Собираю документацию на АИР-6. Нужна помощь!
Есть новости!
Связался с Юрием Владимировичем Засыпкиным, старейшим работником ОКБ им.Яковлева, и автором публикации в МК по АИР-5.
Получил приглашение для ознакомления с имеющимися архивами в ОКБ. Еду в ближайшее время…
… продолжение следует…
Приветствую, коллеги!
Состоялся мой визит в ОКБ им. А.С.Яковлева и встреча с начальником информационно-архивного отдела ОКБ Юрием Владимировичем Засыпкиным - историком авиации, старейшим работником ОКБ и автором практически всех публикаций в журналах (МК, КР) о самолетах А.С.Яковлева
Мемориальный рабочий кабинет Александра Сергеевича Яковлева в ОКБ. Бережно сохраняется в том же виде!
Вот они, сохранившиеся архивы по первым самолетам АИР.
Заводских чертежей по АИР-5/6, конечно не сохранилось, но много оригинальных фотографий , схем, описаний, отчетов. Много материалов, которые есть в инете и публикациях ,но есть и материалы, которые еще не публиковались.
Практически весь день, я провел за изучением архивов, много перефотографировал.
… ну что ж, можно начинать готовить документацию для модели.
Есть договоренность о заверке документации на модель для соревнований.
… продолжение следует…
Уникальные кальки и “синьки” 32г. поплавкового варианта АИР-6 с подписью Шаврова
Издание: Адлер Е. Г. Земля и Небо. Записки авиаконструктора. — М.: Русавиа, 2004.
militera.lib.ru/memo/russian/…/index.html
Записки авиаконструктора работавшего по АИР 6.
“Приютившийся на территории учебно-тренировочной эскадрильи Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского самолет АИР-6 еще издали привлекал внимание, выделяясь среди однообразных военных самолетов своей веселой раскраской с полосатым вертикальным оперением. Вблизи самолет оказался тщательно отделанным, очень симпатичным. На полу трехместной кабины лежал ворсистый серый коврик, сиденье летчика и пассажирский диванчик обиты сереньким вельветом с аккуратными синими окантовками, стены и потолок отделаны светло-серой байкой, а по стыкам панелей пущены фанерные штапики, полированные под красное дерево. Даже головки шурупов были отникелированы и отполированы, а на задней стенке кабины, над диванчиком, красовалась овальная виньетка, тоже в полированной рамке, набранная из вертикальных складок серого блестящего шелка. Изящная дверца с раздвижными стеклами при открытии автоматически фиксировалась к подкосу крыла пружинным стопором (с музыкальным звоном).”
“Колька Салов не только бойко работал руками, у него были еще вороватые бегающие глазки и, вероятно, еще быстрее мелькали в его голове недозволенные мысли. Попросту, он моментально подмечал, где что плохо лежит, а руки у него так и чесались что-нибудь стащить.
Итак, когда я завел с ним разговор об оперении, он сказал:
— Да ведь для АИР-6, что стоит на Ходынке, оперение-то я раздобыл.
— Где же ты его взял?
— На складе. Там их много для И-5 понаделано. Стабилизатор с рулем подошел без переделок, киль — тоже, а у руля направления пришлось сделать вырез под костыль, он у нас не такой, как на И-5.
— Как же тебе удалось все это стащить? Там же везде часовые.
— А что мне часовые? У меня пропуск на сборку и на аэродром. Откуда часовому знать, куда я тащу оперение? Я же сначала его перетаскивал в ангар ЦКБ, а потом — в ангар Академии. Там уж Алексей Анисимович{2} сам переправлял его Яковлеву.
— А Яковлев знает о твоих проделках?
— Может быть и знает, да делает вид, что ему ничего не известно. Это еще что? Я таким же манером целиком педали ножного управления переправил, они тоже от И-5. Да еще амортстойки шасси с самолета У-2.” 😁
Ух ты., Андрей Fed Федоренко вернулся 😃
Что то будет, да еще и прототип приятный…
Только Андрей-не пропадай пожалуйста 😃
Освещай проект 😃
Подписываюсь в обязательном порядке!
Приветствую, коллеги!
Спасибо за участие и поддержку!
Павел, спасибо, за исторические описания АИР-6. Очень интересно описан интерьер кабины!
Довольно туманная история использования оперения от И-5 на АИР-6. Я тоже встречал об этом упоминания в разных местах. По всей видимости речь идет о первом опытном АИР-6, на который подошло это оперение с переделками. И Адлер был назначен ведущим конструктором по самолету. На следующие АИРы рабочая документация подготавливалась по уже реальному самолету.
Конструкция оперения была взята за основу, но облегчена и переделана. И в серийных АИРах уже было свое оперение.
Я попытался проверить эту версию. Здесь наложены в одном масштабе оперение от И-5 (бледнозащитные) из чертежей МК, на наиболее достоверный чертеж АИР-6 (черный), уже серийного экземпляра.
Действительно контур стабилизатора достаточно точно ложится, но видны различия в конфигурации рулей высоты возле фюзеляжа и по количесву нервюр.
Киль также весьма близок по очертаниям но на АИРе значительно отличается от И-5 как по геометрии, так и по конструктиву (ширина лобика и кол. нервюр)
Сейчас обрабатываю и анализирую полученную и имеющуюся информацию по АИР-5/6 для выработки концепции проекта. По всей видимости, в самое ближайшее время открою основную тему по этому проекту в разделе Копий, где постараюсь освещать предпроектные и проектные моменты, а в дальнейшем и постройку…
С возвращением Андрей! 😃
Плавно переходим к проекту…
rcopen.com/forum/f82/topic422678