Стокгольм "встречи" и "полеты"
Да я это в качестве комплимента. Достаточно инетересно у вас получается описывать, живописно. В блогах бы больше народу прочитало. Но хозяин барин. Бум тут читать! 😃
Бывал в Стокгольме - красивый и интересный город. Правда там, скорее, гидросамолеты-вертолеты нужны. 😉 А вот пиво шведское мне не понравилось, в отличии от бельгийского…
Вот так. Смотрю карты, объезжаю окрестные поляны на предмет их пригодности к полетам.
Заметил как-то одно место на мажорном острове Лидингё. Тропинка, растоптанная сель-хоз техникой а по бокам хорошие поля, правда с высокой травой. Ну да и хрен сней, взлетать с тропинки. Зато народу никого, лишь изредка кто-нибудь с собачной мимо пройдет.
Летая в один из выходных на этом месте я все пытался понять: с чего у меня при даче шагов уводит хвост. Все проверял, и механику хвоста, и не проворачивается ли где-чего… Так вот, поднатянув немного ремень и на неплохой батарее в полете над травой получаю “ТУВФФ” - верт просто вззрывается в водухе. Цапфы на месте, а лопастей (Align деревяшки 315) нет. Далее… поиски в высокой траве: капота (10 минут) батареи - 30 минут я сканировал траву окрест. Еле нашел.
Дома починился, поставил карбон. Приехал вечером на поляну, что недалеко от дома (та, что с “пузыриками”). А летать почти невозможно. Стоит дядька и рулит планером. Планет высоко и летать, судя по всему будет долго. Вдалеке в небе замечаю автожир. “Ага, Магнус тут” - подумал я. Но мне надо подлетнуть и посмотреть как у меня после ремонта и что с хвостом. Отхожу в сторнку и начинаю висеть и легонько пирутить, ловя проблему. Пируэты по часовой - на ура, против - с натягом а потом как-бы разгоняются… Подходит ко мне этот планерист - солидный дядька такой… Начинаем болтать… то да се, про это уникальное поле… про то что у него тоже вертолет есть, только болшой, ну и т.д. Общие слова, и он свалил, сказав, что улетался уже… Я отвисел еще батарею ища причину косяка, и тут позвонил Магнус: “Подгребай, типа, ко мне - я те свой вертолет покажу” (в начале он мне про него говорил и говорил, что не может его настроить, стрелку тогда еще в мае забивали). Я подъехал…Боже. Я такого не видел еще. Сам верт - некое подобие Валкеры с какими-то дешевыми сервами, болтающимися на раме на соплях, малепусенькая Телеби-ХедЛок-Гиро… ЖУТЬ! Начинаем смотреть и обсуждать и тут я вижу его передатчик. Я таких еще не видел: Старый черный ящик с длинющей антенной. Как на нем запрграмми ровать что-то я не понимаю… Короче, я ему показал как у меня настроено механически и как это все в моем DX7. Повисел (и только то) на его верте (МАМА)… Для его девиц (в кол-ве 2-х) по его просьбе аккуратно без резкозтей (увод хвоста) отлетал батарею на своем, позволя пофотографировать… 😁
Эх, была бы “своя” туса, мою проблему нашли бы быстро. Я нашел ее случайно, сидя на кухне перед вертолетом. Оказалось, что ремень прокуручивается вокруг шкива привода при лубом натяге. Т.е. сам металлическийй шкив износился. Во как. Я встречал немало что этот шкив на валу проворачивается. Мой же - нет сидит прочно на красном фиксторе. а вот металлические зубчики, “цепляющие” ремень, поисточились.
