90 лет отечественного планеризма

skynet59
collapse:

Самолетики наши, радио, сильно государство поддерживало? Тем не менее из жопы вышли. На одних энтузиастах.

Не на энтузиастах, а на китайцах…куда ни глянь, у многих китайские моторы, китайские аккумуляторы и прочие комплектующие, и сами самолеты и радио-аппаратуры у многих тоже китайские. Если раньше “входной билет” в наше хобби стоил около $500, то сейчас эта цена значительно упала, во многом благодаря китайцам.

collapse:

До самостоятельного вылета вышло 40-50 тыс примерно.

У нас аэроклуб предлагает аналогичную цену, 5000р/час. По КУЛП-ПАСО-86 до самостоятельного вылета нужно налетать около 10 часов.

Где в данном случае энтузиазм мне непонятно, или ваши инструктора и аэроклуб, где вы летаете, с этого не имеют никакого дохода?
У нас именно так и происходит. Для студентов и школьников, по-настоящему желающих летать - специальная цена, в лучшем случае окупающая ГСМ и обслуживание техники, остальное - только из большого желания инструкторов научить нас летать. Позволить себе летать за 5 тысяч в час пока никто не может, исключение разве что составляют желающие просто “покататься” и обеспеченные люди в уже приличном возрасте. Молодежи, которой это интересно, в аэроклуб дорога закрыта из-за финансового вопроса, а те кто могут платить - у тех и интересы, как правило, другие. А принять в наши ряды больше народу физически не получится, либо тогда у каждого за сезон будет по 2 часа налета, т.к инструктора зарабатывают себе на жизнь “покатушками” на Вильге.
Было бы финансирование со стороны аэроклуба - другое дело, не пришлось бы тратить время на эти покатушки, а активно летать на планерах, либо другая крайность - очень большое количество людей, желающих летать, и пусть несколько больше платить, чем мы платим сейчас, но лишь бы высвободить время у инструкторов.

collapse
skynet59:

куда ни глянь, у многих китайские моторы, китайские аккумуляторы и прочие комплектующие, и сами самолеты и радио-аппаратуры у многих тоже китайские.

Эти люди уровень моделизма не делают. Массовость - да. Во многом - бессмысленную (пока). Но лет за 7 количество серьезных проектов сильно выросло, и уровень моделей стал сильно выше. Не говоря о оживлении спорта, и всяких мероприятий. И китайцы тут не причем - в основном видишь приличное фирменное оборудование…

Где в данном случае энтузиазм мне непонятно, или ваши инструктора и аэроклуб, где вы летаете, с этого не имеют никакого дохода?

Ну, серьезным бизнесом я б это не назвал. На грани окупаемости, мне так кажется. При стоимости покупки бланика в приличном виде 300-500тыс (а у нас они регулярно появляются) сложно понять, как считать доходность вообще.
Т.е. явно на этом люди денег особо не делают. Так же, энтузиазмом я считаю вложение тех же денег на свое обучение, и привлечение знакомых к этому делу. Финансирования никакого быть не может, т.к. аэроклуб по сути частный, и тот кто вкладывает в это деньги, не ожидая быстрой окупаемости - тоже работает на энтузиазме.
Стоимость 5 тыс/час - это первый год, когда летаются круги. Считай - разовое вложение. Ценник 50-кубого самолета, если уж так… Или айфон+айпэд, кои есть у многих. Купи самсунг за 4 тыщи - а на сэкономленное летай. Вопрос в жизненных приоритетах.
Далее цена сильно падает при полетах в зону. 2-часовое парение обходится в 4 тыс. Это уже 2 тыс/час. Согласитесь - это уже вполне приемлемо.

skynet59
collapse:

Эти люди уровень моделизма не делают. Массовость - да.

