RTF), удивительная неприхотливость в эксплуатации, позволяющая периодически ронять её на пол и бить о любимый стеклянный сервант без видимых последствий (и для серванта тоже), наличие почти всего набора запасных частей, а к недостаткам: чрезвычайная трудность контролируемого и управляемого полёта (что, насколько я понимаю, и является для многих единственной желанной целью, хотя иногда это формулируется как “Вести модель за рукой”).
Если в это шуточное заключение вкралась грубая ошибка, прошу меня поправить. Полемике буду только рад.
Михаил

8 days later
Ustas-Asia

Прошло некоторое время после первого отрыва и первой “удачной” посадки…
Возникли и новые вопросы. Итак по-порядку:

  1. С биением ртора я разобрался, дело было не в “бобине”, как говорится… А если точнее - дело было в браке лопастей. На одной из лопастей отверстие было БОЛЬШЕ чем диаметр втулки, на которой она, собственно, и держится. После небольших дебатов с продавцом заменены обе (лопасти) на новые, сразу же вывешены в статике и динамике.
  2. С каким усилием затягивать лопасти ? На этот вопрос в форуме был ответ что то вроде “они не должны опускаться под собственным весом если находятся в горизонтальном положении”… За точность цитирования не ручаюсь. Я, по неопытности, немного резковато добавлял “газ” и в момент движения ручки верт начинало “судорожно трясти” как при эпилептическом припадке… 😃 Вроде и с этой проблемой справился плавным движением ручки.
  • Теперь начинаем отрыв от …
  1. Отрывается плавно, без резких рывков и уходов (тримировал опять же в силу своих дилетантских способностей). И вот тут то и начинается самое интересное. Буквально после отрыва верт начинает (модное словечко) “колбасить”, да так натурально, что в воздухе его держать уже нет никакого смысла. Попытаюсь “на пальцах” объяснить. Вот представьте что подвесили верт за крестовину на веревочку и начали эту веревочку дергать из стороны в сторону и вперед-назад, даже еще страшнее… От такого зрелища адреналин вырабатывается “на раз!” 😃 (а ну как разлетится по сторонам прямо в воздухе)

Теперь, собственно, вопрос. Что не так с моим вертом ? Где что посмотреть ? Может серволопатки как то не так стоят ? Вобщем… Посоветуйте, как быть ?

А я пока займусь починкой в очередной раз обломанной лыжи… 😃

P.S. Кто знает какой длины спицы у тренировочного шасси?

evgenyst

Привет

уже много раз писал что лопасти должны свободно болтаться
иначе будет колбасить

вместо тренировочного шасси советую палочку (я брал бамбук)
диамтр 4-5мм длинна 30 см

у передней стойки поперек шасси должна лежать на лыжах
привязать резинками
они же помогают от поперечного скольжения на гладком полу

Best regards
Evgeny

Ustas-Asia
evgenyst:

Привет

уже много раз писал что лопасти должны свободно болтаться
иначе будет колбасить

Evgeny

Огромное спасибо за ответ !

К сожалению шасси ремонту не подлежит (обломилась стойка в месте крепления аккумулятора)… Так что либо гнуть из “подручных материалов” либо брать новую (предупреждали меня в маркете 😃).

В целях ликвидации безграмотности снял головку ротора (нужно же знать что там движется и как), так вот, сразу образовался вопрос:
На головке ротора две пары тяг - короткая и длинная. Короткая соединяет несущие лопасти и серволопатки, а длинная - крестовину и узел лопаток. У меня длинные тяги были насажены на ДЛИННЫЕ рычаги крестовины. Правильно ли это ? Можно ли пересадить на короткие ? Что это даст ?

Если у Вас есть ICQ - мой номер 59362775.

RC-Racer

Привет, всем вертолетчикам.

Не поможите и мне с проблемой разобраться?
Новую ветку не стал создавать. Здесь решил черкнуть.

Вот и я свой Dragonfly в первый раз опробовал.
Вопросик у меня возник по-поводу удержания хвостовой балки.

Короче, все выглядит примерно так:
Начинаю добавлять оборотов основному двигателю. Хвостовая балка вроде держится ровно. Еще добавляю оборотов главному моторчику. Балку может потихонечку начать уводить или вправо или влево. Пытаюсь исправить положение плавным смещением рукоятки на передатчике… Вот после этих попыток и начинается самое интересное. Хвостовой моторчик может самопроизвольно начать бешенно вращаться, тем самым бешенно вращая вертолетик по часовой стрелке. А может и перестать вращаться совсем, вызывая сильное вращение вертолета против часовой стрелки.
И все это происходит на полу (не взлетал я пока еще). Вот я и думаю - если на полу я не могу эту, мечущуюся то вправо то влево, балку успокоить - в воздухе тем более не получится.

