И опять самолет!

ADF

Знакомство с самим собой – самолет #02
(автобиографическое произведение на тему…)
ADF 10/09/2004

…И нафига нужны эти пилотажки!? То, что модель летает и управляется с земли - уже счастье! – примерно так рассуждал я, начиная свой путь в Р/У авиамоделизм. Впрочем, запасшись вагоном теоретических знаний из Интернета, сообразил свою первую модель делать все же сразу с элеронами, а перед тем натренироваться на симуляторе.

#00:
Маятник выбора ДВС\Электро долгое время находился в устойчивом положении «электро» с припиской «read only» - минимум проблем с запуском и местом для полетов всегда очень притягательны для начинающих! Однако, в связи с наличием отсутствия необходимого количества финансов, оттопырив карман, был куплен 2,5 кубовый МВВС. Даже без карбюратора и глушителя, в таком виде, в котором валялся на прилавке. Уж очень хотелось побыстрее в воздух! Но к моему огорчению выяснилось, что в Январе (Сибирь, средняя температура минус 20 – хоть чистую нитру лей!) местные моделисты предпочитают сидеть дома, в Феврале на поле не выезжают, в Марте не летают, в Апреле рыхлый мокрый снег по самые …ца, ну а в Мае, так и быть, но только по выходным 😃 В итоге, долгих … месяца я сидел дома, глядя на свой пенопластовый летательный аппарат, периодически что-то по своему творческому усмотрению к ему приклеивая. Профиль был фирменный, собственной конструкции: снизу плоский, а сверху как пришлось, когда лист пенопласту перегибался через лонжерон 😃 Фюзеляж был из эпоксидки, в которую окунули бальзовые пластины 😃 В течение пары пробных выездов на поле обнаружилась хреновая работоспособность фирменного двигателя… Это потом я узнал, что если хороший двигатель не работает или не держит режим – значит сам дурак 😃
В общем, летал я на этом… э-э-э… летательном аппарате (на самолет он походил лишь по принципу полета) меньше месяца. Один раз самолет даже упал 😃, и то, когда его плашмя прибило ветром к земле. Так я впервые узнал, как модель взаимодействует с подвижными массами воздуха и с тех пор в ветряную погоду стал летать повыше.

#01:
Собственно, про первую модель больше рассказывать особо и нечего – после многочасового просиживания в симуляторе (если FMS можно так называть) этот самолет с самого начала оказался для меня совершенно неинтересным. Поэтому в конце Июня был ударными темпами (за 4 бессонные ночи, сразу после защиты диплома) построен мой Второй самолет – симметричный профиль, трапециевидное крыло, низкоплан и гораздо более красивый внешний вид. Все из чистой бальзы. …После постройки двигатель с первого самолета был снят и воткнут на новый… 😃
Первое впечатление от второго самолета – летающая сказка! Бочки крутит почти без снижения и в полете красив даже для моего хренового (минус 3) зрения. А летаю я без очков 😃 Отсутствие глушителя самым положительным образом сказывалось не только на мощности двигателя, но и на привлечении зрителей. Издающая раскатистый рев маленькая красная фигулинка на небосводе моментально привлекала внимание всех человеческих существа в радиусе пол километра (вот бы еще комаров от пилота отгонял - цены бы ему не было! 😃 ). Заход на посадку выглядел еще красивее. Когда во время обратной петли на восходящей ветви вдруг глох двигатель, зрители с замиранием пучили глаза, в ожидании падения. А хрен им! Они ведь не знают, что с такой нагрузкой на крыло (35 г) моему самолету двигатель нужен лишь для правильной центровки! 😃 …Однажды, при сильном порывистом ветре (около 10 м\с), когда самолет заглох метрах в 100 над землей, в моем самолете обнаружился довольно неплохой планер. Пока высота не стала меньше 20 метров, аппарат упорно не хотел опускаться! Казалось, он целую вечность может нарезать круги в явно чувствующемся восходящем потоке. Посадить удалось лишь отвесным пикированием с набором скорости за 100 километров в час. Со страшным свистом развернувшись перед ошалевшей публикой с креном в 90 градусов (привет планеристам!) по пологой глиссаде захожу на ровную зеленую травку… $@%@# %$@#&^! #%!*%%$@!^%#!!! …едрена мать!!! – и попадаю кончиком крыла в коровью лепешку! 😁 😁 😁

