Способы руления лодкой. Различия.

Boev_Dmitry

слышал что на дешевых китайских моделях часто руль смещен относительно винта только для того чтобы упростить доступ к винту/валу

АЛ
Soling:
  1. Нет там кардана. Кардан не выдержит таких углов перекладки.

А как же тут без кардана?
Без шарнира не повернёшь.;)С уважением Алексей.

Psyho
Soling:

А бесколлекторник и закрывать не надо. Он прекрасно в воде работает.

вы что хотите сказать что подшипники будут под водой работать? без защиты? и сколько они проработают, тем более вода то не дестилированная! да и внутри мотора если вода будет, о какой работе мотора вы говорите? я о Бесколлекторнике!

Soling
АЛ:

А как же тут без кардана?
Без шарнира не повернёшь.;)С уважением Алексей.

Ну уж так и не повернуть! 😃
Классическая схема колонки:

Psyho:

вы что хотите сказать что подшипники будут под водой работать?

Во первых: двигатели бывают не только сухопутные. И подшипники на них ставят не только стальные шариковые. Есть масса вариантов, которым вода пофиг.
Самому БК абсолютно все равно в чем работать. Лишь бы не разъело изоляцию и детали. Залитый водой он себя чувствует комфортнее. Охлаждение эффективное.

Во вторых: тема об управлении.

Psyho

я таких модельных моторов не видел!

Soling

Модератор.
Возвращаемся к теме: Способы руления лодкой. Различия.

Так виднее?

Soling

Как дополнение к рисунку:
У кардана угол допустимого поворота мал. При его превышении начинается разрушение. если же поворот делать вокруг оси вертикального вала, практически он становится круговым и ограничен только конструкцией механизма поворота.
Кардан тогда нужен только для компенсации не соосности вала от двигателя. Что он вполне хорошо делает.

АЛ
Soling:

Как дополнение к рисунку:

Прошу простить,но мы о разных приводах.В Z driv,без кардана не обойтись.😉
С уважением Алексей.
P.S.Ещё такая рулилка есть:

vvv=

Забыли упомянуть мотор-весло.С фигуркой судоводителя будет выглядеть весьма экзотично.

harrystar
ramzes50:

двигатель естественно находится под водой

Вот кстати интересный тип руления / привода. Только нужно моторы с диаметром меньшим чем у винта наверно, чтобы не затенять его. И конечно как то герметизировать этот азипод.

Psyho:

ну наверняка такие штуки не для скорости а для тягла сделаны

Ну так раздел форума то “Судомодели. Общий.”. Не все модели скоростные. Задачи бывают разные. И тяговые в том числе.

sancho:

Неплохо было бы всю эту кучу распределить как-то

Вот я и решил систематизировать и соответственно закрыть недостающие пробелы.
Итак, немного повторюсь, написав что то типа выводов:

  1. 2 мотора, разность вращения
Soling:

Хорош для копий. На них приемлема работа в раздрай и неспешность

На многих скоростных лодках видел 2 мотора и посередине руль. Т.е. я правильно понял, что на всех скоростных лодках спаренные моторы работают исключительно синхронно, и в рулежке не участвуют? А управляется все только обычным килем?
Т.е. получается первый способ только для режима водоизмещения - для тяговых лодок, барж, копий и П/Л.
2) Рулевая колонка.
Оч эффективна на любых скоростях, но в варианте с карданом ненадежна и ограничены углы поворота, а с шестеренками дико дорога/сложна в изготовлении.
3) Руль сразу за винтом в потоке.
Самый популярный средний вариант. Дешево и сердито.
Управляемость сносная для низких скоростей, хорошая для высоких.
В гоночных катерах используется для “начального уровня”, в водоизмещающих - как самый дешевый и приемлемый вариант.
4) Руль справа от винта
5) Спаренный руль слева и справа от винта
Только для гоночных катеров, т.к. эффективность на низкой скорости никакая. В отличии от 3го варианта дает большую управляемость на поворотах, позволяя проходить их на большей скорости. 4й - для чистых спортсменов, 5й - для тех, кто поворачивает в обе стороны.

