Биение при раскрутке 600CF
Большое спасибо за подробный ответ. Обязательно учту и неповторю ошибок.
у меня вибрации такие были, когда подшипника основного вала “ходили” в проставках. Проверьте это. Также проверьте серволопатки, “ноль” их углов, ровность сервооси и ее длины в ту и другую сторону. Всякие там “внутренние частоты”… Ну не знаю. Есть ось, вокруг которой вращаеются РАВНЫЕ массы. Все углы в порядке. Центр этой системы - ось вращения… С чего эту систему должно качать-то? Если что-то “качает” - значит, ИМХО, что-то не в порядке. Когда в порядке ничего не качает на любых оборотах, только если и правда лопасти не разложились нормально (=нарушение равности масс) или не раскрутились до того момента, чтобы выйти в плоскость (=нарушение равности углов). Чудес не бывает, физика рулит 😃
Чудес не бывает, физика рулит 😃
Вы правы, физика рулит. Идеально сбалансированный вертолет встречается редко 😃. Всегда есть хоть небольшой, но дисбаланс между хвостом и носом. Он хорошо виден, когда делаешь резкие подскоки с резкими рывками вниз. Верт “кивает”, даже если сбалансирован хорошо. Производители флайбарлесс систем имеют даже настройки для компенсации этого эффекта. По крайней мере у меня в SK360 она есть. Вот выдержка из их мануала:
Tail Drag Compensation: All helis have uneven drag on their airframes,
especially the tail. This feature lets you trim out the effects that has during hard
collective pitch use, for better pyros and tick-tocks.
Именно этот эффект дисбаланса и приводит к раскачке по тангажу.
У меня этот эффект есть на 500-м на низких оборотах и присутствовал всегда, с самого начала, когда все было прямое и сбалансированное, и после крашей, когда может что-то уже чуть деформировалось. И никогда не замечался на 450-м и 600Nitro.
В любом случае если кивание исчезает с увеличением оборотов, думаю беспокоиться не о чем.
Вы правы, физика рулит. Идеально сбалансированный вертолет встречается редко 😃. Всегда есть хоть небольшой, но дисбаланс между хвостом и носом.
Но причём тут хвост и нос и балансировка вертолёта? Мы говорим про вращающуюся систему на валу и если там что-то нетак в балансировке то будут раскачивания, кивания и вибрация на высоких оборотах обязательно будет. У меня это было из-за криво стоящей шестерни из-за разбитой муфты. Теперь всё идеально. Никакого раскачивания вообще нет…
Заменив шестерню вы устранили причину вибрации. Вибрация вызывает вертикальную раскачку. Природа самой раскачки совсем в другом. Сравните частоту вращения вашей кривой шестерни и частоту раскачки. Безусловно при полном остутствии вибрации раскачки не будет. Но ее также не будет, если возбуждающая ее частота лежит не в резонансном диапазоне.
Всё устранено и вибрация и раскачивание полностью! никаких резонансных частот и тп… это ОБЫЧНЫЙ дисбаланс вращающейся системы был!
Делюсь опытом по балансировке:
Скажу сразу что никакие балансиры вам не помогут настроить всё точно! С помощью их только примерно настраивается а далее:
- Снимаем все лопасти и серволапатки с сервоосью, крутим ротор на разных оборотах, Есть вибрация? Тогда сморим не криво ли вращается главная шестерня на валу (если криво - меняем треснувшую фтулку обгонной муфты)/ имеется ли небольшой люфт между шестернями двигателя и основной. (если нет добейтесь чтоб он был подложив бумажку между шестернями и в таком положении затянув крепёж двигателя)/ не перетянут ли хвостовой ремень. Устранили раскачку и вибрацию? Тогда дальше:
- ставим сервоось с лопатками, настраиваем по мануалу, крутим. Есть биение? Смотрим наличие бабочки (гнутая сервоось), а вот теперь берём изоленту или лучше алюминиевый скотч нарезанный тонкими полосками. наматываем пару оборотов у основания одной серволопатки, крутим - хуже стало? - тогда перекидываем ленту-балансир на другую серволопатку. Лучше? Кол-вом ленты добиваемся полного баланса на всех оборотах! Добились? Отлично! Идём дальше:
- Ставим хвостовые лопасти (их балансировать нестоит но надо проверить наличие бабочки - она устаняется только силой затяжки лопастей в цапфах при этом гира разумеется в нормальном режиме).
- Ставим основные лопасти. Крутим. Появилось биение? Проверяем наличие бабочки, устраняем только силой затяжки лопати в цапфе (если лопасть ниже - подтягиваем или ослабляем противоположную). Впринципе теперь кивания и вибрации быть недолжно, т.к. нормальные карбоновые лопасти неплохо отбалансированы на заводе. Хотя можно попробовать отбалансировать как серволопатки.