Что мне делать? Гиру настраивать? У меня PG -03.
Посмотрел я тут статейку про нее. Здесь - deeteeenterprises.com/NS.gws-PG-03.Instr..php
И ничего толком не понял. (чертов Magic Gooddy переводит хуже первоклассника) 😃
Что там и куда крутить нужно?

P.S. Кстати, если газ основного мотора не трогать и просто разворачивать вертолет на полу задним винтом, проиходит примерно тоже самое. Если по чуть-чуть подгазовывать - вертолет поворачивается и останавливается. А если чуть побольше газануть - то самопроизвольно раскручивается на всю катушку и крутит вертолет, крутит… 😵 …пока ручку в обратную сторону не отклонишь.
Это обычное для этих вертолетов явление?

RVL

Ustas-Asia

Сам тока пару недель, как стал успешно контролировать жабу, т.е. это когда амплитуда болтанки умещается в габариты комнаты 😃
Насчет тяг: у меня надеты на короткие рычаги крестовины. Пробовал перекидывать - принципиально ничего не меняло, вернул на место.
Колбасило в точности как ты описал от трех вещей (или их композиции):

  1. Разный угол установки серволопаток (по отношению к плоскости той охватывающей детали, к которой крепятся рычаги от крестовины и через которую ось серволопаток проходит)
    От этого колбасило бала на 4 😃
    Пробовал выставлять лопатки в 0 градусов и в ~10 градусов. По ощущениям второй случай демонстрирует большую стабильность полета.

  2. Слишком свободное крепление лопастей. Т.е. это когда они свободно вращались не только вокруг винта крепления, но имели небольшой вращательный люфт в перпендикулярных оси винта направлениях.
    (6 балов)

  3. Слишком затянутые лопасти. Т.е. вращаются вокруг винта, но тяжеловато или с заеданиями.
    (6 балов)

Сейчас зажимаю лопасть так, чтобы только-только проворачивалась под собственным весом, но не слабее. И проверяю, что вращение туда-сюда равномерное без заеданий.

skubidu
RC-Racer:

Привет, всем вертолетчикам.

Не поможите и мне с проблемой разобраться?
Новую ветку не стал создавать. Здесь решил черкнуть.

Вот и я свой Dragonfly в первый раз опробовал.
Вопросик у меня возник по-поводу удержания хвостовой балки.

Короче, все выглядит примерно так:
Начинаю добавлять оборотов основному двигателю. Хвостовая балка вроде держится ровно. Еще добавляю оборотов главному моторчику. Балку может потихонечку начать уводить или вправо или влево. Пытаюсь исправить положение плавным смещением рукоятки на передатчике… Вот после этих попыток и начинается самое интересное. Хвостовой моторчик может самопроизвольно начать бешенно вращаться, тем самым бешенно вращая вертолетик по часовой стрелке. А может и перестать вращаться совсем, вызывая сильное вращение вертолета против часовой стрелки.
И все это происходит на полу (не взлетал я пока еще).  Вот я и думаю - если на полу я не могу эту, мечущуюся то вправо то влево, балку успокоить - в воздухе тем более не получится.

Что мне делать? Гиру настраивать? У меня PG -03.
Посмотрел я тут статейку про нее. Здесь - deeteeenterprises.com/NS.gws-PG-03.Instr..php
И ничего толком не понял. (чертов Magic Gooddy переводит хуже первоклассника) 😃
Что там и куда крутить нужно?

Здравствуйте
А если воспользоваться Online-переводчик, PROMT, www.translete.ru
😃
P.S. Кстати, если газ основного мотора не трогать и просто разворачивать вертолет на полу задним винтом, проиходит примерно тоже самое. Если по чуть-чуть подгазовывать - вертолет поворачивается и останавливается. А если чуть побольше газануть - то самопроизвольно раскручивается на всю катушку и крутит вертолет, крутит…  😵 …пока ручку в обратную сторону не отклонишь.
Это обычное для этих вертолетов явление?

Ustas-Asia

Проболжаются мои мучения с поднятием “Стрекозы” в воздушное пространство.
Следуя рекомендациям проверил углы на серволопатках и затяжку лопастей ротора. До этого сильновато затягивал - проворачивались, но с трудом.
Ротор стал меньше “бить” (субъективное ощущение).

Итак. Акки заряжены (была надежда что одного не хватит 😃), передатчик повешен на грудь… Выходим в ночь (темнеет у нас рано и быстро, поэтому летаю на освещенном теннисном корте).

