Был в СССР летающий паровоз!

olegm

Самолёт Ил-18П был создан на базе серийного самолёта Ил-18 в 1965 году. В отличие от прототипа, на самолёте отказались от использования турбовинтовых двигателей АИ-20. В качестве силовой установки использовалась разработанная в НИИ Газодинамики им. Стечкина уникальная по своим характеристикам паротурбинная установка, с прямоточным нагревом пара. Нагретый в паронагревателях пар, разгоняясь в соплах расширительного аппарата, вращал паровую турбину, от вала которой приводился в движение генератор переменного тока. Воздушные винты самолёта приводились в движение от четырех электродвигателей с питанием от генератора. Самолет проектировался в расчете на ядерное топливо. Но сроки изготовления реактора все время сдвигались, и было решено использовать в качестве нагревателя установки не ядерный, а обычный котел на угле. Проводились опыты также с другими видами топлива -древесиной и торфом. Наилучшие энергетические показатели установки достигались на смеси кокса и просушенных опилок. Самолёт на испытаниях показал летно-технические характеристики превосходящие характеристики прототипа на 40-60 процентов. Так скорость равнялась 1020 км/ч, и была близка к предельной для винтового самолёта. Дальность увеличилась в 1,5 раза. В 1967 самолет был принят на вооружение ВВС, было принято решение о запуске его в серийное производство, в том числе и для нужд Аэрофлота. Но все изменила произошедшая утром 1 января 1968 года в Жуковском катастрофа второго опытного самолёта в результате которой погиб весь экипаж и несколько сотрудников НИИ Газодинамики. Причиной послужил взрыв котла на взлёте. Обломки самолета и обваренные тела пассажиров были разбросаны в радиусе 10-ти километров, что сильно затрудняло расследование причин катастрофы. И хотя в ходе расследования была доказана вина экипажа - оператор подачи кокса в котел не пришел окончательно в себя после бурной новогодней ночи (в его крови был обнаружен алкоголь), и допустил катастрофическое поднятие температуры в котле, решено было отложить серийное производство до окончания испытаний ядерного реактора нагревателя. Но реактор так и не довели до лётных испытаний из за технических проблем с его охлаждением. В 80-е годы пытались вернуться к теме ядерного самолёта, но Чернобыль поставил жирную точку на этом проекте.

остальное тут

il18parovoz.narod.ru

Жорж

Главное - ненадежный источник - розыгрыш к приближающемуся Дню дурака:

  • коксово-опилочный-зольный геморрой не оставит места ни пассажирам, ним грузу;
  • генератор и двигатели такой мощности, даже при современном состоянии техники, снимают вопрос о ВЗЛЕТЕ самолета и, тем более, о его полете на указанной скорости;
  • самолет не закончил летные испытания, а уже принят на вооружение?;
  • и “алкогольная катастрофа” ранним утром после Новогодней ночи.
    Такой проект загубили…, ироды! Для 01.04. сойдет.
Brandvik

Особенно понравилось сброс золы дрова\уголь и ГУДОК =)

Вячеслав_Старухин

До 1 апреля ещё далеко 😁

Атомный же почти паровой паровой двигатель должет был выглядить примерно так
(со страницы vfk1.narod.ru/JACU2.htm ):

Американский атомный ТРД XJ39. На месте камеры сгорания видны трубы теплообменника :

a-composit

----бензин, спирт, масло, уголь, опилки, измельчённое вражеское обмундирование----
а че,нармальное топливо

Жорж

Но самолеты с паровыми двигателями были и летали: Дузь. “Паровой двигатель в авиации”. (конец 30-х годов), - есть в инете.

Sputnik

Чушь всё это, не было в СССР летающих паровозов, единственный экземпляр до СССР - самолёт Можайского, но технологии его изготовления были либо случайно утеряны либо специально уничтожены самими изобретателем…

KATUAL
olegm:

Обломки самолета и обваренные тела пассажиров были разбросаны в радиусе 10-ти километров

По-моему, там все таки стоял атомный реактор в купе с ядерными бомбами:)

boroda_de
Sputnik:

не было в СССР летающих паровозов

“Наш паровоз вперед лети, в коммуне остановка…”
Музыка: Н.Островский Слова: Б. Скорбин 1922г
Выходит, что были. Из песни слова не выкинешь 😁

ZigZag_ZZ

Ниразу невесело, старьё какоето, неужели оскудела земля Русская на приколы разные?!

new225

взрыв котла на взлёте. Обломки самолета и обваренные тела пассажиров были разбросаны в радиусе 10-ти километров

Убится и не встать просто… 😃

ps причем реакторы разрабатывались, но если не ошибаюсь - то максимум до чего дошли - летные испытания массоподобной модели реактора…

