Планерные Гран-При гонки в Чехии - личные впечатления зрителя

leksey

Гран-при это попытка приблизить далекую от народа тему планерного спорта к массам. Правила составлены в угоду зрелищности и экшену. Все стартуют одновременно над аэродромом, участников мало (не больше 20), финиш тоже визуально понятен - кто первый прилетел, того и награждают. Само упражнение не очень длинное должно быть. Так чтобы пару-тройку часов лететь. Т.е. максимум 400 км.
Ну и конечно должен быть интерактив - 2d/3d визуализации движения планеров, всякая прямая трансляция с места, а также желательно из копита, также всякие летающие вокруг планеров вертолеты с гиростабилизированными платформами. Короче, на что денег хватит у организаторов.

Вот подобное мероприятие должно пройти 1-8 мая следующего года на аэродроме Усмань.

Значит, ниже мои впечатления о пребывания в Чехии, где в эти же числа, но текущего года проходит этот самый гран-при. Присутствует человек придумавший гран-при - француз Роланд Стак. Человек, понимающий что популяризация это важнейшее из важного.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Это первый мой визит за границу нашей Родины, соответственно я восторжен. Ну этому способствует крайне высокий уровень европейского и чешского летания в частности. Кроме того, в компетишене принимает участие планерист №1 - Себастьян Кава. Он уже напобеждал столько раз в чемпионатах Мира, что установил тем самым рекорд. Также он покорил Эверест на планере. Причем, не используя мотор, а выпарив. Ну и помимо него и другие очень интересные персонажи.

Гран-при это попытка приблизить далекую от народа тему планерного спорта к массам. Правила составлены в угоду зрелищности и экшену. Все стартуют одновременно над аэродромом, участников мало (не больше 20), финиш тоже визуально понятен - кто первый прилетел, того и награждают. Само упражнение не очень длинное должно быть. Так чтобы пару-тройку часов лететь. Т.е. максимум 400 км.
Ну и конечно должен быть интерактив - 2d/3d визуализации движения планеров, всякая прямая трансляция с места, а также желательно из копита, также всякие летающие вокруг планеров вертолеты с гиростабилизированными платформами. Короче, на что денег хватит у организаторов.

Вот подобное мероприятие должно пройти 1-8 мая следующего года на аэродроме Усмань.

Значит, ниже мои впечатления о пребывания в Чехии, где в эти же числа, но текущего года проходит этот самый гран-при. Присутствует человек придумавший гран-при - француз Роланд Стак. Человек, понимающий что популяризация это важнейшее из важного.

Это первый мой визит за границу нашей Родины, соответственно я восторжен. Ну этому способствует крайне высокий уровень европейского и чешского летания в частности. Кроме того, в компетишене принимает участие планерист №1 - Себастьян Кава. Он уже напобеждал столько раз в чемпионатах Мира, что установил тем самым рекорд. Также он покорил Эверест на планере. Причем, не используя мотор, а выпарив. Ну и помимо него и другие очень интересные персонажи.

Решил я наконец пересечь пределы нашей Родины. А то уже возраст приличный, да и варение в местном котле не самой развитой (в плане авиационном) страны кругозор не увеличивает. Да и язык хромает. Поскольку решение я принял спонтанно, дешевых самолетов не осталось, да и не очень я люблю ими летать. В итоге автобус Москва-Прага. По комфортабельности, количеству сервиса и интересности эта штука интереснее оказалась самолета. Два дня в дороге - возможность посмотреть Латвию, Литву, Польшу, Чехию. Потом на паре электричек (первая неслась как сапсан, во второй было два вагончика, как советская “кукушка”) до места назначения - маленького аэроклуба на самом востоке страны.

И хотя я приехал уже далеко за полдень успел застать финиш планеров - сегодня был поздний старт. Сегодня здесь открылись необычные соревнования, имя которым гран-при. Особенность - это зрелищность. За счет одновременного старта (как в регате), а также всяких фишек вроде онлайн-трекинга и вещания всего в прямом эфире. Первый раз я увидел как планера на фоне гор, и как они сливают водобалласт и даже эти капельки долетели до зрителей. Причем сливать они начинали поздно - так что садились очень крепко : тяжелые планера еще с размахом 20 метров, скакали, крылья до земли прогибались, а после остановки с них лилось конкретно. Видимо преимущество воды использовать хотели до конца. А как они делали и какие развороты перед посадкой- у нас был кондратий хватил бы народ на аэродроме.
Все финишировали, а один кто-то сделал outlanding - площадка по-нашему. Вроде как-бы safe, но при этом козланул метров на 15. Вроде как минус шасси после этого.

На фото - планер Кавы и кто-то еще финиширующий кто-то сверху. Со всех остальных сторон от этого ракурса горы поросшие лесом.

Очень тепло встретили меня, рассказы всякие рассказывают. Поскольку почти все чехи или поляки, то между собой говорят на языке который я не понимаю. Познакомили меня с директором компетишена - бывший тренер чешской сборной (был в России в 70-х, помнит старую гвардию типа Ю.А.Кузнецова, Пасечника). Также посмотреть как работает местный паренек-гуру с SeeYou (это программа-анализатор треков без которого на соревнованиях не обойтись). Ростислав, пригласивший меня - записывал скринкаст в прямом эфире. Один минус я вижу в том, это все на чешском.
Поскольку бюджет мой минимальный, то с собой я притащил палатку и рюкзак с кучей жратвы - как показали весы 30 кг. Участники соревнований и поддержка живут в основном в кемперах, единицы в палатках. Другие в каких-то будочках деревянных аэродромных размером с полбытовки.