Плавненько даю “газ”… Отрыв ! Намек на стабильный полет, и…
Ситуация повторилась, хоть и с меньшей амплитудой… 😃
Поневоле вспоминается “что такое не летит и как с этим бороться?”…

Придя домой начал детальный осмотр (вдруг что где треснуло). И вот что обнаружил: головка ротора (куда крепятся несущие лопасти) сидит на подшипниках, но при покачивании ощущается люфт. Небольшой, но ручой чувствуется.
Устранять, или можно смириться ?

Далее. Точно такой же люфт есть и на валу ротора (имеется ввиду главный ведущий вал), между подшипником и валом. Рукой чувствуется.

Может здесь собака и порылась ? Как считаете ?

RVL
Ustas-Asia


Придя домой начал детальный осмотр (вдруг что где треснуло). И вот что обнаружил: головка ротора (куда крепятся несущие лопасти) сидит на подшипниках, но при покачивании ощущается люфт. Небольшой, но ручой чувствуется.
Устранять, или можно смириться ?

Далее. Точно такой же люфт есть и на валу ротора (имеется ввиду главный ведущий вал), между подшипником и валом. Рукой чувствуется.

Может здесь собака и порылась ?  Как считаете ?

Люфт головки также имеется, так что вряд ли в нем дело. В настоящих вертах с двухлопастным ротором голова вообще специально делается качающейся вместе с лопастями.

Насчет 2-го люфта, если я правильно понял, то диаметр вала меньше внутреннего диаметра подшипника? Ну если это где-то 0.1 мм и на глаз не видать, то фигня, а если 0.5 мм, то ясен пень - исправлять надо.

У меня, например, весь ротор с валом и шестерней ходит вдоль своей оси туда-сюда по отношению к корпусу на ~ 1 мм. Я это дело выправлял в 0 подкладками, но все ж детали пластмассовые и через какое-то время опять люфт, пока летать не мешает

Лопасти у меня покрошенные уже, купил тут поставил новые - колбасит не по-детски, но тут фигня видимо в том, что на новых лопастях место крепления чуть другое и имеет уступ, диаметр которого меньше диаметра прилегающей крепежной шайбы, т.е. она хреново прилегает. Пока вернул старые лопастии и все Ок, потом для новых другие шайбы попробую.

Второй хвостовой моторчик сгорел - задолбал. Разобрал, щетки тонкие и хватает их где-то на 2-3 часа работы, коллектор тоже изрядно протирается - все сделано из парашных материалов. Пока летать не получается, вроде время медленно для него идет, а потом неделя - и кабзда мотору.

Ustas-Asia

Совсем уже не знаю на что думать и где смотреть (искать) …
Скачал немеряное количество роликов в И-нете где “Стрекозы”, “Jabo” и им подобные ЛЕТАЮТ !!!.. Ну что же это такое !!!
Почему мой аппаратик меня так не любит ? …

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)
Пробовал поставить палочку перпендикулярно лыжам - взлетать гораздо легче, но приходится сразу садить из-за “расколбаса”…

Такие вот неутешительные результаты…

Может кто подскажет, что и как должно быть в этой Стрекозе ? Где возможны люфты и зазоры, а где нет… Похоже мне попался немного “не обработанный напильником” аппарат…

RVL
Ustas-Asia:

Совсем уже не знаю на что думать и где смотреть (искать) …
Скачал немеряное количество роликов в И-нете где “Стрекозы”, “Jabo” и им подобные ЛЕТАЮТ !!!.. Ну что же это такое !!!
Почему мой аппаратик меня так не любит ? …

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)
Пробовал поставить палочку перпендикулярно лыжам - взлетать гораздо легче, но приходится сразу садить из-за “расколбаса”…

Такие вот неутешительные результаты…

Может кто подскажет, что и как должно быть в этой Стрекозе ? Где возможны люфты и зазоры, а где нет…  Похоже мне попался немного “не обработанный напильником” аппарат…

Ну вот тебе версия - у тебя разные лопасти в смысле аэродинамики. Может крутка разная из-за лежания под каким-нить тюком, или установочные места так получились, что угол атаки при прочих равных условиях разный получается. Именно в этом случае ты ничего не заметишь, пока крутишь их на земле, т.к. в этот момент аэродинамические силы еще не определяющие, а по массе все отбалансировано. Но как тока подымешь, тут то все и начинается.

Второй вариант - м.б. дисбаланс хвостового ротора?

Mikhail_Yunin

А часом- падедений- не было?
Если были- проверь основной вал-
Гнется он.
И возможно в этом проблемма.

