Постановка на учёт беспилотников
ID пользователя: 625
600 (шестьсот!!!) человек на всю страну пользуются аэронавигационной информацией.
ID совершенно не обязательно должно идти строго по натуральному ряду. Тем более, что основные (профессиональные) потребители скорее всего на сайт www.caica.ru пользуют.
Таки небо стало за деньги, хорошо сидим!
Можно платно, а можно и бесплатно:
Весёлый таки гемор, для полетать…
А вот интересно:
Был\есть в Тушино РС-клуб.
Они как-то получают разрешение на ИВП?
Всё-таки старая территория города. Аэродрома там уже нет.
Жильё, шоссе, стадион, бензозаправка - всё рядом.
Или как большинство? игнорируют…
Парни, резюмируйте, можно ли летать или нет? Паспорт РФ.
Недели через две прилетаю на самолете в Москву на пол года. Думаю привезти с собой гоночный квадр. Шлем,пульт, 4 акка, зарядка с большим блоком питания. Пропустят ли свободно на таможне в страну и обратно и смогу ли летать просто в поле , фристайл крутить? Звонить куда-то и сообщать заранее о планах полета для меня не вариант, т.к. по работе мотаясь по югу области выкроится момент то тут , то там полетать с пол часика и поэтому просто не смогу знать заранее ни времени ни маршрутов полета, да и летаю то в основном то на пяточке пару сотен метров не выше 50 м.
Посоветуйте! Только собрал свой первый долгожданный квадр в акро режиме, отлетал три полета и тут такая засада, приходится уезжать.
А как там с этим в Молдавии?
А вот интересно:
С Мытишинскими попробую распросить.
Ну пока у нас летают.
Тем временем, работа по промыванию мозгов все так же успешно идёт. Удивляют всегда такие авторы, неужели они считают, что кругом одни идиоты? Весь сюжет таких сообщений одинаков, как под копирку. Побольше поднасрать технологии дронов например, и вообще напрочь забыть про положительный эффект от их использования.
попробуйте для начала промыть СВОИ мозги.
думайте о хорошем.
мысли материальны 😁
planet-today.ru/…/101526-drony-nastupayut-moscow-d…
Первый в России городской фестиваль дрон-рейсинга Moscow Drone Festival, объединивший в московских «Лужниках» пилотов разного уровня и свыше 5 000 зрителей, стал лауреатом национальной event-премии «Событие года». Совместный проект ВФСО «Трудовые резервы», Drone Sports Global, Dome Media, «Лиги Героев» и агентства Pro-Vision Communications, занял первое место в номинации «Спортивное событие года»…
Тем временем, работа по промыванию мозгов все так же успешно идёт.
Ладно бы просто промывание мозгов, ведь уже борются как с колорадским жуком.
3dnews.ru/984493
я могу вам предложить только одно, не заниматься глупостями, которые не требуются ни по одному закону…
на данный момент для полётов(исключая специальные виды деятельности будь то картография и подобное)
вне населённых пунктов - только разрешение на ИВП
над населённым пунктом - плюс к первому пункту, разрешение администрации…
всё остальное глупость придуманная ни пойми кем и ни пойми зачем…
А это с видеосъемкой или без?
Просто снимать окрестности не запрещенных объектов никто не запрещает…
Просто снимать о
Речь не про просто снимать, а про просто летать.
Я так понимаю, это к вопросу о том, вы разрешения получаете для настоящих беспилотников или чтобы простую авиамодель (без всяких камер-телеметрий) запустить?
на данный момент в законе есть только БПЛА, и это любой вес, любой тип, с чем угодно на борту и без чего угодно и т.д…
1.Я бы сказал что тот кто писал вообще мало что понимает в этом.
- Напишите им запрос на разъяснение о порядке получения такого разрешения для физического лица, в связи с тем что вы не относитесь ни к тем, ни к другим.
- соседней теме
rcopen.com/forum/f134/topic367104/4238
запросили и получили ответ
- сотрудник комитета по траспорту спб, писавший ответ, похоже, кое-что понимает в этом
А в чем заключался запрос? Кроме перечисления подзаконных актов на получение ИВП я ничего не увидел… Что просили и что ожидали в ответ?
Я один не знаю законных требований по страхованию ответственности владельцев БПЛА?
Просто судно
В “ПЖ” продают жужика в рекламой не требуется никаких разрешений на полёт, типа вес 127 грамм.
Покупай и летай!!!
- соседней теме
Петр. Как то вы вырвали из контекста мои посты и представили их совсем по другому.