Но и в этом самолете чего-то не хватало. То ли легкое несовершенство внешнего вида и окраски, на 95% сформированной цветным скотчем, то ли мощности двигателя, то ли шасси, то ли радиокарбюратора 😃 В общем, волевым усилием где-то в области кошелька было принято решение купить более мощный механический двигатель, один фиг, на даже хреновое электро все равно денег не было. Впрочем, совсем уж большой и мощный ДВС тоже не хотелось. Причин была масса – большой ДВС требует большой модели которую не всегда удобно транспортировать и всегда нужно много места для запуска. Во вторых, большой ДВС топливо тоже хавает по большому. А в третьих – на имеющиеся деньги можно было купить лишь отечественный макет большого ДВС-а. Поэтому я пошел по пути достаточной необходимости и взял MVVS на 4,6 куба. На этот раз уже с карбюратором и глушителем. С таким приводом можно смело строить модель, которой уже достаточно пофиг на ветер, а мощности двигателя уже хватает для обеспечения тяговооруженности больше 1. При использовании на борту стандартных серв и стандартного (большого) приемника.

#02:
Прикидывая ТТХ желаемого аппарата (это ж умом можно тронутся, если хоть пол минуты по кругу летать! Самолет должен непрерывно кувыркаться в воздухе, выполняя обратные петли на месте, плоские штопоры и инвертированный полет. Максимальное время прямого горизонтального полета не должно превышать 10 секунд, и то, при взлете и посадке 😃 ) и его геометрию, с удивлением обнаружил, что получается… Типичный fun-флай! Фюзеляж, двигатель и аэродинамические рули по бокам. Его и было решено построить в кратчайшие сроки, благо, что покупать готовую модель не позволяют религиозные убеждения кошелька, медитирующего на пустоту 😃

…Погода была ветреной, но ежесекундно памятуя, что авиация всепогодна – брызгаясь метанолом и пиная ногами стартовое оборудование, моделисты с обосрадостью маленьких детей начали погружать свои аппараты в газовую оболочку Земли. Отлетав один полный бак, красиво сажаю свой замечательный красный самолет почти к ногам. На празднике собралось уже достаточно большое количество народу и под нетерпеливые высказывания зевак запускаю свой «#01» #FF-ый раз 😃 Во время обратной полупетли у самолета «совершенно неожиданным образом» выламывает одну консоль и среди картошки появляется гигантская морковка. Пара фотографий на память и полный демонтаж аппаратуры. Ведь дома на столе лежат свежесостыкованные, обмазанные смолой консоли #02-ого. Два заделанных лонжерона, воткнутых в бальзовый «Eppler 476» призваны обеспечить требуемые механические и аэродинамические характеристики.
Правда, за 4 ночи собрать новый самолет не удалось. Воинствующее раздолбайство, навеянное затяжным летним отдыхом и десятками литров спиртного, позволяло продуктивно строить самолет лишь утром после сна и до обеда (минут 5-10) и вечером под пиво, а нередко и водку. Но в две недели все же уложился.

Облетывался самолет в спешке, под затянутом тучами небом и вечером. После короткого разгона аппарат красиво отрывается от дороги, совершает пару кругов над полем, уже намеревается взмыть в облака, а может разбиться в хлам о телеграфный столб, или же оттриммироваться наконец… но двигатель неожиданно глохнет. Приведя погнутое при посадке в траву шасси в рабочее состояние, отрываю аппарат еще раз… И обнаруживаю, что совокупность факторов а-ля: недостаточно продуманная окраска крыла + облачность + сумерки + зрение минус 3 при удалении модели дальше 50 метров делают ее для меня практически невидимой! 8-Е Хорошо, тут бок подпер другой, бывалый моделист и передатчик был сунут ему в руку. И как он там видит чего-то?! 😃 В общем, из всех вчепятлений от первого полета осталось лишь то, что модель слишком быстро подлетает к границе видимости (в этом так же виноват винт с большим шагом, а нужной «лопаты» в нашем убогом местном магазине нету… хоть сам стругай!), в сумерках низ трудноотличим от верха, а расходы рулей, несмотря на всю подготовку и проверку, все равно оказались слишком большими.

Дома самолет был доработан более заметной окраской, а пилот посажен за силумятор с задачей пилотировать Су-26 с модифицированными параметрами (большими расходами, большой скоростью и хреновой различимостью низа\верха, благо, все можно редактировать).