Buranov_P
Ustas-Asia:

Совсем уже не знаю на что думать и где смотреть (искать) …
Скачал немеряное количество роликов в И-нете где “Стрекозы”, “Jabo” и им подобные ЛЕТАЮТ !!!.. Ну что же это такое !!!
Почему мой аппаратик меня так не любит ? …

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)
Пробовал поставить палочку перпендикулярно лыжам - взлетать гораздо легче, но приходится сразу садить из-за “расколбаса”…

Такие вот неутешительные результаты…

Может кто подскажет, что и как должно быть в этой Стрекозе ? Где возможны люфты и зазоры, а где нет…  Похоже мне попался немного “не обработанный напильником” аппарат…

Поскольку сам потратил много времени на борьбу с этим явлением, то решил поделиться своим опытом. Прежде всего о природе этого явления. (Здесь и в дальнейшем я высказываю свои личные мысли, которые не претендуют на истину в последней инстанции).
Как мне представляетя, нарастание амплитуды колебаний происходит в случае, когда частота вращения главного ротора кратна частоте этих колебаний. Толчком к их возникновению служит дисбалланс.
Отсюда два условия их отсутствия, или присутствия в приемлемом размере:

  1. Дисбалланс должен быть минимален. (Имеется в виду дисбалланс вызываемый любыми причинами - механическими, аэродинамическими, и пр.)
  2. Частота вращения гл. ротора не должна быть кратна частоте зтих колебаний.

Практические рекомендации:

  1. Серволопатки должны быть параллельны друг другу и рамке, через которую проходит их ось.

  2. Снимаешь главные лопасти, включаешь передатчик и борт, берешь вертолет в руку и добавляя газ, смотришь, не возникает ли значительная вибрация. Если возникает - находишь причину и устраняешь. Приэтом можно заметить и кривизну основного вала.

  3. Выключаешь питание. Достаточно ПЛОТНО прикручиваешь основные лопасти. (я полагаю, что они отбаллансированы по весу с точностью 50 мг, и центр тяжести их находится на одинаковых местах). Лопасти выставляешь перпендикулярно валу лопаток. Ставишь вертолет на стол, устанавливаешь вал лопаток параллельно плоскости стола, берешь линейку, ставишь ее вертикально, и вращая ротор за шестерню смотришь, чтобы концы лопастей проходили около линейки на одинаковой высоте с точностью 2 - 3 мм. Если это не так - исправляешь, например подпиливая надфилем, или подклеивая кусочки бумаги на соответсвующее место лопасти.

  4. Включаешь питание, берешь вертолет в руку, и, раскрутив ротор до оборотов, соответствующих режиму висения, смотришь на ротор в плоскости его вращения - вращаются ли лопасти в одной плоскости (на одной высоте). Разница - 1 - 2 мм. Если не так - устраняешь. способы разные. Я рекомендую уменьшить угол атаки той лопасти, которая выше. Для того, чтобы заметить, какая лопасть выше - ниже, наклеиваешь кусочек люминесцентной бумажки (например от ценника) на конец одной из лопастей и смотришь на вращающийся ротор немного сверху при ярком свете.

  5. После устранения всего этого вибрации, при удержании вертолета в руках, должны быть незначительными.

  6. ПО ПОВОДУ ЗАТЯЖКИ ЛОПАСТЕЙ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО, ПОКА ВЕРТ БЫЛ НОВЫМ Я ЗАТЯГИВАЛ СЛАБО (НО КОНЕЧНО НЕМНОГО СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ПОВОРОТ ПОД СВОИМ ВЕСОМ - ЭТА РЕКОМЕНДАЦИЯ НАВЕРНОЕ ХОРОША ДЛЯ БОЛЬШИХ ВЕРТОЛЕТОВ). Приэтом, во время раскрутки, происходило самоцентрирование лопастей, т.е. сначала возникают приличные вибрации, а затем они пропадают. СЕЙЧАС Я ЗАТЯГИВАЮ ЛОПАСТИ ПЛОТНО и положение их выставляю “на глаз” перед взлетом. Очень хорошо устраняет колебания. При плавной раскрутке ротора вибраций не возникает, а если возникнут - значит лопасти установлены не совсем правильно - нужно поправить. Делать это приходится, естественно, после каждой грубой посадки. (КОНЕЧНО, НЕ НАДО ЗАТЯГИВАТЬ “НАМЕРТВО” - при ударе об стену (“голову, или другой твердый предмет”) лопасти должны провернуться.

