Большой электрический катер
Здравствуйте, уважаемые форумчане.
Сначала немного предыстории.
Когда я был в 8-ом классе, построил на даче катер. Большой. Строил я этот катер по чертежам из книги О.Курти, там была модель типа “шарпи”, чертежи приводятся с рисунков 200-209.
Длинна - 1500мм, ширина - 500мм. Шпангоуты изготавливались из 10мм фанеры, обшивка - 2мм авиационная фанера. Получилось глобально (но, наверно, по вашим меркам тяжеловато).
Дейдвудная труба изготовлена из нержавеющей стали (труба) с запресованными в нее закрытыми, герметичными подшипниками. Вал, на который крепится винт диаметром 5мм из твердой нержавеющей стали.
Изначально использовался двигатель электический двигатель ДВ-40 (это какой-то с наших МИГов) - весом порядка 500 граммов, 4 блока аккумулторов по 7,2 вольта (вес в сумме порядка 2 кг) объемом 2100 мА\Ч (14,4 В 4200 мА\ч) с 50мм винтом. Стало ясно, что гребной винт слишком мелкого диаметра (движок работает на максимальных оборотах, но скорость не более 10 км\ч).
Почитав О. Курти, выяснил, что мне нужен гребной винт диаметром порядка 80мм (шаг не помню, к сожалению). Ступица была изготовлена из стали, лопасти из нержавеющей стали (2мм толщина) , припаяны газовой лампой с соответствующим припоем. Теперь не стало хватать мощности двигателя для получения достаточных оборотов гребного винта. Достал и поставил ДВ-50 (напряжение то же, вес порядка 1300гр), стало лучше, но скорость была мала - хотелось большего. В этой и предыдущей модификациях связь между валом двиталетя и гребным валом осуществлялась с помощью армированного резинового шланга.
С помощью бати, который помогал мне с электрикой, достал двигатель ДВ-200 (он использовался на прототипах советского лунохода), который работал в 27В напряжении. Катер “поплыл”. Но резиновая муфта не выдерживала нагрузки и рвалась постоянно. Нашли великолепный кардан, который приспособили к конструкции.
Визуально катер начал разгоняться до 25-30 км\ч, передние 2\3 корпуса на максимально скорости были над водой.
В качетсве “регулятора” скорости использовался авиационный тумблер, т.к. на полноценный контроллер скорости, рассчитанным на такие токи и напряжение на тот момент денег не было, да и достать его было проблемно.
Аппаратура использовалась HiTech.
А ТЕПЕРЬ ПО СУТИ ВОПРОСА:
- Хочу заменить корпус фанерный на корпус углепластиковый (сделать копию). Сильно ли это облегчит конструкцию? Правильно ли я понимаю, что (если очень в кратце) достаточно натереть корпус судна силиконом (чтобы эпаксидка не прилипала), потом эпаксидкий и накладывать слой за слоем волокно, чтобы получить копию???
- Возможно ли, не прибегая к ДВС двигателям разогнать этот катер до 40-50-60 км\ч? Что для этого нужно изменить, доделать, переделать?
Заранее Вам спаибо!!!
Имея очень тяговитый мотор можно разогнать быстрее.
Для хорошей скорости нужно использовать хороший винт, желательно не самодельный.
Так же можно было бы сказать где стоит винт и какого класса корпус, фото так же модно - избавит от головной боли массу людей.
По-моему корпус безумно тяжел, но это дает некий момент удовольствия безопасности встречи с чем угодно, включая чугунные крышки люков и трубы из воды.
В среднем, катер из полиэфирной смолы и стекломата длиНой 1,4-1,5 м весит 2,5-3 кг., причем с отличной копийностью.
Для разовой копии с оригинала можно снять алебастровую матрицу, что очень дешево и сердито.
Только матрица дасть хорошее качество оттиска, а обклеить болван (оригинал) тканью - получется лохматое ужасное чудовище, хуже что было в исходнике.
Просьба не начинать обсуждать в теме как клеить из стеклоткани на эпоксидной смоле.
Имея очень тяговитый мотор можно разогнать быстрее.
Однако, аккумуляторы нужны с большой токоотдачей - для достижения высоких скоростей они должны быть способны отдать заряд за считанные минуты (Судя по времени, когда делался катер - такие вряд ли были в свободном доступе 😒 )
Ну и мотор - наверное, есть смысл оседлать бесколлекторник, с такими размерами корпуса есть где развернуться … ☕
Для хорошей скорости нужно использовать хороший винт, желательно не самодельный.
Если позволите, несколько вопросов:
- В то время мы с батей обыскались такие винты, но нигде не нашли, поэтому пришлось делать самим. Могли бы вы посоветовать место, где можно заказать их?
Однако, аккумуляторы нужны с большой токоотдачей - для достижения высоких скоростей они должны быть способны отдать заряд за считанные минуты (Судя по времени, когда делался катер - такие вряд ли были в свободном доступе )
Аккумуляторы были самым дорогим из всей аппаратуры - на них мы денег не жалели. 4 блока аккумуляторов по 7,2В нам обошлись около 6000 рублей, а сейчас это намного дешевле. Разряжались они полностью за 4-5 минут.
Имея очень тяговитый мотор можно разогнать быстрее…
Ну и мотор - наверное, есть смысл оседлать бесколлекторник, с такими размерами корпуса есть где развернуться …
А какой бы мотор Вы посоветовали?
P.S. Фотографий пока, к сожалению, нет. Будут после майских. Обязательно выложу.
Счас за 6 штук можно такой блок А123 взять - тебя самого будет минут 5-10 возить Ж-))
Спасибо. Очень ценная информация! 😃
Строил я этот катер по чертежам из книги О.Курти, там была модель типа “шарпи”, чертежи приводятся с рисунков 200-209.
Если обводы вашего катера соответствуют рис.203 и рис.207 ,то делать облегченную копию не стоит.Ярко выраженный изгиб линии киля к форштевню и к транцу говорит о том что обводы предназначены для малых скоростей (гребная лодка, швертбот или тихоходная моторная лодка).
А какой бы мотор Вы посоветовали?
Лично я бы сам сделал, из какого - нибудь металлолома и магнитов от жёстких дисков, благо требования к массе-габаритам на судомодели не такие жёсткие, как для авиамодели… Да и водянное охлаждение можно добавить!
Забрал модель с дачи.
Купил новые аккумуляторы, думая, что они уже выдохлись за 5-7 лет. Купил Nosram 7.2v 1800mA\h.
У меня были установлены аккумуляторы Sanyo 7.2v 2000mA\h, каждая бнка отдельно отбалансироана была, как сказали в магазине. Я их зарядил.
В результате на новых аккумуляторах модель ходила раза в 2-2,5 медленнее, чем на старых. По длительности хода время приблзительно одиновое.
В чем может быть дело? Я просто в шоке… 😦
Вот видео записи покатушек.
На новых аккумуляторах: Мой радиоуправляемый катер
На старых аккумуляторах: Мой радиоуправляемый катер со старыми, класснымы аккумулятор
Думаю, разница очевидна… В чем может быть дело?
Думаю, что придется возвращать новые аккумуляторы в RCpilotage, т.к. нункак они меня не устраивают… 😦
Не мучайтесь.Обводы вашего корпуса не предназначены для желаемых вами скоростей.Не глядя на видео я не верю,что вам удалось разогнать его до 25-30км\ч.Максимум 8-10км\ч.Такой изгиб днища у транца для глиссирующих корпусов недопустим.Угол наклона дейдвуда тоже очень большой,но это не так страшно по сравнению с изгибом днища.
Не мучайтесь.Обводы вашего корпуса не предназначены для желаемых вами скоростей.Не глядя на видео я не верю,что вам удалось разогнать его до 25-30км\ч.Максимум 8-10км\ч.Такой изгиб днища у транца для глиссирующих корпусов недопустим.Угол наклона дейдвуда тоже очень большой,но это не так страшно по сравнению с изгибом днища.
Скорость я определял на глаз, т.к. устройства для замера у меня нету. Но скорость была явно больше 15 км\ч т.к, чтобы поспевать за катером, когда он шел параллельно берегу приходилось довольно быстро бежать.