Замена. Причем я взял другой привод, шкив “содрал” со старого хвостового вала и напялил с циакрином на привод… ВСЕ! он полетел… Во радость-то…
Теперь очередь за регулятором: снял Align и вернул обратно CC45? запрограммировав ему 3 режима гувернера через комп. Буду пробовать как погода позволит. Пока тут серО и немного сырО…
А еще на днях “полетел” маленький - быший FireFox100, ныне в карбоновой универсальной раме Gaui, но еще с хвостом и лопастями от 100-го. Из 4-х батареек летать ему удалось только на 3-х (МегаПауэр оказалось дерьмо). Вот думаю что ему докупить… какие паки… На ХоббиСити есть 800мА 20С. Вроде должно хватать. 1000мА не влезут по ширине (ограничен 30 мм).
Итак, жду погоду,чтобы опробовать полеты с гувернером имени СС45.
Жаль конечно, что не сделали фотки деви… тьфу, старго чёрного ящика и подобия Валкеры. 😃
Я думаю, что с Магнусом еще пересекусь. На его “черном ящике” красовались гордые надписи Graupner и JR и он был усеян разными тумблерочками и “ползунками” как старый советский транзисторный приемник. Да… еще было маленькое окошко (со спичечный коробок) на котором высвечивались загадочные циферки.
А деви… они-ж шведки, что на них смотреть…
Похоже, я окончательно повадился летать на полях в Ёршта (7 км отпорога). И близко, и народу не оч. много. А в выходные с утра на поле вообще один был. Все лучше, чем пол-часа обдуваться ветром, едучи на Лидингё.
Случалось и заруливался, учась “писать” воронки.
А то тут приехал вечером, а большое поле опять занято “пузыриками”. Пришлось аккуратно петлять на поляне поменьше с расположенными неподалеку деревцами и кустиками. Тут уж без воронок… На третьей батарее замечаю странное поведение 450-го. На тангаж реагирует как-то “нервно” и не четко. Посадить не успел: верт взвизгнул в полете, дернулся, прекосоё…ся и шлепнулся… Чего он вдруг сдурел в воздухе, повредив мне и лопасти и шестерню? Смотрю… Опаньки - болтика длянного, что крепит штырь в антиротационной скобе, отсутсвует. Отсюда “пьяное” поведение за неск. секунд до краша… Проверки надо делать чаще и тщательней…
Что-то давно Магнуса со своими автожирами не видать… надо бы апаратурку его сфоткать.
Сегодня, еду на работу на мопеде. Стоя на светофоре перед разоротом на мост замечаю, что на мосту облава: по обе стороны полиция. Тормозят и заставляютдуть в трубку. Я думал, что я почти велосипед, и на меня внимания не обратят. Зеленый - поехал. С креном выворачиваю на мост как вертолет в вираже, выравниваюсь в горизонт, лечу навстречу полицаю. И тут он мне начинает махать своим прибором, явно давая мне понять: “стой”. Останавливаюсь. “Бла-Бла-блё” - грит. Я ему, открыв забрало шлема и походя выдергивая шнурок hans-free из телефона, объясняю, что ни бельмеса по шведски. “Alcohol check” - говорит, - “дуй сюда” и тычет мне прибор с насаженной на него пластиковой (одноразовой) трубкой 😃. Я пытался изобразить из себя флейтиста… “Не, говорит, тщательнее”. Короче, прибор, пока через него не продуешь определенное количество своего “выхлопа” - не срабатывает. Приборчик че-то пискнул и полицай показал мне табло с надписью “Neg”. “Негативная реакция” - типа все хорошо, сказал полицай. Поинтересовался откуда я и типа на работу, что-ли еду. Дружественно разулыбавшись друг-другу, мы расстались (даже права не спросил, впрочем, здесь при себе их иметь не обязательно, по ID пробьют в момент).
Потом я все-таки оправдал его останов меня. Я все-таки такой-же мотоцикл, но с 2-я ограничениями: не ездить по скоростным магистралям и не ездить по автострадам. Мне,как и мотоциклу,нельзя даже на Buss-line вылезать (на что я иногда кладу с прибором, как и подобные мне, объезжая жиденькие пробки).
