Модель на подводных крыльях - парусный катамаран, hydrofoil

Volmir

Статью я привел в виде четырех сканов (из старого журнала) в предыдущем сообщении. В электронном виде (текст) ее (статьи) нет, насколько я понимаю.

Судя по упоминаемым датам, стилистике, оформлению - это вырезки из специализированного журнала 70-х годов (первоисточник мне не известен). Сами сканы-изображения я нашел на одном из форумов в Интернете (без ссылки на источник).

Volmir

Провел испытания, удалось сфотографировать вблизи то, как именно катамаран скользит на подводных крыльях:

К сожалению, при этом я тащу его за веревку вперед. При помощи парусов такого эффекта пока достигнуть не удалось 😃

Выводы по результатам сегодняшних испытаний:

  • я перенасытил конструкцию крыльями. Их реально много! Настолько много, что они банально тормозят катамаран в движении. Силы парусов не хватает для обеспечения движения такого количества крыльев.
  • были проблемы с центровкой: модель все время норовила привестись к ветру. Исправляется размещением подводных крыльев в ЦП (центре парусности).
  • подъем катамарана на крыло (в текущей конфигурации, при тяге за веревку вперед: типа как на поводке) происходил уже на скорости 2-3 км/ч. Т.е. количество крыльев надо уменьшать.

Планы на будущее - переделка модели:

  • кардинальное уменьшение массы (буду срезать и удалять все лишнее, в основном - фанеру; сверлить отверстия для облегчения и т.п.).
  • смещение точку крепления передних крыльев ближе к ЦП (центру парусности).
  • уменьшение площади подводных крыльев.
  • изменение угла поперечного наклона крыльев до 35-40 градусов (сейчас - 30 градусов). Цель - повысить поперечную устойчивость.
  • установка продольных углов наклона крыльев в 1 градус - для кормы, и 4 градуса - для носа (сейчас - 2 и 5 градусов соответственно). Цель - облегчить движение модели на этапе разгона; добиться поднятия носа первым, а кормы - уже следом, после.

Общая идея: создавать подъемную силу при малой площади крыльев и их оптимальном угле атаки. А не за счет большой площади крыльев при малой скорости - как я делал ранее.

Volmir

Неплохо было бы придать профиль крыльям, согласен.

А какую технологию и материалы для этого можно использовать? Металл, композиты (углепластик/стеклопластик), фанера? Что-то иное?

Volmir

Переделал модель:

  • вынес задние крылья далеко назад (на отдельных креплениях)
  • немного удлинил корпус (добавил маленькие поплавки сзади)
  • сделал передние крылья двойными (увеличиваем подъемную силу + уменьшаем боковое сопротивление)
  • углы установки подводных крыльев: 2° - задние, 4° - передние.

В этот раз обращал внимание на три параметра:

  1. Центр парусности
  2. Центр бокового сопротивления
  3. Центр масс (центр тяжести)

То, как я вижу расположение этих точек приведено на фотографии. До этого центр парусности находился позади центра бокового сопротивления. Соотв. модель приводилась к ветру (а не двигалась по прямой).

Особых надежд на очередные испытания нет. Масса модели велика (для взлета над водой). А кардинальные переделки приведут к разрушению каркаса, либо - слишком сложны чтобы их воплощать. Проще получить необходимые знания (о соотношении частей модели и их взаимном расположении) - и воплотить задумку в новой концепции.

Еще немного ракурсов:

Кстати, я установил на смартфон программу для визуализации угла - и выставляю наклон крыльев по ней. До этого - пользовался бумажными шаблонами.

SAN

Сдаётся мне что задние поплавки как тормоз будут работать?

Volmir
SAN:

Сдаётся мне что задние поплавки как тормоз будут работать?

Да, скорее всего задние поплавки будут работать как тормоз. Делал их я для проверки баланса и соотношения частей, в первую очередь.

В противном случае нужно было бы демонтировать текущие два корпуса, создать новые и установить их. Это на порядок больший объем работы.