Гироскопы на тагаж и крен?
К авторам публикаций:
Вот кто-то из вертолетчиков запустил “утку” про прецессию. И молодеж ее упорно повторяет. Надо быть аккуратнее с подготовкой материалов!To NiC:
Не вступая в спор постарайтесь просто поверить: запаздывание реакции лопастей главного винта на 90 градусов по азимуту относительно автомата перекоса не имеет никакого отношения к прецессии.
То есть - вообще никакого!
90 градусов тут, и 90 градусов в явлении прецессии - чистое совпадение.
Я про это уже не раз писал на форуме.
Ага, и ротор вертолета не имеет совершенно никакого отношения к понятию “гироскоп”!!!??? Я так понимаю ваш пост является опровержением статьи www.rcdesign.ru/articles/heli/heli_theory на этом же сайте.
Цитирую…
Изменение шага лопасти по азимуту приводит к изменению их подъемной силы в зависимости от наклона аппарата перекоса. По мере возрастания шага возрастает и подъемная сила. По этой причине одна часть диска ротора имеет большую подъемную силу, чем другая. Вращая лопасти по часовой стрелке рукой вы можете ожидать, что для опускания носа модели максимальный циклический шаг лопасть должна принимать над хвостовой балкой вертолета. Но, если вы посмотрите внимательно на изменение шага по азимуту, то заметите, что лопасти будут достигать максимального шага на 90 градусов раньше ожидаемого положения. Такое опережающее изменение шага лопастей необходимо из-за эффекта гироскопической прецессии.
Вращающейся ротор вертолета ведет себя подобно гироскопу, у которого гироскопическая прецессия вызывает расхождение вектора его перемещения от вектора силы, воздействующей на гироскоп. Это расхождение составляет примерно 90 градусов в направлении вращения от точки приложения силы. Это означает, что из-за гироскопической прецессии, лопасть с возросшим шагом и лопасть с уменьшенным шагом достигнут своего максимально и минимально отклонения от горизонтальной плоскости (взмаха), повернувшись на 90 градусов. Поэтому, для наклона вертолета вперед, максимальный угол шага лопасти устанавливается, когда лопасть перпендикулярна продольной оси вертолета, так как максимальный ее взмах и тяга возникнет, из-за гироскопической прецессии, когда лопасть будет проходить над хвостовой балкой вертолета.
Я так понимаю это является опровержением статьи www.rcdesign.ru/articles/heli/heli_theory на этом же сайте.
Цитирую…
Изменение шага лопасти по азимуту приводит к изменению их подъемной силы в зависимости от наклона аппарата перекоса. По мере возрастания шага возрастает и подъемная сила. По этой причине одна часть диска ротора имеет большую подъемную силу, чем другая. Вращая лопасти по часовой стрелке рукой вы можете ожидать, что для опускания носа модели максимальный циклический шаг лопасть должна принимать над хвостовой балкой вертолета. Но, если вы посмотрите внимательно на изменение шага по азимуту, то заметите, что лопасти будут достигать максимального шага на 90 градусов раньше ожидаемого положения. Такое опережающее изменение шага лопастей необходимо из-за эффекта гироскопической прецессии.
Вращающейся ротор вертолета ведет себя подобно гироскопу, у которого гироскопическая прецессия вызывает расхождение вектора его перемещения от вектора силы, воздействующей на гироскоп. Это расхождение составляет примерно 90 градусов в направлении вращения от точки приложения силы. Это означает, что из-за гироскопической прецессии, лопасть с возросшим шагом и лопасть с уменьшенным шагом достигнут своего максимально и минимально отклонения от горизонтальной плоскости (взмаха), повернувшись на 90 градусов. Поэтому, для наклона вертолета вперед, максимальный угол шага лопасти устанавливается, когда лопасть перпендикулярна продольной оси вертолета, так как максимальный ее взмах и тяга возникнет, из-за гироскопической прецессии, когда лопасть будет проходить над хвостовой балкой вертолета.
Значит я не одинок в своих “ошибочных” взглядах.
To vovic: а можете хотя-бы попытаться объяснить почему прецессия тут не при чём? Я в это верю, но вот мозгом понять не могу.
Кстати, куда в вертолёте привязать кориолисово ускорение, к воздушному потоку чтоли?
