Rhino простые навыки проектирования
Всякий раз,когда мы открываем Рино перед нами возникает окно,в котором предлагается на выбор система единиц измерения,в которой будет вестись проект.
В списке вы найдете все применяемые современные единицы. Я выбрал сантиметры.Прожимаем,Open,и программа раскрывает рабочее окно своего интерфейса.Четвертая версия несколько отличается от прежней в выгодную сторону.В правом окне появилось окно интерактивного обучения,которое позволяет очень быстро и качественно изучить рабочий инструментарий.При выборе любого из инструментов,данное приложение предложит вам увлекательное флеш-видео с исчерпывающей информацией по его применению.
Начнем с простых манипуляций и переукомплектации программы под свой вкус.
В окне перспективы(perspective)
1.при зажатой правой кнопке мыши происходит свободное вращение вокруг будущего обьекта или ноля координат.
2.При зажатой правой кнопке мыши+Shift на клавиатуре - продвижение в двух осях(протягивание вдоль сцены)
3.При зажатой правой кнопке мыши+Сtrl на клавиатуре - Наезд и отъезд от предмета,или ноля координат.
Если вы новичек в 3D,советую пока остановиться на сказанном и вдоволь наиграться манипуляциями и просмотром мувиков в окне помощи
Для скорейшего старта рассмотрим следующие зоны:
Рабочее поле сцены,по умолчанию,включает в себя три вида-проекции : Top,Front,Right и дополнительную-Perspective.
Двойной щелчек в синем поле названия поля позволяет развернуть,или свернуть данное окно.
ТУЛ-БАР
В тулбаре вы найдете иконку с изображением рабочего поля.
Некоторые иконки имеют светлые треугольники в правом нижнем углу,при селектировании и удержании которого открывается окно с дополнительными иконками инструментов,которые,в свою очередь могут иметь аналогичное развертывание.
Можете воспользоваться предлагаемыми конфигурациями расположения окон,либо создавать дополнительные и дублирующие,на свой выбор.Оставим этот вопрос,для среднего и продвинутого уровня.
Тулбар содержит список инструментов и сылок,позволяющих настраивать программу,вводить визуализацию материаллов,сосздавать источники освещения и управлять ими,распределять узлы и детали на разных слоях,разделять слои по цветам,сохранять документ и т.д.(внеклассная работа)
ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ
Содержит иконки с набором модельного инструмента.Данное поле может быть переоборудовано,дополнено и очищено по вашему вкусу.
ОКНО РАБОЧИХ СЛОЕВ
Содержит информацию о колличестве слоев,название,перенесении узлов и деталей из слоя в слой,их видимости в поле сцены,их цвете.Позволяет ставить деталь под защиту от случайного вмешательства(лок)
Колличество слоев может быть увеличено до упадка сил вашей машины.
ОКНО СВОЙСТВ
Содержит информацию о свойствах выделенного обьекта,позволяет менять его визуализацию в сцене
ОКНО ИНТЕРАКТИВНОЙ ПОМОЩИ
Содержит интерактивный учебник RHINO с флеш-анимацией,координирует поиск.
ТЕКУЩИЕ КООРДИНАТЫ
Содержат информацию о перемещении курсора.
СНАП-БАР
Панель ,содержащая инструментарий для примагничивания точек к сетке рабочего поля,кривым,точкам,перпендикулярам,центрам и т.д.(внеклассная работа)
СКРИПТ-БАР
Содержит письменное выражение проводимых операций,позволяет значительно расширять свойства инструментов.Скролл позволяет просмотр всех проводимых действий.
Попробуем переорганизовать интерфейс программы.Иногда полезно иметь те,или иные панели инструментов в раскрытом виде,для быстрого к ним обращения.
Например окошки,имеющие треугольник в нижнем правом углу,содержат дополнительные окошки инструментов и обращение к ним будет замедлять работу.Откроем их и сохраним в свободном поле инструментов.
Жмем и удерживаем треугольничек.Развернувшаяся панелька имеет синий цвет(цвет зависит от предустановок Виндовс)
Сдвигаем окошко в сторону.
Оно приобретает свойство стандартного окна Виндовс и теперь сохраняет собственную подвижность в поле экрана.В таком положении держать его не удобно.Факт!
тянем его
в свободное место в зоне ПАНЕЛЬ ИНСТРУМЕНТОВ и,о чудо…крэкс-брэкс-фэкс…панелька врастает в инструментальную панель!
Ну просто,как в модельной мастерской.Напильники-справа,паяльники-слева…
Попробуйте совершить операцию по удалению данной панельки.Тянем ее за верхний козырёк в сторону и она вновь преобретает Виндовые очертания.Схлопываем ее по крестику.Пробуем и тренируемся!(внеклассная работа)
Ну,что?Получается?Лично у меня вышло вот так… Класс!Всё под рукой.