  7. И, НАКОНЕЦ, (а я это делаю, скорее "ВО-ПЕРВЫХ) если ничего из перечисленного выше не помогло - попробуй увеличить обороты ротора. Делается это путем уменьшения угла установки лопастей. (Я подклеиваю на переднюю кромку лопасти около места крепления два слоя липкой бумаги, а затем можно их заменить подходящим кусочком пластмассы от бутылки.) Увеличение частоты вращения главного ротора вообще способствует повышению устоичивости и другим полезным моментам.

Из других моментов, способствующих колбашению:

  1. Слишком большая чуствительность гироскопа.
  2. Как не странно, если сильно неравномерный звук вращения главной шестерни - тоже способствует! Я вынужден был выставить заметный зазор в главной передаче.
  3. Не должно быть ни малейшего трения в шарнирах, соединяющих вал лопаток с главными лопастями. Вал лопаток должен ходить совершенно свободно .

ОБЫЧНО У МЕНЯ ДЕЙСТВИЯ ПО ПУНКТАМ 7 И 6 УСТРАНЯЮТ ЭТО ЯВЛЕНИЕ. (НО ПРАВДА ПЕРВЫЕ ПУНКТЫ Я УЖЕ ДАВНО ВЫПОЛНИЛ, А СИЛЬНО ВЕРТОЛЕТ УЖЕ ДАВНО НЕ БИЛ)

И последнее. Даже если приведенные рекомендации тебе кажутся неправильными - все таки попробуй! На это уйдет меньше времени, чем мне на написание этого сообщения. А то иногда получаешь ответ - “этого не может быть, потому что не бывает никогда!” - и становится жалко потраченного времени.

Интересно узнать результат - для накопления опыта.

P.S. Объявление в баре на Диком западе: “Просьба в пианиста не стрелять - он играет как умеет!”

dim

а ты попробуй взять вертолет за лыжи и держа его в руке - плавненько мотор включить. По тому как будет себя вести, может и поймешь в чем дело - вибрация от лопастей или что то еще.

toxa
Ustas-Asia

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)

Перезатянуты лопасти, скорее всего. Они должны легко поворачиваться, но не болтаться.

Ustas-Asia

Итак.
Прошло несколько дней и … Вобщем позвонил я своему другу в соседний город. Оказывается там есть неплохой магазинчик модельный (помимо того что я знаю) у них даже есть свой сайт (www.planemodel.com) кстати там много роликов с Dragonfly и Jabo, но не будем отвлекаться…

Приехали мы в этот маркет и я отдал свое “сокровище” на растерзание китайцам… Примерно пол-часа “заклинаний” произнесенных над головкой винта и шасси и … Вы не поверите ! мой верт, до этого никак не желавший подниматься вдруг … Полетел ! (естественно нужно учитывать и опыт пилота, смотреть одно удовольствие).
Там же я купил тренировочное шасси (кстати оно меня сегодня хорошо выручило, но об этом чуть позже).
Воодушевленный увиденным и приехав домой, первым делом, естественно, вышел на улицу с целью повторить увиденное (в крайнем случае “по-минимуму” попробовать оторвать верт от земли более чем на 0,5 метра и павненько посадить). Это удалось в конечном итоге, но пришлось закончить “подлеты” ввиду посадки аккумулятора…
Сегодня вооружившись ДВУМЯ акками вышел на площадку (асфальтированная и огороженная высокой сеткой баскетбольная площадка на 4 корзины 😃, вобщем площадь позволяет) и начал новые попытки. На сколько я себя убедил и, считаю, это правильное убеждение - нельзя “затягивать” взлет. Т.е. раскрутка ротора предварительная (в это время верт уверенно стоит на земле, не скользит, и чуть только приподнимаеться на пружинистом тренировочном шасси) и потом сразу взлет на высоту не менее метра. Иначе верт начинает “убегать” (в основном влево) а при попытке вернуть его обратно - валится то вперед, то назад… Конечно, при большем опыте можно попробовать повисеть и в 10 см над землей, но не сейчас… 😃
Взлетаем ! Верт держится уверенно, вибрация присутствует, но небольшая и практически незаметная, на ручки реагирует с небольшим запозданием (такие ощущения в противооложность симулятору на компе) что в принципе не мешает. Пробовал небольшие подлеты на 1 - 1,5 метра с последующими попытками удержаться на месте, а если отлетал чуть дальше чем 3 метра в сторону - плавно садил. Вобщем “впечатлений набрался” выше чем поднимал верт… 😃)) Но… Я ж не волшебник, а только … Короче вышло то, чего я в принципе мог ожидать. После подъема чуть повыше верт неожиданно (видимо ветерок чуть дунул) полетел в сторону играющих возле дальней корзины… Мне бы не дергаться и выправить положение и спокойно вернуться на место и плавненько сесть… Нет ! Какое там…
Итог: треснула одна несущая лопасть. Остальное НИЧЕГО (!) не пострадало… При “посадке” тренировочное разлетелось в радиусе полутора метров, однако смягчило удар и основные стойки не пострадали.
Попробую склеить сегодня, если получится - продолжу полеты…

Теперь немного о том, как китайцы настроили верт.

