мамка на лампах :)
Меня поражает качество записи некоторых исполнителей 50-60 годов типо Ella Fitzgerald.
Попадаются переиздания на сд и винил с супер локализацией и прозрачностью, плюс супер детальностью и темблально сбалансированные.
Может это нло к ним с компами прилетало сводить?
как известно, существуют разные технологии записи:
-
запись одновременно всего живого оркестра при помощи одного или нескольких микрофонов, смикшированных в пульте. При этом весь процесс записи/сведения (миксинг) осуществляются в реальном времени непосредственно во время исполнения музыки, а в результате сразу получается моно или стерео фонограмма. Этим методом нынче пользуются довольно редко - в основном для сохранения естественной акустики помещений при записи академической музыки или на концертах. При этом особенно важным становится правильный подбор и расстановка микрофонов - и непосредственно рядом с отдельными исполнителями или группами исполнителей, и общих, находящихся в зале. Первые дают возможность выделять и изменять в фонограмме окраску и пространственные планы отдельных инструментов, а вторые - записать естественную акустику, включая отражения и резонансы самого зала.
-
поочередная многоканальная студийная запись (мультитрек или трекинг), при которой отдельные инструменты записываются по очереди в отдельные каналы многоканального магнитофона или компьютера с последующим сведением (миксом) полученных треков в результирующую фонограмму. При такой записи инструменты и вокал записываются в каналы обычно без эквализации и эффектов (“всухую”), а вся пост-обработка треков осуществляется при сведениии фонограммы. Это позволяет избавиться от случайных ошибок исполнителей (например, многократно переигрывать части партий или корректировать отдельные ноты на экране компьютера), а также более детально работать над фонограммой во время сведения, получая различные технологические и художественные варианты (например, для СД, для радио, для телевидения). При этом звуковые планы (пространственная, тембральная и грмкостная локализация инструметов) создаются при помощи добавления специальных процессоров как в отдельные каналы, так и общих для всей фонограммы (поканальный “отбор” сигнала и регулируемый уровень “возврата” в мастер/групповую-секцию пульта).
-
существуют и комбинированные варианты в которых, например, концерт пишется с пульта мультреком (многоканально) с последующим миксом уже в студии.
Поэтому за появление вопроса об “НЛО” надо благодарить талантливых звукорежиссеров тех времен, которые правильной расстановкой микрофонов и миксом в реальном времени ухитрялись получать результаты, не только не уступающие по качеству мультитрекингу, но, порой, и превосходящие его по естественности звучания 😃
Дополню: это если источников звука множество по всему помещению 😉
И что за поганое буржуйское слово - реверберация? Нельзя чтоли по-русски: эхо 😃
Слово может и поганое, но суть его не эхо, а послезвучание.
Чисто технически- задержка на время не более 50мС.
Это можно услышать в любом “гулком” зале, костеле.
Во времена отсутствия ревербераторов в театрах и концертных залах строили специальный тоннель (в подвале), где с одной стороны стоял динамик а с другой- микрофон. Дивный эффект был!
А эхо начинается от 250 мС.
такая штука (в подвале) называлась, кстати, именно “эхо-камера”. Пусть это радует ADF 😃
К слову, чудесный и очень интересный эффект эхо можно получить в длинных железобетонных трубах коллектора, лежащих на земле до того, как их зароют в землю. Попробуйте при случае 😁
для вокалиста будет достаточно моно, а для ударной установки, на каждый барабан и тарелку?..
грубо говоря, так и пишут. В частности, для ударных - 5-6 микрофонов: бочка, малый барабан (один или два микрофна, второй на пружину), группа томов, несколько микрофонов на железо + еще общий (или даже 2) на всю установку.
в театрах и концертных залах строили специальный тоннель (в подвале), где с одной стороны стоял динамик а с другой- микро…
Ну, по сути просто линия задержки 😉
А “эхом” в моей среде называют любой отраженный сигнал, вне зависимости от временных промежутков. В радиолокации времена могут измеряться в наносекундах, а все равно - эхо 😃
а еще есть echo для командной строки 😃
Кроме того, в отличие от прочих одиночных “эхо”, реверберация - процесс многократных отражений в котором, в частности, различают “ранние” и “поздние” отражения. Те и другие оказывают принципиально разное влияние на характер звучания.
Безусловно, характер звука очень сильно меняется!
В зависимости от самого звука, эффект восприятия может как усиливаться, так и портиться.
Например, простейшие составляющие человеческой речи - кажеться “фонемы”, имеют длительность около 50 мс (могу врать 😃 ). Соответственно, череда переотражений, с длительностью не сильно превышающей 50 мс как бы усиливает голос. Для спокойной, размеренной музыки типа эмбиент могут превосходным образом работать переотражения с гораздо большим периодом. А сложная и быстрая музыка за счет эха превращается в кашу.
ну, опять не совсем так 😃
Ни в какую кашу ничего не превратится даже с большими временами реверберации если уровень возврата на пульт реверберационного сигнала значительно меньше прямого (грубо говоря). Этим-то всем и рулят ЗР, создавая звуковые планы, панорамируя источники и т.д и т.п.