нитротопливо
Был прецедент запуска нитро мотора в гараже (собственная тупость, согласен). Все симптомы начального отравления - головокружение, резь в глазах, странные ощущения в пузе. Как было сказано уже - 2Т мотор серет в атмосферу почти негоревшим топливом. 4Т чуть получше, но всё равно не 100% съедает.
Метанол - жуткая вещь, даже в крохотных дозах может подкинуть проблем.
Именно про авто - у меня вот, выхлоп на модели справа (HPI RS4 3Evo), а оперировать моделью при запуске и настройке удобней, когда она мордой налево, и это спасает. А вот у товарищей в 1\8 багги - выхлоп прямо в рожу оператору. Даже фиг с ним запуском - тупо при прогазовке модели в руках - всё летит в харю.
И кстати не забываем - естественный антидот к метанолу - обычный спирт. Смех смехом, но 150грамм национального продукта - лучшее лекарство и профилактическое средство при ощущении у себя симптомов метанольного отравления.
4Т чуть получше, но всё равно не 100% съедает
Не в этом дело. Отравление выхлопом 4-тактного двигателя идет не за счет несгоревшего топлива, а угарным газом. Т.е. эффект тоже фиговый, но причины все-таки разные.
Шеф, ты не прав. Вспомни принцип работы двухтактного двигателя. Какое-то время, окна впуска и выпуска в цилиндре открыты одновременно, и часть исходной топливо-воздушной смеси попадает в выхлоп.
Мне не надо вспоминать, всё отлично представляю. Окна не на некоторое, а значительное время остаются открыты. Только ты Миш ты не в курсе, для чего используются “резонансные” трубы, и производители настойчиво рекомендуют использовать для каждого типа двигателя определённые трубы и манифолд той или иной длинны. Все эти выхлопные “прибамбасы” должны создавать обратный резонанс (давление) которое должно совпадать с положением впускного окна колен-вала (турбины) которое перекрывает в нужный момент подачу топлива. Ещё небольшая новость, для тебя. Мы гоняем на движках с калильным зажиганием смеси, где процесс горения свечи (источника воспламенения) находится в непрерывном процессе! Если в моторе происходит то о чём ты подумал, то мотор работать просто не будет, в силу того что ты исключаешь одну фазу, такта работы двигателя!!!
Так что спирт и добавка нитры в том или ином процентном соотношении, для повышения октанового числа топлива, (спирт в чистом виде имеет очень низкое число) сгорает полностью ( продукт горения Н2О), всё остальное что воняет и дымит, это пар с продуктами сгорания масел и красителей. Это ответ моего брата (специалист с высшим образованием, по бензолам, спиртам, ракетному топливу и иной “байде”). Я когда начинал заниматься данным хобби, мне было интересно что да как, он брал у меня образцы для лабораторных исследований. Я верю только ему.
Глаза слезятся не из-за метанола в дыме, а просто нормальная реакция организма при попадании дыма в глаз. У костра тоже иногда “глаз мокнет” и что там тоже нитра-метанол?
Так что соблюдаем, элементарные меры предосторожности в работе с химическими веществами, приучаем себя работать с моделью (постоянно говорю об этом, на трассе) выхлопом от себя или в сторону, переучиться не сложно, дело привычки. И всё будет нормально!
Вот когда на соревнованиях маршалишь, от десятка моделей, катающихся вокруг тебя 45 минут, реально голова болит. Но это не ваш случай, как понимаю.
в подобных ситуациях были случаи, когда приходилось обращаться за медицинской помощью ? или может быть осложнения в самочувствии, которые давали о себе знать позднее ?
были случаи, когда приходилось обращаться за медицинской помощью ?
Мне о таких неизвестно.
для чего используются “резонансные” трубы
Известно. Для повышения мощности за счет резонанса выхлопа. Но это помогает движку избавиться от выхлопных газов, а не наоборот. Создается дополнительная тяга от двигателя на фазе выпуска.
Кроме того, наличие резонансной трубы не является обязательным. Поставь на любой движок обычный РТРный глушак с резиновой муфтой (там резонансом и не пахнет) - двиг продолжит нормально работать, хотя и потеряет часть мощности. Так что ни о каком “запирании” выхлопа речи быть не может.
Да что там глушак! Я помню, как в прошлом году на квале в Крылатском ухитрился расколоть обо что-то манифолд, и несколько кругов ехал по сути вообще без глушителя! И ничего, двигатель даже не заглох (хотя тянул, конечно, фигово, и грохотал не по-детски).
Мы гоняем на движках с калильным зажиганием смеси, где процесс горения свечи (источника воспламенения) находится в непрерывном процессе!
Свеча не горит, она постоянно держит высокую температуру, от которой и воспламеняется смесь в конце фазы сжатия. Горение смеси даже в калильном двигателе не может идти постоянно - в таком случае двиг не работал бы вообще. Горение завершается в конце рабочего хода поршня, когда уже открыты перепускные окна, и происходит перемешивание выхлопных газов со свежей топливо-воздушной смесью.
сгорает полностью
Даже если забыть про перепускные окна и смешение выхлопа со свежей смесью - все равно нет. Сгорать полностью может только стехиометрическая смесь - т.е. смесь с идеальным соотношение количества горючего и окислителя (кислорода воздуха). Такой состав смеси достигается только на современных инжекторных двигателях с обратной связью по датчику кислорода. Мы же гоняем на простейших механических карбюраторах, которые имеют на порядок меньшую точность дозирования топлива.