Перед сном решил посетить душ. Как-то он подозрительно был пуст, неужели чехи не моются, подумал я. У нас бы на аэродроме тут бы очередь была. Но разгадка была проще - там не было горячей воды. Меня то этим не смутишь, а вот когда в душе я застал Каву, то я понял, что Чемпион он во всем чемпион. Кто не знает планерной темы - Себастьян Кава это пилот номер один в мире. Хотя сегодня он оказался вторым. Но меня удивило 4-е место - молодой парень. Он как раз в соседней палатке со мной живет. А летать на таком уровне…

После душа в палатку, скипятил чаек на горелке (когда я попросил удлинитель (кипятильник то я тоже взял) надо мной долго ржали, на соревнованиях лишних не бывает, поэтому надо завтра купить в городе). Один момент - английского они тут уже не очень (я про местных жителей). Если на молодежь не наткнуться. Но у меня есть чешский разговорник.
Что приятно, данные текст написал прям из палатки из спальника. Сеть называется LKFR, что совпадает с икао-индексом этого маленького аэродромчика в Моравии.

Финишируют участники второго дня гранпри в Чехии. Зрители болеют и хлопают. Очень зрелищно. Собственно, цель гранпри и есть повышение зрелищности планерного спорта. Все это можно увидеть прямо сейчас в прямом эфире на sgp.aero

видео instagram.com/p/2OHtJ3lOhF

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Хорошо жить на аэродроме - по утрам к поющим птичками прибавляются звуки моторов. Первая ночь прошла великолепно, но раздетым не стоило ложиться - пока еще прохладно.

С утра все как на обычных соревнованиях - народ готовит планера, заливает в них воду, потом обязательное взвешивание. Брифинг, на котором доводят задание и метео. Сказали что и как по воздушному пространству - под боком большой аэродром, но это особо не ощущается. Сегодняшнее задание проходило частично по Польше (непросто осознать, что в Европе нет границ на земле и воздухе). Стартовать участникам надо было побыстрее потому что подходил фронт.
Три буксировщика перетаскали тринадцать планеров достаточно быстро. И затем последовал старт. В случае гран-при есть на что посмотреть. Он одновременный - куча планеров устремляется к очередной поворотной точке как косяк перелетных птиц. Погода при этом ухудшалась, облачность из 4 октанктов постепенно стала все 8 (т.е. все небо закрыто) и термическая активность в таких условиях затруднена, но в Европе мало волнуются о погоде, они умеют летать в таких условиях, в которых непонятно как парить. Как оказалось потом, над Польшей светило солнце и Себастьян Кава сделал всех. И хотя на долете был первым Люка Знидрши - конструктор электродвигателей для планеров устанавливаемых прямо заместо кока, но у Кава обошел его, имея большую высоту.

Финишировали все уже без воды, слив ее где-то на маршруте. Пару планеров на аэродром приехали на трейлерах, до дома они не долетели, сев на площадку. У кого был двигатель - подбирали на нем, но в месте где логгер зафиксировал звук мотора ставится виртуальная посадка.

Касаемо быта хочется добавить. Послушал я советчиков - один говорил 100 евро на день надо на питание. другой - продукты дорогие. Но сомневаться я начал еще вчера, прочитав меню в кафе и поев там на скромные деньги - суп на наши 60 рублей, второе 140. А сегодня я оказался в местной Billa и почувствовал себя несколько недалеким. Цены ниже чем в России.
Кстати, сами чехи живут достаточно скромно - в столице не встретишь такого обилия люксовых машин, как у нас, все ездят просто на машинах, у которых 4 колеса и минимум понта. То же касается девайсов личного пользования - на аэродроме у меня, похоже, у единственного планшет и ноутбук марки Apple (хорошо хоть что они древние и я не выделяюсь). У всех остальных более дешевые аналоги. А вот самолеты и планера у них хорошие - мелкие частные самолетики на аэродроме все с убирающимися шасси. Хотя и тут приходится экономить, поэтому есть тут и Лаки литовские. Естественно, их современные варианты в лице Лак-17.

В компетишине участвует и один южноафриканский планер с сербской регистрацией. Эта странная ситуация объясняется еще более странно - Джонкер сейлплейнс из ЮАР стараются не пустить в Европу немецкие производители, используя свое верховенство в EASA. Не дают сертифицировать планер, ссылаясь на неиспытанный профиль крыла, хотя на немецких планерах он используется. Удивительно, но немцы играют нечестно.

За сим надо заканчивать - посиделки в кафе у камина дают знать, потому что пишу это текст уже третий час. Планера вы еще увидите - на фото мои скромные апартаменты.

-------------------------------------------------------------------------------------------------

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДЕНЬ СЛЕДУЮЩИЙ
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А вот видео с планерной версией Теслы - электрический двигатель со складными лопастями. Батареи в отсеке за спиной пилота Установлен на планер литовского производства Лак-17. В гонках участвует еще один планер с подобным двигателем, но на немецком Вентусе, который является экспериментальной версией. На ней летает сам автор этого решения. Он как раз на видео гоняет двигатель.