И тут неожиданно случился следующий выезд на поле. В спешке скидав в сумку передатчик и горстку инструментов путем сгребания с края стола, покинул квартиру. Погода была слегка ветреной, зато не было ни единого облака и солнце стояло еще достаточно высоко. Обнаружили, что канал моей аппаратуры соседний с каналом чужой и дает весьма ЗАМЕТНЫЕ помехи в хайтековский приемник, в то время, как мой, sanwa-вский с одинарным преобразованием (!), чужие помехи не ловит. Было решено летать по очереди.
Как и всегда, МВВС завелся буквально через пару дергов. Зато подвел развал\схождение на колесах шасси (теперь серьезно подумываю заняться еще и автомоделизмом – вдруг чему новому научусь? 😃 ). Дав полный газ в попытке поднять повернувшую модель перед самым краем асфальта, красиво накосил травки 😃 Заведясь снова, обнаружил, что одно из колес подломилось в месте крепления к стойке. Прислюнил на суперклей. Затем при попытке взлета обнаружилась кривизна траектории, но уже в другую сторону (очевидно, что реактивный момент от пропеллера не виноват). Потом подломилось другое колесо 😃 И так раз 5-6 😃))))) В итоге, назло и одновременно на радость собравшейся к этому моменту модельной публике, мой самолет таки покинул поверхность планеты, взмыв над самыми кустами, куда он по обыкновению повернул при разгоне.
После весьма действенных испражнений в силумяторе, новая модель показалась мне детской пенопластовой игрушкой! Сделав над полем пару размашистых кругов и убедившись, что модель отчетливо видна как своим низом, так и верхом, начинаю пытаться повторить то, что делал на компе. Вот тут-то меня и ждал офигенно неприятный сюрприз. Обычная мертвая петля оказалась похожа на сегмент пружины, а бочка выполнялась с непристойно большим для пилотажек и фанов опусканием морды! И вертикально не летит, потому как винт с большим шагом! Стал что-то припоминать о правильном подборе выкоса двигателя и точности установки хвостового, синхронизируя данные с мнением других моделистов. Пециалисты пришли к выводу, что у модели либо слишком большой выкос вниз, либо криво стоит стабилизатор. Они оказались неправы… У моей модели обнаружилось и то и другое одновременно!!! Причем если двигатель переставить легко, двумя движениями отвертки, то вот стабилизатор добросовестно вклеен на е-6оксидку.

Вот так я и узнал о себе кое-что новое. НЕХРЕН ПЬЯНЫМ САМОЛЕТ КЛЕИТЬ!!!
Лучше долго делать что-то хорошее и качественное, чем быстро и кучу дерьма. Хотя второе тоже доставляет удовольствие! 😁

Фотки:
1 С этого эскиза все началось
2 #02-ой
3 Любовь между клопами
4 Мордой в камеру

pentajazz


хотя, проживая в родном отечестве я и о таком не мог мечтать.
вывод - все будет пормально, так или иначе.
Удачи!

AlexLeon

Не, совсем без пива модель клеить ну никак нельзя. Почти половина удовольствия проподает. А вот летать, пожалуй, лучше на трезвую голову. Пиво мне помогло пару раз самолётик приложить, а от 15-ти кубового мотора шрам на руке так и остался. 😈

dimkorry
ADF:

Фотки:
.
3 Любовь между клопами
.

Клопы - это гут! 😂

Дальнейших успехов! Особенно в писательстве, пора рассылку на субскрайбе заводить, буду первым подписчиком…

зы. А где там эпоксидка? там вроде скотч сплошной 😁
вариант названия следующей статьи: “Композиционный материал на основе скотча и эпоксидного связующего. Достоинства и недостатки”… 😒

ADF

ну, скажем, под пиво может и нужно клеить, а вот водку лучше отдельно! 😃

А что до технологии 😁 так тогда уж “о механических характеристиках ошметков упаковочного пенопласта под перманентным воздействием армирующего покрытия на основе скотча” 😅

Еще фотки:
1 предыдущий саломет за 12 часов до кончины.
2 #02 - внутри скотча - бальза, сосна и смола (если не верите 😃 );

Д_Заточник

Класное чтиво! Мне понравилось, все по настоящему 😃 Я бы следующую статью прочел с удовольстием, что-нибудь типа “О влиянии сорта хмеля в пиве на время схватывания эпоксидки и прочность получаемого соединения” 😃

dimasan

Ай-да Пушкин, ай-да … сын! Как пишет, как пишет! 😁

ADF

Ага. Только “о влиянии концентрации хмеля и этанола внутри производтеля на мерность пространства сборки модели и кривизну проекции ее конструкции на замкнутый объем околоземного пространства” 😃

BALAL
dimasan:

Ай-да Пушкин, ай-да … сын! Как пишет, как пишет! 😁

Секретный филолог… Только бы не пришлось писать о милитаризме изнутри… 😒 Искренне желаю! (чтоб не писать!)