Строим Su-31M

ANRI

С1984 по 1997 работал на Сухого. Начинал с модельщика. Для Су-26м, Су-29, Су-31, Су-31М отрабатывал формы и технологии, делал болваны, матрицы, клеил композиты.
Потом начальник производства, главный инженер - делали все перечисленные модификации. С тех пор многое “выветрелось” из памяти, но многое ещё помню. Если возникнут вопросы по технологии или конструктиву - спрашивайте.
P.S.: сам пилотажником был…

Партизан

Спасибо за поддержку, обязательно будем сотрудничать, вчера были доделаны зализы и болван был покрыт еще одним слоем стеклоткани, вечером помещу фото. Нужна технология производства крыла, т.е. его крепления, делать через трубу, или ланжерон из фанеры, как правильно сделать петли элеронов, чтобы зазоры были минимальные (делают путем вклеивания ленты)?

ANRI

Судя по фоткам болванок, Вы уже очень далеко ушли не только от конструкции самого СУ-31М, но и от точки выбора каких то принципиальных решений в констукциии и технологии модели…
Думал у Вас уже таких принципиальных вопросов, определяющих конструкцию модели и технологии её изготовления уже не будет, что с этим уже определились…
Тогда другой вопрос: а зачем тогда вообще были созданы все эти болванки и именно в этом конструктивном исполнении? Как Вы предпологали исполнить те узлы, о которых сейчас спрашиваете? Или никаких вариантов не было? Просто захотелось сделать болванки?
Так дело не пойдет… Советую немного приостановить работы и принять все принципиальные решения по конструкцию модели и технологии её изготовления. После этого можно продолжить “марать руки”…

Независимо от материала и конструктивного исполнения болванки - её достаточно покрыть всего одним окончательным слоем стеклоткани толщиной 0,03-0,06 мм.

giantflier
ANRI:

…Советую немного приостановить работы и принять все принципиальные решения по конструкцию модели и технологии её изготовления…

правильно!
конструкцию основных несущих элементов нужно было не только продумать, но и заложить в конструкцию собственно болвана до начала его изготовления.

до меня только сейчас дошло, что вы строите су-31, а я предлагаю вам фотографии су-26. прошу прощения.

Партизан

Хотел уточнить, касательно того, что мы далеко ушли от конструкции самолета? Что он не соответствует прототипу? С технологией изготовления матриц мы знакомы и для их производства, есть все составляющие и компоненты. Для крепления крыльев есть на сегодня у нас две схемы, т.е. труба и переклейный фанерный лонжерон с креплением одним болтом в центре фюзеляжа.

giantflier
Партизан:

Хотел уточнить, касательно того, что мы далеко ушли от конструкции самолета? … С технологией изготовления матриц мы знакомы …

конструкция крепления крыла к фюзеляжу должна быть по идее заложена в конструкции болвана.
например, если вы планируете круглую трубу в качестве лонжерона, то в болване уже должно быть выполнено отверстие под эту трубу и болван крыла должен пристыковываться к болвану фюзеляжа при помощи этой трубы. то же самое касается стабилизатора. позднее, когда матрицы уже готовы обеспечичть точный стык и точное положение трубы будет гораздо труднее.
вот об этом речь.

что касается близости к прототипу, мне лично трудно сказать, судя по вашим фотографиям. мне вообще 31 модификация сухого не нравится. какая-то она неказистая, что ли. мне кажется 26-й имеет гораздо более гармоничные обводы.

ANRI
выгода:

Это СУ-31, а тема о СУ-31М - огромная разница! Хотя если судить только по внешним контурам - разница в фонаре:

giantflier:

…мне вообще 31 модификация сухого не нравится. какая-то она неказистая, что ли. мне кажется 26-й имеет гораздо более гармоничные обводы.

