"Простейшая модель яхты" (МК, 1962,2) на новый лад...

SAN

У вас мачта какой высоты? и площадь парусов?
Вы прикидывали при каком ветре ваша яхта ляжет парусами на воду?

svetoteni
SAN:

Вы прикидывали при каком ветре ваша яхта ляжет парусами на воду?

Задача управляемости и мореходности в рассматриваемом кейсе - вторична. На первом месте - отработка CAD/CAM/FDM технологий проектирования и производства, если можно так выразиться.

a_centaurus
SAN:

У вас мачта какой высоты?

Высота мачты над палубой - 500 мм. Длина гика - 300 мм. Шкаторина стакселя - 170 мм. Сами посчитаете?
По ветру. Для масштаба такой яхты оперативный диапазон комфортного управления на берегу нашего озера Nauhel Huapi (H - не читается) будет 3-5 м/с (до 10 узлов). Всё остальное будет проще и надёжнее определить экспериментально, чем считать. Кроме площади наклон яхты vs. скорость ветра будет зависеть от материала парусов. У нас есть зона пляжа, выделенная для сёрфистов с контролем ветра и удобная для спуска. Честно говоря я включаю все эти неизвестные в интеграл предполагаемых удовольствий от нового хобби. Раскрывая их по мере поступления.

svetoteni:

Задача управляемости и мореходности в рассматриваемом кейсе - вторична. На первом месте - отработка CAD/CAM/FDM технологий проектирования и производства, если можно так выразиться.

Абсолютно точно. Спасибо Питеру за понимание. Я ведь не для Заказчика проектирую, а для себя. Остальное уже написал в ответе выше.

SAN
a_centaurus:

Сами посчитаете?

Яхта ваша - вам и получать удовольствие.

a_centaurus
SAN:

Яхта ваша - вам и получать удовольствие.

Но спросили-то Вы! Я, безусловно, получаю удовольствие, но только от ДЕЛА…

В конструкции руля появился второй вариант: на рис. В нём шарнирные сочленения вырезаны. Это по результатам сборки первого образца. Место не очень удобное для сборки, а шарнирное соединение должно отвечать нескольким требованиям, как по степеням свободы, так и по герметичности гельмпорта. Напечатаю оба и попробую определить на месте, какое из них оптимальное. Также появились детали кинематики систем RC: блоки, кабанчики, саппорты для сервов.

svetoteni

Воспользовался теоретическим чертежом и растянул поверхность по шпангоутам в Рино.
С задней частью киля явно что-то не то в теории(((

Bolshoy

никогда не доверял теории в МК 😃)))))))))
Помнится были “замечательные” чертежи на сухогрузик “Василий Шукшин”. Обплевался во время постройки. так и не достроил…

a_centaurus

Я с такими “приблизительностями” встречался при разработке моделей самолётов под печать. Понятно, что в наборных конструкциях ошибки в непрерывности не так заметны, как в оболочечных. Особенно тех, которые идут непосредственно в печать. Процесс “выглаживания” поверхностей достаточно трудоёмкий. Поэтому, когда слишком большой точности не требуется по физическим критериям, я лично, предпочитаю не заморачиваться. На самом деле результат получился вполне удовлетворительным. Вот фотка борта корпуса яхты в кормовой части. Я сравнивал с новозеландским коммерческим корпусом (на видео, конечно) из композита и слишком большой разницы в гладкости форм не нашёл. Сам для себя решил. что если буду масштабировать, то найду профили оригинала и сделаю болванку по ним, либо построю свои. Это вопрос человеко-часов в Solid Works, не более. На другой фотке первый прикид положения сервы управления гиком.
Пока писал прозу, “допекся” модернизированный сегмент дека с люком.
P.S. Вспомнил, как 57 лет назад лепил пластилиновую болванку на картонном наборе. Уже тогда понял, что это дело для скульптора, а не для инженера:)

Bolshoy

Эта серва не пойдёть. Махонькая совсем. На шкоты, меньше стандартного размера не стоит брать. Усилие на валу от 5 кг должно быть.

SAN

И насчёт шкотов - они от стакселя и грота по отдельности каждый через свой “клюз” на рычаг РМ пойдут?

a_centaurus
Bolshoy:

Усилие на валу от 5 кг должно быть.

Из того что есть. Эти на 2.3 кг. Для “попробовать”. Окажется мало, тогда поменяю.

SAN:

И насчёт шкотов - они от стакселя и грота по отдельности каждый через свой “клюз” на рычаг РМ пойдут?

Пока планируется управление только гротом. Для него клюз сделан на центральном сегменте перед люком (See photo). Стаксель будет с пассивным управлением (“по ветру”) при помощи замкнутого шкота, как в оригинале. Ещё раз повторю, что это “engineering model” (is the pursuit of constructing proportionally-scaled miniature working representations of full-sized machines). На котором автор собиратеся получить некий пакет опробованных технологий для производства и первый опыт управления обьектом. “Всё и сразу” - не получится.

a_centaurus

Поставил о-ring в канал на горловине люка. Потребуется лёгкая подгонка надфилем, поскольку крышка снимается туговато. Но это всегда лучше слабины. Перед окончательной установкой o-ring и крышка промазываются вакуумной (силикон) смазкой, обеспечивая надёжное герметичное соединение. Детали кинематической схемы управления гротом и рулём. И сам руль в двух вариантах.