Ищо, ищо! Пожалуста!
Оччень полезная темка. Поковыряв зимой разные моделизмо-применимые проги решил для себя, что Рино самая дружелюбная для создания 3D-скорлупок самолёта
Ладно,начнём!.
УРОК №1
Основная задача-Построить поверхностную корку объекта ,самолет,
Круг маленьких задачь - научится строить крыло и сопрягать его с фюзеляжем при помощи зализа,получать набор сечений крыла,лонжерона(факультативно) и фюзеляжа(факультативно) научиться строить сложные сплайновые поверхности 2-го порядка для построения фонаря,гаргрота,киля и т.д.
Поехали.
Строим и редактируем кривую.Инструмент control point curve при включенном snapВаш курсор притягивается к строительной сетке в поле.Это удобно и этим надо пользоваться по мере необходимости.
По завершению построения кривой нужно ввести команду ,создать,.Делается это прожиманием клавиши Enter.
Все действия по созданию,редакции и трансформации подтверждаются командой ENTER.Исключение состовляют команды ,удалить, и ,переместить,.
Кривая готова.Понятие редактирование кривой вмещает в себя богатое разнообразие действий.Мы остановимся на изменении положения контрольных точек,а вместе стем формы кривой.Edit Points One
инструмент показывает контрольные точки и при их выделении(группой,раздельно)дает возможность менять их положение.
При работе с неконечными и неначальными точками snap лучше отключить.
Визуализация control point curve снимается при помощи инструмента cancel .
При наведении курсора на окно инструмента Rhino выбрасывает окошко с названием инструмента,его буквенный эквивалент,или указатель клавиши на мыши.Это поможет вам на первых порах ориентироваться в названиях инструментов.
Для получения объекта каплевидной формы применим Revolve.
При выделенной кривой указываем центр вращения,ось вращения и подтверждаем операцию.
Изучите подробно действие инструмента,пользуясь флеш-видео уроком в окне Command Help
Посмотреть объект в материалле можно прожав иконку Shade
Если я правильно понял, то свои чайниковские вопросы лучше задавать в эту тему, а не в тему про проектирование пайпера.
И вот у меня такой вопрос есть.
Выполняя уроки для новичков, я наткнулся на необходимость построения дуги, центром которой должна являться точка, не принадлежащая какой-либо кривой эскиза. На рисунке я эту дугу выделил желтым цветом.
Те штатные инструменты рисования дуг, которые есть в Рино делать этого не умеют. Либо я плохо искал.
Подскажите пож-ста, кто как решает эту проблему?
ЗЫ
Мне удалось это сделать лишь рассчитав координату центра дуги вручную, что не есть удобно, согласитесь.
Здорово и доходчиво! Я смотрел разные учебники по Рхинке- тут гораздо нагляднее. Сам засяду за неё.
Вариантов построения данного элемента несколько.Данная кривая-частный случай кривой Безье,или обычный сегмент окружности.В обоих случаях требуется иметь координаты точки пересечения данных кривых в пространстве.Вы расчитали её положение-это один из методов!Но подобных операций в чертеже может быть безчисленное множество.Существует автоматическая операция,которая делает эту работу за вас.Она называется Smart Track.
При условии прилипания(Snap)к точке произойдёт следующее:наведите курсор на точку 1 и дождитесь когда программа произведёт её захват,наведите курсор на точку 2 и Smart Track произведёт автоматический расчёт точки взаимного пересечения кривых.
Данная услуга активна при условии использования любых инструментов программы.В первом примере я использовал кривую Безье.На следующем рисунке показаны ещё несколько инструментов,которые принесут такой же результат.К примеру Радиусы требуют опорного центра.Делается он идентично.
Точно так же строятся и сопряжения
Если возникает необходимость в сопряжении кривых расположенных под углом относительно друг друга,вам придётся достроить пересечени этих отрезков самостоятельно.
Теме респект, автору уважение. Внимаю.
Вернёмся к теме.
Во фронтальной проекции вычерчиваем верхнюю половинку профиля крыла.Из рисунка видно,что она вычерчивается в плоскости ZX.Редактируем и позиционируем ее по месту.
Поверхностную корку крыла удобнее всего сделать инструментом LOFT,который будет создан на базе двух кривых.Создаем вторую кривую,копируя первую.Выделяем кривую-Control+C-Control+V.Вторая кривая создана и совпадает по координатам с первой.Сдвигаем ее вниз простым движением курсора.