Вячеслав_Старухин
Андрей_Зазулин:

А ведь поверит кто-нибудь …

Поверят те, кто не интересуется настоящей историей.

new225:

если не ошибаюсь - то максимум до чего дошли - летные испытания массоподобной модели реактора…

Нет, в СССР летал действующий реактор, правда, ни к чему не подключённый по нагрузке.
Довольно подробнее об этом написано в статье “Ядерная жар-птица”( www.nkj.ru/archive/articles/14137/?phrase_id=44712… ):

началось всё 28 марта 1956 года, когда вышло постановление Совета министров СССР, положившее начало работам по проектированию летающей лаборатории с атомным реактором на борту

Летом 1959 года был произвёден первый запуск реактора на наземном стенде, и сразу же удалось выйти на проектный уровень мощности.

Во время работы реактора операторы и экспериментаторы укрывались в подземном бункере, который находился почти под стендом. От реактора бункер отделял шестиметровый слой грунта, он со значительным запасом защищал находившихся там людей от излучений.

Под летающую атомную лабораторию переоборудовали серийный стратегический бомбардировщик — самолёт Ту-95М № 7800408. С мая по август 1961 года на нём выполнили 34 полёта. Пилотировали летающую лабораторию лётчики-испытатели М. М. Нюхтиков, Е. А. Горюнов, М. А. Жила и другие. Ведущим инженером комплекса был Н. В. Лашкевич. В лётных испытаниях участвовал руководитель экспериментов, будущий академик Н. Н. Пономарёв-Степной. Исследования радиационной обстановки в кабине и за бортом проводили физики В. Г. Мадеев и Е. Н. Королёв.

Учитывая риск радиационного загрязнения в случае аварии, полёты самолёта с реактором на борту проводились над территорией ядерного полигона.

Следующим этапом в создании самолёта с ядерной силовой установкой должен был стать Ту-119 с маршевым двигателем, приспособленным для совместной работы с ядерным реактором.
Однако, как это ни обидно, из-за ограниченности финансирования и опасности радиационного загрязнения в случае аварии дальнейшие работы свернули.
Кроме того, многие боевые задачи, которые планировалось возложить на самолёт с ядерным реактором, были решены благодаря созданию современной ракетной техники и подводных кораблей с ядерными энергетическими установками.

Вместе с тем американцы, уже испытавшие свою летающую лабораторию с ядерной силовой установкой, тоже прекратили работы в этой области.

Догонять стало некого, а идти вперёд в одиночку было слишком дорого и опасно.


Ядерный реактор у загрузочного люка самолёта Ту-95М. На фото хорошо видна свинцовая защита (1), экранировавшая гамма-излучения и блоки из борированного полиэтилена (2), предназначенные для замедления и поглощения нейтронов.


Участники лётных испытаний атомной лаборатории, созданной на базе самолёта Ту-95М.

Leha1705
XBOCTATOE:

Так вот откуда эта идея!

Топливо другое, космические корабли лучше на навозе летают😁

Жорж

Двигателю-то без разницы от чего тепло получать - сжигая керосин или от реактора. Только кто на этом чуде летать захочет в свинцовой одежонке…

Вячеслав_Старухин
no_name:

Маленький реактор на 100КВт на небольшой тележке как силовая установка для самолета. А что не плохо, главное что люди верят.😅

А где вы увидели, что это была силовая установка?

Я же ясно написал :

Вячеслав_Старухин:

в СССР летал действующий реактор, правда, ни к чему не подключённый по нагрузке

До мощных реакторов дело не дошло. Но это не значит, что такие работы - выдумка.

Больше и внимательнее читайте различные статьи и книги 😃, тогда сможете сами отличить правду от выдумок про паровые самолёты 😈

Там же ( www.nkj.ru/archive/articles/14137/?phrase_id=44712… ) ясно написано:

Цельизучение распространения излучений в окружающей самолёт атмосфере, рассеяния излучений на элементах конструкций и возможности защиты экипажа от радиации. Кроме того, предполагалось исследовать влияние излучений на самолётное оборудование и авиационные материалы.

То же самое прочтёте и в "Ту-95ЛАЛ (заказ 247) Экспериментальный самолет с ядерной силовой установкой " ( www.testpilot.ru/russia/tupolev/95/…/tu95lal.htm )

Позже был ещё один атомный проект ( www.testpilot.ru/russia/antonov/22/…/an22plo.htm )

В 1970 г. Ан-22 №01-06 было оборудован точечным источником нейтронного излучения мощностью 3 кВт и многослойной защитной перегородкой.
Позже, в августе 1972 г., на самолете №01-07 установили небольшой атомный реактор в свинцовой оболочке.