  1. Несущие лопасти затянуты сильно. Не намертво (рукой провернуть можно) но ощутимо сильно. И именно так рекомендовали делать в дальнейшем.
  2. Хоть и говорят что центровка должна быть строго по центру вала, я, приехав домой, проверил как же они ее изменили… Оказалось, если вывесить верт за серволопатки (я брал пару веревочек/ниточек и накидывал сложенные вдвое нити на оси лопаток прямо у головки ротора. Ротор в этом случае повернут так что лопатки перпендикулярны хвостовой балке) видно что вал наклонен примерно на 3 градуса вправо. Т.е. центровка получается немного задняя. почему они так сделали пока не спрашивайте, сам еще не разобрался… 😃 И триммер тангажа стоит на пару щелчков вперед, относительно того, как я раньше выставлял с нормальной центровкой.

Пока оставлю так, а по мере набирания опыта буду экпериментировать с центровкой.

Пока все.

RC-Racer
Ustas-Asia

При “посадке” тренировочное разлетелось в радиусе полутора метров, однако смягчило удар и основные стойки не пострадали.

На асфальте может конечно и разлетелось, но у меня, при падении с самого потолка (2,5 м) на пол (на ковер) ничего, включая тренер шасси, не сломалось.
Упал верт ровно, без всяких кренов.
Пружинит оно классно. 😃

P.S. Этот своеобразный крэш тест у меня вышел абсолютно случайно. Причем в самом первом запуске. Просто не понравился мне один из четырех переключателей (servo reverser) на пульте, который был инвертирован. (на trootle) Поставил я его ровно в ряд с остальными.
Как оказалось, напрасно… 😕

Влюблённый_в_небо

Привет, всем вертолетчикам.

Не поможите и мне с проблемой разобраться?
Вот и я свой Dragonfly в первый раз опробовал.
Вопросик у меня возник по-поводу удержания хвостовой балки.