Попытаться могу, только поймете ли? 😕
Значится так, откуда у несущего винта вертолета берется подъемная сила, если лопасть шарнирно закреплена на втулке главного ротора? И от чего величина этой подъемной силы зависит? Напоминаю, шарнир не передает изгибающий момент.
Если ответ на этот простой вопрос вам ясен, то я смогу объяснить все дальше.
Да, аналогия работы лопасти с работой крыла самолета, углы атаки и т.д не катят. Представьте, что каждая консоль крыла прикреплена к фюзеляжу шарнирно. Разве самолет полетит при этом? 😃
Попытаться могу, только поймете ли? 😕
Значится так, откуда у несущего винта вертолета берется подъемная сила, если лопасть шарнирно закреплена на втулке главного ротора? И от чего величина этой подъемной силы зависит? Напоминаю, шарнир не передает изгибающий момент.
Если ответ на этот простой вопрос вам ясен, то я смогу объяснить все дальше.
Не совсем понял суть, если Вы спрашиваете, почему лопасти не складываются, то на них действует центробежная сила, которая растягивает их от центра, соответственно они “жестко” схвачены этой силой и всегда перпентикулярны оси вращения ГР. Набегающий поток создаёт силу, которая перпендикулярна плоскости лопасти, эта сила раскладывается на 2 составляющие: ода напрвлена параллельно оси вращения ГР, другая противодействет вращению ГР.
соответственно они “жестко” схвачены этой силой и всегда перпентикулярны оси вращения ГР.
Когда лопасти строго перпендикулярны оси ротора подъемная сила ротора равна нулю.
И наоборот, когда подъемная сила не равна нулю, продольная ось лопасти не перпендикулярна оси ротора.
Это понятно?
Вы видели воздушные винты со складывающимися лопастями у электролетчиков? Там как тяга винта образуется понятно?
Когда лопасти строго перпендикулярны оси ротора подъемная сила ротора равна нулю.
И наоборот, когда подъемная сила не равна нулю, продольная ось лопасти не перпендикулярна оси ротора.
Это понятно?
Вы видели воздушные винты со складывающимися лопастями у электролетчиков? Там как тяга винта образуется понятно?
Нет, я не могу уже!!! 😃
ПРОДОЛЬНАЯ ОСЬ ЛОПАСТИ ВСЕГДА ПЕРПЕНДИКУЛЯРНА ОСИ РОТОРА!!!
Из-за вот таких неточностей мусолим эту тему уже 4 страницы!!! 😕
Это не продольная ось, а угол атаки лопасти. Зачем людей путать, уже устали все, не мудрите!
Когда лопасти строго перпендикулярны оси ротора подъемная сила ротора равна нулю.
И наоборот, когда подъемная сила не равна нулю, продольная ось лопасти не перпендикулярна оси ротора.
Это понятно?
Дескать сила, противодействующая вращению, должна быть скомпенсирована радиальной составляющей центробежной силы, для этого лопасть должна быть отклонена от вертикальной оси (относительно ГР) на некий угол.
Вы видели воздушные винты со складывающимися лопастями у электролетчиков. Там как тяга винта образуется понятно?
А разве там не так-же?
Добавлено
Нет, я не могу уже!!! 😃
ПРОДОЛЬНАЯ ОСЬ ЛОПАСТИ ВСЕГДА ПЕРПЕНДИКУЛЯРНА ОСИ РОТОРА!!!
Из-за вот таких неточностей мусолим эту тему уже 4 страницы!!! 😕
Это не продольная ось, а угол атаки лопасти. Зачем людей путать, уже устали все, не мудрите!
Вы бы лучше прочитали внимательнее, лопасть - это не ось, а плоскость, а ось - это линия, имеющая бесконечно малый диаметр.
Не, нефига не поймете!
Знаете такое понятие, как конус ротора несущего винта вертолета?
И такую регулировку, как соконусность?
Как вам можно чего-то объяснить, если вы на черное, говорите белое?
Добавлено
А разве там не так-же?
Так же. Но как именно - так же вам понятно? Механизм получения тяги на ступице винта?
Не, нефига не поймете!
Знаете такое понятие, как конус ротора несущего винта вертолета?
И такую регулировку, как соконусность?
Как вам можно чего-то объяснить, если вы на черное, говорите белое?