ВИДЕО instagram.com/p/2QznbzlOgA

То ли ночи становятся теплее, то ли термобелье дало о себе знать. Ночь прошла совсем как на курорте. Только голова от пива болела. С утра не успел принять пишу, припахали помогать - работа простая, стоять с рацией и сообщать на грид (старт), какой планер подъезжает чтобы его сразу ставили на нужное место. Судорожно пришлось вспомнить фонетический алфавит, который я особо никогда не знал. Другая задача разглядеть этот самый competition number на хвосте под чехлами. Планера хранят в полных дышаших чехлах.

Потом немного помог расставлять планера, планер с водой штука нелегкая - под 800 кг может быть (но на гранпри есть ограничение), а если она перетекает из консоли в консоль (есть планера у которых водные танки сообщаются), то и вообще крыло хрен удержишь. Как это летает мне малопонятно.
Планера расставляются на старте вне зависимости от погоды - а погода это стопроцентная облачности, которая цепляется за вершины окресных гор.

Брифинг сначала один провели, потом еще один. Назначили дедлайн на принятие решение. Потом смотрю прикатывают старенький LS1 и с ним старый дедушка. Говорят это сниффер. Оказалось, это разведчик погоды, которого ласково именуют “хруст”. По-нашему это майский жук. Видимо подчеркивается его незавидная роль проверять сомнительную погоду. В Орловском клубе есть подобная практика, только называют такой полет “на мясо”.

Дедушка докурил, вскочил в планер и бодро улетел в нижний край, который был около 600 м. Кстати, замка нормального на планере не оказалось и цепляется он за лебедочный замок (который прямо у ЦТ) - но они так летают.
С воздуха он доложил что потоки есть. Аж целых 0.3 метра.

Далее объявили старт и три букса ловко один за другим утащили планера. Но не успели они закончить появились планера над точкой и затем начали падать один за другим. В какой-то момент количество участников приземлившихся превысило половину и задание по правилам отменили. Хотя были те, кто зацепился. Но народ не роптал - все пилоты и все все понимают. А еще через полчаса облака пропали и пошел прогрев. Но это было уже 5 вечера и никто повторно стартовать в такое время не будет.

Видео с гонкой электродвигателя я разместил отдельно. Автор рассказывал про него, показывал детали, как оказалось он купил корки (выкленный фюзеляж некрашенный) от Вентуса и сам доделал его, установив двигатель.
Я решил воспользоваться моментом и отправился пешком в город - права я забыл в Москве, а очередной раз напрягать народ не захотелось. Посетил снова Биллу и еще какой-то магазин типа нашей Копейки - он так и называется, потом поприставал к прохожим с вопросом про магазин с электрикой. Большинство шарахалось и по английски не говорило. Магазин нашел, но закрываются они рано и хотел уже было уйти, но поскребся и уговорил еще одного чехоговорящего продать мне удлинитель (он как-то смешно будет по-чешски). Теперь у меня в палатке все блага цивилизации. Кипятильник то я тоже взял. Слабенький чтобы европейцев не пугать.

Далее я решил пристать к полицейским. Нашел участок, они неохотно открыли и мы с ними с трудом объяснились. Я хотел зарегистрировать визу (такая процедура надлежит тем кто не живет в гостиницах), но они в итоге после долгих созвонов отправили меня в соседнюю город-деревню. Удивительно, но перед их окошком в дежурной части я сидел на стуле. Можете такое у нас представить?

В тот другой город я тоже попал в итоге, но там тоже футболево еще то. Посколько Чемпионат по хоккею, что-то там закрыто и вам надо в другой город. Видимо там меня пошлют в Прагу. А успеть то надо в три дня после прибытия.
Подвозил меня Иржи, который работает прочнистом в авиконструкторской компании, где делают что-то типа L-410. Сам он инструкторит в клубе на Бланике.

Вечером после полетов народ пьет пиво и смотрит всякие авиационные кины - в основном планерное. Я тут такое у них вижу, что и не знал о существовании. Сегодня заметил как смотрели фильм о истории восстановления KeeBird. Это потрясающая история с неожиданным концов про восстановление Б-29.

Видел на аэродроме постоянно маленького взрослого человека, он активно помогал в организации, даже толкал планера, что с его ростом затруднительно - кромка на уровне его лица. И вот сегодня оказалось, что он пилот. Он реально маленький, как говорят, самый маленький пилот в Чехии. Я думаю. что возможно и в мире. Управление специальное - попозже обещал показать. Видимо педали на ручке и тп. На смеси русского чешского и английского общались, пригласил полетать. Старшее поколение охотно демонстрирует знание русского и готово на нем общаться - как минимум понимать.
На фото моменты со старта - буксировщики подруливают, все при этом бегают очень быстро. Фал подтаскивают не вручную, а специальной приспособой.

--------

То ради чего задумывалось шоу только что можно было наблюдать в реале и прямом эфире в интернете. Одновременный финиш 6 планеров, планера пересекали виртуальную линию один за другим как на лошадиных скачках. При том что они стартовали одновременно и прошли 200 километров по слабой погоде, не поднимаясь выше 1000м.
А потом еще и садились одновременно, что выглядело еще более экстремально.
Про то с каким боковиком стартовали сегодня я напишу отдельно, в России по-видимому запретили бы полеты любому типу аппаратов.
Видео отстой, но картина завораживающая. Думаю, позже будет в хорошем качестве - на съемке куча ребят с камерами тира RED и попроще.