Пункт 1 относился к информации опубликованной на каком то очередном сайте про беспилотники от дроновода с уклоном в блогерство.
Пункт 2 был дан мной в качестве совета человеку который задал вопрос по поводу того что к какой категории можно отнести “Физиков”. А данный ответ вообще суть вопроса не отражает, хотя ссылки на НПА дает правильные.
А в чем заключался запрос?
Поддерживаюю. А то как-то непонятки одни. 😃
А в чем заключался запрос? Кроме перечисления подзаконных актов на получение ИВП я ничего не увидел… Что просили и что ожидали в ответ?
Я один не знаю законных требований по страхованию ответственности владельцев БПЛА?
формально всё правильно они пишут
“Воздушный кодекс Российской Федерации” от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
ВЗК РФ Статья 131. Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами
- Страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным.
- При выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве Российской Федерации минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции) - При выполнении международных полетов и авиационных работ в воздушном пространстве иностранных государств минимальный размер страховой суммы устанавливается в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства.
бпла - воздушное судно.
легкое/сверхлегкое/пилотируемое/беспилотное… это уже частности
“Воздушный кодекс Российской Федерации” от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
ВЗК РФ Статья 32. Воздушное судно
1. Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 килограммов без учета массы авиационных средств спасания.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.
(п. 4 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ)
5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Беспилотная авиационная система - комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.
(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 291-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
другое дело, что у нас такого ни разу не просили ттт
а вот наши профессиональные дронолетчики страхуют и указывают страховку при подаче представления на мр/вр
и совсем отдельный вопрос, что
минимальный размер страховой суммы устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы
применительно к аппаратам весом несколько килограммов, теряет смысл
Петр. Как то вы вырвали из контекста мои посты и представили их совсем по другому.
Пункт 1 относился к информации опубликованной на каком то очередном сайте про беспилотники от дроновода с уклоном в блогерство.Пункт 2 был дан мной в качестве совета человеку который задал вопрос по поводу того что к какой категории можно отнести “Физиков”. А данный ответ вообще суть вопроса не отражает, хотя ссылки на НПА дает правильные.
Поддерживаюю. А то как-то непонятки одни. 😃
значит невнимательно вчитался в ваши тексты. не успел. еще и работу работаю.
извиняюсь.😃
КонсультантПлюс разместил у себя в базе нижеприведённую статью о БПЛА. Многое из этого уже обсуждалось на ветке и люди это знают, но, наверняка, некоторым будет интересно прочитать.
КВАДРОКОПТЕРЫ (БПЛА, БВС): РЕГИСТРАЦИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 14 марта 2019 года
Понятие беспилотного летательного аппарата. Понятие квадрокоптера.
Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).
Схожее определение содержится в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138, далее - Правила использования воздушного пространства, но в определении основной акцент делается на словосочетании “летательный аппарат”, а не “воздушное судно”.
Так, под беспилотным летательным аппаратом понимается летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов (абз. 8 п. 2 Правил использования воздушного пространства).
В Регламенте N 428/2009 Совета Европейского союза “Устанавливающий режим для контроля за экспортом, перемещением, продажей и транзитом продукции двойного назначения на территории Сообщества (в новой редакции)” беспилотный летательный аппарат (UAV) определяется как любой “летательный аппарат”, способный инициировать полет и устойчиво контролировать полет и навигацию без присутствия человека на борту. При этом под самим летательным аппаратом понимается средство для воздушных полетов с фиксированной или изменяемой геометрией крыла, вращающимся крылом самолета (вертолета), поворотным несущим винтом или несущим крылом.
Легального определения “квадрокоптер” в Воздушном кодексе РФ или Правилах использования воздушного пространства не содержится.
Квадрокоптер - лишь разновидность БПЛА, потому легальное определение беспилотного воздушного судна относится и к понятию “квадрокоптер” как более широкое.
Виды квадрокоптеров (БПЛА, БВС).
Требования к квадрокоптерам (БПЛА, БВС)
Законодательно квадрокоптеры разделяются на три категории и два подвида в зависимости от веса и назначения квадрокоптера. Это следует из смысла ст. ст. 11, 13, 33, 37 Воздушного кодекса РФ.
Значение для определения особенностей правового режима имеет максимальная взлетная масса квадрокоптера или иного БВС - тут законодатель выделяет три группы:
- до 250 г. - такие БВС не подлежат государственной регистрации или учету;
- от 250 г. до 30 кг - подлежат государственному учету. В эту категорию попадают большинство “бытовых” и “коммерческих” квадрокоптеров (иных БВС), потому в статье в основном внимание уделяется им;
- от 30 кг и более - подлежат государственной регистрации и в основном используются специализированными организациями, а также в армии.