Здравствуйте, Драг.
Мы (нет, не Николай II, просто составление и редактирование текста принадлежит двум соавторам) попытаемся ответить на Ваш вопрос, так как сами сталкивались с этой проблемой на Шмеле (Jabo II), а привод хвостовой балки у него, как Вы знаете, абсолютно идентичен DragonFly’у (на взгляд первого из соавторов, это также справедливо и по отношению ко всей системе управления, а также остальной конструкции, за исключением лыж и формы обтекателя).
Не будем описывать симптомы этого явления, поскольку Ваше описание достаточно подробно, и начнём непосредственно с анализа и более точного позиционирования данной проблемы.
Итак, вот Вы добавляете оборотов двигателю главного ротора, при этом трение о поверхность, на которой стоит вертолёт, достаточно, чтобы удерживать его на месте, т.е. сила трения полностью компенсирует реактивную силу, создаваемую вращающимся винтом, поэтому хвостовая балка вначале остаётся неподвижной. По мере того, как Вы увеличиваете обороты, постепенно возрастает подъемная сила, с увеличением которой, постепенно уменьшается давление вертолёта на поверхность. Уменьшение веса приводит к резкому падению силы трения вертолёта о поверхность. Как только сила трения становится меньше реактивной силы, вертолёт начинает вращение в сторону, противоположную направлению вращения несущего винта. Гироскоп, если он правильно оттриммирован, фиксирует это вращение, включает хвостовой двигатель и начинает постепенно увеличивать его обороты, пока сила тяги хвостового винта полностью не компенсирует реактивную силу, и вращение не прекратится. В зависимости от увеличения или уменьшения оборотов несущего ротора, гироскоп увеличивает или уменьшает обороты хвостового двигателя так, чтобы сила тяги хвостового винта всегда была равна реактивной силе винта несущего. Этим достигается так называемое “удержание хвостовой балки”. Однако при настройке гироскопа мы сталкиваемся со следующей проблемой: допустим, Ваш вертолёт, стоящий на полу, начинает вращаться в сторону, противоположную вращению винта (против часовой стрелки, судя по Вашему описанию), при увеличении оборотов главного двигателя. Естественно, Вы увеличиваете триммером чувствительность гироскопа, пока не добиваетесь того, чтобы хвостовая балка стояла на месте. Но вот Вы увеличиваете обороты так, что лыжи чуть касаются земли, и вертолёт… опять начинает медленно вращаться в том же направлении. Убираем чувствительность гироскопа триммером – балка перестаёт вращаться, но при попытке постепенно убрать газ, опять начинается вращение, но уже в обратную сторону (по часовой стрелке). Другими словами, гироскоп оказывается либо слишком чувствительным на начальном этапе раскручивания ротора, либо недостаточно чувствительным при режиме, близком к отрыву. В чём же дело, неужели его невозможно усмирить? Можно. Дело в том, что при настройке гироскопа на малых оборотах мы не учитываем силу трения, которая также участвует в компенсации вращательного момента. Таким образом, реактивной силе(Fреак.) противодействуют не только тяга хвостового винта(Fхв.в.), но и сила трения(Fтр.): Fреак.= Fхв.в.+Fтр. Но с увеличением оборотов, сила трения, как уже говорилось, уменьшается, пока не становится равной нулю(момент отрыва), и отношение изменяется на Fреак.=Fхв.в. Очевидно, что Fхв.в меньше, чем Fхв.в.+Fтр., а, следовательно, отношение Fреак.=Fхв.в становится на самом деле неравенством: Fреак. больше Fхв.в, – и балка начинает вертеться. Ну, а так как основным режимом вертолёта является, всё же, режим полёта, то гироскоп необходимо настраивать в положении Fреак.=Fхв.в.(т.е. в режиме близком к отрыву, когда подъёмная сила вращающегося винта практически равна весу вертолёта, а сила трения равна нулю) Поэтому, на гладкой поверхности и при небольших оборотах, вращение вертолёта по направлению несущего винта является нормальным и при увеличении оборотов до режима отрыва оно исчезнет. Устранить или смягчить это неприятное явление может коврик или любая другая поверхность с большим трением, которая будет удерживать модель неподвижной почти до самого взлёта.
Таким образом, мы объяснили причины того явления, которое было обозначено, как “балку может потихонечку начать уводить или вправо, или влево”.
Теперь, когда очевидно, что ни один из данных режимов не может стать причиной нашего феномена, перейдём непосредственно к моменту “срыва” двигателя. Так как Вы сами написали, что это явление происходит, даже когда главный ротор вообще не вращается, то мы исключим его из рассмотрения и сосредоточим внимание на хвостовом двигателе.
Вот Вы двигаете рукоятку чуть вправо, двигатель включается и начинает разворачивать вертолёт, Вы двигаете рукоятку ещё, ожидая пропорционального увеличения скорости вращения, но мотор вдруг с диким визгом срывается на полные 9,8 В и со страшной скоростью начинает крутить вертолёт вокруг своей оси. При этом Ваши тщетные попытки остановить его, вернув рукоятку на место, не приносят никаких результатов. Приходится выключать пульт, двигатель затихает, и наступает гнетущая тишина. Что же делать? Хвостовая балка не подчиняется никаким командам, налицо полный отказ (подаваемое на двигатель напряжение ничем не лимитируется, впрочем, такое высказывание может быть некорректным, поскольку управление может осуществляться не изменением значения напряжения, а изменением длительности или частоты импульсов одинаковой величины по амплитуде). Итак, пред нами встаёт уже другой вопрос: “Чем может быть вызван сбой в управлении?” Тут первый соавтор вынужден апеллировать к опыту его близкого товарища, соратника по укрощению Jab’ы – второго соавтора (естественно, он наблюдал и за этим явлением ), который много и серьёзно занимался и экспериментировал с цифровыми системами управления электродвигателями. Неожиданно для него, главной трудностью оказалась не разработка схем и