И главное немного терпения 😉
Удачи!
Заморочка на пятерку. 😃 Я так искал биение на 450-м в свое время…
Вот только хвостовые лопасти надо балансировать. Я даже на 450-м балансил. Иначе гнут вал ХР и от вибрации вылетают винты из корпуса хвоста.
Все абсолютно правильно. Я также воевал в свое время с вибрацией на HDX450. Оказалось… рама лопнула в одном месте. Но остался полезный опыт. Подолью немного дегтя 😃 Довдение балансировки флайбара почти до идеала - это здорово! Но он имеет дурацкое свойство гнуться, особенно при транспортировке. Чуть зацепили - и ось уже не идеально прямая. И снова нуждается в балансировке 😃 В плане флайбара должен быть разумный предел идеальности. Я обычно проверяю “на глаз”. Проблем нет.
Лопасти затягиваю одинаково обе. Бабочка устраняется грубо верхними линками, тонко-нижними, что идут к свош.
Проблема вибрации часто возникает, если нонейм лопасти имеют неодинаковую ось симметрии в продольной плоскости. Я встречал такое на дешевых лопастях. Внешне выглядит, как будто лопасти не распрямились до конца. Даже будучи сбалансированными мне не удавалось избавиться на них от вибрации.
На хороших такого обычно не бывает.
…Вот только хвостовые лопасти надо балансировать. Я даже на 450-м балансил. Иначе гнут вал ХР и от вибрации вылетают винты из корпуса хвоста.
А как их балансировать? Точнее как увидеть их дисбаланс?
… Бабочка устраняется грубо верхними линками, тонко-нижними, что идут к свош. …
А разве так можно? При таком методе меняется угол атаки лопасти и компенсация бабочки происходит путём подъёмной силы, а истинная проблема в нарушении перпендикулярности лопасти к валу которую можно устранить другим методом… имно конечно…
[quote=zxc;1001295]
А как их балансировать? Точнее как увидеть их дисбаланс?
Я глядю:) на весах с делением 0,01г. Помогает еще как!
А разве так можно? При таком методе меняется угол атаки лопасти и компенсация бабочки происходит путём подъёмной силы, а истинная проблема в нарушении перпендикулярности лопасти к валу которую можно устранить другим методом… имно конечно…
Причина бабочки в разных углах лопастей по отношению к плоскости их вращения. И ее устранение как раз и получается путем достижения одинаковых углов атаки на обеих лопастях. Зажимая/ослабляя крепление в цапфах бабочку не устраняют. Цапфы крепятся к хабу через резиновые демпферы, т.е. система не жесткая, плюс люфты в подшипниках и поэтому единственных способ устранить бабочку это создать одинаковую подьемную силу на обеих лопастях, что возможно лишь при одинаковых углах атаки. Этого и добиваются регулируя длину линков.
Я глядю 😃 на весах с делением 0,01г. Помогает еще как!
А я уже не заморачиваюсь. Хотя и весы есть… 😃 Пришел к выводу, что балансировка хвостовых лопастей не так актуальна как немного погнутый вал. Вот если вал гнутый, хоть чуть-чуть, подшипники убьются за несколько полетов. Т.е. вал меняю при малейшем сомнении.
Да, кстати, а у вас валы гнутся от вибрации на Элайновском тирексе, или на клоне? я на HDX замечал, что валы мягкие(там он еще и длинный), а родные элайновские, хоть и барахло порядочное, но вполне крепкие. Гнул только в крашах.
валы гнутся от вибрации на тирексе, или на клоне? я на HDX замечал, что валы мягкие(там он еще и длинный)
да, именно на HDX вал гнется на раз.
Кстати, вспомнил ещё один момент из-за котоого у меня была просто жуткая вибрация, при том что все валы и прочие очевидные вещи были в порядке. Оказалось что появился люфт на валу одной из серв перекоса. Колабасило просто неподетски. 😵 Серву заменил - всё прекратилось.
А я уже не заморачиваюсь. Хотя и весы есть… smile.gif
Да, кстати, а у вас валы гнутся от вибрации на Элайновском тирексе, или на клоне?
Я тоже в принципе не всегда, можно сказать на первый взлет после ТО. После нескольких взлетов-посадок кончики лопастей об землю вытачиваются.
А вал стоит от CD, тут прикупил самсунг, а на нем направляющие как раз на 4 вала по длинне хватает, а то у предыдущего получалось только два(чуть-чуть не хватало). погнул предыдущие только когда на этот вал и сел (морковка хвостом вперед), а так пока не гнет.
да… вот читанул! проверил сервоось и пришлось себе наклейки клеить на серволапатки… и такое бывает!!!