Самодельные паровые машины
Коллеги, паровики. Мне кажется, что саму паровю машину сделать значительно легче чем добротный и эффективный паровой котел. У меня очень хорошая подборка литературы по разным видам паровых машин с чертежами (в больщинстве своём на английском и немецком языке), можно делать и переделать кучу паровых машин. Но, самая главная проблема - она была и остаётся - это изготовление парового котла. Я сам не вижу большой проблемы сделать работоспособную модель паровой машины. Тем более при наличии небольшого токарного станка и полуфабрикатов. Но, я уже убедился по своему опыту, что всё усилия сойдут на нет, если вы не обеспечите достаточо пара для машины. Например, есть отличная книжка по изготовлению паровых котлов Model boilers and boiler making, автора K. N. Harris. Её можно скачать из интернета. Более того, есть в свободном доступе немецкий номера журналов по всему спектру паровых и прочих машин Maschinen Im Modellbau. И вообще, российский рынок литературы по этому вопросу настолько скудный, что даже говорить об этом не требуется. Всё крутиться вокруг книг Тех. творчество/Юный техник и книги Абрамова. Но, если вы посмотрите западный рынок, то там столько литературы по этой теме, что практически всё не перечитать. У меня например есть книжки (выписаные из USA) Model Engineering - “A Guide to Model Workshop Practice”, by Henry Greenly или Working Steam Engines by Rudy Kouhoupt. Наверно ни у кого нет такой подборке литературы по моделям паровых двигателей и котлов.
Хороший поршень можно сделать из оцинкованной жести 0.6-0.8мм.
Вырезаете два диска с дырочкой для штока посередине. Находите (можно использовать старый валенок 😃) толстый войлок и вырезаете из него кружок, и делаете “бутерброд” - зажимаете войлок между двух стальных дисков, предварительно пропитав его машинным маслом или тавотом.
Да, я делал тако
Да, я делал такой эксперимент. Работает, но истерается быстро и на горячий пар 120-140 С он - порщень начинает распухать.И как следствие увеличивается трение. Если и делать, то как в книги Абрамова написано из полоски латуни образующую, вставив её в форму цилиндра, залит припоем, а потом подработать по цилиндру. Самое главное определится с моторесурсом машины. Если вам нужно чтобы она отработал минут 30 без остановки, то лучше делать цилиндр из металла. Если же минут на 5-10, то из войлока пойдет.
Делать поршень по Абрамову пока неясно стоит ли.Пробовали ли вы делать его из свинца и на сколько его хватает?Сейчас у меня поршень и цилиндр из трубок (размеры микроскопические,поршень 8мм) трубки в размер не подобрать,полной герметичности нет и дует немного.У войлочного есть наверное и свои плюсы,герметичность и заменить легко если машина разбирается быстро.С котлом да,он тоже нужен хороший,но с сильно дующей машиной требуется кастрюля,а хочется минимализма - но красивого
Роман, мне кажется, что поршень на 8 мм можно под трубку из какой-нибудь шейки болта подобрать. Но, в целом конечно для 8 мм вполне войлочного хватит, главное чтобы его можно было заменить. Но, не забудьте чем меньше машина, тем меньше усилия, а коэффици. трение ведь остаётся в целом такой же. Т.е. все равно надо будет обеспечивать легкость работы.
да из свинца сотрётся моментально.
Вот занимает ворос… а почему не сделать поршень из фторопласта? Нагрузки в такой машинке не велеки. Плыть не должен.
С фторопластом надо подумать (найти для начала) ,поршень из войлока надо тоже испробовать.Моя машинка разборная и позволит проводить эти эксперименты.
Любопытная ссылка. Кое что можно позаимствовать. 😃
www.scale4x4rc.org/forums/showthread.php?t=21715
Ссылка интересна в части микромоделирования. Но, для пара такой материал не подойдет. Если же он такой же прочный как и металл, то если выбирать, то из металла. Не думаю, что сверх прочные пластмассы в легком доступе для моделистов.
Ну почему же так буквально? Никто не ограничивает в выборе материала. А вот некоторые приемы и детали конструкции мне, например, запали. В частности, цилиндр я бы так и делал. Положить кольца из того же фторопласта, проще, чем притирать пару.
Из фторопласта можно сделать уплотнящие кольца. Но, для серьезной машины от 0,12-0,15 л/с с оборотами от 1500-2500 в мин, а это диаматер цилиндра от 2 до 2,5 см фторопласт может и не подойти. В любом случае из имеющейся у меня большой подборки литературы по паровым моделям, нигде я не видел уплотнения поршней из фторопласта. Хотя очень много уплтнений на основе графитоасбестового шнура. Особенно в старых статьях - 1900-1950 годов. А так, везде или стальные колечки или медь. Или вообще ничего, лишь только канавки небольшие (неменее 3-х) сделаны на теле поршня для уплотнения. А для маленьких размеров, цилиндр до 10 мм в диаметре, так так и не не требуется ничего выдумывать. И так можно сделать на коленке поршень из того, что можно купить в магазине. Припилить напильником, а потом шкуркой обработать. Главное терпение. Я лично сам это делал.
А что могли написать о фторопласте в 1950м году???
Скорей всего такого материала не было. Да, я сегодня зашёл в автомобильный магазин, там очень много всякого рода подшипниковых втулок из высокпрочной пластмассе. Вот такая наверняка подойдет, на ней даже царапин не остаётся - подержал в руках. Но, вопрос в том, что всеравно надо под цилиндр обрабатывать, а следовательно в чем разница - металл или прочий материал. Главное чтобы держал t и p и не истирался быстро. Но, все равно на высокотемпературный пар (перегретый) свыше 120 С уже надо думать о металле. Было бы не плохо из керамики, но здесь вопрос с обработкой ещё сложнее. Так, что поиски замены в материалах всегда приветсвуются.
Да не скорее всего. А просто забыли еще сделать. Вспомнили только в шестидесятых. Ну и сделали. 😃
Получилось вот такое: plastmassa.net/fluorocarbon/behaviour/
Сомневаюсь, что в Вашей установке будут непригодные для него условия.
Попробую обязательно поршень из фторопласта сделать, ради эксперимента.
Почитал литературу по фторопласт и прикинул. Непойдет дл серьезной машины. Причины две - предел текучести низкий, коэффициент линейного расширения при нагреве гораздо больше чем у стали или бронзы. Что приведет к установке компенсационных колец на цилиндре. А как следстия получается то же объем технологических операций, если бы делать из стали. И самое главно, что при перегретом паре и с нагрузкой на вал - фторопласт просто попользет. Т.е. при t пара свыше 130С, что вполне достижимо при хорошем котле, мы получем “хлебный мякиш”. Вы ведь знаете, что паровая машина может работать при значительных перегрузках в сравнении с ДВС. Т.е. перегруз запланирован - а фторопласт имеет хорошие свойства, но в очень узких пределах. Я например замерял термопарой t пара на выходе из котла так она при умеренной подачи тепла в топку уже достигает 120 С при 3 атм. А если ещё немного подогреть, так фторопласт не выдержит таких режимов.
установка колец на поршне я имел в виду.
Ну, это есть. Он плывет просто под нагрузкой. По тому его не пользуют в подшипниках. Но,… сильно ли важно это? Пошень и кольцо работают в цикле. Может как раз и хорошо, что он пластичен? Главное, по стенкам не размазывался бы. А это вряд ли.
…Но, для серьезной машины от 0,12-0,15 л/с с оборотами от 1500-2500 в мин, а это диаматер цилиндра от 2 до 2,5 см…
Я не особо хорошо разбираюсь в паровых машинах, однако почему бы не использовать готовые поршни и шатуны от обыкновенных калильных двигателей? Температуры там много выше 120 градусов и до 30 тысяч крутятся не разваливаясь + они общедоступны. Под них уже можно было бы выстраивать остальные элементы. Поправьте, если заблуждаюсь.
Можно с одной оговоркой.Это будет машина простого действия,в МК 1.1993г есть чертеж переделки ДВСа под пар,но переделка заключается во врезке клапана как на моторах СО2.Для машины двойного действия пары от ДВСов ну никак не годны,хода поршня мало,продувочные окна надо как то закрывать - мороки в разы больше.
Я не об этом. Не переделывать ДВСку под паровой двигатель, а использовать только поршень и шатун от ДВСки для изготовления паровой машины. Чтобы не городить огород с фторопластом, медью, войлоком и иже с ними. Цилиндр можно изготовить из трубки, подобрав по диаметру под поршень.
Касаемо хода поршня… На сколько мне известно, он зависит от радиуса кривошипа. Тут уж радиус любой можно сделать, если колено делается вручную. Поршень + шатун + палец + стопор можно уложить в 1000р по цене, думаю.
Поршень и шатун еще можно как то использовать,цилиндр нет - ход поршня недостаточен (участок на сжатие) - дальше выхлоп и продувочные каналы которые нам не нужны.По моему всяко проще сделать самому чем искать трубку под поршень.