Развитость какой-либо технологии, на мой взгляд, в большой мере определяется ее доступностью. Т.е например мобильная связь или информационные технологии не могли бы считаться развитыми, пока существовали только в условиях лабораторий, либо когда уже были выпущены в свет, но по заоблачной цене, которую могли себе позволить единицы. Так и здесь. Почему, например, футбол, хоккей, лыжный спорт считаются сильно развитыми? Да именно потому, что эти виды спорта самые массовые. Любой школьник может пойти и купить себе мяч, лыжи, коньки и клюшку в магазине. Также может записаться в секцию и заниматься там бесплатно либо за небольшие деньги.
С планеризмом у нас могло бы быть то же самое, но по причине “не актуальности” у нас финансирование прекратили.
О “неактуальности”.
Представьте себе ситуацию, приходите вы к чиновнику в кабинет, и говорите: “нужно готовить летчиков, в стране складывается неблагоприятная ситуация в этой сфере, людей не хватает и т.д давайте выделять средства на это”, на что получаете примерно такой ответ: “Зачем нам пилоты? Самолеты как летали так и летают, и будут летать, в крайнем случае гастарбайтеров наймут. А вот прошлым летом на пляжах утонуло столько-то человек, значит плавать не умеют, надо учить плавать, и выделять средства на это”.
И как вы объясните человеку далекому как от авиации, так и от плавания, что тонут люди чаще от сквозняка в черепной коробке, а самолеты падают, из-за того, что в учебных центрах учат не летать, а кнопки нажимать?

Sputnik

Бланики до сих пор выпускаются или им минимум по 25 лет?

collapse
skynet59:

И как вы объясните человеку далекому как от авиации, так и от плавания, что тонут люди чаще от сквозняка в черепной коробке, а самолеты падают, из-за того, что в учебных центрах учат не летать, а кнопки нажимать?

Я ему ничего не хочу объяснять. У меня нет ни амбиций, ни возможностей спасать положение дел в стране в какой-либо области. Для государства планеризм неактуален, да. Я даже допускаю мысль что и правда пока не до планеров. Но при чем тут это? Я вообще не понимаю к чему этот разговор. И не понимаю к чему здесь футбол и хоккей. Планеризм - не настолько массовое явление. И никогда таким массовым оно не было, и не будет. Да, было больше раз в 5, в 10, но не в порядки. Разговор о том, насколько сейчас все плохо. Я говорю что есть люди, которые это дело потихоньку двигают, и прогресс явно есть, чему я сам рад, и призываю поддержать это других. В ответ же слышу что “просрали все полимеры”. Я это и сам знаю - и что, не заниматься теперь планерным спортом? Такими рассуждениями мы его точно в гроб загоним.

3 months later
leksey
skynet59:

Не на энтузиастах, а на китайцах…куда ни глянь, у многих китайские моторы, китайские аккумуляторы и прочие комплектующие, и сами самолеты и радио-аппаратуры у многих тоже китайские. Если раньше “входной билет” в наше хобби стоил около $500, то сейчас эта цена значительно упала, во многом благодаря китайцам.

У нас аэроклуб предлагает аналогичную цену, 5000р/час. По КУЛП-ПАСО-86 до самостоятельного вылета нужно налетать около 10 часов.

Где в данном случае энтузиазм мне непонятно, или ваши инструктора и аэроклуб, где вы летаете, с этого не имеют никакого дохода?
У нас именно так и происходит. Для студентов и школьников, по-настоящему желающих летать - специальная цена, в лучшем случае окупающая ГСМ и обслуживание техники, остальное - только из большого желания инструкторов научить нас летать. Позволить себе летать за 5 тысяч в час пока никто не может, исключение разве что составляют желающие просто “покататься” и обеспеченные люди в уже приличном возрасте. Молодежи, которой это интересно, в аэроклуб дорога закрыта из-за финансового вопроса, а те кто могут платить - у тех и интересы, как правило, другие. А принять в наши ряды больше народу физически не получится, либо тогда у каждого за сезон будет по 2 часа налета, т.к инструктора зарабатывают себе на жизнь “покатушками” на Вильге.
Было бы финансирование со стороны аэроклуба - другое дело, не пришлось бы тратить время на эти покатушки, а активно летать на планерах, либо другая крайность - очень большое количество людей, желающих летать, и пусть несколько больше платить, чем мы платим сейчас, но лишь бы высвободить время у инструкторов.