На последние две категории БВС распространяется действие специальных авиационных правил по использованию воздушного пространства.
Правила использования квадрокоптера (БПЛА, БВС)
Для использования квадрокоптера по назначению потребуется соблюдение ряда правил, а именно:
- Постановка квадрокоптера (БПЛА) на государственный учет.
Использование квадрокоптера допускается только при условии постановки БВС на государственный учет (госрегистрацию), если только исключение для конкретного типа БВС не установлено законом. До принятия соответствующего НПА, устанавливающего порядок государственного учета БВС, сохраняется риск привлечения владельца коптера к административной ответственности за использование БВС без прохождения госучета, а также предъявления, например, транспортной прокуратурой иска в суд о запрете полетов (использования) БВС. Правда, на практике нередко и суды, и надзорные органы учитывают отсутствие соответствующего подзаконного НПА и не применяют санкции в отношении владельцев БВС.
Проектом Постановления Правительства РФ “Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации” предусматривается, что при постановке на учет БВС получает учетный опознавательный знак, который должен быть прикреплен к квадрокоптеру (БВС). Без установки такого знака использование коптера запрещено (п. 28 Порядка). - Получение разрешения на использование воздушного пространства.
В ст. 16 Воздушного кодекса РФ предусматривается два режима использования воздушного пространства - уведомительный и разрешительный. Подробно порядок использования воздушного пространства установлен специальным НПА - Правилами использования воздушного пространства РФ.
По смыслу ст. 13 Воздушного кодекса РФ, п. п. 114, 116 названных Правил для использования БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства.
Разрешительным порядком является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства (п. 113 Правил использования воздушного пространства).
Для получения разрешения подается сообщение о плане полета беспилотного летательного аппарата - независимо от класса воздушного пространства, в котором выполняется полет БВС (п. 109 Правил использования воздушного пространства, письмо Росавиации от 14.06.2017 N Исх-13154/02 “Информация по безопасности полетов N 7”). - Соблюдение правил выполнения авиационных работ.
В ряде случаев использование квадрокоптера (БВС) может приравниваться к выполнению авиационных работ, к которым предъявляются особые требования.
Так, проведение фото-, видео-, киносъемки и других способов дистанционного зондирования земли с помощью БВС относится к авиационным работам (п. 6.2 Федеральных авиационных правил “Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации”, утв. Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128), а значит, требует соблюдения положений гл. VI, а также глав I - VII названных Правил.
В частности, физические (юридические) лица, выполняющие авиационные работы, должны соответствовать сертификационным требованиям, установленным федеральными авиационными правилами “Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы, порядок проведения сертификации”, утв. Приказом Минтранса России от 23.12.2009 N 249, далее - Требования.
То есть потребуется получение сертификата эксплуатанта. Для получения сертификата эксплуатант должен владеть или использовать БВС на законном основании (п. 16 Требований). - Назначение командира воздушного судна.
Квадрокоптер, как и указывалось выше, относится к воздушным судам. Воздушные суда, в т.ч. беспилотные, могут эксплуатироваться только при наличии соответствующего экипажа (ст. 56 Воздушного кодекса РФ). В связи с этим использование БВС возможно только при наличии внешнего пилота, который контролирует полет и работу БВС.
Стоит отметить, что при эксплуатации беспилотных гражданских воздушных судов наличие бортового и санитарного журналов, руководства по летной эксплуатации необязательно (абз. 5 пп. 1 п. 1 ст. 67 Воздушного кодекса РФ).
Регистрация (учет) квадрокоптера (БПЛА, БВС)
Воздушный кодекс РФ предусматривает государственную регистрацию и государственный учет воздушных судов. При этом в отношении БПЛА (квадрокоптеров) значение имеет максимальная взлетная масса.
Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ государственной регистрации подлежат беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее (т.е. квадрокоптер весом более 30 кг подлежит государственной регистрации).
Беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ).
Таким образом, квадрокоптеры и иные БПЛА с максимальной взлетной массой:
а) до 249 г - не подлежат государственной регистрации, государственному учету;
б) от 250 г до 30 кг - подлежат государственному учету;
в) свыше 30 кг - подлежат государственной регистрации с занесением в специальный реестр воздушных судов.
Большинство используемых моделей квадрокоптеров относятся по весу ко второй категории, поэтому подлежат государственному учету.