программного обеспечения, а помехи. Да-да, всего лишь помехи (это первый соавтор говорит “всего лишь”, а второй хватается за голову при одном этом слове). Пока работала цифровая часть схемы, всё шло прекрасно, но как только подавалась команда на включение двигателя, в упорядоченные ряды нулей и единичек, шедшие в строгой последовательности, вселялся хаос, смешивающий всё это в огромный шабаш машинных кодов и полностью сбивая все команды. Двигатель больше не отзывался на команды и ревел на всю мощность. Откуда берутся эти помехи? Их источник – щётки. Не будем забывать, что мы говорим о щёточных или “контактных” двигателях, принцип работы которых подразумевает циклическое замыкание щёток статора с постоянно меняющимися местами контактными площадками обмоток, расположенных на вращающемся роторе. Естественно, что во время этого замыкания-размыкания между щётками и контактными площадками проскакивают искры. Особенно это заметно у двигателей с угольными щётками. “Чем хуже контакт - тем больше искрит”,- нерушимый постулат современной электротехники. Кроме того, при искрении и щётки, и контактные площадки “выгорают”, образуя плёнку окалины, уменьшающую контактную поверхность, что ещё более ухудшает контакт. Кроме того, сильно сказываются механические повреждения щёток, которые могут загнуться, сломаться, истереться или просто отойти от ротора. Одним словом, щётки – одно из самых слабых мест любого контактного двигателя.
Искры же –беспорядочные по частоте и длительности импульсы – и есть те самые ПОМЕХИ, которые идут по цепи питания любого работающего коллекторного двигателя, а затем перескакивают и на сигнальные цепи, делая любой обмен данными по ним невозможным.
Таким образом, избавиться от них можно, только избавившись от щёток в двигателе, например, прибегнуть к бесконтактным двигателям. Но, так как мы имеем дело именно со щёточными двигателями, избавиться мы от них не можем, а, следовательно, можем с ними только бороться.
Какие существуют методы устранения этого явления. Пожалуй, самый известный и самый простой из них заключается в следующем: на цепи питания двигателей, для борьбы низкочастотными помехами параллельно вешаются конденсаторы с высокой ёмкостью(они могут располагаться и в другой части схемы), которые их значительно, а то и почти полностью нивелируют (особенно, если двигатель новый и помехи небольшие). Именно к этому способу и прибегли создатели вертолёта (обратите внимание, что к контактам щёток двигателя припаян конденсатор). А более опасные – высокочастотные помехи – подавляются как раз связкой из трех конденсаторов (на шаговом двигателе: один - на контактах, два – на корпус). Они, по-видимому, и призваны защитить сигнальные цепи от помех. И, надо сказать, хвостовой двигатель с этой задачей справляется, но только до поры до времени. По мере того, как мы бьём вертолётик и винт об пол, стены и другие предметы домашнего быта, щётки смещаются, сгибаются, подвергаются всевозможным деформациям, что не может не сказаться на качестве и надёжности контакта (Вы, наверное, вспомните, что при первых полётах, когда вертолёт ещё не пережил сильных потрясений, срывов никогда не случалось, что весьма существенно для нас). И это сказывается, причём резко, зачастую, после неудачного приземления, а иногда и просто так. Мотор отказывается включаться в некоторых положениях (т.е. контакт полностью нарушен), но когда уж он включается (минуя неудачные положения по инерции или счастливой случайности), то по проводам идут такие жуткие колебания, которые уже никакой конденсатор погасить не в состоянии. И тут система управления сдаёт, как говорит второй соавтор – “срывается”.
На наш взгляд, эта гипотеза представляется наиболее вероятной, поскольку она подтверждается всеми симптомами поведения двигателя. Но очень может быть, что все рассуждения первого соавтора никуда не годны (особенно относительно помех, поскольку второй соавтор уже однажды здорово обиделся на него за его, в высшей степени невежественные, высказывания в их адрес, да и сейчас может разнести все его аргументы в пух и прах как дилетантские и ничего не стоящие, чего он больше всего и боится). Поэтому оба соавтора (здесь они единодушны) не смеют настаивать на этом выводе, как на окончательном.
Но если мы оказались правы, то становится понятно, что явление это не является нормальным для вертолётов. Более того, оно в принципе не может возникнуть, если мы говорим о вертолёте, у которого нет самостоятельного привода хвостового винта, т.е. используется мощность главного двигателя, которая отбирается приводом через хвостовую балку, а уже о ДВС-вертолётах речи не идёт вообще. Внезапное проявление такого явления в воздухе неприятное, но малоопасное: дело в том, что вертолёт, который быстро вращается вокруг своей оси, гораздо более устойчив, чем просто неподвижно висящий на месте, вследствие гироскопического эффекта (сравните с детским волчком), поэтому Вашей задачей, в данном случае, будет лишь: хладнокровно и плавно убавить обороты двигателя. Вертолёт плавно опустится на землю почти в горизонтальном положении.
Надо отметить, что, как правило, такие явления заканчиваются тем, что однажды двигатель замолкает и уже навсегда.

Что же можно порекомендовать?!
Единственный и наиболее кардинальный выход из сложившейся ситуации – как можно быстрее топать или заказывать в Pilotage’е новый двигатель (благо, они там пока есть).
Удачи!
С наилучшими пожеланиями, Михаилы.

S2S

из всего вышесказанного

  1. настройка гиры
  2. помехи от двигателя

2- е отпадает сразу - т.к. тогда не будут работать и сервы, и основной мотор (точнее будут работать сами по себе) (какой же мощности должны быть искры, чтобы полностью загдушить сигнал передатчика с 2 метров на приемник двойного преобразования?)

    • У меня было примерно тоже самое - гира компенсировала в обратную сторону