Поправьте, если я напутал с выводами.

Кстати. Для водометного привода, если он один применяется 3й вариант? Я слышал что они очень маневренные, позволяющие чуть ли не под днище заворачивать поток. Это как? Ведь водомет это по сути труба с винтом внутри. Как происходит руление?

DJ_URAN
harrystar:

На многих скоростных лодках видел 2 мотора и посередине руль. Т.е. я правильно понял, что на всех скоростных лодках спаренные моторы работают исключительно синхронно, и в рулежке не участвуют? А управляется все только обычным килем?

вот у меня вопрос тот же!
Есть катерок, на нем 2 двигателя планируется ставить, киль посередине.
Рулить планируется двигателями и килем. (когда как)
Вопрос!
Какой регуль надо купить чтоб на 6 канальной аппе это можно было бы реализовать? Или 2 регуля цеплять? Возможно ли это?
Если кто сталкивался - посоветуйте! Плиз.

harrystar

во первых конечно 2 регуля без вариантов.
в вторых - если на аппе есть микшеры, то больше ничего не надо, 2й мотор сажаете на свободный канал и микшируете в аппе
Если микшеров нет, то я так понимаю нужно V-Tail микшер аппаратный.

Soling

По двух винтовым. Не сильно углубляясь.
Свести все к одному выводу не получится. Как всегда с кораблями сплошные компромиссы.
Варианты:

  1. Двигатель мощный на столько, что один винт не в состоянии переработать то, что он дает. Не смотря на потери в редукторе двух винтовой вариант может оказаться выгодным.
  2. На скоростных лодках работа в разддрай не приемлема. Так как создает дополнительное торможение внутренним к повороту винтом. А им надо все на максимум. На тихоходных же этот режим повышает маневренность. Так что есть и плюсы и минусы. Смотря, что хотим получить.
  3. На поворотах возможна ситуация, когда возникает подсос воздуха к винту. При разнесенных же, хотя бы один будет работать в нормальной обстановке.
    ( То же относится к разнесенным рулям. По хорошему их лучше ставить не вертикально а перпендикулярно днищу )
    Водомет.
    За соплом водомета стоят заслонки. Они отклоняют поток из него в нужную сторону. В том числе и под днище к носу лодки. То есть это по сути система изменяемого вектора тяги.
    У водометов есть свой прикол. Их эффективность растет с ростом скорости. На малых скоростях они мало эффективны.

В догонку еще способ рулежки. К сожалению, не проверенный до конца.
Как исходное: отказаться от обычного руля, применив инцепторы. Максимально разнесенные от ДП стержни или пластины. При ходе по прямой они убраны. При необходимости поворота - выдвигаются на нужное расстояние.
Минус - поворот за счет торможения. Плюс - полное отсутствие вредного влияния пера. Как торможения, так и опрокидывающих сил. И к тому же, при правильной установке они способны частично компенсировать крен. Грубо - что то на подобии действия транцевых плит. Но… проверить до конца на практике не получается. Время… 😃

DJ_URAN
harrystar:

во первых конечно 2 регуля без вариантов.
в вторых - если на аппе есть микшеры, то больше ничего не надо, 2й мотор сажаете на свободный канал и микшируете в аппе
Если микшеров нет, то я так понимаю нужно V-Tail микшер аппаратный.