Между тем на момент написания статьи соответствующий нормативный правовой акт Правительством РФ не был принят, в то время как п. 3.2 ст. 33 Воздушного кодекса РФ вступил в силу. Отсюда возникла ситуация, когда использование квадрокоптера до принятия соответствующего порядка учета БПЛА влечет за собой риск привлечения к ответственности по ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ или риск обращения транспортной прокуратуры в суд с иском о запрете использования БПЛА (Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 08.09.2016 по делу N 33-8836/2016). Правда, суды и надзорные органы учитывают, как правило, отсутствие утвержденного порядка учета квадрокоптеров.
В настоящее время Правительством РФ разработан проект Постановления об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации.
Предполагается, что учет БПЛА (БВС) будет осуществляться с использованием информационной системы учета данных о БВС вышеуказанной категории. При этом в состав системы включается база данных о БВС (БПЛА) и информационный портал - функциональная подсистема базы данных. Система будет действовать в рамках Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
База данных учета БВС формируется на основе информации, предоставленной собственником БВС (заявитель) в виде заявления с использованием портала учета БВС. Заявление подается посредством заполнения электронной формы на портале учета БВС и должно содержать (п. 11 Порядка):
а) данные о БВС:
тип БВС (наименование, присвоенное изготовителем);
серийный (идентификационный) номер БВС;
фамилия, имя, отчество (при наличии) изготовителя БВС самостоятельной постройки - физического лица;
максимальная взлетная масса БВС;
вид (электрический, газотурбинный, внутреннего сгорания) и количество двигателей БВС;
б) сведения о собственнике БВС:
юридическом лице или индивидуальном предпринимателе - полное наименование, ОГРН (ОГРНИП), ИНН/КПП;
физическом лице - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, а также номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность;
адрес юридического лица / адрес места жительства индивидуального предпринимателя или физического лица;
фактический (почтовый адрес);
номер телефона/телефакса, адрес электронной почты.
Предполагается, что вышеуказанная информация должна храниться в течение всего срока нахождения БВС на учете и десять лет после снятия его с учета.
Заявление подается в сроки, указанные в п. 15 Порядка, а именно в случае:
а) приобретения БВС на территории РФ - в течение десяти рабочих дней со дня приобретения;
б) приобретения, ввоза или самостоятельного изготовления БВС до момента вступления в силу Порядка - в течение 30 рабочих дней со дня вступления в силу Порядка;
в) ввоза в РФ - в течение десяти рабочих дней со дня ввоза;
г) самостоятельного изготовления БВС - до начала полетов.
В базу данных БВС допускается внесение изменений о самом БВС или о смене владельца путем повторного обращения с соответствующим заявлением. Например, при смене собственника такое заявление подается не позднее 10 рабочих дней с даты перехода прав собственности к новому собственнику с указанием причины смены собственника (продажа, дарение, иное законное основание).
Снятие с учета также осуществляется по заявлению собственника в случае разрушения БВС или его хищения, при иных обстоятельствах. Срок - десять рабочих дней со дня наступления соответствующего события.
Постановка на учет БВС, внесение изменений в учетную запись БВС, снятие с учета БВС, направление соответствующего уведомления производится в срок до десяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления.
Система обслуживается специальным оператором, который:
- вносит соответствующие данные в базу. При этом БВС присваивается учетный опознавательный знак из семи цифр, который сообщается в специальном уведомлении заявителю;
- направляет заявителю:
- уведомление о постановке на учет/снятии с учета, внесении изменений. Срок - десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления;
- учетный опознавательный знак почтовым отправлением по адресу, указанному в заявлении, в течение десяти дней со дня поступления заявления.
Учетный опознавательный знак должен размещаться на элементы конструкции БВС до начала полетов так, чтобы обеспечить однозначное прочтение информации со знака. Кроме того, такой знак должен обеспечивать радиочастотную идентификацию информации о БВС. На знаке хорошо читаемым шрифтом указывается номер учетного опознавательного знака. При внесении изменений в учетную запись БВС ранее присвоенный ему номер учетного опознавательного знака сохраняется. При снятии БВС с учета ранее присвоенный номер учетного опознавательного знака становится недействительным с даты снятия с учета БВС.
Получение разрешения на использование воздушного
пространства при использовании БВС (квадрокоптера, БПЛА)
Использование воздушного пространства БПЛА (БВС) в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства (п. 52 Правил использования воздушного пространства).
