катер с водометным двигателем

ra0lhk

Всем привет. решил попробовать сделать катер с водометом, ну собственно пока движитель для испытаний, корпус потом, по результатам. Мотор для начала имеется 400-й, в качестве движителя кусок трубки от китайской удочки, диаметром 30мм, винт самодельный типа шнек, сопло прямоугольного сечения с заслонкой реверса.
собственно вопросы: с каким углом делать спрямляющие лопатки, это как то зависит от шага винта?
как организовать управление рулями и заслонкой реверса на 2-х канальной аппаратуре? можно как то канал разделить на пропорциональный для рулей и дискретный для реверса, или только 3-х каналку надо?
сечение сопла эффективнее круглое или прямоугольное?( встречал описание обоих вариантов)
или попробовать по класической схеме как на скутерах? Если кто то делал такой движитель поделитесь советами и фотками пожалуйста.

по результатам изготовления и испытаний будут фотки.

ra0lhk

Продолжаем разговор.были изготовлены: корпус насоса из обрезков удочки, примерно сопло как заготовка и нашелся русский старый моторчик, диаметр винта подходит идеально, для экспериментов пойдет. Пока все склееное сохнет, в переди сборка. Моторчик дудет видимо слабоват но попробуем.

BALAL

Иттак…
Как уже неоднократно обсуждали, водомётный движитель однозначно менее эффективен качественного, правильно подобранного гребного винта. Тем не менее, имеет право на использование для тех или иных целей…
Спрямляющие лопатки - не делал, но думается, или совершенно прямые, или с небольшим углом (до 20 грд) против винта… или с заворотом передней части, пережодящей в прямые…
Сечение сопла эффективнее круглое или прямоугольное? - вряд ли существенно зависит, а вот площадь сечения…
Как организовать управление рулями и заслонкой реверса на 2-х канальной аппаратуре? - Считаю, что целесообразен стандартный авиаспидконтроллер на канал газа, управление которого начинается с “середины” ручки. на этот же канал поставить RC - Switch, стандартная схема на 2-х D-триггерах, включаемый перемещением “газа” вниз (назад), за ним ещё счётный (переключающийся) триггер, с него, с двух выходов, “усилители мощьности - эмиттерные повторители на комплиментарных транзисторах”, обеспечивающие переключение полярности на выход устройства, далее - исполнительный механизм заслонок реверса, с коллекторным двигателем и редуктором (например, серва без электроники, редуктор с движком из дискретной игрушки или привод замка двери авто, если модель достаточно большая. В крайних положениях устройство должно давить на контакты, отключающие “+” соответствующих повторителей или шунтирующие их входы на массу.
Моторчик, видимо, слабоват будет - лишь для модели водного катафалка или неспешной копии - полукопии (сам в первой модели использовал именно такой). Могу порекомендовать нормальный бюджетный моторчик - с насоса омывателя стёкол ВАЗ 2110 с магазина автозапчастей, порядка 100 руб девайс…

ra0lhk

Просьба не уговаривать ставить винт, т.к. цель получить не суперскоростной катер а эксперимент. Нашол вот фотку спрямляющих лопаток, только не пойму что они дают? Чем хуже если струя закручивается немного? Прямоугольное сопло по моему и так спрямит поток.
Буду пробовать с ними и без. Мотор в планах б/к, а этот просто попробовать, еще с 400-м попробую, есть в наличии- посмотрю что выйдет. и еще вопрос - как рассчитать сечение сопла, (ну типа в 2 раза уже основного канала) или там все на много сложнее?

vvv=

Нашол вот фотку спрямляющих лопаток, только не пойму что они дают?

Контрпропеллер,или спрямляющий аппарат позволяет получить дополнительную тягу за счет энергии затраченной гребным винтом (ротором) на закручивание струи.И еще две рекомендации.Ось водомета не должна быть выше ватерлинии.Для удобства доводки водомета следует применить схему с внутренним поджатием струи.То есть после винта и спрямляющего аппарата будут вставляться расширяющиеся центральное тело.Этих фиговен можно наточить разных размеров и с их помощью менять степень поджатия струи.

ra0lhk
vvv=:

Контрпропеллер,или спрямляющий аппарат позволяет получить дополнительную тягу за счет энергии затраченной гребным винтом (ротором) на закручивание струи.И еще две рекомендации.Ось водомета не должна быть выше ватерлинии.Для удобства доводки водомета следует применить схему с внутренним поджатием струи.То есть после винта и спрямляющего аппарата будут вставляться расширяющиеся центральное тело.Этих фиговен можно наточить разных размеров и с их помощью менять степень поджатия струи.

Интересноя штука. мне такой тип движителя не попадался, везде после шнека спрямляющие лопатки и сопло. а тут видимо и сужающееся сопло не нужно, хотя не факт…

saciv

Добрый день,Всем.
Существует несколько вариантов поджатия.На ряду с описаными существует поджатие при помощи расширяющихся к концам лопастей СА.Бывает также регулируемое поджатие,но о эго полезности можно много спорить.
Вариант,описаный VVV один из простых.Но на мой взгляд проще от сопла, с заведомо меньшим диаметром, постепенно отрезать часть за частью для увеличений диаметра, до достижения лучших показателей.И получив нужный диаметр изготовить сопло.Так как и степень поджатия и спрямляющий аппарат, по показателям жестко привязаны к рабочему колесу и оборотам двигателя.

ra0lhk

от сопла, с заведомо меньшим диаметром, постепенно отрезать часть за частью для увеличений диаметра, до достижения лучших показателей