Нет, я этого не знаю, но подозреваю, что это конус, образуемый лопастями, отклонёнными от оси, перпендикулярной ГР и отклонены от горизонтальной плоскости.
Может сделам так: Вы опишите, как это работает, или дадите ссылочку, а я попробую разобраться.
Не, нефига не поймете!
Знаете такое понятие, как конус ротора несущего винта вертолета?
И такую регулировку, как соконусность?
Как вам можно чего-то объяснить, если вы на черное, говорите белое?Добавлено
Так же. Но как именно - так же вам понятно? Механизм получения тяги на ступице винта?
Мне уже надоело это читать… Это уже ни в какие рамки не лезет. С каждым постом вы отдаляетесь от темы, предлагаю вам просто встретиться и с пивом посидеть, а закрыть эту тему сейчас!!! Вы не понимаете друг друга и постоянно усложняете проблему. Зато писать умные слова умеете!!! Вы что пытаетесь доказать-то друг другу - помните? При чем здесь конусность и гироскопический эффект ГР!!! Что доказываете-то??? Кто больше знает!!! Успокойтесь ради бога, и не переходите на взаимные оскорбления!!! Ни кто из нас не знает все!!! НО!!! Мне все-таки ИНТЕРЕСНО мнение уважаемого VOVIC:
Скажите, Вы действительно думаете, что статья про теорию полета вертолета на этом сайте и эффект прецессии - ПОЛНЫЙ БРЕД???
По-моему до ВАС этого ни кто НЕ УТВЕРЖДАЛ!!!
Может сделам так: Вы опишите, как это работает, или дадите ссылочку, а я попробую разобраться.
Да в любом учебнике по аэродинамике несущего винта. Только учебники для Вас - напряжно.
Давайте поступим проще. Вы разберетесь со складным винтом, которые вовсю используют электролетчики. Там все-таки проще, нет автоматов перекоса никаких. Ответите на простой вопрос - зависит ли положение лопасти относительно оси винта от оборотов мотора? И если зависит, то как?
И, если у Вас это получится, то я Вам обещаю объяснить остальное.
Идет?
Да в любом учебнике по аэродинамике несущего винта. Только учебники для Вас - напряжно.
Давайте поступим проще. Вы разберетесь со складным винтом, которые вовсю используют электролетчики. Там все-таки проще, нет автоматов перекоса никаких. Ответите на простой вопрос - зависит ли положение лопасти относительно оси винта от оборотов мотора? И если зависит, то как?
И, если у Вас это получится, то я Вам обещаю объяснить остальное.
Идет?
А вопрос-то о ПРЕЦЕССИИ - забыли… 😒 Конечно если рассматривать тягу винта и конусность поверхности, то в такой задачке ПРЕЦЕССИИ НЕТ, конечно!!! 😁
Мне все-таки ИНТЕРЕСНО мнение уважаемого VOVIC:
Скажите, Вы действительно думаете, что статья про теорию полета вертолета на этом сайте и эффект прецессии - ПОЛНЫЙ БРЕД???
По-моему до ВАС этого ни кто НЕ УТВЕРЖДАЛ!!!
Ничуть. Статья грамотная, но с ошибками. А чего удивляться то?
Вы просто не писали статей, а я писал. И ошибки некоторые - тоже пропускал.
Это не позорно. Важно замеченные ошибки вовремя исправить. Что я и делал.
Кстати, попробуйте помоч NiC по складному винту для электролетчиков. Вам самому станет понятно насчет строгой перпендикулярности лопасти к оси ротора. 😃
Да в любом учебнике по аэродинамике несущего винта. Только учебники для Вас - напряжно.
Давайте поступим проще. Вы разберетесь со складным винтом, которые вовсю используют электролетчики. Там все-таки проще, нет автоматов перекоса никаких. Ответите на простой вопрос - зависит ли положение лопасти относительно оси винта от оборотов мотора? И если зависит, то как?
И, если у Вас это получится, то я Вам обещаю объяснить остальное.
Идет?
При увеличении обротов двигателя, с одной стороны увеличивается центробежная сила, пытяющаяся выправить лопасть, а с другой стороны увеличивается скорость набегающего потока, которая “гнёт” лопасть обратно.