Чтобы начать смотреть с нужного момента, перейдите по вот ссылке

Дедушка, который зазывает планера это местный “old funny man and aircllub’ mascot” (прикольный дедушка - символ аэроклуба). Он же буксировщик. Если смотреть видео сначала, то видно что вытворяет после отцепки.

-----------день следующий

Ночью был дождь и его звук по тенту вызывает приятные ощущения. С раннего утра солнышко и поют всякие чешскоговорящие птицы. Погода на шорты и футболку. Поскольку все ходят в планерных футболках, то и я припасенное одел.

Как сказал с утра директор компетишена - Роланд, сегодня русская погода - голубое небо и кумулус (пушистенькие такие облачка). Но радости от этого мало, очень сильный ветер. И “очень” это преуменьшение.

Два раза закидывали хруста (разведчика погоды) и два раза он сообщал, что большая турбуленция и минимальный лифт. Но соревнования они как война - если есть шанс выполнить задачу на день, то он будет использован. Я не знаю какой был ветер на момент начала взлетов этих здоровенных 18-метровых дур с водой, но больше 10. Возможно 15. И был он 90-градуснее некуда. Колдун стоял как примороженный горизонтально, а иногда его порывами подкидывало даже выше горизонтали. Кроме всего прочего - часть взлетного пути была затенена деревьями и где-то ветер был меньше или отсутствовал (что не упрощает взлет). Но все взлетали нестрашно и красиво. Чего это им стоило я не знаю.

В качестве помощи я сегодня поработал снова на расстановке планеров, а также побегал за веревкой. Тут для ускорения используется специальная технология, когда один крючком хватает фал и бежит как клюнутый в ##пу, второй хватает веревку и быстро цепляет и тут же убегает. Третий сопровождает. Причем тоже качественно так бежит, а не формально подходит к вопросу. А. Забыл. Еще один держит цветной флаг, подсказывающий к какому глайдеру подруливать самолету.
Буксы взлетают практически один за другим. После отцепки переворот через крыло и они почти падают вниз.
При том что погода слабая, ветер очень сильный и поэтому будет сжирать путевую скорость, маршрут дали 200 км и преимущественно в сторону Польши, где прогноз показывал больший прогрев.

Из-за сильного ветра даже увеличили максимальную скорость старта до 200 км/ч. Это при том что у планеров непревышаемая это 250-270 км/ч.
Полет в итоге получился непростой, по сути это была война с погодой. За перепитиями можно было наблюдать на трекинге (возможно кто-то из вас тоже смотрел). На равнине редко кто поднимался выше 1200MSL - это при среднем превышении 300м. Т.е. летали они до 900 метров. Некоторые так вообще мучались на 300 м от уровня земли. И те кто смотрел на экране на аэродроме, как пилот корячится на 300 метров над какой-то польской промзоной, окруженной лесами, имели свой адреналин.

Но все оправдал финиш, который был фееричный. К завершнию маршрута сформировать группа из планеров и она устремилась на финиш.

Вряд ли многие видели в своей жизни 7 планеров одновременно появляющихся в пределах видимости и идущих к аэродрому. За каждым шлейф из водяной пыли. Но все равно кто-то первый - тут один победитель и его видно невооруженным взглядом. Финишировав на повышенной скорости планера делают разворот и начинается шоу одновременной посадки 7 планеров. Суммарный размах которых превышает футбольное поле по длине. Но судя по всему, они сели бы если их было 14, а то и 20. В европе дюже умеют летать. Причем, они мало говорят, но много делают.
Печально что за 5 минут до выхода планеров на прямую лег интернет во всем Фридланте и встал через 2 минуты после финиша. А на поле были операторы, видео с камер которых стримится онлайн на ютуб. Так что видео этого потрясающего финиша надо ждать.

Но не все пересекли финиш и пару планеров плюхнулись в поля. Причем, польские поля. Поскольку я хочу увидеть все этапы работы соревнований, то я присоединился к одной из эвакуационных команд. Мы взяли чью-то машину (в европе машина это просто машина, а не предмет гордости владельца) и прицепили трейлер. Я предложил взять новую брендированную Субару которую дали спонсоры - получились бы красивые фото внедорожника посреди поля, который вытаскивает прицеп с планером, но выяснилось что машина не имеет крюка. Как самолет без буксировочного устройства, так и машина бесполезны для целей планеризма.
До места мы добрались достаточно быстро. Где началась Польша так и не было понятно. Каким-то чудом мы нашли дорогу на поле - ползли запутанными тропами, проходящими через чьи-то фермы с телятами и прочей живностью. Планер стоял на маленьком вспаханном поле. Скорость разборки меня поразила. С планером никакого особого сюсюканья, но и без грубости. Как автомат разобрали и поехали на аэродром. Планер был чешского юниора Марека Пискачека
Рональд Стак, француз, придумавший гран-при, являющийся директором нынешнего чешского компетишена, очень интересно рассказывает об идее и истории гранпри. Как он сказал - такой массовый одновременный финиш, как сегодня, случается первый раз. Также он упомянул, что была идея в Дубай на World Air Games ( предстоящие притащить парителей, но пока не получается найти планер). Пока там только планеристы-пилотажники.

Кстати, касаемо аккомодейшена. Тобишь проживания - вчера я заметил что в Каучсерфинге (это такой международный сервис гостеприимства) откликнулся народ и приглашает к себе пожить. Но я предпочитаю палатку и на аэродроме. Но сам факт подтверждает возможность бесплатно жить в европе, причем с интересными людьми, которые могут при желании показать и рассказать местность. Но это годится не для всех конечно же.

