Способы руления лодкой. Различия.

harrystar

Почитав форум, понял что я не понял следующее:
Есть разные способы поворачивать на лодке.

  1. 2 мотора, разность вращения
  2. 1 мотор, перед винтом стоит кардан. Серва поворачивает вал с винтом
  3. Руль сразу за винтом в вихревом потоке
  4. Руль справа от винта
  5. 2 руля слева и справа от винта симметрично
  6. всякая экзотика типа для поворота вправо с правого борта что то опускается на воду, типа весла. Может используется где то в копийных целях.

Поправьте если существуют еще способы, интересно.
Ну и наверно какие то комбинации.

С 1м способом все понятно. Применимо только для 2х моторной конструкции и наверно является самым простым и дешевым. В том смысле что ничего не надо для руления, только настройка аппы.

4й способ говорят очень популярен у спортсменов, т.к. на соревнованиях повороты только в одну преимущественно сторону, а при такой конструкции в одну сторону лодка поворачивает лучше, чем в другую. Непонятно только почему большинство китайских лодок сделаны по такому принципу. Не верю, что на китайском RTFе за 80-150уе люди участвуют в серьезных чемпионатах. Или это “закос под спорт” в маркетинговых целях?

В чем плюсы и минусы остальных способов?

Могу предположить только что:
2й способ оч эффективен в плане управляемости (особенно на медленной скорости), но более дорог и трудно реализуем, возможно ненадежен из за лишнего кардана и потери наверно на нем.

3й способ самый простой, но уменьшает скорость и плохо рулится - типа дешево и сердито для хоббистов и начинающих

5й наверно что то среднее, а для спортсменов нафик не нужно, т.к. лишняя масса и сопротивление, типа мы все равно в другую сторону не поворачиваем.

Просьба просветить, думаю новичкам будет полезна тема.
Поиск использовал, очень урывчато и местами непонятно. В магазинах полно всех указанных вариантов, но наиболее распространены именно модели с правым рулем.

Интересны следующие аспекты сравнения:

  1. Стандартные сферы применения
  2. Управляемость на малых скоростях (режим водоизмещения, копии, П/Л, рыболовные катера и другие баржи)
  3. Управляемость на высоких скоростях, на глиссировании
  4. Стоимость готовых вариантов. Не конкретика, а больше-меньше в среднем.
  5. Простота самодельной реализации
Soling
  1. Хорош для копий. На них приемлема работа в раздрай и неспешность.
  2. Нет там кардана. Кардан не выдержит таких углов перекладки. Стоят там шестерни. И называется все это “Угловая поворотная колонка”. Сильно популярна на больших катерах. Позволяет как работать на поворот, так и регулировать угол установки винта по горизонту. На буксирах и больших судах может работать как подруливающее устройство. Обеспечивая максимум маневренности. На моделях не популярна именно из за наличия шестерен.
  3. Самый популярный вариант. Руль работает в ускоренном потоке от винта. Что делает его более эффективным.
    4,5 . Смещение рулей к бортам делается для их эффективной работе при кренах.
harrystar
Soling:

Нет там кардана.

все бывает в этом бренном мире (см фотку). Но это я так понимаю упрощение вместо полагающихся там шестеренок. Говорят оч ненадежная вещь этот кардан в поворотной колонке. Даже металлический. В теме про апгрейд Киошо что то там 800 было.

Soling:

4,5 . Смещение рулей к бортам делается для их эффективной работе при кренах

Я правильно понимаю, что для низкоскоростных моделей рули по бокам вообще не работают?

Soling

Набегающий поток слабый. Так что работают, но на порядки хуже чем в плоскости винта.

ramzes50

По дискавери смотрел про азиподы ru.wikipedia.org/wiki/Azipod . Смысл в том что винт стоит прямо на валу двигателя, двигатель естественно находится под водой, и может вращаться на 360 градусов, в этом случае необходимость в рулях отпадает и при этом увеличивается маневренность.
Как реализовать на модели не знаю, нужно как то герметизировать мотор.

sancho
harrystar:

Почитав форум, понял что я не понял следующее:
Есть разные способы поворачивать на лодке.