А вот ещё о первых проектах атомных самолётов в СССР:

О перспективности использования авиационной АСУ рассказывает Директор института ядерных реакторов РНЦ «Курчатовский институт», кандидат технических наук, Заслуженный энергетик России и начальник программы наземных испытаний ТУ-95ЛАЛ в 1959-61гг. Николай Евгеньевич Кухаркин:

  • Создание летательных аппаратов с ядерной силовой установкой такого типа (с использованием изотопов) возможно. Но то, что собираются разрабатывать американцы – пока недоказанная проблема ядерной физики. Кроме того, это не полноразмерные самолеты, а миниатюрные разведчики. Их габаритные характеристики сопоставимы с размерами больших летающих авиамоделей. Но, вне всякого сомнения, эти разработки представляют интерес.

Безусловным плюсом схемы БЛА является отсутствие летчика. В нашем Институте имеется опыт эскизного проектирования беспилотной системы в 50-х годах. Она представляла из себя необитаемый самолет-снаряд с атомным реактором, который должен был доставлять ядерное оружие потенциальному противнику.

При создании пилотируемых аппаратов с АСУ возникают трудности совсем другого характера. В первую очередь они связаны с большим взлетным весом всей конструкции – причем, сам реактор не так тяжел, как его биологическая защита, поскольку необходимо экранировать экипаж от проникающего излучения. В свое время, когда мы указывали авиаконструкторам минимально допустимый вес реактора и его защиты, то самолет все равно получался очень тяжелым – 300-400 тонн! И это без боевой нагрузки. Чтобы снизить вес, осуществлялся принцип частичного поглощения радиации – главным образом экранировалось направление на кабину пилотов.

В те годы постройка атомного самолета была трудной задачей, но вполне осуществимой - при повышенных дозовых нагрузках экипажа.

Сейчас такой подход кажется в чем-то жестоким, но необходимо помнить, что это была другая эпоха: боялись, что начнется атомная война и надо будет любой ценой отвечать противнику.

no_name
Вячеслав_Старухин:

Больше и внимательнее читайте различные статьи книги 😃, тогда сможете отличить правду от выдумок про паровые самолёты :

Ваши что ли? Или вот этого товарища - “Доктор технических наук Л. СМИРЕННыЙ, академик Международной академии астронавтики, космонавт-исследователь”.

Кстати в статье рассказывается о наземном стенде а на фотках участники летных испытаний.

Цитаты из статьи:

“Установку разрабатывали специалисты ядерной техники и авиационные конструкторы”

“В макете фюзеляжа на специальной подъёмной панели размещался небольшой исследовательский водо-водяной атомный реактор номинальной тепловой мощностью 100 кВт.”

Интересно, доктор технических наук номинальную мощность утюга то знает?😅

Вячеслав_Старухин
no_name:

Ваши что ли?

И мои тоже !

Учитесь не просто видеть буквы и слова, а понимать то, что они означают 😈
www.testpilot.ru/russia/tupolev/95/…/tu95lal.htm

На летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ летали и проводили испытания летчики-испытатели М.А.Нюхтиков, Е.А.Горюнов, М.А.Жила и др, ведущим по машине был Н.В.Лашкевич. Полеты проходили как с холодным реактором, так и с работающим.

В этих полетах в основном проверялась эффективность биологической защиты.

no_name:

Интересно, доктор технических наук номинальную мощность утюга то знает?😅

Этот небольшой реактор использовался только как модель - источник излучения. И никак больше.

Для справки:

Лев Николаевич Смиренный - сотрудник НИИ “Центр радиационной безопасности космических объектов”, в 1972 г. был принят в отряд космонавтов, в котором состоял 14 лет. В космос слетать ему так и не удалось.

no_name
Вячеслав_Старухин:

Больше и внимательнее читайте различные статьи книги 😃, тогда сможете отличить правду от выдумок про паровые самолёты :

В соседней разделе Погосян утверждает, что
“По второму заявлению (Погосяна): Изделие 117 ПРИНЦИПИАЛЬНО не работает по циклу Брайтона”

А в этой ветке вы упорствуете с моделированием излучения с помощью 100 кВт источника двигательной установки 4*15000 л.с.

все это очень похоже на:

Однажды Владимир Владимирович™ Путин, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев и Председатель Государственной Думы андроид Борис Грызлов сидели в одном из кремлевских кабинетов и работали с документами.