История с регистрацией визы продолжается - по моей просьбе товарищ связался с полицейскими и услышал, что это все крайне нужно сделать и придется ехать в крупных город все же. Почему-то это нельзя сделать по емейлу без демонстрации меня лично полицеским.

Пока видео с одновременным финишем готовится

  • съемки предыдущих дней. Как садятся эти красавцы.

---------------
день следующий

Сегодняшний день был с утра какой-то сонный, народ еле ползал. Ночью прошел обильный дождь и полоса промокла в некоторых местах. Взлетать на тяжелых планерах по такому покрытию опасно, поэтому директор предложил пилотам ограничинить массу взлетную. Но не у всех это вызвало энтузиазм, один из пилотов предложил вместо этого ограничить нагрузку на крыло, но столкнулись с проблемами что планера все же разные (площадь крыла отличается) и по этому моменту тоже не уровнять. В итоге успели поставить на грид пару планеров, затем метеоролог увидел что-то совсем нехорошее и отменили весь день.

Поэтому я доехал все же в другой город (полумиллионный Острава) и там прошел ту самую регистрацию для иностранцев, не останавливающихся в гостинице. В итоге я получил в паспорт большую красивую печать на чешском, где сказано что мне разрешено находится в Чешской республике.

После обеда пошел дождь и идет до сих пор. Все горы окутаны туманом. Видимость горизонтальная метров 400. Но при этом прилетал в гости какой-то безумный еврокоптер медицинский - помахал фюзеляжем и улетел в туман. Я немного в шоке от такого.

Чтобы не скучать устроили вечеринку - жарили мясо, пили пиво и смотрели на большом экране планерное различное кино. Где еще увидишь кино про полет на планере над Эверестом с комментариями пилота совершившего это. Кава подробно рассказывал, отвечал на вопросы, также упоминал полет Ольмана и в чем отличия. Польcкий для меня понятнее чем чешский и можно не просить его было говорить по-английски. Я не знаю, на всех ли соревнованиях, но на этих все пилоты, даже топовые, легкодоступны, можно общаться, задавать вопросы.

Утром в кафе я имел разговор как раз с Кавой (это тот самый планерист №1 в мире) и его коллегой по команде. Меня до сих пор многие принимаю либо за чеха, либо за словака или поляка. Видимо постепенно народ начинает узнавать, что я из более исторической страны и поэтому сами заводят разговор. Кава заинтересовался (как и ряд других пилотов) планами провести в России гран-при в следующем году, я показал ему где находится Усмань. Показал ему наше воздушное пространство на fpln.ru.

Но иностранный народ сдувается когда узнает, что мы предполагаем летать на Янтарях. Для них это вчерашний день по сути. Остается объяснить что на планере с иностранной регистрацией в России не полетаешь. И что причиной этому организация наиболее известная под брендом KGB. Если они кругосветчикам не дают разрешения на пролет через Россию…
Также спросил у Кавы про книгу, что он думает если мы захотим перевести ее на русский - он оказался не против. Речь об его Heat of soaring. Так что если кто желает заняться.

На фото ежедневное взвешивание планера вместе с пилотом. На фото победитель вчерашней гонки и по совместительству главный тренер чешской сборной. Сапоги полезны на аэродроме - от мокрой травы спасаться.

--------------------------
день следующий

Я сначала не придал значения этому соревновательному номеру, наверное для красного словца, подумал я.
Речь о JET. Т.е. реактивный.
Но сегодня с удивлением увидел, что он, таки, действительно имеет реактивный двигатель.
Таким образом в гонках принимают участие планера со всеми типами движетелей - двс, электро и реактивный.

ВИДЕО instagram.com/p/2YXvYOlOka

При том что погода была очень красивая и планерная (если судить по равнинной местности - кучевка росла как при ускоренном воспроизведении видео), но достаточно многим пилотам финишировать не удалось. Маршрут поставили 350 км, пролегающий большей частью по Словакии.

Не зря гонял двигатель с утра Джет (видео гонки я публиковал сегодня) - он ему пригодился, вместо приземления в долине между горами, он на нем выбрался, убрал его и полетел на аэродром. В момент раскрутки турбины логгер зафиксировал повышение уровня звука в кабине, что трактуется как запуск двигателя. А по правилам запуск двигателя приравнивается в посадке в этих координатах.

Другой участник в попытке выпарить забрался в CTR (диспетчерский район) аэропорта Жилина (LZZI). На текущий соревновательный день он был определен как запретный поскольку аэропорт функционировал. Место входа в район ограничения приравнивается к месту посадки на площадки.

Достаточно много чего пенальтирируется при анализе треков планеров: опасное поведение в воздухе, превышение высоты и скорости, недостаточная высота на финише (т.е. никаких полетов на экранном эфекте). Все это конвертируется в штрафное время и прибавляется ко времени показанному пилотом.

Еще один не долетевший решил сесть на аэродроме Дубнице над Вахом (LZDB) в Словении. Он тоже запускал двигатель, но потом оценил шансы долететь до аэродрома и решил садиться. С ним поступили проще - к нему улетел буксировщик Злин. Дубнице это грунтовый аэродром с планерным клубом, парашютистами и небольшим музеем авиационным, где даже есть Ил-14.

