Планерные Гран-При гонки в Чехии - личные впечатления зрителя

leksey

9 мая финальный день Гран-При . Погода не планерная, но организаторы не торопились отменять день. И дождавшись результатов полета разведчика погоды начали подъемы. Дистанцию поставили короткую - 118 км, чтобы успеть до прогнозируемого дождя. Это соответствует длине первого маршрута на 2-й разряд в России.
Все планера успешно стартовали и после этого не было просыпавшихся и вернувшихся на аэродром для рестарта, как порой в предыдущие дни.

Но на трекинге можно было увидеть что половина так и не сумела сильно далеко уйти, они достаточно долго бились-бились, пытаясь совладать с погодой, но в итоге вернулись разными путями на аэродром. Но поскольку стартовало достаточное количество планеров, по правилам это ничего не меняло - пусть хоть один планер останется в воздухе.
Другие все же начали движение вперед, так и не набрал сколько нибудь нормальной высоты, но хоть и продвинулись дальше, счастья тоже особого не нашли. Там было не лучше. Кто-то был один в трудной ситуации, кто-то держался парой, кто-то полетел в сторону от маршрута под 90 градусов и там набирал активнее всех (это как в Москве с пробками - поехать в другую сторону от цели и приехать быстрее всех).

Кава оказался на 600 метрах (MSL) при учете высоты от уровня моря - это 200-300 метров от земли. Долго выпаривал одновременно сдвигаясь с равнины к горам и в итоге выбрался. Высота 300 метров для планера это ни о чем. Полеты на такой высоте требуют четкости и аккуратности. Ну и нужно иметь крепкие определенные части тела. Потому что на высоте любой планерист чувствует себя высоко и расслаблено, а на малых высотах уже надо очень активно работать, не давая неприятным ощущениям мешать тебе. Хотя это конечно зависит от человека.

Конечно воду все посливали. Видимо, сразу после взлета (а может быть позже). В такую слабую погоду важен каждый грамм. Чем легче планер, тем больше наберешь в слабом потоке. При этом конечно падает наивыгоднейшая скорость, но с водой шансов было бы мало пролететь.

Гонка продолжалась, в какой-то момент в воздухе осталось 6 планеров, потом 4 и между ними уже и разворачивалась борьба. Надо сказать, что они то этого не знали, пилоты не в курсе о положении соперников, если не наблюдают их визуально. Это все знали только зрители.
Сначала не выдержали нервы у одного, возможно он решил, что погода стухает и лучше взять еще один поворотник, получив при этом очки, чем пытаться пройти весь маршрут.
Но оставшиеся трое не мытьем так катанием продвигались.
Двое пилотов взяли дежурный термик над автомобильным заводом Ниссан и поскольку это было вблизи от аэродрома, то можно было наблюдать планера в реале. Маршрут задания был составлен так, что проходил по сути вокруг аэродрома, что прибавляло зрелищности. На часах был 5-й час вечера, а погода между тем улучшалась - облака разошлись и прогрев земли продолжался.

После завода пути той пары пилотов разделились - талантливый юниор Martin Piskacek решил ломануться до последнего поворотника, взять его и сразу на аэродром идти, но не подрасчитал и на трекинге было видно как неумолимо таяла его высота и как низко он пытался выпарить над какой-то деревней. И вот за ним снова поехал трейлер. Уже третий день подряд.
А до аэродрома оставалось всего 12 километров. Как он сам сказал, высоты ему хватало для долета, но нисходящие потоки вмешались в планы.
Скорее всего, после анализа трека он станет третьим по дню. Что неплохой результат для 24-летнего парня, являющемся врачом-дантистом. Два года назад у него был налет 600 часов и 36 тысяч километров пройденных маршрутов на планере.

А старшие товарищи были умнее и поднабрали побольше высоты и тогда лишь решили завершать маршрут.

В итоге стокилометровый маршрут удалось пройти за три часа двум пилотам из 12-ти. Скорость средняя черепашья получилась - 38 км/ч. Я на Бланике и то летал быстрее.
Возможно, это была одна из самых интересных гонок. В сильную погоду пролетит каждый, а вот как быть, когда погоды по сути и нет.

Ну а сейчас уже начинается праздничная церемония и все бегают и суетятся, перетаскивая подарки, еду и выпивку. Вот теперь задача не напиться. А то вчера уже был такой шанс во время сеанса изучения русского и чешского языков в баре.

На фото один из драматичных моментов гонки. Самым наглядным для меня былл наблюдать в 3D через клиент Google Earth

Как говорят в Чехии. Чао! И когда встречаются и когда прощаются.

Sputnik

Красотища… 😃

Просветите плиз, какими приборами оснащены планера?
Там действительно есть система предупреждения столкновений?
Какой информацией эта система у планеров обменивается?
Почему запрещен авиагоризонт?

Юрий_68

На всех европейских планерах стоит система FLARM. Между собой обмениваются личными кодами планера и координатами gps. Значки планеров выводятся на экран компьютера и в случае опасных векторов и близких высот идет предупреждение. Авиагоризонты запрещены из за общего запрета входить в облака. При массовых полетах очень высока опасность столкновения. основные приборы: высотомер, указатель скорости, компас, вариометр (обычно 2), компьютер (может быть встроенный, может на базе смартфона или планшета). На компютер идет информация gps, давление (статика, динамика) и даны с flarm. Компьютер переваривает эти данные и выдает полетную информацию. Самая распространенная программа XSoar. О ней много инфы в инете.
Как то так.

leksey
Sputnik:

Красотища… 😃

Просветите плиз, какими приборами оснащены планера?
Там действительно есть система предупреждения столкновений?
Какой информацией эта система у планеров обменивается?
Почему запрещен авиагоризонт?

По радиоканалу. Похоже на ADBS-системы в большой авиации.

ФЛАРМы стоят не только на планерах, но и на самолетах маленьких.

Авмагоризонт запрещен на соревнованиях. IFR у них на планерах можно летать в некоторых странах (вроде).

Вариометры могут быть механический и электронный. Они за счет приемника полного давления отличаются от самолетных. С тем чтобы показывать корректнее восходящий поток.

psn151

просвятите пожалуйста,я не знаю матчасти,но зачем в крылья заливают воду??? …а потом на посадке сливают…мой знакомый из Праги говорит что бы крылья не переломились.Это так?

SAN
psn151:

…мой знакомый из Праги говорит что бы крылья не переломились

Троллит 😃

Wherewolf

лёгкий планер может ветер не пробить… это насколько я читал. сам не планерист.

Юрий_68

При повышенной нагрузке на крыло максимальное качество будет на большей скорости. В зависимости от планера может достигать от +10 до + 30 км/ч. Но на посадке это действительно опасно. В первую очередь для шасси, ну и для лонжерона ничего хорошего нет. Крыло не сломается, но из-за сильных колебаний могут накапливаться микроразушения.
Александру (SAN)
Чаще всего один из вареометров (более грубый, анероидный) подключен к общему приемникку статического давления (отверстия на фюзеляже). Второй, точный (лепестковый) подключен к трубке Никс. Это трубка стоит на киле и имеет такую конструкцию, что компенсирует резкие подьемы и опускания вызванные отклонениями ручки по тангажу. т.е. Будут показана скорость вертикального движения воздушной массы, а не самого планера.

psn151
psn151:

зачем в крылья заливают воду??? …а потом на посадке сливают…

Нет ответа на мой вопрос.

Юрий_68
psn151:

Нет ответа на мой вопрос.

заливают что бы увеличить нагрузку на крыло, сливают, чтг бы уменьшить 😃
Остальное написал выше.

leksey
Gera60:

Это вопрос?

Или тут был тоже вопрос про воду в планере?

psn151
leksey:

Или тут был тоже вопрос про воду в планере?

А почему бы вам не ответить насчёт воды? Не проще было бы разъяснить так- вода это балласт,сбрасываемый,как похожее аэростатное решение.И как повёл бы себя планер, если не заливать воду.Его что,швырять начало бы?

ДедЮз

А почему бы вам не ответить насчёт воды? Не проще было бы разъяснить так- вода это балласт,сбрасываемый,как похожее аэростатное решение.И как повёл бы себя планер, если не заливать воду.Его что,швырять начало бы?
Старшина бы ответил: “Транзисторы на танках”, а авиаторы, вроде, все объяснили. Для увеличения скорости нужна масса (заливают воду), легкий планер может достигнуть аналогичной скорости при более крутом планировании, а это отразиться на дальности полета, или на времени, если периодически набирать высоту в потоках для достижения заданного пункта. Перед посадкой воду сливают, снижая посадочную скорость и нагрузки на элементы конструкции.

Юрий_68

Сергей, прошу прощения, вопрос балласта казался очевидным. Да это именно балласт для увеличения массы аппарата. Так получается, что в формуле аэродинамического качества К= Сх/Су отсутствует такой элемент как масса. Но вот в формуле полной аэродинамической силы масса участвует и влияет на скорость. Т.е. Два планера с одинаковым качеством пролетят одно и тоже расстояние , но с разными скоростями. Планер без балласта ветром швырять не будет, не до такой степени он легкий. Хотя , конечно, моменты инерции никто не отменял. Иногда воду сливают после первых потоков. Если погода слабая и восходящие потоки минимальны, то от воды сразу избавляются, т.к. никакая скорость перехода не сможет компенсировать очень медленный набор. А на счет слива перед посадкой, так это, вроде, тоже очевидно, даже большие самолеты, в случае чп. сливают топливо, что бы уложиться в максимальную посадочную массу.

7 days later
HS125
Юрий_68:

в случае чп. сливают топливо, что бы уложиться в максимальную посадочную массу.

Таких самолетов практически нет. Слив это вред экологии и риски перед третьими лицами (Европа уже выбросы двигателей пытается квотировать, а тут прямой вред). Если есть время выжигают в зоне ожидания. Если нет садятся с превышением массы.