При превышении количества воздуха в смеси (смесь “бедная” относительно стехиометрической) двигатель начинает резко перегреваться (и неважно, 2-тактный он или 4-тактный) из-за детонации смеси при воспламенении. Если же повышается количество топлива (смесь “богатая”), то сначала двигатель несколько повышает мощность, а потом начинает ее постепенно терять (это все из термодинамики). Так что наши любимые вонючие калилки гоняют на смеси, изначально забогаченной относительно стехиометрической (т.е. идеальной). И несгоревшее топливо там будет по определению. Если же пытаться беднить смесь, приводя ее к идеальной для полного сгорания топлива, то с движком случается всем известный перегрев.
Это ответ моего брата (специалист с высшим образованием, по бензолам, спиртам, ракетному топливу и иной “байде”).
Антох, я совершенно не готов спорить (тем более заочно) с незнакомым мне человеком, но описанная тобой схема не укладывается в мои знания физики, химии и термодинамики.
Есть 2 замечания -
- Касательно сгорания метанола - он действительно не должен полностью сгорать. И причина проще (даже не касаясь инжекторов и пр…) - на принципе испарения метанола основано охлаждение мотора. Т.е. мотор охлаждается в-основном за счёт испарения метанола (вклад других компонентов топлива в этот процесс существенно ниже и практически не берётся в расчёт из-за меньшей теплоты испарения и количества). “Воздушное охлаждение” из-за большой головки только помогает и создаёт запас по “тепловой инертности”, стабилизирует тепловой режим. Именно поэтому рекомендуют “богатую смесь” - когда есть лёгкий дымок (микрокапли неиспарившегося топлива). Если дыма не будет - значит испарился весь метанол и температурный баланс нарушен, мотор начнёт неконтролируемо нагреваться - это слишком бедная смесь. А пока хоть “легкий дымок” есть - метанол в выхлопе присутствует и значит его хватает для охлаждения мотора.
- По свечам - точнее сказать не так - “Свеча … постоянно держит высокую температуру”, а “Свеча … ДОЛЖНА постоянно держать заданную высокую температуру” - т.е. такой принцип работы теоретически. Потому что конечно практически - в зависимости от нажатия на газ и других факторов её температура гуляет прилично, чтобы плавал момент зажигания смеси в цилиндре от оптимального и в худшем случае даже до остановки мотора. Поэтому прогревают, регулируют на прогретом моторе (чтобы головка мотора “вошла в режим”, и всё остальное тоже) и потом в течении гонки тоже иногда приходится механику регулировать. И поэтому на разных трассах, при разном темпе езды - тоже приходится регулировать мотор… И поэтому спортсмены любят холодные свечи с толстой спиралью - самые стабильные. А если необходима горячая свеча (холод, настройки) - надо и ехать аккуратнее, не доводя мотор “до звона”, и подгазовывать постоянно, т.к. свеча прогревается на полном газу и остывает на холостом достаточно для кардинального изменения режима зажигания смеси.
Практически метанола в выхлопе как 2-х тактного, так и 4-х тактного модельных моторов в нормальном режиме должно быть примерно одинаково - т.к. принцип охлаждения у них одинаковый - за счёт испарения метанола. Возможно у низкооборотного 4-х тактника его поменьше - проще добиться стабильного режима по температуре при относительно более бедной смеси (и очень большого содержания масла). Надышаться - можно, будет паршиво, но без фатальных последствий - т.к. количество всё же маловато, если конечно не повторять это на постоянной основе.
мотор охлаждается в-основном за счёт испарения метанола
… и нитрометана. У нитрометана, если ничего не путаю, теплоемкость даже больше, чем у метанола. Соответственно и вклад в охлаждение больше.
Но общий смысл картинки от этого не меняется.
Надышаться - можно, будет паршиво, но без фатальных последствий
Кстати, думается мне, что те самые признаки отравления (кашель, глаза) все же возникают больше от интоксикации продуктами горения, а не чистым метанолом.
Удельная теплота испарения -
Метанол - 1,2 МДж/кг
Нитрометан - 0,56 МДж/кг
- Я прав!
Вот за что я люблю моделистов, так это за въедливость. Обязательно надо докопаться до каких-то непролазных дебрей, в поиске недостижимого корня и истины.
Человек спросил о вполне банальной бытовой проблеме, и решение ее лежит тоже на вполне бытовом уровне и знании элементарных мер предосторожности. Дышать выхлопом РЦ моделей вредно и это очевидно, так же как очевидно, что вредно дышать любым другим выхлопом от ДВС. И меры предосторожности тоже вполне ясны (не дышать, не запускать в замкнутых пространствах итд…)
Но нет, наш брат моделист не таков. Ему нужно до основ докопаться, постичь принцип, суть, ну и потом всем доказать, кто у нас самый крутой;)
наш брат моделист не таков. Ему нужно до основ докопаться, постичь принцип, суть, ну и потом всем доказать, кто у нас самый крутой
Не буду говорить за других, а для меня важно не собственную позицию доказать, а до истины докопаться. Если уж о чем-то и говорить, то говорить правильно. Имхо это главное.
Такой состав смеси достигается только на современных инжекторных двигателях с обратной связью по датчику кислорода.
Я с таким утверждением не согласен т.к. состав смеси идиальным не бывает в принципе и меняется как минимум 3 раза за 10 секунд.
состав смеси идиальным не бывает в принципе и меняется как минимум 3 раза за 10 секунд
…
Вот за что я люблю моделистов, так это за въедливость.
😂