Иван, вы из Фролово?

skynet59
leksey:

Иван, вы из Фролово?

Именно, в Перми других клубов нет 😃

2 months later
collapse

Ну что ж, инет наполняется свежими фотографиями и видео, сезон открыт похоже уже везде 😃
В субботу только в одном Шевлино летало минимум трое с rcdesign-а, по крайней мере я, Олег Sh и hudago - может был еще кто, но я не видел.
Не скажу за страну, но в подмоcковье планеризм явно растет. В субботу 2 вильги только успевали заправляться, траффик был суровый, аэродром работал со 100% загрузкой своих возможностей. Еще из хороших новостей - с вероятностью 90% откроются еще две планерных точки (кроме Пахомово, Шевлино и Вихрево) в ближнем подмосковье. Одна из них - уже в мае. Подробности будут чуть позже - не хочу делать обещаний, пока не полетит первый аэропоезд. Тьфу-тьфу 😁
Короче - растем! Всех с наступившим сезоном!

skynet59
collapse:

Ну что ж, инет наполняется свежими фотографиями и видео, сезон открыт похоже уже везде
В субботу только в одном Шевлино летало минимум трое с rcdesign-а, по крайней мере я, Олег Sh и hudago - может был еще кто, но я не видел.

Эх завидую я вам белой завистью. Мы еще как минимум на месяц прикованы к земле(

7 days later
Sereganike

Подскажите где поблизости от Ярославля в радиусе 200км можно покататься на планере? И стоимость. Заранее благодарен.

3 months later
Юрий_68

Вот мой отчетик по соревнованиям на отечественных планерах. Еще раз повторюсь - вес планера менее 115кг и поэтому не нужны регистрация, сертификация, пилотское удостоверение.Цена около 16000евро.
Целиком отчет сдесь ssr.osfb.ru/viewtopic.php?t=1479

Часть вторая: «Планер»
Кабина планера очень широкая, фонарь большой, высокий, посадка полусидячая. До всех мест легко дотягиваешься. От педалей, до багажника. Можно отстегнуть плечевые ремни и почесать пятку- фонарь не мешает. Но это у меня, думаю с Васиным ростом будет все по другому. Форточка не очень удачно расположена- слишком сдвинута назад и получается, что если захочешь высунуть ладонь в поток, то придется неудобно выворачивать локоть. Изготовители этот недостаток сразу внесли в список. Очень понравился подход Пензенских авиастроителей: все пожелания в список и все будет принято к исполнению. А мелкие недостатки, например, такие как раскручивающееся от набегающего потока переднее колесо, люфты после первых полетов и т.п. решались прямо на стоянке. Заводские техники всегда дежурят во время полетов. Приборы на доске простейшие, поэтому многие поставили свои электронные вариометры, благо можно было убрать указатель скольжения, а переходники 80/57 уже стояли на доске. Шасси неубираемое, трехточечное: переднее, заднее – маленькие (200х50) и основное большое. Пустой планер стоит на основном и хвостовом, с пилотом опирается на переднее. Основной замок в носу, для лебедки около основного колеса (автомат). Управление очень легкое, рулей хватает с запасом. Триммер пружинный, как у янтаря. Но из шести ступенек я пользуюсь только 1-й и 2-й. Интерцепторы только сверху, достаточно эффективны. Тормоз колеса- на ручке управления. Р/станция не установлена, но антенный кабель проложен. Очень впечатлила чистота и геометрия фонаря: после наших стареньких, янтарских, будто отсутствует вовсе.