В Rhino копии обьектов создаются привычными методами Виндовс(Ctrl+C/Ctrl+V).Перпендикулярные перемещения совершаются с прожатой клавишей Schift.Уменьшим деталь до желаемых разменов инструментом Scale 2-D и спозиционируем ее.
Команда Loft выполняется при заселектированных двух и более кривых.
Для ввода в действие команды нужно дать подтверждение.В появившемся окне прожимаем OK
Polyline инструмент позволяет изготавливать линии 1-го порядка.С его помощью мы будем делать разметочные линии под будущие проекции на плоскость и сечения объектов.
Задача- построить верхнюю половину зализа от крыла к корпусу самолета.Планируя использовать для создания его сложной поверхности инструмент Patch,или Surface from Networc of Curves,я обязан создать кривые,являющиеся её инициаторами.Для корректной отработки операции, начальные и конечные узлы кривых должны совпадать по координатам в пространстве.Для этого используется функция Snap к End и Near .
Начинаем с прямой линии в месте,гда зализ будет плавно входить в поверхность крыла.Важно,чтобы она с некоторым запасом пересекала плоскость поверхности.Следующая операция-проектирование порямой на поверхность-Project to Surface.Селектируем плоскость,прямую и в прекции сверху прожимаем кнопочку Project to Surface.Готово!
В окне перспективы видно ,что на поверхности крыла образовалась кривая,соответствующая сечению объекта в данном месте.Аналогисный набор операций нужно провести по отношению к корпусу самолета.Действия будут такими.1.Корневую кривую полуповерхности крыла следует сдублировать и увеличить 2.Заселектировать корпус и данную кривую и во Фронтальной проекции сцены совершить операциюProject to Surface.На поверхности корпуса спроектировались две нервюры.Одна из них лишняя.Отгадайте какая(факультативно)
Итак!!!Мы уже многое знаем и умеем и наш лексикон здорово продвинулся вперед.Это может означать то,что мои усилия по расшифровке действий изученных инструментов могут быть сокращены до банального упоминания инструмента.
Теперь,используя известный набор кривых,при активированом снапе достраиваем и замыкаем контур будущей поверхности зализа.
Для того,чтобы не дать программе ошибиться,я изготовил вспомогательную кривую в верхней точке профиля.
Для более сложных зализов,подобных кривых можно изготовить несколько.Теперь можно применить инструмент Surface from Networc of Curves.Порядок действий таков.Выделяем все кривые и прожимаем иконку Surface from Networc of Curves.В открывшемся окне даем подтверждение.Данный инструмент имеет несколько предустановок,которые можно изменять в зависимости от обстаятельств.Изучите подробно содержание диалогового окна инструмента и посмотрите флеш-видео.
Законцовка крыла.Ее построение проводится по методике изготовления верхней половины зализа.
Визуализацию поверхноси готовых элементов можно облегчить до состояния кривых.Снимите галочку(по голубой стрелке) в окне свойств.
Настало время посмотреть на результат своего труда.
Изготовленные детали ,отзеркалим, и расставим по местам.Выделим элементы крыла и зализа и со снапом применим Mirror
Команда Mirror не нуждается в дублировании детали.Это происходит автоматически
Первый шаг-миррор по вертикали.Второй шаг-выделив все левые применить миррор второй консоли.
Теперь,когда корка крыла готова,можно снять с нее полезную информацию о нервюрах,лонжероне,элироне,посадочных местах под крепеж узлов управления и тому подобных вещах.Остановимся на нервюрах в качестве примера.
Используя Polyline создаем разметку в местах расположения нервюр.Я слихачил,сделав эту операцию одной линией,чтобы показать,что это так же возможно.
Проводим операцию Project to Surface.Если в процессе были задействованы обе плоскости крыла-верхняя и нижняя,то мы получим готовый набор нервюр консоли.
Отзеркалим его и получим набор второй консоли.На рисунке набор вынесен вверх для наглядности.Не составит особого труда и работа по вычленению шпангоутов из фюзеляжа(факультативно)
😲 нет слов! Жду продолжения 😃
Итак!Попытаемся для разрядки подвести маленький итог.Мы ознакомились с набором инструментов,позволяющим выстраивать поверхности первого и второго порядка,что является основой нюрбового построения.Мы знаем,как снять с полученной корки информацию о нервюрах и шпангоутах.А начинающие,решившие войти в мир 3D через изучение Rhino, получили первоначальный импульс к дальнейшему обучению.Поняли как добывать информацию о работе инструментов и,как следствие,дальнейшее обучение может взять на себы лично каждый и углубиться в нее по мере сложности решаемых задачь.Важно знать,что с колличеством проведенного в программе времени,растет уровень знаний,а с колличеством завершенных проектов качество работы.Многие моделлеры используют различные программы в сочетании и владеют ими в совершенстве,многие знают одну и чувствуют себя превосходно.Что лучше?Ответ такой-лучшая программа та,которую ты знаешь!