Использование воздушного пространства БПЛА осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты БВС (БПЛА).
Разрешение выдается региональным и зональными, районными центрами Единой системы организации воздушного движения РФ (ЕС ОрВД) в зависимости от зоны воздушного пространства, которая будет использоваться при полете БВС (п. п. 99, 117 Правил использования воздушного пространства).
Для этого лицо, планирующее использовать БВС, должно направить план полета квадрокоптера в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 24.01.2013 N 13 (далее - Табель). Особенности направления плана полета для БВС установлены разделом IV Табеля.
Сообщение о плане полета может представляться лично на бумажном носителе, по сети Интернет, по факсу или иными способами, указанными в п. 19 Табеля.
В сообщении обязательно указывается информация в соответствии с п. 23 Табеля, в частности, для БВС в обязательном порядке сообщается:
а) аэродром (место вылета) и время вылета;
б) маршрут с указанием последовательно значения диапазона высот полета и границы зоны полетов;
в) аэродром (место посадки) и общее расчетное истекшее время до окончания полета.
Сообщение о представленном плане полета БВС передается не более чем за 5 суток и не менее чем за 1 час до расчетного времени отправления. Сообщение о повторяющемся плане полета передается не менее чем за 14 суток, а изменения, вносимые в этот план, представляются не менее чем за 7 суток (п. 112 Правил использования ВП РФ).
При согласовании плана полета соответствующим центром выдается разрешение на использование воздушного пространства (п. 119 Правил использования воздушного пространства). В разрешении указывается, в частности, следующая информация:
а) номер рейса;
б) аэродром/место вылета и расчетное время вылета;
в) маршрут и профиль полета;
д) другие данные в соответствии с Правилами.
Помимо получения разрешения от центра ЕС ОрВД согласно п. 49 Правил использования воздушного пространства полеты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. При этом может потребоваться в соответствующем запросе на разрешение указание цели полета.
Также Приказами Минтранса России от 17.12.2018 N 452 “Об установлении зон ограничения полетов” и N 451 “Об установлении запретных зон” в воздушном пространстве Российской Федерации установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов. При необходимости использования таких зон владельцем БВС потребуется получение разрешения от лиц, в интересах которых установлены такие зоны (п. 40 Правил использования воздушного пространства).
Т.е. потребуется получение разрешения от:
- центра ЕС ОрВД в любом случае;
- органа местного самоуправления (органа исполнительной власти города федерального значения) при использовании воздушного пространства над конкретным населенным пунктом;
- лица, в интересах которого установлена зона с особым статусом (ограничения) для полета над (в) такой зоной.
Эксплуатация БВС при отсутствии соответствующего разрешения может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 11.4 КоАП РФ.
Экипаж беспилотного воздушного судна (квадрокоптера, БПЛА)
Квадрокоптер (иное БВС) управляется внешним пилотом, который составляет экипаж БВС.
Экипаж БВС может состоять как из одного, так и из нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец БВС (БПЛА) назначает командиром такого воздушного судна (п. 1.1 ст. 56 Воздушного кодекса).
При этом по смыслу п. 1 ст. 57 Воздушного кодекса РФ внешний пилот (командир БВС) не обязан иметь свидетельство пилота (внешнего пилота). Исключение установлено для БВС с массой более 30 кг - в этом случае требуется свидетельство внешнего пилота, а также наличие подготовки и опыта для управления БВС соответствующего типа.
Командир БВС руководит работой экипажа БВС, отвечает за безопасное выполнение полета и вправе (ст. 58.1 Воздушного кодекса РФ):
- принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке БВС, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов;
- принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета БВС.
Командир БВС, члены экипажа (внешние пилоты) БВС обязаны соблюдать требования авиационной безопасности, в частности предпринимать меры по исключению возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к БВС и системам управления БВС (п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 84 Воздушного кодекса РФ).
В случае если БВС терпит или потерпел бедствие, спасание такого БВС, его поиск осуществляет его владелец (п. 1 ст. 88 Воздушного кодекса РФ).
Рекомендации
по безопасности полета БВС (квадрокоптера, БПЛА)
В информационном письме Росавиации от 14.06.2017 N Исх-13154/02 “Информация по безопасности полетов N 7”, а также на сайте ИКАО (www4.icao.int/uastoolkit/home/about) приведены рекомендации по эксплуатации квадрокоптеров и иных БВС.
Запрещается:
❗
выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;
летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;
приближаться ближе чем на 50 метров к людям, сооружениям или транспортным средствам;
летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;
приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.