СУ-26 был “гадким утёнком”, “пробой пера”, попыткой создать самолёт, предназначенный действительно для высшего пилотажа (заметьте,это было ещё в СССР).
СУ-26М стал таким самолётом, в нём, в отличии от “кустарно” построенных 5-ти СУ-26, была кардинально изменена технология, которая в последствии уже не менялась. Да и конструктивно в нём мало, что осталось от первых СУ-26.
СУ-29 - двухместный, естественно центральная часть фюзеляжа для него (ферма, панели,фонарь) немного удлинена. Площадь крыла увеличили только за счёт законцовок с “лопухами”, элероны остались те же.
СУ-31 “принял на себя” все замечания и пожелания наших и зарубежных пилотажников. Крыло то же, но на удлинённых законцовках отрезали “лопухи” и нарастили элероны. Ферма стала “обрезанной”, хвостовая балка стала полноценным монококом. Немного изменана “нарезка” панелей обшивки, добавились обтекатели колёс и стоек.
СУ-31М в принципе тот же СУ-31, но в него установили катапультное кресло, что внесло свои коррективы: остекление фонаря стало без переплета (без козырька), ну и чтоб вместить заголовник кресла - изменили контуры фонаря.

Вот вкрадце отличия модификаций.
Так что, кому то нравится гармония запорожца, а кому то мерина…
А для меня все спортивные “сушки” - мои дети, моя жизнь…

giantflier
ANRI:

Это СУ-31, а тема о СУ-31М - огромная разница! …

очень интересная информация! я ничего этого не знал. спасибо большое!
получили ли вы мое сообщение в личку? жду ответа.

Партизан

Обращаюсь к ANRI, у вас есть детальная информация или чертежи с фотографиями узлов, агрегатов самолета. Хотелось узнать устройство шасси, есть еще вопрос касательно крыла, на крыле есть вставка из оргстекла, для чего она нужна была?

выгода

, на крыле есть вставка из оргстекла, для чего она нужна была?[/quote]
На левой консоли крыла это резиновые ковтики чтоб ходить , а из оргстекла в борту окно для озора.😁
А вообще есть полная документация ,СУ-31 ,СУ-31 М, СУ29, СУ-26М,

выгода

:-/В выходные буду в Луховицах , поговорю с правообладателем, мож чегонить выпрошу бесплатно.

Вот здесь ещё много чего есть😁 1.airwar.z8.ru/bibl/su-31.zip

ANRI
Партизан:

Обращаюсь к ANRI, у вас есть детальная информация или чертежи с фотографиями узлов, агрегатов самолета. Хотелось узнать устройство шасси, есть еще вопрос касательно крыла, на крыле есть вставка из оргстекла, для чего она нужна была?

Чертежей и фоток не сохранилось, да и не к чему они мне были - зачем они главному инженеру, если у него для этого есть КБ, ТО, производство, да и сами самолёты с утра до ночи перед глазами…

Шасси помню (надеюсь интересует именно серийные СУ-26М, -31 и -31М), могу подробно нарисовать в эскизах, но это уже в выходные дни если очень нужно…

На нижней поверхности обоих консолей, в корне вплотную к фюзеляжу, действительно располагаются окна нижнего обзора (прямоугольные треугольники с катетами примерно 300х200). Пилот имеет возможность смотреть в них из кабины вниз вдоль бортов, как бы под верхний зализ. Конечно видно в них мало, но для пилотажника очень важно не только видеть “на 360”, но также важно по освещенности окошек определять “боковым зрением” где небо, а где земля. Поэтому в кабине “сушек” окна присутствуют так же и на обоих боковых панелях, и три окна на нижней панели - везде где это возможно конструктивно.

выгода:

На левой консоли крыла это резиновые ковтики чтоб ходить…

Резиновые рифлёные полоски на верхней левой панели были только на первых СУ-26.
На последующих серийных модификациях наклеивалась американская самоклеющаяся наждачная бумага (зерно примерно №40) - есть даже небольшой кусочек “на память” (тёщи зимой на подошву приклееваю - гололёд нипочём! Да и грубые шкурильники класные получаются, как рашпиль).
Летом на солнцепёке, их абразив так раскаляется, что при наступании на них “кеды” плавятся…

выгода:

:-/В выходные буду в Луховицах , поговорю с правообладателем, мож чегонить выпрошу бесплатно.

Не знаю жив ещё или нет, но если встретите Арбеньева - низкий поклон от меня.