спасибо за совет, так и бкдк делать. Из оюрезков удочки корпус сделать не получилось, форма входного канала неустраивает. сделал из пластелина форму, обклеил стеклотканью, жду пока высохнет, посмотрю что получится. И шнек оказалось сделать не так просто, сначала делал так: на ступицу припаивал лопасти из 1мм стали сделанные из кольца, не понравилось. хотелось что бы в плане целиндр был а получилась бочка какая то. потренировался на пластелине и решил вытачивать из пластмассового целиндра, думаю получится лучше. Хотя на некоторых чертежах видел просто 3-х лопостной винт, только торци лопостей подогнаны формой под трубу, вот и думаю что лучше, по моему шнек эффективнее.

saciv

Добрый день,Всем.
У меня были потуги при изготовление ВД из сантехнических труб, в продаже их огромное множество.За основу брал 28 мм внутренний диаметр.
- водовод
- водовод с ротором
- заготовка для сопла
- ротор
Но это санизделие восторгов не вызвало и пришлось все переделать.Обрезал кольцо,где вращается ротор,отформрвал из стекла другой водозаборник и вклеил кольцо в водовод.Все тщательно шлифуется.Изготовил другой четырех-лопастной ротор.Сопло отполировал из нутри и впаял СА. Количество лопастей СА должно быть больше чем лопастей ротора.Зазор между лопастями ротора и водоводом должен быть минимальным 0,1 - 0,3 мм.

vvv=

У меня хватило терпения на один опытный образец.Убедившись,что с ходу мало мальски приличной скорости и эффектной струи не получить,я бросил эту затею.Правда тогда у меня не было инета и посоветоваться, и посмотреть на фирменные модельные образцы возможности не было.

ra0lhk
saciv:

Добрый день,Всем.
У меня были потуги при изготовление ВД из сантехнических труб, в продаже их огромное множество.За основу брал 28 мм внутренний диаметр.Но это санизделие восторгов не вызвало и пришлось все переделать.Обрезал кольцо,где вращается ротор,отформрвал из стекла другой водозаборник и вклеил кольцо в водовод.Все тщательно шлифуется.Изготовил другой четырех-лопастной ротор.Сопло отполировал из нутри и впаял СА. Количество лопастей СА должно быть больше чем лопастей ротора.Зазор между лопастями ротора и водоводом должен быть минимальным 0,1 - 0,3 мм.

Спасибо за фото, натолкнули на интересные мысли. Учту Ваш опыт, может что и получится. Запредельных скоростей собственно и не жду но хочется чтоб лодка на глиссирование выходила, ну и плюс моневренность была. В нете ролик попался( с него все и началось) так там катер вокруг транца крутится практически. найду опять- ссылку выложу.

saciv

У меня хватило терпения на один опытный образец.Убедившись,что с ходу мало мальски приличной скорости и эффектной струи не получить,я бросил эту затею.

Абсолютно верное замечание.
Вероятность,что с первого раза получится,что-то вменяемое очень мала.Даже при копировании серийных ВД известных фирм,достигнуть хороших результатов непросто.ВД первоначально проигрывает гребному винту в эфективности и получить,что-то толковое можно только сведя все возможные потери до минимума.

appolinari

Выточил винтик, попытался проверить в ванной, как крутится.
Крутит - не фонтан… С такой натугой, что страшно…
А если в водомёте будет сужение на выходе, то думаю вовсе
можно мотор спалить.
Начал подумывать об 1/2 - 1/3 понижающем редукторе…
Винтик - 30 мм. Движок от шуруповерта. Напруга 9.6 вольта.
Вне воды крутит со страшной силой…

Водомет пытаюсь сделать довольно давно. В соседней речке множество
веток - листьев - и прочьих причин откалаться от простых винтов.

Вот примерно то, что собираюсь точить…
Может кто покритикует?
Возможно есть какие то нюансы на которые стоит обратить внимание? 😃

vvv=

Откопал в хламе наработки 15летней давности.
Была мысль оснастить водометом модель класса ЕХ-600.Водовод выклеен на деревянном болване.Сначала одна его половина до разделительных ребер,после снятия ребер выклеена вторая половина встык с первой (после нанесения разделительного слоя). После снятия с болвана половины склеены вместе.Было изготовлено два экземпляра с выходными отв. Ф15 и Ф25мм.На модель был поставлен меньший из соображений копийности (надо было больший).К транцу крепилась сменная насадка со спрямляющим аппаратом одновременно являющаяся соплом. Модель даже не вышла на переходный режим.Поскольку сроки поджимали был установлен гребной винт Ф30мм.Скорость возросла раза в четыре.Естественно о продожении эксперементов забыли.Когда после соревнований мальчишки выкатывали акк-ры ,отломилась одна лопасть винта (налетела на камень) и модель пошла со скоростью водометного варианта.

appolinari
appolinari:

…Начал подумывать об 1/2 - 1/3 понижающем редукторе…

Если в редукторе использовать не шестерни, а передачу типа ременной?
К примеру взять резиновое колечко подходящего диаметра…
Или не потянет? 😃

saciv

Добрый день,Всем.

Выточил винтик, попытался проверить в ванной, как крутится.
Крутит - не фонтан… С такой натугой, что страшно…

Не фонтан - тогда точи другой. 😉 Или подбирай двигатель под этот ротор.
Двигатель от шуруповерта,на мой взгляд не подойдет,мало оборотов.

Может кто покритикует?
Возможно есть какие то нюансы на которые стоит обратить внимание?

Что бы критиковать,надо знать.Я такими знаниями не располагаю.Но на мой взгляд: угол водовода слишком большой,сделай более пологий.Увеличь водозаборник до двух диаметров.Почему лопасти СА под таким углом? Это пока все,что увидел.
Вот ЗДЕСЬ эскиз водозаборника водомёта с сайта лодочников.