Да аппа именно с микшером как я понял, вот такая: hobbyking.com/hobbyking/store/uh_viewItem.asp?idPr…)
Вопрос, как именно настраивать ее? в мануале подробного нет.
ставиться это будет на катер с 2-мя моторами.
рулиться планируется именно моторами.
то есть нужно настраивать mix в программе.
что да как там? я не совсем понял.
допустим на канале 1 у меня висит регуль с первым движком, а на канале 2 - второй регуль со вторым движком.
Нужно: чтоб при верхнем\нижнем положении левого “рычажка” на аппе работал газ\обратный ход на ОБОИХ движках, и вто же время при левом\правом положении того же левого “рычажка” на аппе движки меняли скорость соответственно чтоб катер поворачивал двигателями.
в общем все управление должно сводиться только на левом “рычажке” на аппе (все одним)
Подскажите, реально ли это?
Если да, то как настраивать в программе аппу?
Спасибо вам заранее!!!

АЛ
vvv=:

Забыли упомянуть мотор-весло.

Да!Извините.Вот тут- rcopen.com/forum/f68/topic197089 ,тоже будет рулиться хорошо.
😁С уважением Алексей.

Soling

А что веселит то? Ну, сделан движитель не совсем верно. О его не перспективности я не стал бы так категорично. Как бы он еще не подвинул любимый винт. 😃
Управление с ластовым движителем тоже проще. Нет вращающихся с дикой скоростью деталей, не надо конических шестерен и карданов. Повернул как поворотную колонку и всего то делов.

harrystar
DJ_URAN:

Вопрос, как именно настраивать ее? в мануале подробного нет.

Думаю вам поможет тема rcopen.com/forum/f4/topic167934
на своей туринге я сделал 3мя микшерами:
один двигатель - 3й канал, другой например 5й

  1. мастер газ 3 - слейв 5й. 1 к 1, чтоб ручка газа управляла обоими моторами одновременно
  2. мастер элероны - слейв 3й. Расходы например 20%-50%, подбирается опытным путем.
  3. мастер элероны - слейв 5й. Расходы такие же с обратным знаком.

Как это сделать на вашей аппе, смотрите в вышеуказанной теме.

Soling:

Грубо - что то на подобии действия транцевых плит.

Вот я тоже об этом думал. Попробовать было бы интересно.

vvv=

Однажды из любопытства управлял 4-х метровой лодкой исключительно переносом своего веса с борта на борт.Пару километров по достаточно извилистой реке Клязьма в районе Владимира прошел совершенно свободно,потом просто надоело.
На модели этот вес могут заменить аккумуляторы.
P.S. Не совсем понятно для чего раскладывать по полочкам очевидные вещи.

rrteam

В детстве я вот ничем не рулил… это была мечта.😃

А применительно к разным приложениям, которые перемещаются по воде,
то всё сильно зависит от это пресловутого числа Фруда (Fr(L))
И собственно конструкции и типа движителя…

Основная задача на мой взгляд для тех кто едет Fr>5
получить необходимый боковой момент от корпуса, и стабильность движения с минимальными затратами.
Лодки с ЧПВ и погруженными винтами в этом смысле очень сильно отличаются
Нет у ЧПВ возможности использовать боковую площадь того, что под дейдвудом…
И точка приложения вектора тяги - иная.

PS.Да и задачи повернуть радиусом в пару метров- тоже нет…😉

DJ_URAN
harrystar:
  1. мастер элероны - слейв 3й. Расходы например 20%-50%, подбирается опытным путем.
  2. мастер элероны - слейв 5й. Расходы такие же с обратным знаком.

Как это сделать на вашей аппе, смотрите в вышеуказанной теме.

Вот я тоже об этом думал. Попробовать было бы интересно.

вопрос: что за расходы? и что такое двойные расходы (сорри я новичек в этих терминах, до этого были только авто)

sancho
DJ_URAN:

что за расходы? и что такое двойные расходы

Амплитуда отклонения оси серво в одну и другую сторону,двойные-те Dual rates -увеличение амплитуды для оптимизации управляемости на малой и большой скорости.На современной аппаратуре можно выставить увеличение или уменьшение до 1% в меню,а затем переключать тумблером соответствующий канал -на более ранних системах был только тумблер без процентного увеличения а в 2 раза вот и остался термин двойные расходы применительно к современным системам правильнее сказать изменение амплитуды.