И еще один участник - особливо одаренный юниор (до сегодняшненго дня он был в верхней части таблицы) снова сел на площадку. За ним также выехали, я не сумел напросится - видимо впятером ездить не принято на седане. Европейцы достаточно внимательно относятся к удобству в машине.

Сегодняшнюю тендецию садиться на площадки подхватил и буксировщик. Во время полета на видеосъемку финиширующих планеров желтый Злин из-за отказа двигателя приземлился на поле. Починился там и уже после захода солнца всем аэродромом его встречали. А потом на церемонии награждения тоже вызвали и поблагодарили. Селфи счастливого оператора на фоне желтого самолета, стоящего посреди цветущего желтого поля, увидели, наверное, все на аэродроме. Видимо для парня было большой неожиданностью полетать без двигателя. К слову, ребята камерамены показали что они наснимали супер-пупер камерой RED - это просто какая-то планерная эротика. В режиме 100 кадров в секунду (вместо привычных 25) это напоминает голливуд.

На фото можно увидеть нечто напоминающее дым или туман, но это образование имеет иную природу - это пыльца обильно цветущих растений, поднятая восходящим потоком в воздух. Фото из фейсбука С.Кавы.

leksey

Сегодня, 8 мая, в Чехии празднуется день окончания Второй Мировой и поэтому выходной. При разработке задания этот момент учли и первым поворотным пунктом (это виртуальная окружность с диаметром 500 м) задали вершину Лысой Горы (так она называется), на которой стоит приметная телевизионная вышка, являющаяся визиткой карточкой Фридланта.
Там много туристов и планера эффектно огибающие вершину почти на высоте зрителей это хорошая возможность показать планеризм лицом, а также сделать эффектные фото и видео. Тут можно наблюдать вид из кабины во время облета вышки

Пролетом на аэродроме сегодня оказался немецкий дилер самолетов Динамик. Он прилетел на новой версии турбодинамика и его тоже привлекли буксировать планера. Четыре самолета подняли 12 планеров за 24 минуты. Динамик при всей его хлипкости по сравнению со Злином, не сильно уступал ему в затаскивании планеров.
В 12 местного начали подъемы, а в час уже открыли стартовую линию.

250 километров маршрут был пройден достаточно быстро - победитель показал скорость 127 км/ч и оторвался от ближайшего соперника 15 минут. Этот полет определил победителя в гран-при. И хотя завтра еще один день соревновательный (если позволит погода), но за одно оставшееся упражнение нельзя получить столько очков, чтобы опередить его. Но развернется борьба за второе место - сейчас его занимают сразу два пилота.
Кто победитель не пишу - я его уже неоднократно упоминал, да и это было предсказуемо.

Сегодня в отличие от большинства предыдущий дней высоту полета планера ограничивала не высота нижнего края облачности (полеты в облаках запрещены на соревнованиях и нельзя иметь авиагоризонт, а также какие-то загадочные Bohli, Schanz и KTI), а разрешенная высота воздушного пространства. Причем, тем пилотам что решили отклониться в сторону Польши было легче - там ограничение по высоте 3 км, а тому кто больше шел по Словакии надо было учитывать что предел там 2 километра (MSL).

Опять повторялись проблемы с системой трекинга - на некоторое время данные переставали поступать. Преимущественно в равнинных районах. В горах вышки сотовой связи расположены на значительной высоте и трекинговые данные нормально транслируются. Нам в России тоже предстоит делать трекинг для гран-при и не совсем понятно, какое решение выбрать. Дискретность более надежных спутниковых трекеров (инрич и спот) не меньше 2 минут, что для отрисовки красивого плавного трека недостаточно, да и стоимость их по сравнению с обычным GSM-трекингом несравнима. Есть вариант использовать FLARM (это аналог ADBS-ответчиков для малой авиации), но им нужны наземные приёмники.

На финише случился небольшой инцидент. Замечу, очень классно со стороны наблюдать за проходами на малой высоте планеров, но не когда это проход на 200 км/ч и на 2 метрах над твоей головой. Я успел только присесть, не успев испугаться. Автор такого эффектного прохода получил минуту штрафа и лишился очков в итоге. Ну хоть толк будет в съемке красивой, мне подумалось, но директор компетишена запретил публиковать и использовать видео - ибо это плохой пример. Safety first, как любят тут говорить. Хотя это не значит что летают как зайки.

За все время пребывания на аэродроме, заметил что чехи (да и другие европейцы) не сильно интересуются другими странами, разве что меня спрашивали про планера и планеристов. Но никаких других вопросов. Ни одного. Видимо, говорит о самодостаточности.
Директор соревнований спросил меня, а сколько в России планеристов. Услышав эту смешную цифру сильно удивился, я задал тот же вопрос, но про Францию - Роланд не последний человек: был вице-президентом национальной планерной федерации, а также в планерной комиссии ФАИ занимал посты. Т.е. в теме должен быть. Оказалось, во Франции около 10 тысячи планеристов и 4 тысячи планеров. 500-600 из которых частные.
Государство помогает планеристам - выделяется несколько сотен тысяч евро ежегодно. Как я понимаю, часть денет идет на возмещение стоимости обучения молодежи (или вообще всех курсантов). Во Франции если ты дошел до лицензии планерной, то тебе тысячу евро выплачивают. Само обучение целиком порядка 3 тыс. евро.

Завтра в связи с закрытием планируется большая вечерина. Народ ходит и потирает руки. Мне как непьющему придется тяжко.

На фото три вещи которые появились на планерах не так давно - солнечная батарея (подзаряжать аккумулятор), мухочистки (приспособа которая очищает переднюю кромку крыла прямо в полете: за счет ламинарного профиля ощущаются малейшие загрязнения, а мухи бывают такие жирные что даже набегающий поток их не скидывает) и бак для топлива (в части этого планера - это 100LL, хотя обычно там двухтактники).

leksey

Красивые планерные съемки, сделанные вчера и позавчера. Желательно смотреть на большом экране.
В конце хулиганский Бланик на Лысой Горе.

А сегодня, 9-го мая, пока погоды нет и брифинг перенесен на 12:00 (тут UTC+2). Погода конечно странная - 10 баллов облачность, а тепло и солнце как-то пробивается через облака.

leksey

9 мая финальный день Гран-При . Погода не планерная, но организаторы не торопились отменять день. И дождавшись результатов полета разведчика погоды начали подъемы. Дистанцию поставили короткую - 118 км, чтобы успеть до прогнозируемого дождя. Это соответствует длине первого маршрута на 2-й разряд в России.
Все планера успешно стартовали и после этого не было просыпавшихся и вернувшихся на аэродром для рестарта, как порой в предыдущие дни.

Но на трекинге можно было увидеть что половина так и не сумела сильно далеко уйти, они достаточно долго бились-бились, пытаясь совладать с погодой, но в итоге вернулись разными путями на аэродром. Но поскольку стартовало достаточное количество планеров, по правилам это ничего не меняло - пусть хоть один планер останется в воздухе.
Другие все же начали движение вперед, так и не набрал сколько нибудь нормальной высоты, но хоть и продвинулись дальше, счастья тоже особого не нашли. Там было не лучше. Кто-то был один в трудной ситуации, кто-то держался парой, кто-то полетел в сторону от маршрута под 90 градусов и там набирал активнее всех (это как в Москве с пробками - поехать в другую сторону от цели и приехать быстрее всех).

Кава оказался на 600 метрах (MSL) при учете высоты от уровня моря - это 200-300 метров от земли. Долго выпаривал одновременно сдвигаясь с равнины к горам и в итоге выбрался. Высота 300 метров для планера это ни о чем. Полеты на такой высоте требуют четкости и аккуратности. Ну и нужно иметь крепкие определенные части тела. Потому что на высоте любой планерист чувствует себя высоко и расслаблено, а на малых высотах уже надо очень активно работать, не давая неприятным ощущениям мешать тебе. Хотя это конечно зависит от человека.

Конечно воду все посливали. Видимо, сразу после взлета (а может быть позже). В такую слабую погоду важен каждый грамм. Чем легче планер, тем больше наберешь в слабом потоке. При этом конечно падает наивыгоднейшая скорость, но с водой шансов было бы мало пролететь.

Гонка продолжалась, в какой-то момент в воздухе осталось 6 планеров, потом 4 и между ними уже и разворачивалась борьба. Надо сказать, что они то этого не знали, пилоты не в курсе о положении соперников, если не наблюдают их визуально. Это все знали только зрители.
Сначала не выдержали нервы у одного, возможно он решил, что погода стухает и лучше взять еще один поворотник, получив при этом очки, чем пытаться пройти весь маршрут.
Но оставшиеся трое не мытьем так катанием продвигались.
Двое пилотов взяли дежурный термик над автомобильным заводом Ниссан и поскольку это было вблизи от аэродрома, то можно было наблюдать планера в реале. Маршрут задания был составлен так, что проходил по сути вокруг аэродрома, что прибавляло зрелищности. На часах был 5-й час вечера, а погода между тем улучшалась - облака разошлись и прогрев земли продолжался.

После завода пути той пары пилотов разделились - талантливый юниор Martin Piskacek решил ломануться до последнего поворотника, взять его и сразу на аэродром идти, но не подрасчитал и на трекинге было видно как неумолимо таяла его высота и как низко он пытался выпарить над какой-то деревней. И вот за ним снова поехал трейлер. Уже третий день подряд.
А до аэродрома оставалось всего 12 километров. Как он сам сказал, высоты ему хватало для долета, но нисходящие потоки вмешались в планы.
Скорее всего, после анализа трека он станет третьим по дню. Что неплохой результат для 24-летнего парня, являющемся врачом-дантистом. Два года назад у него был налет 600 часов и 36 тысяч километров пройденных маршрутов на планере.

А старшие товарищи были умнее и поднабрали побольше высоты и тогда лишь решили завершать маршрут.

В итоге стокилометровый маршрут удалось пройти за три часа двум пилотам из 12-ти. Скорость средняя черепашья получилась - 38 км/ч. Я на Бланике и то летал быстрее.
Возможно, это была одна из самых интересных гонок. В сильную погоду пролетит каждый, а вот как быть, когда погоды по сути и нет.

Ну а сейчас уже начинается праздничная церемония и все бегают и суетятся, перетаскивая подарки, еду и выпивку. Вот теперь задача не напиться. А то вчера уже был такой шанс во время сеанса изучения русского и чешского языков в баре.

На фото один из драматичных моментов гонки. Самым наглядным для меня былл наблюдать в 3D через клиент Google Earth

Как говорят в Чехии. Чао! И когда встречаются и когда прощаются.

Sputnik

Красотища… 😃

Просветите плиз, какими приборами оснащены планера?
Там действительно есть система предупреждения столкновений?
Какой информацией эта система у планеров обменивается?
Почему запрещен авиагоризонт?

Юрий_68

На всех европейских планерах стоит система FLARM. Между собой обмениваются личными кодами планера и координатами gps. Значки планеров выводятся на экран компьютера и в случае опасных векторов и близких высот идет предупреждение. Авиагоризонты запрещены из за общего запрета входить в облака. При массовых полетах очень высока опасность столкновения. основные приборы: высотомер, указатель скорости, компас, вариометр (обычно 2), компьютер (может быть встроенный, может на базе смартфона или планшета). На компютер идет информация gps, давление (статика, динамика) и даны с flarm. Компьютер переваривает эти данные и выдает полетную информацию. Самая распространенная программа XSoar. О ней много инфы в инете.
Как то так.

leksey
Sputnik:

Красотища… 😃

Просветите плиз, какими приборами оснащены планера?
Там действительно есть система предупреждения столкновений?
Какой информацией эта система у планеров обменивается?
Почему запрещен авиагоризонт?

По радиоканалу. Похоже на ADBS-системы в большой авиации.

ФЛАРМы стоят не только на планерах, но и на самолетах маленьких.

Авмагоризонт запрещен на соревнованиях. IFR у них на планерах можно летать в некоторых странах (вроде).

Вариометры могут быть механический и электронный. Они за счет приемника полного давления отличаются от самолетных. С тем чтобы показывать корректнее восходящий поток.

psn151

просвятите пожалуйста,я не знаю матчасти,но зачем в крылья заливают воду??? …а потом на посадке сливают…мой знакомый из Праги говорит что бы крылья не переломились.Это так?

SAN
psn151:

…мой знакомый из Праги говорит что бы крылья не переломились

Троллит 😃

Wherewolf

лёгкий планер может ветер не пробить… это насколько я читал. сам не планерист.

Юрий_68

При повышенной нагрузке на крыло максимальное качество будет на большей скорости. В зависимости от планера может достигать от +10 до + 30 км/ч. Но на посадке это действительно опасно. В первую очередь для шасси, ну и для лонжерона ничего хорошего нет. Крыло не сломается, но из-за сильных колебаний могут накапливаться микроразушения.
Александру (SAN)
Чаще всего один из вареометров (более грубый, анероидный) подключен к общему приемникку статического давления (отверстия на фюзеляже). Второй, точный (лепестковый) подключен к трубке Никс. Это трубка стоит на киле и имеет такую конструкцию, что компенсирует резкие подьемы и опускания вызванные отклонениями ручки по тангажу. т.е. Будут показана скорость вертикального движения воздушной массы, а не самого планера.

psn151
psn151:

зачем в крылья заливают воду??? …а потом на посадке сливают…

Нет ответа на мой вопрос.

Юрий_68
psn151:

Нет ответа на мой вопрос.

заливают что бы увеличить нагрузку на крыло, сливают, чтг бы уменьшить 😃
Остальное написал выше.

leksey
Gera60:

Это вопрос?

Или тут был тоже вопрос про воду в планере?

psn151
leksey:

Или тут был тоже вопрос про воду в планере?

А почему бы вам не ответить насчёт воды? Не проще было бы разъяснить так- вода это балласт,сбрасываемый,как похожее аэростатное решение.И как повёл бы себя планер, если не заливать воду.Его что,швырять начало бы?

ДедЮз

А почему бы вам не ответить насчёт воды? Не проще было бы разъяснить так- вода это балласт,сбрасываемый,как похожее аэростатное решение.И как повёл бы себя планер, если не заливать воду.Его что,швырять начало бы?
Старшина бы ответил: “Транзисторы на танках”, а авиаторы, вроде, все объяснили. Для увеличения скорости нужна масса (заливают воду), легкий планер может достигнуть аналогичной скорости при более крутом планировании, а это отразиться на дальности полета, или на времени, если периодически набирать высоту в потоках для достижения заданного пункта. Перед посадкой воду сливают, снижая посадочную скорость и нагрузки на элементы конструкции.

Юрий_68

Сергей, прошу прощения, вопрос балласта казался очевидным. Да это именно балласт для увеличения массы аппарата. Так получается, что в формуле аэродинамического качества К= Сх/Су отсутствует такой элемент как масса. Но вот в формуле полной аэродинамической силы масса участвует и влияет на скорость. Т.е. Два планера с одинаковым качеством пролетят одно и тоже расстояние , но с разными скоростями. Планер без балласта ветром швырять не будет, не до такой степени он легкий. Хотя , конечно, моменты инерции никто не отменял. Иногда воду сливают после первых потоков. Если погода слабая и восходящие потоки минимальны, то от воды сразу избавляются, т.к. никакая скорость перехода не сможет компенсировать очень медленный набор. А на счет слива перед посадкой, так это, вроде, тоже очевидно, даже большие самолеты, в случае чп. сливают топливо, что бы уложиться в максимальную посадочную массу.

7 days later
HS125
Юрий_68:

в случае чп. сливают топливо, что бы уложиться в максимальную посадочную массу.

Таких самолетов практически нет. Слив это вред экологии и риски перед третьими лицами (Европа уже выбросы двигателей пытается квотировать, а тут прямой вред). Если есть время выжигают в зоне ожидания. Если нет садятся с превышением массы.