Еще момент: эдакие облавы они почему-то устраивают утром среди рабочей недели. Не, ну понятно было бы утром в воскресенье, или, на худой конец - в понедельник. Нет же, среди недели. Причем, несколько недель назад они стояли уже на этом мосту, но только на одной стороне (не той, по которой я ехал на работу). А еще их часто можно встретить съезжая с парома, особенно долгоплывшего (из Финляндии, например). Там они выдергивают выборочно, ибо поток машин большой.
Воот, так что вечером, за симулятором или перед “Приключениями Шерлока с Ватсоном” - поосторожнее с вискариком… 😉
читать интересно.
заведите блог в жж например.
там постите, или соопчестов какое нить…
Спасибо за интересный материал. 😃
Приятно, что тема вызывает интерес и может быть несет в себе полезное зерно. А по поводу ЖЖ. Так его вести надо, и надо постоянно что-то дополнять. Мое пребывание в Стокгольме подходит к концу. Веренее, я возвращаюсь в Москву, а через некоторое время - снова в Стокгольм. Но уже не на 3 месяца, а недельки на 2…
Вот раньше думал все: купить тут вертолет (450-йразмер) и не таскать чемодан, а лишь пульт, зарядник и батареи. Но он же тут простаивать будет, а техника должна работать, а не стоять…
Оглядываясь, могу сказать: летать надо в тусовке, если есть возможность. Одному - на порядок хуже. Мне немного жаль парней (а может и не только), живущих в отдалении от “центров”, и являющихся одиночками в соем хобби на весь свой маленький город.
Я здесь не вошел в тусовку по ряду причин. Во-первых, надо зарегистрироваться в ассоциации моделистов и поиметь страховку на год. Для моего режима пребывания тут - бессмысленно. И потом уже - переться и заводить знакомства в клубах. Или сразу вступить в клуб, пимев все его блага, включая помянутую страховку… Короче, жил бы тут перманентно - вопроса не стояло бы.
Второе - это все-таки хобби - способ провести свободное(!) время. У меня к=его не всегда хватает…
И на пафосной высокопарной ноте: и да пребудет с нами тусовка с друзьми по хобби. И да помогут они советом дельным или шуткой на родномязыке. И да помогу я, если что знаю… И да освоим новые фигуры под восторг друзей по хобби… И да отгонят прочь нечаянных зевак друзья пока один из нас сосредоточенно глядит на верт прецизионно шевеля стиками передатчика.
Ныне, присно, и во веки веков. Аминь!
Леха, ждем на Ходынке! Ныне, присно и т.д.
супертема. очень интересно. спасибо. аффтару зачот!
Спасибо. Интересно получить информацию от нашего соотечественника (“из первых рук”) о том, как развивается авиамоделизм за рубежом.
Это он у нас развивается, а там все давно в поряде…
Истину глаголишь.
Причем, настолько все в порядке, что завидки берут. И так во всем, не только в моделизме. Они умеют обустраивать досуг своих граждан. И делается это на государственном (почти) уровне с применеием законов не ПРОТИВ, а ЗА досуг. Тут и льготы и страховки и все необходимое. Организуя (создавая различные ассоциации или, центры, организации и т.п.) любой досуговый процесс (моделизм, спорт, вообще любое направление траты свободного времени) они, тем самым, помимо просто ПОРЯДКА, создают условия для людей, а не для взяточничества чинуш.
Другое гоударство? Другие законы? Другое гланое - люди и их менталитет.
Расскажу про Норвегию.
Про организацию досуга в Скандинавии все верно сказано. Но есть несколько поправок.
Во-первых, за все надо платить. Чтобы легально летать, надо быть членом клуба, иметь лицензию. Это не бесплатно, платежи ощутимые и ежегодные. Цены в местных магазинах отличаются от цен в китайских или американских интернет-магазинов минимум в два раза. Товары купленные через интернет стоимостью выше $25 облагаются НДС (в Норвегии 25% + сбор за растаможку ~ 20 долларов).
