Модель для эксперементов с водометом.

samo-del

Всем привет!

Предисловие:
Сложилось так, что решил я строить катер масштаба 1:1, да вот, выбор движителя, все мне покоя не давал. Наконец, выбрал – ВД (водомет). Потом, попалась тема, на форуме КиЯ, про одного самодельщика, который сам построил несколько катеров с ВВД (вентилируемый ВД).
Для себя, отметил много плюсов, и решил что делать буду ВВД.
В поисках информации, перелопатил кучу литературы, и понял что в этих формулах – я просто погрязну, толком ничего не поняв. Если уж, крутые спецы в этом деле «спотыкаются»…
А информации о ВВД, оказалось еще меньше. …

Вот и пришла в голову «светлая» мысель!

  • А почему бы не построить модель, например, в масштабе 1:4, и на этой модели, «откатать» водомет!?
    Наверняка, доводка ВВД на модели, будет в сотню раз дешевле, чем на реальном, (ой, извиняюсь), чем на большом (опять не так!), чем на катере, в масштабе 1:1 !!!
    К тому же, давненько собирался построить большую модель.

Та-а-а-к…
Для начала, хотел бы услышать пару ответов… на пару вопросов.

Вот оригинал:
www.yakutia.ru/~igor/n520/index.html

Длина лодки = 5.2 м. двигатель будет (конвертированный авто )– стационар, 65 л.с.
Вес катера, примерно 1000 кг.
В масштабе 1:4 , длина модели получается 1300 мм. – правильно?
( как то не приходилось чего нибудь масштабировать, последние лет 25 ! Забыл все!).

Задача:
Создать модель катера, и на ней (на модели), довести водомет до «совершенства» в требуемом масштабе (1:4), (все без исключения, размеры в этом масштабе) с последующим «переводом» в масштаб оригинала.
То есть, получив приемлемые результаты на модели, просто скопировать/увеличить все «размерности» до оригинала.

Дальше.
Отмасштабировать размеры – думаю не проблема, а вот с другими параметрами пока что «засада»!
Мощность двигателя оригинала = 65 л.с. какая, должна быть, соответствующая мощность мотора модели?
Обороты двигателя, оригинала (номинал) = 3500 – 4000 об.мин. Модель - ???
Скорость оригинала, ну, хотел бы = 55 км.ч. на модели = 13,75 ? Так – не так?!

Шаг импеллера, диаметр РК – вообще (!) “реально”, такие вещи, ТАК сопоставлять???
Может, просто бред несу?!

Теперь, можно разнести мою идею в пух и прах – но только пожалуйста, с комментариями!

ramzes50

Неудачную модель катера ты выбрал чтобы туда внедрить водомет, в модели 1:4 все это реализуется. А вот 1:1 не прокатит, катера “Север” разработаны под подвесные моторы, под стационарный двигатель будет другая силовая конструкция корпуса.
Поройся на этом сайте, там есть водометный катер “Мурена” и твой “Север 520” vodnyimir.ru/Proekty_lodok_dlya_samostoyatelnoi_po…

samo-del
ramzes50:

…А вот 1:1 не прокатит, катера “Север” разработаны под подвесные моторы, под стационарный двигатель будет другая силовая конструкция корпуса.

Безусловно, конструкция, и конфигурация корпуса будет изменена, под мои требования (для 1:1). Под двигатель ЗМЗ 402. Мотор уже ждет новый корпус!
На счет обводов, ходовых качеств и тому подобное - спорить не будем.
Обсуждаем модель 1:4.

А самый важный вопрос:

-" Получив приемлемые результаты на модели, просто скопировав/увеличив все «размерности» (главное - ВВД) до оригинала…"

Реально ли так сделать?

На счет водомета - отправил пару писем “серьезным дядькам”, с просьбой помочь в расчетах ВВД, для этой лодки. Жду ответы “от туда”.

Если получу ответы здесь - еще лучше. Здесь то же, много, очень грамотных людей

По моим прикидкам, диаметр РК вентилируемого водомета, будет около 250-350 мм., что на модели 1:4, окажется, около 60 мм… (лиш бы не на много меньше!).
Вполне приемлемый размер, (не микроскопический) что бы было “удобно” с ним “ковыряться”.

Сайт “водный мир.ру” наполнен проектами из журнала КиЯ. Этих журналов у меня “ну просто завались” (кот Матроскин (С)) 😃
Спасибо за ссылку, и за проявленый интерес к этой теме!

Есть некоторый опыт эксплуатации катера “Амур-М” с двигателем “от волги”, от стокового привода через дейдвудный вал, до Z передачи (ПОК) от Амура-3, включая несколько самодельных вариантов колонок.

Первостепенная задача, отмасштабировать мою лодку (Север 520), и главное, ЕЁ ПАРАМЕТРЫ (ТТХ), до модели.

Вот ТТХ Север 520:
Основные технические характеристики:
Длина наибольшая, м- 5.2
Ширина, м- 2.08
Вес оборудованной лодки без двигателя не более, кг 450
Полезная нагрузка, кг- 600
Пасажировместимость, чел - 7
Мощность подвесного двигателя, л.с.- 50-100
Два спальных места
Килеватость на транце 16 градусов.
Три продольных редана.
Ширина гидролыжи максимальная, м- 0.2

Добавлю по мотору:
Технические характеристики двигателя ЗМЗ-402
Количество цилиндров 4
Рабочий объем цилиндров, л 2,445
Степень сжатия 8,2:1
Диаметр цилиндра, мм 92
Ход поршня, мм 92
Номинальная мощность (брутто) при частоте вращения коленчатого вала мин-1, кВт (л.с.)
73,5 (100) 4500
Максимальный крутящий момент (брутто) при частоте вращения коленчатого вала мин-1, Нм (кгсм) 182,4 (18,6) 2400-2600
Минимальный удельный расход топлива, г/кВт (г/лсч) 292,4 (215)
Расход масла на угар, % от расхода топлива 0,4
Масса, кг 181
Октановое число бензина 92

Из этого меня интересует:
– Ном. Мощность 73,5 при 4500 об.мин. (100 кВт)
– Максимальный крутящий момент Нм 182,4 при 2400-2600 об.мин.
– Масса 180 кг.

Точнее, важен правильный «перерасчет» этих параметров, для модели 1:4.

samo-del
GOLF_stream:

сходи на форум журнала “Катера и яхты” - там полно самодельщиков
katera.ru/forum/index.php?/forum/3-motornie-lodki-…

… да я там можно сказать “прописался” уже больше двух лет читаю - неперечитаю😁
…И гоняю, себе “по тихому”, на Амуре построенным отцом, с самодельной ПОК… расскажи ИМ о таком чуде рукоблудства -вынесут вердикт: НЕ ДОЛЖЕН ЕХАТЬ. А он едет…
Самодельщиков с “инакомыслием” просто “душат”, не всегда конечно, но…
Хотя некоторые “умники” просто вызывают сомнение в своей компитентности - теоретики. Пусть теоретят без меня.

Например тема (на том форуме) “водомет”, из 135 страниц - если наберется 10 - 20 информативных страниц - уже хорошо!

А задай я там свои вопросы 😃 представляете как ответят мне?
…и “договорюсь”, я там до пожизненного бана !

А здесь - что не сообщение - все по делу (тут я тоже “читататель” с годовым стажем - форум нравится).

Здесь, строим МОДЕЛЬ, в масштабе 1:4 - договорились? 😃

GOLF_stream

что касается “перерасчёта” на модель. Все размеры масштабируются линейно - делятся на масштабное число. При этом водоизмещение получается меньше на куб масштаба (перемножив три измерения, делённые каждое на масштаб).
Масштабная скорость - скорость прототипа делить на корень из масштаба.
Мощность приблизительно можно разделить на масштаб в степени 3,5.

Что касается модели водомёта. Если ты знаком с методиками расчёта движителей по сериям прототипов, то можно попробовать. Для пересчёта потребуется определять не абсолютные величины, а безразмерные коэффициенты, которые потом можно применить для расчёта реального движителя. Но считать всё равно придётся, от этого никуда не денешься. Мало кто любит считать, особенно среди самодельщиков и моделистов. И без изучения специальной литературы тоже не обойтись - надо же будет понять что именно считать.
Но потери на модели водомета и на настоящем могут изменяться “не масштабно”.

samo-del
GOLF_stream:

Но потери на модели водомета и на настоящем могут изменяться “не масштабно”.

Вот это меня и смущает.
Конечно придется “доводить” и “настоящий водомет” - по любому. Как бы точно не старался расчитать.

А тут у меня “вентилируемый водомет” в проекте. Еще легче !!!

Литературы нашлось не много, скорее обзорные статьи, с “тяжелыми” для меня формулами 😵
Может еще найдется что?

К стати, один из “грамотных” людей в этом вопросе, сказал что ВВД расчитывается, примерно как ЧПВ.
Буду искать литературу. Или, если есть у кого, поделитесь пожалуйста!

Спасибо за подсказку про остальные размеры!

Жду советов, и продолжаю дальше грызть гранит…

Р.S. Фанера, стеклоткань опоксидка уже закуплены… для модели.

GOLF_stream:

Что касается модели водомёта. Если ты знаком с методиками расчёта движителей по сериям прототипов, то можно попробовать.

С методиками знаком, на ВЫ… но это меня не остановит.
Чаще все делал по “наитию”, как бы “интуитивно понимая физику процессов” 😎
Без расчетов, конечно не обходилось… скорее сравнение и опыт - сын ошибок… (С)

samo-del

Спасибо Soling, именно там и нашел книжку “Морской моделизм” !

Вот что у меня получилось:
Длина модели ------------ 1300 мм.
Ширина --------------------- 520 мм.
Высота борта на мид. — 240 мм.
Вес модели ---------------- 17,188 кг.
Мощность двиг. --------- 0,574 л.с. или 0,781 кВт.
Скорость, которую нужно достигнуть, при этом ---- 30 км.ч.

Пока все. (может ошибся в чем?)
«Пошел» искать мотор… жаль что не разбираюсь в модельных моторах…
Может у кого завалялся моторчик в пол л. силы?!

MaslikoFF
samo-del:

Может у кого завалялся моторчик в пол л. силы?!

да такой МОГУЧИЙ МОТОРИЩЕ, да на 1,3 метра параход, да на 17 кг веса - жду с нетерпением😅😂

fornara
samo-del:

Ном. Мощность 73,5 при 4500 об.мин. (100 кВт)

Наоборот! 100лс=73.5квт

samo-del:

Вес модели ---------------- 17,188 кг.
Мощность двиг. --------- 0,574 л.с. или 0,781 кВт.
Скорость, которую нужно достигнуть, при этом ---- 30 км.ч.

Это фантастика!)) энерговооруженность очень мала!

И еще вопрос это Вы для водомета подбираете? т.е на прототипе будет водометный движитель?
Имейте ввиду что у ВВД КПД 0.60 – 0.70

Bolshoy

17 кг это уж как-то стрёмно для 1300 мм… утонет как небыло.

vvv=
Bolshoy:

17 кг это уж как-то стрёмно для 1300 мм… утонет как небыло.

В грубом приближении осадка порядка 50мм.Удельная мощность на нижнем пределе.Я бы добавил.

samo-del
fornara:

Наоборот! 100лс=73.5квт

Это фантастика!)) энерговооруженность очень мала!

И еще вопрос это Вы для водомета подбираете? т.е на прототипе будет водометный движитель?
Имейте ввиду что у ВВД КПД 0.60 – 0.70

Да водомет, у тебя есть литература по Вентилируемому ВД?
Спасибо, что оказался внимательнее меня!

Сейчас пересчитаю, и изменю в сообщениях выше, чтоб потом не путаться.
Изменить не получается! Ладно, меняем местами лошадей и ватты 😃

Скорость, хоть правильно “перевел” на модель?

vvv=:

В грубом приближении осадка порядка 50мм.Удельная мощность на нижнем пределе. Я бы добавил.

200 мм., (примерно) - осадка, на настоящей лодке - нормально.
Вес прототипа взят максимальным, лодка с оборудованием + два чел./100 кг. каждый = 800 - 850 кг.
Подумаю еще, как будет эксплуатироватся катер, наверно так грузить не буду (1100 кг).
Движок волговский имеется, постараюсь его “вкрячить” конечно мало его, посмотрим, может быть закажу контрактник 3S-FE (135 л.с.).
Скорость - то же - мечтать не вредно 😃 подумаю/посчитаю.
Модель нужна к следующему лету, так что не тороплюсь.

Проблема в литературе по ВВД.

Soling

А по ВВД и нет литературы. Была статья в “катера и Яхты”. В каком, не помню.

samo-del
Soling:

А по ВВД и нет литературы. Была статья в “катера и Яхты”. В каком, не помню.

КиЯ №3 (185) 2003 г. статья у меня есть, а толку нет 😃

АЛ

Сходите вот сюда-publ.lib.ru/publib.html и почитайте литературу,по теории судостроения.А то опять “фанеру на опилки”.
:)С уважением Алексей.

Soling

Ну, ВВД тема новая. Мало обкатанная.

samo-del

Собственно вот тема, которая подтолкнула меня
katera.ru/forum/index.php?/topic/17101-katera-s-vv…

Некоторые «умные книжки», мною перечитаны.
Даже были, многократные попытки разобраться в формулах и расчетах… В итоге пришел к выводу, что (мне) проще сделать уменьшенную копию, и методом проб и ошибок довести ее до ума. Так дешевле, касаемо ВВД.
На КиЯ написал в личку авторам той темы – пока что тишина.

Раз уж, с ВВД такая засада, давайте сделаем проще:
Мне нужна помощь, в расчетах, хотя бы приблизительных, для того чтобы начать делать.

Сопоставив несколько статей, и полагаясь на, чисто субъективное мнение, решусь наверно начать,
с диаметра РК =300 мм. (75мм на модели).

Вот по этому фото, можно примерно сказать о дисковом отношении винта (на фото винт 415мм), и его шаге?

fornara:

Привод Арнисона, я с начала рассматривал, но скорее всего, мне не подойдет по двум причинам:
1 Скоростной, и “тяжелый” на малых скоростях.
2 Сложен в изготовлении (о покупке речи не идет).

Нет, этой не было.
Вот что есть:

VVD.rar