Неплохо было бы всю эту кучу распределить как-то–1)скоростные модели-а)глиссирующие с погруженным винтом б)полупогружники моно и гидро,2)модели копии.

Psyho

ну наверняка такие штуки не для скорости а для тягла сделаны! скоростная модель должна быть с полупогружным винтом!

Soling

Не стоит делать столь категоричные заявления. Если Вам лично полупогруженный нравится, это не значит, что ничего другого быть не должно.

Винт - мотор неудобен тем, что его надо вписать в диаметр ступицы. Тогда он не будет влиять на работу винта. Герметизация, в общем то, на втором месте. Коллекторник можно закрыть традиционными сальниками. А бесколлекторник и закрывать не надо. Он прекрасно в воде работает.

Boev_Dmitry

слышал что на дешевых китайских моделях часто руль смещен относительно винта только для того чтобы упростить доступ к винту/валу

АЛ
Soling:
  1. Нет там кардана. Кардан не выдержит таких углов перекладки.

А как же тут без кардана?
Без шарнира не повернёшь.;)С уважением Алексей.

Psyho
Soling:

А бесколлекторник и закрывать не надо. Он прекрасно в воде работает.

вы что хотите сказать что подшипники будут под водой работать? без защиты? и сколько они проработают, тем более вода то не дестилированная! да и внутри мотора если вода будет, о какой работе мотора вы говорите? я о Бесколлекторнике!

Soling
АЛ:

А как же тут без кардана?
Без шарнира не повернёшь.;)С уважением Алексей.

Ну уж так и не повернуть! 😃
Классическая схема колонки:

Psyho:

вы что хотите сказать что подшипники будут под водой работать?

Во первых: двигатели бывают не только сухопутные. И подшипники на них ставят не только стальные шариковые. Есть масса вариантов, которым вода пофиг.
Самому БК абсолютно все равно в чем работать. Лишь бы не разъело изоляцию и детали. Залитый водой он себя чувствует комфортнее. Охлаждение эффективное.

Во вторых: тема об управлении.

Psyho

я таких модельных моторов не видел!

Soling

Модератор.
Возвращаемся к теме: Способы руления лодкой. Различия.

Так виднее?

Soling

Как дополнение к рисунку:
У кардана угол допустимого поворота мал. При его превышении начинается разрушение. если же поворот делать вокруг оси вертикального вала, практически он становится круговым и ограничен только конструкцией механизма поворота.
Кардан тогда нужен только для компенсации не соосности вала от двигателя. Что он вполне хорошо делает.

АЛ
Soling:

Как дополнение к рисунку:

Прошу простить,но мы о разных приводах.В Z driv,без кардана не обойтись.😉
С уважением Алексей.
P.S.Ещё такая рулилка есть:

vvv=

Забыли упомянуть мотор-весло.С фигуркой судоводителя будет выглядеть весьма экзотично.

harrystar
ramzes50:

двигатель естественно находится под водой

Вот кстати интересный тип руления / привода. Только нужно моторы с диаметром меньшим чем у винта наверно, чтобы не затенять его. И конечно как то герметизировать этот азипод.

Psyho:

ну наверняка такие штуки не для скорости а для тягла сделаны

Ну так раздел форума то “Судомодели. Общий.”. Не все модели скоростные. Задачи бывают разные. И тяговые в том числе.

sancho:

Неплохо было бы всю эту кучу распределить как-то

Вот я и решил систематизировать и соответственно закрыть недостающие пробелы.
Итак, немного повторюсь, написав что то типа выводов:

  1. 2 мотора, разность вращения
Soling:

Хорош для копий. На них приемлема работа в раздрай и неспешность

На многих скоростных лодках видел 2 мотора и посередине руль. Т.е. я правильно понял, что на всех скоростных лодках спаренные моторы работают исключительно синхронно, и в рулежке не участвуют? А управляется все только обычным килем?
Т.е. получается первый способ только для режима водоизмещения - для тяговых лодок, барж, копий и П/Л.
2) Рулевая колонка.
Оч эффективна на любых скоростях, но в варианте с карданом ненадежна и ограничены углы поворота, а с шестеренками дико дорога/сложна в изготовлении.
3) Руль сразу за винтом в потоке.
Самый популярный средний вариант. Дешево и сердито.
Управляемость сносная для низких скоростей, хорошая для высоких.
В гоночных катерах используется для “начального уровня”, в водоизмещающих - как самый дешевый и приемлемый вариант.
4) Руль справа от винта
5) Спаренный руль слева и справа от винта
Только для гоночных катеров, т.к. эффективность на низкой скорости никакая. В отличии от 3го варианта дает большую управляемость на поворотах, позволяя проходить их на большей скорости. 4й - для чистых спортсменов, 5й - для тех, кто поворачивает в обе стороны.

Поправьте, если я напутал с выводами.

Кстати. Для водометного привода, если он один применяется 3й вариант? Я слышал что они очень маневренные, позволяющие чуть ли не под днище заворачивать поток. Это как? Ведь водомет это по сути труба с винтом внутри. Как происходит руление?

DJ_URAN
harrystar:

На многих скоростных лодках видел 2 мотора и посередине руль. Т.е. я правильно понял, что на всех скоростных лодках спаренные моторы работают исключительно синхронно, и в рулежке не участвуют? А управляется все только обычным килем?

вот у меня вопрос тот же!
Есть катерок, на нем 2 двигателя планируется ставить, киль посередине.
Рулить планируется двигателями и килем. (когда как)
Вопрос!
Какой регуль надо купить чтоб на 6 канальной аппе это можно было бы реализовать? Или 2 регуля цеплять? Возможно ли это?
Если кто сталкивался - посоветуйте! Плиз.

harrystar

во первых конечно 2 регуля без вариантов.
в вторых - если на аппе есть микшеры, то больше ничего не надо, 2й мотор сажаете на свободный канал и микшируете в аппе
Если микшеров нет, то я так понимаю нужно V-Tail микшер аппаратный.

Soling

По двух винтовым. Не сильно углубляясь.
Свести все к одному выводу не получится. Как всегда с кораблями сплошные компромиссы.
Варианты:

  1. Двигатель мощный на столько, что один винт не в состоянии переработать то, что он дает. Не смотря на потери в редукторе двух винтовой вариант может оказаться выгодным.
  2. На скоростных лодках работа в разддрай не приемлема. Так как создает дополнительное торможение внутренним к повороту винтом. А им надо все на максимум. На тихоходных же этот режим повышает маневренность. Так что есть и плюсы и минусы. Смотря, что хотим получить.
  3. На поворотах возможна ситуация, когда возникает подсос воздуха к винту. При разнесенных же, хотя бы один будет работать в нормальной обстановке.
    ( То же относится к разнесенным рулям. По хорошему их лучше ставить не вертикально а перпендикулярно днищу )
    Водомет.
    За соплом водомета стоят заслонки. Они отклоняют поток из него в нужную сторону. В том числе и под днище к носу лодки. То есть это по сути система изменяемого вектора тяги.
    У водометов есть свой прикол. Их эффективность растет с ростом скорости. На малых скоростях они мало эффективны.

В догонку еще способ рулежки. К сожалению, не проверенный до конца.
Как исходное: отказаться от обычного руля, применив инцепторы. Максимально разнесенные от ДП стержни или пластины. При ходе по прямой они убраны. При необходимости поворота - выдвигаются на нужное расстояние.
Минус - поворот за счет торможения. Плюс - полное отсутствие вредного влияния пера. Как торможения, так и опрокидывающих сил. И к тому же, при правильной установке они способны частично компенсировать крен. Грубо - что то на подобии действия транцевых плит. Но… проверить до конца на практике не получается. Время… 😃