Я думаю при увеличении оборотов лопасть выправляется, но не до конца, потомучто шаг у них постоянный.
Судя по Вышим репликам во всех моих высказываниях заложена какая-то фундаметнальная ошибка, может проясните, потому как бываетс очень сложно выйти из такого состояния.
НО!!! Мне все-таки ИНТЕРЕСНО мнение уважаемого VOVIC:
Скажите, Вы действительно думаете, что статья про теорию полета вертолета на этом сайте и эффект прецессии - ПОЛНЫЙ БРЕД???
По-моему до ВАС этого ни кто НЕ УТВЕРЖДАЛ!!!
У меня такое ощущение что тут путаница образовалась. Я когда прочитал слова vovic’а про то что 90 градусов это чистое совпадение тоже немножко обалдел. Много думал так сказать.
В общем что в итоге у меня в голове сложилось это следующее - то что наклон плоскости серволопаток достигает максимума через 90 градусов от момента изменения их угла, это да, прецессия.
То что то что наклон плоскости главного ротора достигает максимума через 90 градусов от момента изменения их угла, это тоже она.
Но он кажется говорил об отношении между автоматом перекоса и главным ротором. А оно может быть какое угодно - можно же сделать что автомат перекоса направо наклоняется, а ротор - назад. Автомат назад, ротор - налево. И вообще угол может быть любым. Это же чистая механика. Просто так удобнее чтобы автомат перекоса и ротор в одну сторону наклонялись.
ну или я вообщше не понял о чем он :=)
Ничуть. Статья грамотная, но с ошибками. А чего удивляться то?
Вы просто не писали статей, а я писал. И ошибки некоторые - тоже пропускал.
Это не позорно. Важно замеченные ошибки вовремя исправить. Что я и делал.Кстати, попробуйте помоч NiC по складному винту для электролетчиков. Вам самому станет понятно насчет строгой перпендикулярности лопасти к оси ротора. 😃
Спасибо за совет, только мне и так все ясно, кстати, вы не ответили на вопрос… Вы на самом деле считаете, что целый раздел этой статьи про гироскопическую прецессию главного ротора - полное фуфло???
Еще статья…
Цитирую…
Что же за дьявол такой - эта прецессия? Представьте, что в ваших руках вращается игрушечный несущий винт, попробуйте, резко изменить плоскость вращения влево или вправо и почувствуете, что винт словно, продолжая полученный импульс, стремится повернуть ось вращения вперед или назад - сопротивляется.
Впервые об этом явлении заговорил шеф-пилот ВНТК “Камов”, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Николай Бездетнов, к сожалению, никто не прислушался. Николай Павлович обратил внимание на прецессию, когда приступил к испытаниям “Черной Акулы” и увидел, как сближаются лопасти. Нужно было найти ответ. И он нашел его. Математический склад ума и умение соединить природные явления с законами физики позволил найти простое и ясное обоснование. Николай Бездетнов пишет статьи, обращается с официальными запросами в соответствующие инстанции, однако в ответ - молчание.
Молчание легко объяснимо. Одни, назовем их условно “отличниками”, отрицают наличие прецессии, потому, что этого нет в учебниках, поэтому этого быть не может. Здесь нужно оговориться, что ни у Н. И. Камова, ни у М. Л. Миля нет ничего о прецессии, и не могло ничего быть. Они лишь только подошли к разгадке столь непростого явления. Другие исторические условия, другие вертолеты. Первые вертолеты не обладали такими угловыми скоростями вращения. Наши “вертолетные родители” не успели, оставили нам.
Читайте дальше…
www.aviaport.ru/news/2002/10/10/37738.html
Спасибо за совет, только мне и так все ясно,
Я рад за Вас и себя, не надо тратить время на объяснялки. 😃
Я рад за Вас и себя, не надо тратить время на объяснялки. 😃
Все, надо закругляться. Всем спасибо за общение. Только одно хочу добавить.
На сколько я вынес для себя - гироскопический эффект, так же как и прецессия проявляются на всех вертолетах, только на моделях значительно сильнее, так как соотношение массы лопастей к массе вертолета сильно отличаются, а кроме того и скорости вращения не сравнимы. Так что мы все здесь были правы, каждый по-своему!!!
Всем спасибо!