  • Ну че там с модернизацией-то, - спрашивал Владимир Владимирович™ у Президента, приветливо улыбаясь.
  • Да какая-то ерунда, - отвечал Президент, копаясь в бумагах, - Ну вот, например. В Калужском региональном центре наноиндустрии в Обнинске создан наномодифицированный цемент.
  • Наноцемент? - заинтересовался Владимир Владимирович™, - И че из него можно строить?
  • Они говорят, - читал Дмитрий Анатольевич, - Что шахты стратегических ракет при использовании этого цемента становятся многоразовыми.
  • Зачем? - удивился Владимир Владимирович™, - Зачем использовать шахту стратегической ракеты во второй раз? Ведь всё уже произошло!
  • Для экономии, - пояснил Президент.
  • Надо им сказать, - вставил Председатель Государственной Думы, - Чтобы не останавливались, двигались дальше. Пусть создадут многоразовую стратегическую ракету.
  • Ну а че, - согласился Владимир Владимирович™, - Действительно! И еще многоразовую боеголовку. Чтобы, значит сказать, использовать ее много раз.
  • А покрасить ее можно особенной краской, - подхватил Дмитрий Анатольевич, - Вот тут у меня…
    Президент покопался в бумагах.
  • Вот! - сказал Дмитрий Анатольевич, - Первый заместитель мэра Москвы Петр Бирюков говорит, что дома теперь будут красить энергосберегающей краской. Вот тут где-то… щас… а, вот! В основе этого нанотехнологичного материала - керамические шарики с вакуумом внутри.
  • Керамические шарики с вакуумом внутри, - задумчиво произнес Председатель Государственной Думы.
  • Главное, чтобы ваккум был не китайский! - серьезно сказал Владимир Владимирович™, - Нам подделок не надо!
    Борис Грызлов с легким жужжанием повернул голову в сторону Владимира Владимировича™, а потом в сторону Дмитрия Анатольевича.
  • Вы что, - медленно произнес он, - Надо мной издеваетесь?
    Мужчины улыбнулись.
  • А не надо надо мной издеваться! - сказал Председатель и замигал, - Не надо надо мной издеваться! К сожалению, многие инициативы встречают преграды на своем пути в виде Академии наук и бюрократии! Я знаю, что в Академии наук даже есть отдел по лженауке! Меня этот факт очень удивляет – как они могут брать на себя ответственность и говорить, что является лженаукой, а что - нет? Это - мракобесие какое-то!
  • Вот тебе и модернизация, - пробормотал Владимир Владимирович™, - Роботы про мракобесие заговорили…
    Дмитрий Анатольевич схватился за свою президентскую голову.
Вячеслав_Старухин

no_name, эти всем известные лётчики - тоже выдумка? 😃 😃 😃

www.testpilot.ru/russia/nii_vvs/…/nuhtikov.htm
Нюхтиков Михаил Александрович
Герой Советского Союза (1.05.1957), Заслуженный летчик-испытатель CCCР (15.02.1959)
Поднял в небо и провел испытания 95/2 (16.02.1955). Участвовал в испытаниях Ту-95ЛАЛ (1961), Ту-142. Освоил 232 типа самолётов и 15 планёров.

www.testpilot.ru/russia/tupolev/isp/gorunov.htm
Горюнов Евгений Александрович
Герой России (21.02.1996), Заслуженный лётчик-испытатель СССР.
Поднял в небо Ту-22Р (1961), Ту124А (Ту-134, в качестве второго пилота, 29.07.1963). Участвовал в испытаниях Ту-22Р(1961-62), Ту-95ЛАЛ (1961), Ту-144, Ту-154.

Н.В.Лашкевич - легендарный ведущий инженер Ту-70 и Ту-95, сумевший спастись во время катастроф этих машин.

Атомный самолет строился в Томилино

воспоминания одного из старейших соратников А.Н. Туполева – Героя Социалистического Труда И.Ф. Незваля, которые любезно предоставлены музеем ОАО «Туполев». Публикуются впервые.

Иван Фомич Незваль занимал должность начальника Томилинского филиала ОКБ им. А.Н. Туполева с 1957 по 1963 год. Именно в это время и началось здесь проектирование и постройка первого советского атомного самолета

в 1950-е гг. в СССР, в отличие от США, создание атомного бомбардировщика воспринималось не просто как желательная, пусть даже очень, но как жизненно необходимая задача.

Действуя с десятков военно-воздушных баз в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, самолеты США, даже обладая дальностью полета всего 5-10 тыс. км, могли достичь любой точки СССР и вернуться обратно.
Советские же бомбардировщики вынуждены были работать с аэродромов на собственной территории и для аналогичного рейда на США должны были преодолеть 15-20 тыс. км. Самолетов с такой дальностью в СССР не было вообще.

Исправить это положение мог лишь только самолет с атомным двигателем.

Испытания Ту-95ЛАЛ показали достаточно высокую эффективность примененной системы радиационной защиты, но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес и необходимость дальнейшего совершенствования. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств.