Модель на подводных крыльях - парусный катамаран, hydrofoil
Статью я привел в виде четырех сканов (из старого журнала) в предыдущем сообщении. В электронном виде (текст) ее (статьи) нет, насколько я понимаю.
Судя по упоминаемым датам, стилистике, оформлению - это вырезки из специализированного журнала 70-х годов (первоисточник мне не известен). Сами сканы-изображения я нашел на одном из форумов в Интернете (без ссылки на источник).
Провел испытания, удалось сфотографировать вблизи то, как именно катамаран скользит на подводных крыльях:
К сожалению, при этом я тащу его за веревку вперед. При помощи парусов такого эффекта пока достигнуть не удалось 😃
Выводы по результатам сегодняшних испытаний:
- я перенасытил конструкцию крыльями. Их реально много! Настолько много, что они банально тормозят катамаран в движении. Силы парусов не хватает для обеспечения движения такого количества крыльев.
- были проблемы с центровкой: модель все время норовила привестись к ветру. Исправляется размещением подводных крыльев в ЦП (центре парусности).
- подъем катамарана на крыло (в текущей конфигурации, при тяге за веревку вперед: типа как на поводке) происходил уже на скорости 2-3 км/ч. Т.е. количество крыльев надо уменьшать.
Планы на будущее - переделка модели:
- кардинальное уменьшение массы (буду срезать и удалять все лишнее, в основном - фанеру; сверлить отверстия для облегчения и т.п.).
- смещение точку крепления передних крыльев ближе к ЦП (центру парусности).
- уменьшение площади подводных крыльев.
- изменение угла поперечного наклона крыльев до 35-40 градусов (сейчас - 30 градусов). Цель - повысить поперечную устойчивость.
- установка продольных углов наклона крыльев в 1 градус - для кормы, и 4 градуса - для носа (сейчас - 2 и 5 градусов соответственно). Цель - облегчить движение модели на этапе разгона; добиться поднятия носа первым, а кормы - уже следом, после.
Общая идея: создавать подъемную силу при малой площади крыльев и их оптимальном угле атаки. А не за счет большой площади крыльев при малой скорости - как я делал ранее.
Неплохо бы ещё придать профиль крыльям.
Неплохо было бы придать профиль крыльям, согласен.
А какую технологию и материалы для этого можно использовать? Металл, композиты (углепластик/стеклопластик), фанера? Что-то иное?
Самый простой, хотя и немного трудоёмкий способ, это придать профиль заготовке из дюралюминия. modelist-konstruktor.com/…/krylya-pod-parusom modelist-konstruktor.com/…/s-parusom-na-gidrokryle
В этих статьях можно посмотреть технологию.
Переделал модель:
- вынес задние крылья далеко назад (на отдельных креплениях)
- немного удлинил корпус (добавил маленькие поплавки сзади)
- сделал передние крылья двойными (увеличиваем подъемную силу + уменьшаем боковое сопротивление)
- углы установки подводных крыльев: 2° - задние, 4° - передние.
В этот раз обращал внимание на три параметра:
- Центр парусности
- Центр бокового сопротивления
- Центр масс (центр тяжести)
То, как я вижу расположение этих точек приведено на фотографии. До этого центр парусности находился позади центра бокового сопротивления. Соотв. модель приводилась к ветру (а не двигалась по прямой).
Особых надежд на очередные испытания нет. Масса модели велика (для взлета над водой). А кардинальные переделки приведут к разрушению каркаса, либо - слишком сложны чтобы их воплощать. Проще получить необходимые знания (о соотношении частей модели и их взаимном расположении) - и воплотить задумку в новой концепции.
Еще немного ракурсов:
Кстати, я установил на смартфон программу для визуализации угла - и выставляю наклон крыльев по ней. До этого - пользовался бумажными шаблонами.
Сдаётся мне что задние поплавки как тормоз будут работать?
Сдаётся мне что задние поплавки как тормоз будут работать?
Да, скорее всего задние поплавки будут работать как тормоз. Делал их я для проверки баланса и соотношения частей, в первую очередь.
В противном случае нужно было бы демонтировать текущие два корпуса, создать новые и установить их. Это на порядок больший объем работы.