Часть третья : «Полеты»
Взлет прошел очень легко и без напрягов. Встречный ветер 5-6метров позволил оторваться от земли метров через 20. Кромка была 1200м. Потоки до 3метров. На буксировке пару раз тряхануло так, что весь скарб ударился о фонарь. Потоки в тот день были 2-3метра, забросы до 4-5. Из неприятных моментов было то, что не получалось нормально вкрутится в поток. На одной его стороне было 3-4 метра, на противоположной 0-1. И как не старайся -стабильным его сделать не получалось. Планеру явно не хватает закрылков: как только закручиваешь поинтенсивней – начинается предсрывная вибрация. Немного о штопоре. Крыло имеет обратную стреловидность. Тряска происходит на скорости 65-70км\ч. Предупреждает очень долго и без дачи ноги не сваливается. Выходит за четверть оборота. Потеря высоты за ввод и вывод около 30метров. Полеты в ветер для него противопоказаны, т.к. взлетный вес в 190 кг не способствует нормальной скорости на переходах. В первый тренировочный полет пришлось долго выгребать против ветра на долете. XCSoar показал, что высоты хватает (1300метров высоты и 29км дистанции) . На дистанции 26км уже был дефицит в 300 метров. Пришлось искать поток, т.к. впереди был лес и не понятно было перелечу его или нет. Пока нашел и выбрал кромку оказался все там же на 29-ом километре. Двинулся вперед и увидел заходящий на площадку планер, по докладу выяснилось, что это Василий. И тут пошли ошибки за ошибками. В результате в течении 1,5 часов я несколько раз перемещался от 400до 700метров. И как только Василия забрал буксировщик я на все плюнул и сел на ту же площадку. Повеселил буксировщик: когда он вернулся за мной, я как положено доложил о том, что условия не изменились , ветер тот-же, трава не успела вырасти, на что получил ответ: «тебя не очень хорошо слышно, ща сяду- поболтаем» Ветер только для Жени Злобина не был помехой (летал на другом аппарате). Ребята говорили, что прибор иногда показывает качество 11-12. И в этом я убедился на следующий день, когда ветер вырос до 8-10метров в секунду. После отцепки выбрался под кромку и был снесен далеко за стартовую зону. Решил перелететь на противоположный край цилиндра. Когда запищала гарминка (пересечении цилиндра) высота была 1400метров, когда я из него выходил (запищал XCSoar о старте) высота была 700метров. Итого 6км-700метров – качество 8,5 Единственная возможность нормально летать в ветер, это во всю пользоваться грядами, если таковые имеются. Как летали упражнения- можно посмотреть по трекам, но кроме нас это вряд ли кому будет интересно. Женя Гайнулов вычислял среднее геометрическое качество за весь полет, за несколько упражнений. Получилось 32
Краткий итог
Планер и сама задумка такого класса – понравились. Данный планер идеально подходит, как следующий после «бланика». Легкость в управлении, легкий вес (и как следствие малая инерция), крепкое шасси – это то, что нужно для начавших летать самостоятельно курсантов. И мало того , соревнования на этих планерах имеют не меньший азарт и адреналин. После янтарей приходится болезненно перестраиваться по тактике и стратегии, но после «блаников» будет самое то. Этот аппарат имеет еще лебедочный замок и на соседнем аэродроме этот аппарат затягивают автомобилем на 700 метров. Единственное- они поставили гидравлический измеритель нагрузки с выносным индикатором в кабине автомобиля, который позволяет контролировать процесс затяжки. Данный аппарат также рассматривается как планер выходного дня, т.к. легко разбирается, перевозится, хранится. (разборка/сборка занимает менее 5 минут двумя людьми)
Отдельно хочу сказать о компании изготовителе этих планеров. Ребята грамотные, трудолюбивые, и очень компанейские. Они сделали все что бы у нас остались хорошие впечатления о соревнованиях и я благодарен им за это. А то, что они люди слова и дела убедился при экскурсии на завод. Получилось так, что Игорь Волков полетав на планере АС7 пожаловался на недостаток эффективности элеронов, хотя об этом больше никто не упоминал. И вот в цехе я вижу, что стоят крылья АС7 с удлиненными почти на метр элеронами. Все бы так работали.