Судя по Вышим репликам во всех моих высказываниях заложена какая-то фундаметнальная ошибка, может проясните, потому как бываетс очень сложно выйти из такого состояния.
Хорошо.
Объясняю сначала про складной винт, надеюсь, Вы его видили хотя бы на картинке:
Шарнир, на котором держится лопасть не способен передавать на ступицу момент. Никак. Он способен только передать силу, перпендикулярную оси шарнира. Если линия, соединяющая ось шарнира с центром тяжести лопасти строго перпендикулярна оси винта, то любая величина этой силы не способна породить составляющей, направленной вдоль оси винта.
Когда раскручивается винт, на лопасть начинает действовать аэродинамическая сила. Поскольку у нас угол атаки лопасти ненулевой, то мы имеем две компоненты силы Y и X. Первая параллельна оси винта, вторая - касательной к окружности. Вторая сила образует момент на лопасти, который передается на ступицу винта через горизонтальный шарнир лопасти. Две лопасти образуют на ступице винта своими Х-компонентами тормозящий момент, преодолевая который мотор совершает работу.
Вернемся к Y компоненте. Она не может передаться на ступицу, не дает шарнир у комля лопасти. Поэтому лопасть подается вперед относительно ступицы и занимает некоторый угол к оси винта, отличный от 90 градусов. При этом центребежная сила лопасти, направленная перпендикулярно оси винта векторно складывается с силой Y. Результат - сила, воздействующая на ось шарнира лопасти направлена строго по линии, соединяющей ось лопасти и ее ЦТ.
Итак, на ступице имеем от двух лопастей две силы равные по величине и направленные под углом к оси винта не равным 90 градусов. Складываем их покомпонентно. Центребежные компоненты взаимно вычитаются, а Y компоненты - складываются. Получаем тягу винта.
Теперь мой контрольный вопрос, а что происходит с конусом лопастей такого винта, когда меняются обороты мотора?
Вспомним, что центребежная сила пропорциональна квадрату угловой скорости, то бишь оборотов. А сила тяги винта постоянного шага - квадрату оборотов (при небольших изменениях) Поэтому Y компонента пропорциональна квадрату оборотов, а центребежная компонента - тоже. Заметим, что отношение первой компоненты ко второй всегда равно тангенсу угла отклонения лопасти от плоскости, перпендикулярной оси винта. Итак, при увеличении оборотов мотора лопасти будут сохранять свое положение.
(исправлено 26.05 по меткому замечанию IgorG)
У меня такое ощущение что тут путаница образовалась. Я когда прочитал слова vovic’а про то что 90 градусов это чистое совпадение тоже немножко обалдел. Много думал так сказать.
В общем что в итоге у меня в голове сложилось это следующее - то что наклон плоскости серволопаток достигает максимума через 90 градусов от момента изменения их угла, это да, прецессия.
То что то что наклон плоскости главного ротора достигает максимума через 90 градусов от момента изменения их угла, это тоже она.
Но он кажется говорил об отношении между автоматом перекоса и главным ротором. А оно может быть какое угодно - можно же сделать что автомат перекоса направо наклоняется, а ротор - назад. Автомат назад, ротор - налево. И вообще угол может быть любым. Это же чистая механика. Просто так удобнее чтобы автомат перекоса и ротор в одну сторону наклонялись.
ну или я вообщше не понял о чем он :=)
А Вы спросите у toxa, он тоже утверждает, что предсессия тут не при чём.
что предсессия тут не при чём.
Предсессия - это у моего сына, бегает зачеты сдает. 😃
Чтобы закончить со складным пропеллером. Поскольку тянущий винт получается в работе конусным - это не хорошо. В этом случае падает КПД винта. Почему, - это я объяснял в статье про несущее крыло, где говорится о V крыла. Чтобы этого избежать и лопасть в полете была бы перпендикулярна вектору скорости, лопасти складных пропеллеров делают с загнутым комлем. Т.е. ось лопасти выносится далеко назад. В этом случае на малой скорости вращения, когда тяги практически нет лопасти образуют обратный конус. При выходе на некий расчетный режим они подаются вперед и угол вершины конуса получается более тупым, чем было бы без загнутого комля лопасти.
А Вы, наверное думали, что комель загнут для удобства складывания винта вокруг толстого фюзеляжа? Очень распространенное заблуждение среди электролетчиков. 😁