Во-вторых, мест, где можно легально летать, очень мало. Вокруг частные или муниципальные поля. Ехать на поле клуба не особо близко, да и не всегда удобно. Соответственно, большую практику получить сложно.
В-третьих, уровень мастерства мне показался не очень. Вот посмотрите видео показательного полета элиты норвежских вертолетчиков. Мне сложно судить, но меня впечатлило только пренебрежение техникой безопасности (вертолет один раз пролетел в метре от оператора) или абсолютная уверенность пилота. Особой сложности фигур я не заметил.
Кстати, что это за вертолет такой? 😃
мест, где можно легально летать, очень мало. Вокруг частные или муниципальные поля. Ехать на поле клуба не особо близко, да и не всегда удобно. Соответственно, большую практику получить сложно.
Получается, что в Швеции с этим лучше. В близких окресностях Стокгольма несколько клубов, досягаемых даже на мопеде. А я в большинстве своем летал на полях Arsta, где огромное поле для Рэгби, и несколько еще поменьше. Всегда удавалось оттяпать полетный кусок без загорающих поблизости. На ДВС, конечно, там не полетаешь - надо в клуб ехать.
Ну а насчет цен - я писал: год членства в клубе = 3 (три!) посещения Тушино.
Кстати, я проводил опыт заказа в Стокгольм из ХелиДирект. Посылка стоимостью ок 100$ пришла за 5 дней и никаких там накладных. Сами шведы батарейки тянут с HobbyCity, например.
Ну а насчет цен - я писал: год членства в клубе = 3 (три!) посещения Тушино.
Кстати, я проводил опыт заказа в Стокгольм из ХелиДирект. Посылка стоимостью ок 100$ пришла за 5 дней и никаких там накладных. Сами шведы батарейки тянут с HobbyCity, например.
Тут членство в клубе стоит 500 крон в год, лицензия на год со страховкой еще 500 крон, еще за каждое посещение клубного поля надо платить. В итоге получается баксов триста в год. Я не в курсе, сколько стоит посещение Тушино. 😃
Хоббисити занижают декларируемую стоимость, за это им огромное спасибо. Я тоже тащу все оттуда или с Хелидиректа. С заниженной стоимостью на растаможку не попадаю. Но норги такие правильные, что когда я им говорю, что продавца можно попросить занизить декларацию, то они делают большие глаза и смотрят, как на жуткого мошенника. 😃)) Знаю чувака, который в апгрейды своей пятисотки вложил уже 9 тыс. баксов. Все покупал фирменное и только в Норвегии. У богатых свои причуды, короче. 😃
Гыыы…
Вот что странно. В Швеции, как я уже писал, за 700 (ок. 3000 руб.) с лишним SEK получаешь и страховку с лицензией, и членство в клубе, дающее тебе право летать когда хочешь. За смешные деньги (просто возвратный депозит в 100 крон) получаешь ключик от стюги, в которой можно хранить свое барахло.
На всякие мероприятия нужна особая страховка, которую, как я понял, оплачивает спонсор. Вот на такое мероприятие я и попал летом.
Ну а про европейские цены - все правильно. Дорого.
Кстати, о “диких” полях. ВернО то, что их (ничейных) нет. Это либо а-ля парковая зона, либо Private omrade. Но ни в том, ни в другом случае, у меня полеты не вызывали трудностей кроме:
- в парковой зоне - народ гуляет. И я буду не прав,если попрошу (как у нас на Ходынке, например) свалить с зоны моих полетов. Т.е. свалить придется мне.
- На частнособственнических полях.Все нормально, если не огорожено пусть даже символическим забором, не трава по самые “не балуйся”, не есть культуроне насадение (пшеница и т.п.), не пасется экземпляр домашнего животного, нестрекочет трактор в этом поле. Найти такое трудно, но можно. Лэнд-Лорды, как правило, к таким лояльны.
Резюме: живя в Швеции, лучше быть членом клуба. Все законно, все застраховано, летай-не хочу без посторонних зевак.