SAN
a_centaurus:

Стаксель будет с пассивным управлением (“по ветру”) при помощи замкнутого шкота,

А как это стаксель сам будет подбираться к ДП на острых курсах?
Как это работает?

a_centaurus
SAN:

А как это стаксель сам будет подбираться к ДП на острых курсах?
Как это работает?

Т.А. Эдисон как-то сказал:“Есть изобретатели умных вещей, а есть изобретатели “умных” вопросов. И их гораздо больше…”
Задали вопрос, а теперь сами на него ответьте. Интересно будет почитать и задать Вам вопросы. В оригинальном варианте использована именно такая схема и она работала. Не будет работать эффективно - переделаю. В конструкцию изделия заложена возможность изменения в отдельных узлах и системах.

SAN

😉
Вангую - переделывать вам много…

a_centaurus:

. В оригинальном варианте использована

Кстати, что именно для вас - “оригинал”?

a_centaurus
SAN:

Вангую - переделывать вам много…

Вам не откажешь в “весёлом злорадстве”, коллега. В разработке прототипов (а именно этим я занимаюсь по жизни) “переделывать” означает совершенствовать конструкцию. Оригинальный проект в МК 1962. И “новый лад” который я избрал в качестве титула этой темы, вовсе не означает - “всё переделать”. К прошлому, уважаемый москвич, нужно относиться бережно. А то вместо программ исследования Луны, Венеры, Марса, Фобоса, кометы Галлея и радиогалактик будут строить человекообразных ублюдков, выдавая ЭТО за самое важное занятие в современной прикладной науке. Esta claro?
P.S. “Вангую”? Я не понимаю значение этого термина.Это что-то сродни “подтопленцам”? Поясните, пожалуйста. Но на простом русском языке. Мы же с Вами из одного времени.
P.P.S. Кстати, за Ваши умные вопросы, спасибо. Я ведь, по старой привычке, собираю информацию по всем аспектам проблемы, которой занимаюсь. Так, помня о Вашем вопросе о расчёте остойчивости яхты, собрал библиографию. В числе прочих наткнулся на книгу Перегудова о самодельных парусных судах на основе байдарок и прочих малых гребных судов. Возможно, это может превратиться в хороший коммерческий проект… У нас тут как раз сейчас бум.

anmis

Коллеги, вы пошли в очень высокие материи. Хочу прояснить по настройке стакселя. Чтобы лодкой можно было как то управлять без стакселя, стаксель-шкот надо выставить в положении бейдевинд, это отклонение от ДП 15-20 градусов, регулируется по гроту в подобранном положении. Не забудьте про топенант стакселя (дирек фал) что бы был провис задней шкаторины. Крепление стаксель шкота к палубе должно быть в ДП, чтобы угол отклонения в обе стороны был одинаков.

Используйте стаксель гик. С подвязкой на 25%, как в ММ или IOM

a_centaurus
anmis:

С подвязкой

Спасибо, Андрей! В общем, понятно. Занёс в “цитатник”😃 И похожим образом было рекомендовано провести настройку парусов в статье почти 60-летней давности. По счастью есть понятия, которые не меняются за такие короткие исторические промежутки.
Пока управление для меня - “terra incognita”. Читаю помаленьку статьи и буду учиться на натуре. Построю яхту и зима у нас закончится.

SAN
a_centaurus:

“Вангую”? Я не понимаю значение этого термина.Это

Это глагольная форма от имени прорицательницы Ванги 😃
Одно время очень в моде была, и кино про неё и куча статей было.

anmis:

Чтобы лодкой можно было как то управлять без стакселя, стаксель-шкот надо выставить в положении бейдевинд, это отклонение от ДП 15-20 градусов, регулируется по гроту в подобранном положении.

Ну не знаю как получится.
На Фламинго я и грот и стаксель на одну машинку завёл. Но у меня не рычаг а лебёдка с закольцованым тросом была.
Ну и по “полноразмерным” яхтам - если стаксель-шкоты не тянуть в зависимости от курса он и работать толком не будет.
Вот не отдав стаксель-шкот как на бабочку паруса поставить?

a_centaurus
SAN:

Это глагольная форма от имени прорицательницы Ванги

Позволю себе расширить словарь современного Великого и Могучего…
Предсказывать - “ванговать”, “нострадамить”, “волховать”…
Заниматься наукой - “энштейнить”, “басить” и "прохорить!..
Лечить - “эскулапить” “пирожить”, “склифасовничать”…
Управлять страной - эээ, пусть будет -“трампить”, или - “меркелевать”.
Ну и так далее.
P.S. А со стакселем - разберёмся. Старые люди плавали и нам завещали.

anmis

Ну у вас и феня! Без глоссария не поймешь!

SAN:

Вот не отдав стаксель-шкот как на бабочку паруса поставить?

Фордевиндом яхта и с выбранным стакселем пойдет, а вот в бейдевинд на растравленных никак не получится. Кстати при попутных курсах более высокая скорость на бакштаге, а не фордаке. Можно на бабочку и не выставлять, а идти галсами.