А что-же с ,самолетиком,?Я завершил его очертания таким образом.
Набор инструментов применённый для постройки гаргрота,киля и кабины идентичен тому,что был использован для строительства зализа и законцовки крыла.Это наталкивает на мысль,что мы готовы к более серьёзным проектам.😉
Рассматривая последнюю группу изображений,постарайтесь обьяснить последовательность моих действий при строительстве гаргрота и киля самолета.
Вопросы:
1.Почему я не стал делать обе эти детали одним куском?
2.Какой инструмент я использовал для рассечения кривых на составляющие?
3.Что использовано для производства поверхности гаргрота и киля?Surface from Networc of Curves,или Patch ?
4.Каким образом появились просветы между килем и рулем поворота?Между коком и фюзеляжем?
Первый урок окончен.
С уважением FY.
Здорово! Сохраняю все для медитации 😃
УРОК 2
В прошлом уроке мы практически научились строить поверхностную корку объекта (самолёта) и сечь её прямыми линиями на сечения.Это были:первая и вторая задачи моделирования,применительно к авиамоделизму.В данном уроке пойдет речь о развертках.Овладев этим инструментом,моделист получает в руки богатейшую возможность создавать очень точные выкройки сложнейших обьемных деталей.
Некотоорые теоретические замечания.Математика программ ,моделинг в которых базируется на нурб-основе,не может адекватно честно проводить просчот разворачивания на плоскости поверхностей двойной кривизны(второго порядка).Что это означает?
Разберем примеры.Поверхность,образованная при помощи четырех кривых,одна,или две из которых кривые второго порядка,является поверхностью первого порядка.
Три кривые первого,или второго порядка, дадут поверхность второго порядка.
Фигуры,полученные путём вращения кривой первого порядка(отрезком) относятся к поверхностям одинарной кривизны.Вращение кривой второго порядка даст поверхность двойной кривизны.Тоже справедливо для поверхностей сдвига.
Что делать?Наши модели спошь состоят из поверхностей второго порядка…
Моделисты,занимающиеся картонным стендовым моделизмом,ответят прямо:,Это НАШ случай!!!,
И действительно,бумажные выкройки-чистейший пример иллюзии поверхности второго порядка,созданных более простыми поверхностями первого порядка.
Давайте пройдём путь упрощения(опроксимации)сложной поверхности.
Пример-кок винта.Его параболическая поверхность для создания развертки должна превратится в объект состоящий из комплекса усечонных конусовидных колец.
На созданный кок спроецируем несколько прямых.
Эту операцию мы прекрасно изучили в первом уроке.Спрячем,или удалим кок.Теперь нас интересуют только его сечения.При их помощи создадим кольца пользуясь командой loft.Все полученные конусовидные кольца обьединим в группу.
Выделяем все детали(кроме самих сечений) и прожимаем славиши Ctrl+G .Детали слеплены в группу.Время применить команду,Сделать развёртку,
Unroll Developable Surface .В приложенном рисунке есть указание на изменение функции в скрипт эдиторе Explode=Yes на Explode=No
Для закрепления материалла,поиграйтесь этим и соседним параметром (маркеровка).И в завершении работы,для более лёгкого восприятия чертежа можно снять галочку на Schow Surface
Примеры полезного использования данной функции для создания выкроек зальных моделей
Друзья, а кто нибудь подскажет, можно ли перенести из Рино в 3ДС-Макс?
3ДС формат есть у Рино.Попробуйте.
В завершении данного урока хочу показать некоторые свои работы в области моделирования в Рино.
Надеюсь,что данные уроки были полезны.Пожалуйста оставляйте ваши вопросы в данной теме.Я постараюсь отвечать на них вовремя и подробно.Таким образом тема будет пополняться новыми пояснениями.
Замечательно, что-то стало получаться, хотя пока остаются совершенно тупые вопросы. Самолет из урока по крайней мере повторил. Теперь надо нарабатывать решения типовых задач.
Как мне кажется, эту ветвь надо внести в фак и если автор еще не устал - оформить и выложить как статью.
ОГРОМНОЕ спасибо. И все же вопрос - как во всей этой красоте учесть толщину материала?
2 Админы - тема не должна пропасть с первой страницы НИ В КОЕМ случае!
flying yogurt!
А продолжение уроков по внутренней компановке не намечается?