Если не знаете, он ТУ-144 испытывал,… дружили, бывал у него дома когда в командировки к ним в Луховицы приезжал… Я ему в 1996 году передавал комплекты документации на серийное производство спортивных сушек на Луховицком заводе, он тогда там был начальником серийного КБ…

выгода

Не знаю жив ещё или нет, но если встретите Арбеньева - низкий поклон от меня.
Арбеньева не знаю. Я Анфалова Володю знаю ,тож нач кб , это его сушка , фуз стеклянный, кстати известная модель.

ANRI
выгода:

… это его сушка , фуз стеклянный, кстати известная модель.

?..?..?..

ANRI
выгода:

Вполне прилично, по крайней мере, то что видно на фотке.

Правда сразу “режет глаз”:

  • Пилот без гарнитуры (или это механик на прогреве?);
  • Те же полоски шкурки на левой консоли - у них на каждом торце должен быть R20 по углам (чтоб не отклеивался) и обрезаны они не по зализу, а как-то “под него”;
  • Зализ крыла своей задней кромкой должен полность “натягиваться” на заднею кромку консоли, а не так как на модели просто сверху внахлёст;
  • Диаметор головок винтов крепления хвостовой части к ферме примерно 20мм, а диаметор остальных обшивочных винтов 12мм - а на модели они кажется почти одинаковыми;
  • Кажется не все винты крепления боковых панелей к хвостовой части присутствуют (болжно быть на один-два больше) и неверно размещен винт той же группы, который почему-то на модели стоит в одном ряду с винтами крепления хвостовой части к ферме, должен быть чуть ниже;
  • Вентилятор на откидной части фонаря всегда (раньше) выполнялся из прозрачного поликарбоната - на модели он почему-то серый.

В общем видно на фотке не так много, а уж автор, имея полную документацию, знает ещё больше отличий от оригинала… Хотя это мелочи, которые вполне могли быть изменены серийным КБ, тем более за эти годы…
Автору модели - уважение!

Есть ещё фотки этой модели?

выгода

Да есть немного , Но чегото показывать расхотелось. А на ваши модели можно взглянуть?

giantflier
ANRI:

Вполне прилично, по крайней мере, то что видно на фотке…

уважаемый Андрей,

не могли бы вы рассказать из каких соображений на су-31 задний гаргрот сделан гораздо ниже по сравнению с су-26?
я уверен тому были какие-то веские причины, но, тем не менее, именно из-за этого очертания су-31 нравятся меньше чем 26-го.

выгода:

Да есть немного , Но чегото показывать расхотелось…

да уж покажите, пожалуйста, не обижайтесь на “критику”. очевидно, модель сделана очень хорошо. а каковы ее размерения? какой двигатель?

ANRI
выгода:

Да есть немного , Но чегото показывать расхотелось. А на ваши модели можно взглянуть?

Что за обиды? Я ведь расказал о некоторых отличиях от самолета и не в коем случае не критиковал эту модель. Наоборот, высоко оценил её исполнение: “- Вполне прилично”,… “- Автору модели - уважение!”…

И если уж рассказывать о самолёте, то лучше это делать на “разборе” наглядных примеров и фотографий.

И мои модели тут не причём, тем более копиями никогда не занимался.
А фоток моих моделей, к сожалению, очень мало, наверное и десятка черно-белых не наберётся, цифровых тогда ещё не изобрели, а те кто и снимал - не особо их мне жаловали, так что фотки “на руках”…

giantflier:

не могли бы вы рассказать из каких соображений на су-31 задний гаргрот сделан гораздо ниже по сравнению с су-26?
я уверен тому были какие-то веские причины, но, тем не менее, именно из-за этого очертания су-31 нравятся меньше чем 26-го.

В первую очередь, для значительного улучшения обзора пилотом задней полусферы. В идеальном варианте, лучше чтобы её (хвостовой балки) вообще не было. Пилоту-пилотажнику необходим максимальный обзор.
Во-вторых это снижение веса, причем на -31 даже ферму “из хвоста” убрали. И как следствие - уменьшение моментов инерции и улучшение пилотажных свойств.